Культурологические аспекты в преподавании математики
статья по алгебре по теме

Статья о значимости культурологических аспектах в преподавании математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_blagova_n.a.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Благова Наталья Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 65 имени  Н.Сафронова», город Ульяновск

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ.

 Древнеегипетские пирамиды, картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза», подсолнух, улитка, сосновая шишка и пальца человека - все это, а также многое другое, окружающее нас, объединяет математика.

Согласно Государственным образовательным стандартам, сегодня изучение математики направлено:

- на формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники,

- на воспитание культуры личности,

- понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

 Основным лейтмотивом при использовании культурологических аспектов в преподавании математики мы выделяем следующее:

Целью обучения математике является развитие личностного потенциала через реализацию культурологической составляющей математического образования, т.к. математике по праву отводится важное место в общечеловеческой культуре.

Культурологический подход - это видение образования сквозь призму понятия культуры.

Исходными положениями курса математики по программе по Александра Григорьевича Мордковича являются два лозунга:

1. Математика в школе - не наука и даже не основа наук, а учебный предмет.

2. Математика в школе - гуманитарный предмет.

Математика - гуманитарный (общекультурный) предмет. Математика - наука о математических моделях. Модели описываются в математики специфическим языком. Значит, надо изучать математический язык, чтобы мы, могли работать с любыми математическими моделями. Особенно важно при этом подчеркнуть, что основное назначение математического языка - способствовать организации деятельности, а это в наше время очень важно для культурного человека.

Гуманитарный потенциал школьного курса математики мы видим, во-первых, в том, что владение математическим языком и математическим моделированием позволит учащемуся лучше ориентироваться в природе и в обществе; во-вторых, в том, что математика по своей внутренней природе имеет богатые возможности для воспитания мышления и характера учащихся; в-третьих, в реализации в процессе преподавания идей развивающего и проблемного обучения

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи, они являются и целью и средством обучения. Обращение к различным сферам общего образования в математических задачах способствует развитию кругозора учащихся, делает занятия более содержательными и разнообразными.

На уроках математики нужно показать учащимся, что ценность науки определяется не только тем, что она помогает создать материальные блага, но наука еще и формирует интеллектуальную атмосферу. Поэтому при изложении новой теории необходимо рассказывать о ее возникновении и развитии, определять область применения. Это, прежде всего, краткий экскурс в историю математики, который помогает учащимся не только понять значимость того или иного математического открытия, истории этих открытий, но и узнать о судьбах великих математиков. Все это позволяет детям воспринимать математику эмоционально, заинтересовывает их.

Существенна роль применения поэтического слова в обучении математике. Так, интерес вызывает использование поэтических сюжетов для составления задач. Кроме того, можно практиковать и такой вид деятельности, как написание сочинений на определенные математические темы с целью углубления знаний, расширения кругозора.

Все это не только развивает речь, восприятие, память, воображение, но и готовит к лекционной форме обучения в старших классах. Этим и закладывается будущая гуманитарная культура.

Поддержанию интереса учащихся к предмету и развитию их логического мышления способствуют также связи математики с географией, экологией, литературой, музыкой, искусством. Это составляет общую картину неразрывности математики с окружающим нас миром.

Использование в задачах элементов регионального компонента позволяет развивать у детей представление о том, что математика - это живая наука, расширить их знания о родном крае.

Для осуществления культурологического подхода необходимы следующие условия:

- наличие в учебном материале заданий культурологической направленности;

- специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале вопросов культурологического содержания

постепенное, планомерное развитие у учащихся умений и навыков выявлять, формулировать и самостоятельно находить способы решения не только учебной проблемы, но и общекультурной составляющей задания.

Для такой подготовки учебного материала учитель должен его проанализировать с разных точек зрения: научной (вычленение основных понятий, их взаимосвязи), психологической (предвидение реакции класса и отдельных учащихся на выдвижение не только учебной, но и культурологической проблемы), логической (последовательность постановки вопросов, задач, заданий, системы их сочетания), дидактической (выбор необходимых приемов и методов).

Культурологические аспекты в преподавании математики можно использовать на разных этапах урока.

При объяснении нового материала культурологическую информацию, связанную с историей математики, с философией может преподносить как учитель, так и заранее подготовленный ученик. Увлекающиеся математикой дети могут заранее познакомиться с историческими фактами, обратившись к стенду «Сегодня на уроке».

Задачи и упражнений культурологической направленности используются в организации самостоятельных работ. Такие задачи можно найти в методическом журнале «Математика в школе», Интернет - фестивале «Открытый урок» Издательского дома 1 сентября и др.

Культурологические аспекты, используемые в процессе преподавания математики, повышают интерес к предмету, позволяют достичь хороших результатов при сдаче выпускной аттестации в форме единого государственного экзамена.

Итак, перед учителем математики закономерно встают вопросы: «Какой выбрать путь, куда вести, какова должна быть траектория движения?»

Конечно, можно возразить, дескать, есть же стандарт, где достаточно точно прописано, что должен знать ученик. Но не все так просто. Математика - неотъемлемая и существенная часть общечеловеческой культуры.

Как способ описания действительности математика занимает промежуточное положение между точными науками (физика, химия, и т.д.) и искусством.

С одной стороны, математика отталкивается от реальности, ее результаты применяются на практике. С другой стороны, она развивается по своим внутренним законам, очень близким к законам красоты и соразмерности.

Математические теоремы ценны сами по себе. Они могут доставлять наслаждение так же, как архитектурный ансамбль, картина, музыкальное или литературное произведение. Недаром существует «красивое доказательство», «красивый результат».

Учитель математики должен воспитать не только математически образованного человека, но имеет возможность заложить в него зерно духовной культуры, которое в дальнейшем будет развиваться во времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты воспитания учащихся в процессе преподавания математики

Статья содержит некоторые предложения из опыта моей работы учителем математики в сельской школе. Некоторые мои находки, позволяющие  привлечь учащихся к самому трудному для них предмету....

Культурологический подход в преподавании математики

В настоящее время назрела потребность в осмыслении и преподавании математики на основе культурологического подхода. Учебный предмет преподносится как органическая часть мировой культуры, способствующе...

Культурологический аспект в изучении географии своего региона (на примере одного урока)

Методическая статья для учителей регеоноведения и краеведения...

Культурологический аспект преподавания литературы в школе.

О том как культурологический аспект влияет на восприятие материала учащимися....

Культурологический аспект обучения билингвов в ходе реализации проектных технологий на уроках изобразительного искусства.

Текст доклада на Международной конференции и научно-практическом семинаре "Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века." Прага (11-13 октября, 2013)...

Культурологический аспект интеграции гуманитарных предметов

Занятия и встречи с литературой и искусством  способствуют не только всестороннему эстетическому, но и  речевому развитию учеников, помогают успешной сдаче ЕГЭ. Человек учится видеть себя и ...

Статья: "Методические аспекты преподавания математики в период перехода на стандарты второго поколения по стохастической линии".

Методические рекомендации по изучению основ комбинаторики, теории вероятностей, статистикиЦелесообразно проводить исследовательскую работу. Это позволит показать учащимся роль индукции, наблюдения, эк...