Урок алгебры в 8-м классе по теме "Стандартный вид числа" с использованием регионального компонента
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме


В уроке использованы материалы и задания регионального компонента(Липецкой области)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8_klass.docx37.08 КБ
Файл prilozhenie_k_planu_uroka.pptx366.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок алгебры в 8-м классе по теме "Стандартный вид числа" с использованием регионального компонента

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Создание условий, которые способствуют знакомству обучающихся с основными данными по Липецкой области. Что в свою очередь воспитывает чувство гордости за родной край, воспитывает чувство патриотизма.
  2. Овладение обучающимися понятием стандартного вида числа и развитие навыков решения задач с числами, записанными в стандартном виде.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Познакомить обучающихся с определением стандартного вида числа и объяснить, почему необходимо записывать числа в стандартном виде.
  2. Научить представлять любое число в стандартном виде.
  3. Закрепить полученные знания в ходе выполнения упражнений.

ЭПИГРАФ:

Что мы Родиной зовем? 

Дом, где мы с тобой растем. 

И березки у дороги, 

По которой мы идем. 

Что мы Родиной зовем? 

Солнце в небе голубом 

И душистый, золотистый 

Хлеб за праздничным столом. 

Что мы Родиной зовем? 

Край, где мы с тобой живем... 

МЕТОДЫ: объяснительно - иллюстративный

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано стихотворение. Это необычно? Конечно! Но и урок у нас сегодня немного необычный. Мы будем изучать новый материал по алгебре, используя данные о нашем родном крае – Липецкой  области, где мы живём и учимся. (Учитель читает стихотворение, являющиеся эпиграфом данного урока.)

Но прежде, чем переходить к новой теме, предлагаю вам провести гимнастику для ума – поработать устно: вспомнить изученные правила, посчитать и подготовиться к знакомству с новой темой.

2. УСТНАЯ РАБОТА.

1). Вычислите:

а) 26 * 2-4;              б) 3-2 *72;               в) -3 + ( 1/3)-3;               г) (0,01)-1 – 165.

2). Упростите: а) 0,5х-33* 4х5 * у-1;

б) 12х6у-2 : (3х2 у -5).

3). Вычислите: а) 3,2 * 10;           б) 0,032 * 100;

в) 0,032*1000;             г) 32,3 : 10;             д) 32,3 : 100;             е) 32,3 : 1000.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

УЧИТЕЛЬ: В науке и технике встречаются как очень большие, так и очень маленькие числа. Например, большим числом выражается объём Земли, а малым – диаметр молекулы воды. В обычном десятичном виде большие и малые числа неудобно читать и записывать, неудобно выполнять над ними действия. В таком случае оказывается полезным представление числа в виде а * 10 п, где

п – целое число, а число а больше либо равно 1, но меньше10.Например, площадь Липецкой области 95500 км2; 95500 = 9,5 * 104.Размеры молекулы приблизительно 0,0000003см,

0,0000003 = 3*10-7. Представление числа в таком виде называется представлением числа в стандартном виде. Число п называется порядком числа а. Порядок числа даёт представление о том, насколько велико или мало рассматриваемое число. Так, если порядок числа равен 3, то это означает, что число больше либо равно1000, но меньше 10000. Если же порядок равен -2, то число больше либо равно 0,01, но меньше 0,1. Большой положительный порядок показывает, что число очень велико, а большой по модулю отрицательный порядок показывает, что число очень мало. Предлагаю сегодня на уроке использовать данные только по Липецкой области. Это наш край и мы должны изучать его во всем его многообразии и знать. Это наша малая Родина, наша вторая мать!

Рассмотрим некоторые примеры (учитель записывает подробно на доске, объясняет запись, прибегает к помощи обучающихся. Обучающиеся записывают в тетрадях, внимательно слушают, задают вопросы по ходу решения и отвечают на вопросы педагога).25 000 = 2,5 * 104 ; 1230 = 1,23 * 103; 0,0036 = 3,6 * 10-3; 24 = 2,4 * 10; 0,5 = 5 * 10-1; 0,00038 = 3,8 * 10- 4 ; 560 000 000 = 5,6 * 108; 967 000 000 000 000 = 9,67 * 10 14; 0, 000 000 000 000 000 028 = 2,8 * 10 – 17.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ.

(Учитель готовит презентацию с данными по Липецкой области. С помощью проектора поочередно выводит информацию на экран.
Учитель комментирует кадры, появляющиеся на экране. Картинки с изображением птиц и животных можно позаимствовать у учителя биологии или скачать из интернета, привлечь к работе можно учащихся 8 класса по желанию. Из опыта работы хочу сказать, что желающих бывает много, но необходимо помнить и об исполнительской дисциплине каждого ученика. Выполнение задания лучше проверить заранее, чтобы избежать срыва урока).

ПРИМЕР 1. Представьте в стандартном виде следующие величины:

  • Липецкая область занимает территорию 24100км²       (2,41*   104 км²  )
  • Липецкая область имеет большое разнообразие полезных ископаемых. Запасы железной руды 20 000 000 т. (  2 * 107 т)    Известняки, доломиты-2 500 000 000т.    (2,5*109  т)        
  •  Наивысшая точка Липецкой области находится в Становлянском  районе 262м        (2,62* 109  м )
  • Общая протяжённость  рек  Липецкой  области  около   5300км   (5,3*  103 км)
  • Ласка – самый маленький и отважный хищник. Длина её тела от 13 до 26 см. (1,3 *10см и 2,6 *10см)
  • Самый запасливый из обладателей защёчных мешков – бурундук. В своих кладовых он запасает до 8000 г орехов. (8 *103
  • Зимой за день бурундук съедает 0,004 кг запасов (4 * 10-3)кг
  • Липецкой области в парке В России самым старым дубом считают дерево, которое растет в села Конь-Колодезь , ему  430 лет.  (4,3* 102 лет)

ПРИМЕР 2. Прочтите числа, записанные в стандартном виде:

  • Самым  крупным на территории Липецкой области является Матырское водохранилище    1,4*108м3
  • Площадь его водного зеркала   4,5*10 7 м3
  • Территория Чаплыгинского района 1,52*103км²
  • Население Чаплыгинского района   3,43*103 человек
  • Самой остроглазой из ночных хищников является сова. Она видит неподвижную мышь при освещении всего 2 * 10-6 люкса. Но даже если станет в 4,6 * 104 раз светлее, все другие птицы мышь не заметят.
  • Самая маленькая птица наших лесов – королёк. За год она поедает до 10 7 вредных насекомых.

                5. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО ТЕМЕ.

Учитель записывает на доске задания для выполнения из учебника: № 1013(устно), 1014, 1015, 1017, 1018.

№ 1013.

Назовите порядок числа, представленного в стандартном виде:

а)1,2 * 10 9 –порядок = 9;
б) 3,6 * 10
3 – порядок = 3;
в) 2,7 * 10
-3 – порядок = -3;
г) 6,3 * 10
-1 – порядок = -1;
д) 4,42 * 10
5 - порядок = 5;
е) 9,28 * 10
- 4 – порядок = -4.

№ 1014.

Запишите в стандартном виде число:

а) 52 000 000 = 5,2 * 10 7;
б) 2 180 000 = 2,18 * 10
6;
в) 675 000 000 = 6,75 * 10
8;
г) 40,44 = 4,044 * 10;
д) 0,00281 = 2,81 * 10
 – 3;
е) 0,0000035 = 3,5 * 10
- 6.

№ 1015.

Запишите в стандартном виде число:

а) 45 *10 3= 4,5 * 10 4;
б) 117 * 10
 5 = 1,17 * 10 7;
в) 0,74 * 10
 6= 7,4 * 10 5;
г) 0,06 * 10
 5 = 6 * 10 3.

№ 1017.

Масса Земли равна 6 000 000 000 000 000 000 000 т, а масса атома водорода

0, 000 000 000 000 000 000 0017 г. Запишите в стандартном виде массу Земли и массу атома водорода.

Решение:

Масса Земли – 6 * 10 21 тонн, масса атома водорода – 1,7 9 10 – 21 граммов.

IX. Физкультминутка для глаз.

  • Рисуй глазами треугольник.
  • Теперь его переверни
  • Вершиной вниз.
  • И вновь глазами
  • Ты по периметру веди.
  • Рисуй восьмерку вертикально.
  • Ты головою не крути,
  • А лишь глазами осторожно
  • Ты вдоль по линиям води.
  • И на бочок ее клади.
  • Теперь следи горизонтально,
  • И в центре ты остановись.
  • Зажмурься крепко, не ленись.
  • Глаза открываем мы, наконец.
  • Зарядка окончилась.
  • Ты молодей!

№ 1018  Выразите:

а) 3,8 * 10 3 т = 3,8 * 10 3 *10 3 кг = 3,8 * 10 6 кг;
б) 1,7 * 10
 – 4 км = 1,7 * 10 – 4 * 10 3 м =1,7 * 10 – 1 м;
в) 8,62 * 10
 – 1 кг = 8,62 * 10 – 1* 10 – 3 т = 8,62 * 10 – 4 кг.
г) 5,24 * 10
5 см = 5,24 * 10 5 * 10- 2 м = 5,24 * 10 3 м.

ПРИМЕР 3.

ЗАДАНИЕ: Представьте указанные данные в стандартном виде. Отметьте в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы зачеркните и составьте  название самой крупной из осёдлых птиц Липецкой области, которая весит до 6кг. Занесена в Красную книгу.

  1. Мощность Новолипецкого  металлургического комбината рассчитана на производство  стали-9 900 000 000т.   (9,9* 109   т)  Т

2.        Самая большая водная  артерия Липецкой области река Дон имеет протяжённость 289000м.( 2,89 *105  м ) У

3.        Самая маленькая река Раковая Ряса имеет длину 21 000м. (2,1*104  м ) К

4.        Самые воинствующие из насекомых Липецкой области– рыжие муравьи. За день обитатели только одного муравейника уничтожают до 100 000 насекомых.  (105  ) Б

5.        Самый маленький хищник на Земле - ласка. Длина её тела и хвоста до 0,05 м. Но этот крохотный зверёк отважен до невероятности. Она душит даже зайца, который намного крупнее её.  (5*10-2  м ) Р

6.        Самое интересное насекомое – пчела. Для сбора 1кг мёда одной пчеле нужно посетить 19 000 000 цветов.(1,9 *   107 )  Е

0,6*

105

32*

100

6,0165 *107 

2,89 *105 

0,5*

10-1

104

5*

10-2

105

О

Ж

Г

У

Н

П

Р

Б

2,1*

104

25*

1000

19*106

1,799 * 106 

2,5 *103

0,1*

105

1,9 * 107

9,9*109

К

С

В

Х

Л

М

Е

Т

  6. ИТОГ УРОКА.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Вот и подошёл к концу наш урок. Я прошу вас вспомнить:

  • О чём мы сегодня вели речь на уроке?
  • Какую запись числа называют его стандартным видом?
  • Что такое порядок числа?
  • Каким бывает порядок числа? Что можно сказать о числе с отрицательным порядком? С положительным?

(Обучающиеся дают ответы с мест, активно участвуя в подведении итогов урока.)

УЧИТЕЛЬ: Очень хорошо! А изучали мы стандартный вид числа, используя данные по нашей области. Это наш родной край и мы должны интересоваться его особенностями и достижениями! Я благодарю всех вас, ребята за хорошую работу! (Выставляет комментированные оценки за урок в журнал и дневники обучающихся.)

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Запишите домашнее задание на следующий урок: из учебника – пункт 35, №  1016  и  № 1022. Я предлагаю каждому из вас найти интересные числовые данные по нашему региону и записать их в стандартном виде. А на следующий урок мы послушаем каждого и ещё больше расширим круг наших знаний о Липецкой области – нашей малой Родине, где мы родились, живём и учимся! Спасибо за урок, ребята! Урок окончен! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем. И березки у дороги, По которой мы идем. Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем ...

Слайд 2

2. УСТНАЯ РАБОТА. 1). Вычислите: а) 2 6 * 2 -4 ; б) 3 -2 *72; в) -3 + ( 1/3) -3 ; г) (0,01) -1 – 165. 2). Упростите: а) 0,5х -3 *у 3 * 4х 5 * у -1 ; б) 12х 6 у -2 : (3х 2 у -5 ). 3). Вычислите: а) 3,2 * 10; б) 0,032 * 100; в) 0,032*1000; г) 32,3 : 10; д ) 32,3 : 100; е) 32,3 : 1000.

Слайд 3

ПРИМЕР 1. Представьте в стандартном виде следующие величины: Липецкая область занимает территорию 24100км² Липецкая область имеет большое разнообразие полезных ископаемых. Запасы железной руды 20 000 000 т. Известняки, доломиты-2 500 000 000т. Наивысшая точка Липецкой области находится в Становлянском районе 262м Общая протяжённость рек Липецкой области около 5300км Ласка – самый маленький и отважный хищник. Длина её тела от 13 до 26 см. Самый запасливый из обладателей защёчных мешков – бурундук. В своих кладовых он запасает до 8000 г орехов. Зимой за день бурундук съедает 0,004 кг запасов Самым долгоживущим и очень редким в нашей области является . Он доживает до 82 лет. В России самым старым дубом считают дерево, которое растет в Липецкой области в парке села Конь-Колодезь , ему 430 лет.

Слайд 4

ПРИМЕР 2 . Прочтите числа, записанные в стандартном виде: Самым крупным на территории Липецкой области является Матырское водохранилище 1,4*10 8 м 3 Площадь его водного зеркала 4,5*10 7 м 3 10 3 Территория Чаплыгинского района 1,52*10 3 км² Население Чаплыгинского района 3,43*10 3 человек Самой остроглазой из ночных хищников является сова. Она видит неподвижную мышь при освещении всего 2 * 10 -6 люкса. Но даже если станет в 4,6 * 10 4 раз светлее, все другие птицы мышь не заметят. Самая маленькая птица наших лесов – королёк. За год она поедает до 10 7 вредных насекомых.

Слайд 5

. ЗАДАНИЕ: Представьте указанные данные в стандартном виде. Мощность Новолипецкого металлургического комбината расчитана на производство Стали-9 900 000 000т. Самая большая водная артерия Липецкой области река Дон имеет протяжённость 289000м. Самая маленькая река Раковая Ряса имеет длину 21 000м. Самые воинствующие из насекомых Липецкой области– рыжие муравьи. За день обитатели только одного муравейника уничтожают до 100 000 насекомых. Самый маленький хищник на Земле - ласка. Длина её тела и хвоста до 0,05 м. Но этот крохотный зверёк отважен до невероятности. Она душит даже зайца, который намного крупнее её. Самое интересное насекомое – пчела. Для сбора 1кг мёда одной пчеле нужно посетить 19 000 000 цветов.

Слайд 6

. Оставшиеся буквы зачеркните и составьте название самой крупной из осёдлых птиц Липецкой области, которая весит до 6кг. Занесена в Красную книгу. 0,6* 10 5 32* 100 6,0165 *10 7 2,89 *10 5 0,5* 10 -1 10 4 5* 10 -2 10 5 О Ж Г У Н П Р Б 2,1* 10 4 25* 1000 19*10 6 1,799 * 10 6 2,5 *10 3 0,1* 10 5 1,9 * 10 7 9,9*10 9 К С В Х Л М Е Т

Слайд 7

Птица Беркут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование регионального компонента на уроках немецкого языка

Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе.  В работе использована раб...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

«Использование регионального компонента на уроках английского языка»

В течение многих лет нами, учителями английского языка  МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...

Урок математики в 6 классе "Действия с обыкновенными дробями" (с использованием регионального компонента)

   На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности (устный счет, фронтальная работа, игра в парах, решение задач по заранее выстроенному плану и самостоятельно, тест) с познавател...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Отдел голосеменные» с использованием регионального компонента ФГОСТ

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Отдел голосеменные» с использованием регионального компонента ФГОСТ программа Пономаревой...

Использование регионального компонента на уроках географии в 8 классе

В работе представлены контрольно-измерительные материалы по основным темам курса географии 8 класса....

Урок математики 3 класс "Порядок действий" с использованием регионального компонента (казачества)

Урок содержит презентацию для интерактивной доски смарт, ролик сделан с помощью платформы Visper/...