Урок математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Никифорова Любовь Викторовна

Конспект урока-игры "Путешествие в царство чисел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtoritelno-_obobshchayushiy_urok.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

                             Повторительно-обобщающий урок

                            «Путешествие в Царство чисел»

Тема «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Цели урока

1. Повторить и систематизировать знания учащихся по изучаемой теме.

2.Проконтролировать усвоение знаний и соответствующих учебных умений.

3. Развивать математический кругозор, логическое мышление,  

    вычислительные навыки, грамотную  речь;

    воспитывать интерес к математике.

        План урока.

1 этап. Организационный момент.

2 этап.

   - Проверка  домашнего задания.

   - Устная работа.

   - Практическая работа.

3 этап. Путешествие: выполнение заданий, контроль и оценка полученных               результатов.

4 этап. Итог урока.

1 этап.

        Здравствуйте! Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». И я предлагаю вам на этом уроке совершить путешествие  в Царство чисел. Во время этого путешествия мы должны повторить известные нам числа и закрепить умение складывать и вычитать смешанные числа.

        Вы не против?!

        Как настроение?

        Тогда вперед!

2 этап.

        Однако прямо сейчас отправиться в путешествие мы не можем. (Почему?) Любое путешествие требует подготовки.

        -Во-первых, нужно закончить все начатые дела.

        -Открыли тетради, взяли в руки ручки, проверили домашнее задание.

        - Во-вторых, нужно собрать багаж.

        -Что для нас будет багажом?

        -Необходимые знания.

        -Повторим все что нам нужно.

Итак, мы отправляемся в Царство чисел. Слово «число» вам знакомо с детства, а вы задумывались, что оно обозначает. Если обратиться к толковому словарю Даля, то там можно найти 5 значений этого слова.

Для математики: число-понятие, служащее выражением количества, при помощи которого производится счет.

 -Как называются числа, с которыми вы работали в начальной школе и в первом полугодии 5 класса? (Натуральные).

- Определение натуральных чисел.

- С помощью каких знаков можно записать любое натуральное число? (Цифры).

-Назовите самое маленькое натуральное число. А самое большое?

-Почему недостаточно натуральных чисел?

-Приведите примеры дробей.

-Что показывает знаменатель дроби, числитель?

-Какие бывают дроби? (правильные, неправильные)

-Что такое смешанные числа?

-Как найти целую и дробную части неправильной дроби?

-Как записать смешанное число в виде неправильной дроби?

-Как складывают и вычитают смешанные числа?

-Багаж собран, теперь нужно составить маршрут путешествия.

-Записали в тетрадях число, классная работа, тема.

-Выполняем графическую работу.

-Верно ли утверждение? «Да» Λ, «Нет» __

1)  - правильная дробь  

2)  

3)  

4)  

5)  

6)    

7)   12 

8)           

       

                     Г  Е З   С  Т

                    Λ_ΛΛ_Λ_Λ

 

        Полученный рисунок – маршрут  нашего путешествия. Поменялись тетрадями проверили маршрут соседа ( неверное подчеркнуть карандашом). Вершины на рисунке – это вершины, которые нам нужно сегодня покорить.

3 этап.

- Вершина «Г» - графическое задание (уже выполнено).

- Вершина «Е» - «Египетский свиток». В археологической экспедиции обнаружили обгоревший египетский свиток. Изучая его, ученые не сразу догадались, что обозначали знаки  «» и «». Затруднение вызвано тем, что в равенствах есть ошибки. Давайте поможем  ученым! Расшифруем свиток и найдем ошибки:

 

  

4  =

-Вершина «З»- задача.

        Перед вами карта Ставропольского края. Кто сможет показать город, в котором мы живем? Сколько лет нашему городу?  Какие крупные города в нашем крае вы знаете?

 Задача.

        Из Изобильного выезжают 2 автомобиля в Буденновск  и Нефтекумск каждый со скоростью 70 км/ч. Какое время затратит каждый автомобиль на дорогу, если до Буденновска  200 км, а до Нефтекумска 265 км? Какой автомобиль затратит большее время и на сколько?

                 

1) 200:70==2(ч)-до Буденновска                          

2) 265:70==3(ч)- до Нефтекумска    

3) 3 - 2 = 2 - 2 = (ч)  

Ответ: 2ч., 3ч., до Нефтекумска понадобится на  ч больше.

             

-Физкультминутка

-Вершина «С»- Сказка.

Инсценировка сказки «Царство чисел» (показывают учащиеся класса)

Ведущий.

В царстве чисел жил государь-господин.

Безраздельно он правил всем один.

Натуральные числа верой и правдой служили ему,

Своему повелителю- Нулю.

До поры до времени они ни о чем не тужили,

Дружно трудились и жили,

Умножая государево богатство.

Несказанно процветало в ту пору царство.

Уж не по дням, а по часам расширялись его владения.

Но не удавалось числам до точности совершать измерения.

Площадей, времени, различных длин,

Веса, объема и других величин.

Приходилось учитывать части, доли.

Для этого в царство пригласили Обыкновенные дроби.

И с приходом дробного числа

Заметно потолстела государева казна.

Ничто теперь не оставалось неучтенным,

Все под силу было числам дробным.

Возгордился государь, о себе возомнил он много,

Невозможное стал требовать от своего народа.

Нуль.

Я хочу, чтоб работали вы еще больше,

Чтоб казна час от часу становилась толще.

А поможет мне в этом Числитель-

Дробных чисел повелитель.

Пусть-ка спустится с дробной черты:

Плохо он видит с такой высоты.

Может лучше трудиться каждый будет,

Глядишь в моем царстве добра прибудет.

Ведущий.

Услышав это, заявили обыкновенные дроби:

Дроби.

С вами и нами, Натуральные числа,

Нуль не состоит в родстве по крови.

Мы подчиняться ему не хотим,

Давайте другое число на трон воцарим.

Нуль выгоним из нашего царства,

Объединимся и будем дружно жить в одном государстве.

Ведущий.

Узнал Нуль про недобрые вести,

Не усидел на своем царском месте.

Испугавшись, помчался к дробям.

Нуль.

Я ничего плохого не сделал вам.

Ведущий.

Пред Знаменателем на колени упал,

Просьбу свою излагать он стал.

Нуль.

Оставьте меня при себе

Хотя бы на дробной черте.

Дроби.

Нет, нет, нет!

Ведущий.

Дроби Нулю возразили.

Дроби.

От присутствия твоего мы теряем силы.

Нуль.

Знаменатель, свои ряды вы потесните,

К себе меня возьмите.

Дроби.

По конституции математики запрещено.

Место под дробной чертой никогда не будет твое.

Вон из нашего государства –

Единицу выбираем на царство.

Она самая демократичная,

Стройная, симпатичная.

Раздели на единицу – ничего не меняется,

А при сложении немного прибавляется.

Ведущий.

Но случился тут среди дробей спор,

До драки чуть не дошел он.

Дроби.

Кто из нас у Единицы приближенным будет?

Кто нас рассудит?

Ведущий.

Тут Единица слово взяла,

Добрый совет она числам дала.

Единица.

Если мир меж вами будет, а не война,

То вместе вы превзойдете даже меня.

А если ссориться будете и браниться,

Не превзойти вам меня, Единицы.

Ведущий.

Приняли дроби этот добрый совет,

И живут они дружно несколько сотен лет.

А что же стало с Нулем,

Натуральных чисел бывшим Царем?

Исправил он ошибки личные

И построил город Дроби Десятичные.

Однако не забыл он старой истории той-

На всякий случай отделился от чисел маленькой запятой.

Она не мешает ему править городом по закону и чести,

Живут здесь числа дружно, все вместе.

В сказке есть от математики отступления,

Но это, думаем мы, не преступление.

Ведь «сказка-ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок».

Вопросы

1. Почему отвергли дроби просьбу Нуля оставить его над дробной чертой?

2. Конституция - основной  закон государства. По какому закону математики нельзя ставить «0» в знаменатель?

 3. Как  и   могут превзойти «Единицу»?

 4. Какой город построил Нуль?

5. Чему учит сказка?

-Вершина «Т» - тест.

Вариант 1

Вариант 2

  1. Выполните сложение

8

м. ;     у. ;     с. 12

к. ;     м. ;     б. 15

  1. Выполните вычитание

9

м. ;     у. ;     с. 9

4

м. ;     у. 2;     с. 4

  1. Решите уравнение

8

п. ;     н. ;     е. 12

а. ;     б. ;     н. 12

  1. Вычислите

11-

м. ;     е. 10;     с. 11

12-

в. ;     о. ;     с. 12

  1. Выполните действия

р. ;     к. 6;     х. 6

а. ;     о. 2;     в. 3

        Дополнительное задание

! 3      ? 4       ; 9     

! 3      ? 4       ;15      

4 этап

Подведение итогов, домашнее задание (индивидуальное).

Рефлексия: уходя с урока, ученики прикрепляют на доске стикер соответствующего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" математика 6 класс

Тема урока:Сложение и вычитание смешанных чисел.Цели:образовательные –совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; отрабатывать у...

Урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. ФГОС

В материале представлен конспект урока, презентация и тест....

Урок по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс.

Урок изучения нового материала по теме: " Сложение и вычитание смешанных чисел". Про изучении данной необходимо способствовать развитию умений узнавать, сравнивать смешанные числа; совершенствоватьнав...