РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
учебно-методический материал (алгебра) по теме

Холоденина Юлия Анатольевна

Реализация компетентностно-ориентированного подхода к обучению в процессе преподавания математики, защитная работа по чеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_kursakh._kholodenina_yu.a.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

 «реализация компетентностно-ориентированного подхода к обучению в процессе преподавания математики»

                           

                                                                           

 Выполнила

Холоденина Юлия Анатольевна,

преподаватель математики,

ГБОУ СОШ с.Богатое

Самара, 2013г.

На современном этапе развития первостепенной задачей государства является  модернизация системы российского образования. В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой Правительством Российской Федерации в декабре 2011 года, в «Стратегии экономического развития Самарской области до 2020 года», в докладе министра образования и науки Самарской области Д.Е. Овчинникова на августовской конференции работников образования Самарской области «Результаты и перспективы модернизации системы  образования Самарской области в контексте социально-экономического развития губернии»  стратегические вектора развития  Российской Федерации в целом и Самарского региона в частности определены так: «развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста». В качестве средства достижения основной цели перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития назван процесс превращения интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор  экономического роста, источником доходов должно стать производство новых идей, технологий, социальных инноваций. «Это в свою очередь требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций внутри самой системы образования. Таких инноваций, которые обеспечили бы достижение качественно новых результатов при сохранении здоровья учащихся: компетенций, метапредметных умений, способности к личностному и профессиональному самоопределению[1]».

Одним из приоритетных направлений в современном образовании является компетентностно-ориентированный подход, в результате которого у обучающегося формируются ключевые компетенции (2004 год  «Концепция компетентностно-ориентированного образования»). Такой подход позволяет воспитать человека творческого, думающего, способного самостоятельно решать проблемы, коммуникабельного, социально ориентированного, владеющего информационными технологиями, востребованного на рынке труда.

Но анализ результатов моей деятельности показывает, что я на данном этапе не смогла организовать процесса реализации компетентностно-ориентированного подхода на уроке. Да, мои ученики показывают хорошие результаты на ЕГЭ и ГИА, но нельзя забывать о цене, которую и я, и они платим.

  Таким образом, для меня очевидно, что возникло явное противоречие: с одной стороны необходим переход к новой компетентностно-ориентированной парадигме образования, меняющей классно-урочную систему, критерии оценки результатов, требующей внедрения эффективных технологий, а с другой -  «вопрос о путях перехода к новой образовательной парадигме остается открытым[2]»

Следовательно, появляется и проблема, которую мне  следует решать: новое качество образование может быть достигнуто только при компетентностно-ориентированном подходе, который несёт с собой принципиальные изменения в организации учебного процесса, однако  необходимо найти пути перехода к новому качеству и содержанию образования.

Именно поэтому тема моей работы «Реализация компетентностно-ориентированного подхода в обучении в процессе преподавания математики».

Цель :

создать систему работы по реализации компетентностно –ориентированного подхода в обучении в процессе преподавания математики

Задачи:

  • выявить роль учителя и ученика в компетентностно-ориентированном процессе обучения;
  •  проследить особенности организации современного компетентностно-ориентированного урока;
  • определить составляющие учебной деятельности при компетентностно-ориентированном подходе;
  • сформулировать методы, способствующие формированию активной познавательной позиции;
  • назвать основные образовательные технологии, позволяющие реализовывать компетентностно-ориентированный подход в образовательном процессе.

  Я предполагаю, что при условии создания системы работы по реализации компетентностно-ориентированного обучения в процессе преподавания математики я смогу продумать и организовать активную работу учащихся, обеспечить их необходимыми средствами, создать условия для самодвижения ученика,  организовать урок в соответствии с компетентностно-ориентированной парадигмой образования. В результате чего,  мои ученики овладеют способами эффективно действовать в различных жизненных ситуациях на основе умений самостоятельно ставить цели, определять средства, оценивать результат, они приобретут новые качества – компетентности через проживание социальных ситуаций.

Новое качество образования связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между учителем и учеником. Иная позиция педагога в учебном процессе характеризуется новыми функциями: учитель - как собеседник, учитель – исследователь, учитель - человек, создающий условия для учения, учитель – эксперт. Компетентностный подход предполагает и иную позицию ученика - он выступает субъектом деятельности. Обучающийся учится действовать по образцу, самостоятельно принимать решение, получает опыт эмоционально-ценностных отношений, творческой, познавательной  деятельности, опыт осуществления способов действия.

Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нем, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:

  • приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами,
  • организация сотрудничества учителя и учеников, доброжелательность в общении, взаимность обратной связи без боязни самовыражения,
  • содействие успешности учащихся в разных видах деятельности, взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.

 По утверждению Н.А.Рыбакиной, педагог должен отойти от понятия «организация учебного (образовательного) процесса» к «организация (проектирование) образовательной среды[3]», так как компетентностно-ориентированный подход предполагает выход за рамки учебной деятельности в пространство различных видов деятельности учащихся, а в деятельности педагога приоритет должен перейти к образовательным технологиям проектирования образовательных сред, которые задают новую систему ценностей и понятий  в педагогической деятельности.

По определению Д.А.Иванова, образовательная среда с одной стороны «должна мотивировать и инициировать к самостоятельному действию, а с другой – в ней обязательно должен присутствовать момент обучения способам мышления, понимания или действия, которые соответствуют самостоятельному движению учащихся. Необходимо предоставить учащимся возможность использовать разные способы мышления и действия. Они должны быть как-то представлены учащимися и апробированы ими[4]»

Составляющими учебной деятельности являются:

  1. выделение принципов конструирования чужой мысли на основе представления учителем укрупнённой дидактической единицы, содержащей обобщенные способы деятельности;
  2. конструирование собственной мысли на основе обобщенного алгоритма  способов деятельности в процессе решения системы ключевых задач
  3. построение плана решения задач на основе выделения в них признаков явления и обоснования возможности применения соответствующих способов деятельности  в процессе коллективной деятельности учащихся;
  4. пошагавая рефлексия процесса решения задач и собственно учебной деятельности.

Необходимо вести детей «от общего к частному», от простого к сложному,  от знания к незнанию. Кроме того,  компетенцию следует рассматривать как понятие многомерное, объединяющее в себе социальную, учебную и рефлексивную деятельность. Если освоение знаний организовано одновременно во всех названных выше направлениях, то есть возможность формировать у учащихся не только знания, но и универсальные учебные действия (УУД). А это выводит нас на стандарты второго поколения.

 Сформировать активную познавательную позицию помогают  следующие методы:

- методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.);

- метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар);

- методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм;

- модернизированные традиционные методы обучения;

- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).

Причина использования данных методов в том, что они  способствуют:

- восприятию и осознанию учащимися различных взглядов на одно и тоже явление, событие;

- использование множества вариативных способов описания и анализа одного и того же явления, события;

- синтезированию в ходе обсуждения различных позиций и мнений относительно решения проблемы;

- появление различных идей и неоднозначных суждений.

При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, преимущественными для  меня являются те, что ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Преимущественными формами проявления самостоятельности ученика в учебной деятельности считаю следующие формы: анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступление (презентация). Кроме того, обязательно следует отводить время для публичной презентации итогов самостоятельных исследований учеников.

Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностно-ориентированного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.

Следовательно, в силу вступают следующие правила:

- создай на уроке  ситуацию успеха;

- не подавляй интуицию обучаемого, а  поощряй его за попытку использовать интуицию.

- формируй у обучаемых уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречён на не успех.

- опирайся на положительные эмоции (удивления, радости, переживание успеха, юмор).

- стимулируй стремление у учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения (человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности);

- используй задания и вопросы открытого типа;

-шире применяй проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания.

- веди совместную исследовательскую деятельность с учениками.

По моему мнению, если учитель будет следовать этим правилам, то обучение приобретет деятельностный характер. А акцент необходимо сделать на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности.

И тут встает вопрос о технологиях, которые помогают учителю в реализации компетентностно-ориентированного подхода на уроке и направлены не только на процесс усвоения учениками знаний, но и на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативных умений, формирование социально значимых надпредметных умений, обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации и личностно-ориентированного подхода, - обеспечивают интеллектуальное развитие обучающихся, их самостоятельности, сохранение здоровья. Необходимо помнить, что образовательная технология – это совокупность методологических, инструментальных и личных средств, используемых для достижения педагогических целей, организованная на основе целеполагания, систематизации, алгоритмизации учебных действий, мониторинга образовательного результата. Среди компетентностно-ориентированных технологий выделяют технологии, направленные на

  1. развитие субъектности и самостоятельности обучающихся:
  • технология модульного обучения,
  • технология рефлексивного обучения,
  • технология оценки достижений,
  • технология самоконтроля, самообразовательной деятельности;
  1. работу с различными источниками информации
  • информационные технологии,
  • технология критического мышления,
  •  технология проблемного обучения,
  • технология структурирования учебного материала,
  • «кейс» технология;
  1. продуктный подход:
  • игровые технологии,
  • технология организации проектной деятельности,
  • технология организации учебно-исследовательской деятельности;
  1. организацию группового взаимодействия:
  • технология  моделирования групповой работы,
  • технология организации дискуссий и т.п.

Педагогическая технология помогает учить результативно, ориентируется на заданный, а не на предполагаемый результат. Именно поэтому надо помнить о процедуре выбора технологий:

- сопоставление тем учебного плана и компетенций, личностных качеств, в результате чего выявляются тематические зоны для поиска адекватных им образовательных технологий;

- на основе организационных форм обучения осуществляется выбор конкретных технологий в зависимости доминирующих в конкретной теме, модуле компетенций.

Я предполагаю, что если я смогу на практике  реализовать компетентностно-ориентированный подход в обучении, то мои ученики станут компетентными специалистами в будущем, будут успешны, востребованы на рынке труда.


[1]  Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды: Монография/ под ред. Н.А.Рыбакиной.-Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.-с.4

[2] Там же, с.25

[3] Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды: Монография/ под ред. Н.А.Рыбакиной.-Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.-с.7

[4] ИвановД.А. Экспертиза в образовании: учеб.пособие для студ. высших учеб. заведений/Д.А.Иванов.-М.:Издательский центр «Академия», 2008.-с.125


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии дифференцированного обучения в процессе преподавания предметов музыкально-теоретического цикла

Индивидуализация и дифференциация учащихся – один из ведущих принципов развивающего обучения в музыкальной педагогике. На основе индивидуального и дифференцированного подходов можно учесть особенности...

Реализация компетентностно-ориентированного образования в процессе обучения химии, биологии

Без химической компетентности невозможно формирование компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение здорового образа жизни, правилличной гигиены, понимание опасности курения, алкоголизма, нарком...

Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении...

Реализация компетентностного подхода как средство повышения качества преподавания математики.

Различие традиционного и компетентностного подходов. Принципы, ключевые компетенции, уровни, ожидаемый результат, мониторинг....