НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна Валентиновна Учитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск
статья (алгебра) по теме

Бочкарева Татьяна Валентиновна

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Бочкарева Татьяна Валентиновна

Учитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159»,

 г. Омск

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Бочкарева Татьяна Валентиновна

Учитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159»,

 г. Омск

«Развитие человека есть развитие его способностей» (С.Л. Рубинштейн).

Современная школа призвана строить отношения между участниками педагогического процесса на принципах гуманизации и демократизации, при этом центром педагогического процесса является личность ученика.

Основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи, позволяющая проявить себя индивидуально при решении какой-то проблемы с заранее  неизвестным результатом.

Целью работы педагога в выявлении учащихся склонных к ведению исследовательской деятельности, развитию умения самостоятельно работать.Члены научного математического общества под руководством учителя проводят исследовательскую работу, это позволяет не развивать личность вообще, а развивать ее на конкретном материале.

Формирование умений и навыков к самостоятельной исследовательской деятельности одаренных учащихся предполагается проводить уже на традиционных уроках. Это может быть интересная «проблемная» задача, тренировочные практические работы.

Выполненные работы рецензируются учителем и представляются на различных уровнях: на уроке, кружках, конференциях. С группой учащихся, проявивших наибольший интерес, продолжаем работать над темой с  привлечением информационно-технологических ресурсов (статьи, диссертации, научно-исследовательская документация), организационного обеспечения (дополнительные задания, консультации и т.д.).

На этом этапе главное – заинтересовать учащихся, «показать» перспективу практического применения.

Исследовательская работа включает следующие этапы:

1.        Выбор темы исследования.

2.        Выявление проблемы исследования

3.        Постановка цели и задач исследования

4.        Выбор методики исследования, проведение эксперимента.

5.        Отбор материала по целям и задачам исследования.

6.        Оформление результатов.

7.        Презентация, анализ и самоанализ исследования.

Работа учителя-наставника на этих этапах: предложение или отбор возможных тем исследования, выявление проблемы исследования, постановка целей и задач исследования, консультации, координация работы учащихся, стимулирование их деятельности, организация и проведение экспертизы, оценка свой труда, определение перспективы использования результатов учебных исследований.

Как только у учащихся появляется желание изобретать, конструировать и создавать научные проекты, возникает потребность стать членом школьного НОУ.Школьное НОУ создано в целях активизации познавательной деятельности учащейся молодежи, интеллектуального развития и поддержки талантливых и одаренных детей.

Моё участие в НОУ началось в 2001году. Причина: отдалённость Артынской школы от областного центра. Выпускники готовились к поступлению в Вузы или самостоятельно или на заочных подготовительных курсах. В роли консультантов  выступал учитель. Выбрав наиболее трудные задачи из подготовительных курсов по теме: «Задачи с параметрами (линейные и квадратные уравнения), «Модуль числа», «Уравнения, содержащие модуль», «Уравнения, содержащие модуль и параметр», рассмотрев виды этих уравнений и уравнения, содержащие одновременно модуль и параметр, установив некоторые закономерности решения данных видов уравнений, мы успешно выступили на НОУ районного уровня, были первыми в секции математики.

Анализ представляемых на НОУ работ позволяет выделить два вида исследовательских работ: проблемно-реферативные – это творческие работы, написанные на исследовании нескольких источников, сопоставление фактов и собственную трактовку этих фактов. Данные темы представляют собой этот вид исследовательских работ.

Следующая работа относилась к экспериментально – исследовательским – это творческая работа, написанная на основе эксперимента, не описанного в науке и не имеющего известный результат, поэтому мы вместе с учеником работали над этой темой два года.

Тема «Отклонение длины перпендикуляра от среднего геометрического длин проекций двух сторон треугольника на третью сторону при изменении прямого угла, из вершины которого этот перпендикуляр проведён». Трудность при написании этой работы – в отсутствии литературы по данной теме.

Методика исследования – компьютерный эксперимент в программе «Живая геометрия». Данная исследовательская задача представляет собой класс задач применимых в образовательных учреждениях.

Полученный собственный экспериментальный материал, на основании которого сделан анализ и вывод о характере исследуемого явления. Получено заключение областного НОУ, подводящее итоги исследования, выводы и применение.

С этим же бесспорно одарённым учащимся, мы продолжили сотрудничество в ещё одной исследовательской работе «Наибольшее и наименьшее в строительстве сельского домика». Он вместе с ещё одной моей ученицей стали лауреатами областного НОУ. Анализ таких экспериментальных работ требует широкого кругозора, научной интуиции учащегося, является продуктивным способом обучения одарённых детей.

Возможность удовлетворять индивидуальные запросы и потребности учащихся, активно интересующихся математикой, помогает школьное научно общество учащихся «Эврика» МОУ «Гимназия №159»,где я работаю седьмой год. За это время были подготовлены ряд учащихся с работами, одна из них «Связь между арифметической и геометрической прогрессией» напечатана  в сборнике «Шаги в науку-2007»,есть призёры и лауреаты областных и городских уровней. Помимо удовлетворения познавательного интереса научно – исследовательская деятельность имеет и чисто прикладное значение: для будущих студентов не составит труда подготовить реферативное выступление на семинаре, написать дипломную работу, научную статью.

В школе, где я работала и в гимназии, руководители образовательного процесса обладают компетентностью, достаточной для создания исследовательской деятельности учащихся наряду с традиционным способом работы. В этом году я продолжаю работать с группой учащихся 5-9 классов в персональных научно – исследовательских работах. Цель работы с этими учащимися: выстроить серию исследований для последовательного формирования исследовательских умений и навыков. Как показывает опыт работы в этом направлении: НОУ-это один из видов исследовательской деятельности одаренных учащихся, так как способствуют повышению мотивации учеников, создают у них чувство успеха, является эффективным процессом обучения. В результате творческой деятельности у учащихся появляется интерес к математике. Ученик чувствует удовлетворение от решенной задачи, от установленной им возможности приложения математики к другим наукам.

Работаю по авторской программе «НОУ – это один из видов исследовательской деятельности одаренных учащихся». С ней выступала на муниципальном конкурсе авторских программ по работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях города Омска « Путь к успеху»

В основе программы лежит концепция книги Н.И. Ильичевой «Творческая одаренность»:

  1. Все дети одарены от природы.
  2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор

Цель программы:

  1. выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью;
  2. развитие творческого мышления и способностей учащихся;
  3. поддержка научно-исследовательской работы в школе.

Задачи:

  • широкое привлечение учеников к участию в научно - исследовательской работе;
  • овладение общими приёмами познавательной деятельности.

Основная форма организации образовательного процесса – занятие, которое проводится с группой обучающихся.

Формы работы на занятиях: беседа, лабораторная и практическая работа, лекция, дискуссия, составление и обсуждение планов, поиск темы, работа с литературой, поиск информации в сети Интернети др.

С этой программой я работаю второй год.

Результаты:

2006г. –2007г. – научно-практическая конференция городской конференции обучающихся «Шаги в науку»» (публикации);

2008г. – научно-практическая конференция городской конференции обучающихся «Шаги в науку»» (лауреаты заочного этапа);

2009г. – научно-практическая конференция городской конференции обучающихся «Шаги в науку»» (лауреаты заочного этапа);

2010г. – научно-практическая конференция городской конференции обучающихся «Шаги в науку»» (лауреаты заочного этапа);

2011г. – 43 региональная  научно-практическая конференции

школьников и учащейся молодежи Омской области-лауреат

2012г.:

  • 44-региональная научно-практической конференцияшкольников и учащейся молодежи Омской области-лауреат;
  • научно-практическая конференция Московского финансового промуниверситета «Сенергия»1, 2, 3 места, публикации;
  • областная конференция учебно-научно-исследовательских проектов обучающихся и талантливой молодежи Омского Прииртышья «Поколение будущего»-3 лауреата;
  • региональном этапе Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работим. В.И. Вернадского (участники).

2013г.:

  • научно-практическая конференция городской конференции обучающихся «Шаги в науку»» (лауреат и лауреат заочного этапа);
  • фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» г. Москва, финалист (защита проекта,30 марта,2013г)

Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является школьное научное общество, умения, и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Список использованной литературы:

1.        Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика. – 2003, №6. – с.27-32.

2.        Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе. – 2004, №7. – с.32-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САЙТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ МОУ ГИМНАЗИЯ №10 КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

В данной статье рассматривается возможность использования информационно – коммуникационных технологий для распространения накопленного педагогического опыта учителей математики и информатики...

Говорение как один из видов речевой деятельности в работе по УМК SPOTLIGHT 9

В данной методической разработке рассмотрены вопросы обучения говорению, как средство формирования речевой компетенции учащихся средней школы; представлена технология работы по говорению на урок...

Краеведение как один из видов внеурочной деятельности.

Формирование человека неразрывно связано с тем пространством, в котором он познает окружающую действительность, активно действует. Среди традиционных источников воспитания остаются: патриотизм, ...

Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся.

В статье опысана методика постановки учебного опыта в полевых условиях, приведён образец заполнения дневника опыта....

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА Ревнякова Татьяна Сергеевна учитель математики МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися IX классов – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Редко, кто просто плавно вместе со всем классом пер...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Герасимовой Татьяны Николаевны, учителя математики частного общеобразовательного учреждения «Санкт-Петербургская гимназия «АЛЬМА-МАТЕР»

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя математики Герасимовой Татьяны Николаевны в рамках конкурса ПНПО...