Организация и проведение школьной олимпиады
проект (алгебра) на тему

Нагуманова Зинфира Хафизовна

Выпускная работа с курсов повышения квалификации ФГОС по математике 2014 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypusknaya_rabota.doc433.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт

развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра математических дисциплин, информационных

технологий и дистанционного обучения

Выпускная работа

Тема: ««Организация и проведение школьных олимпиад как механизм обеспечения индивидуальных образовательных достижений»

                                                        

                                                           Выполнена:                                                           Нагумановой З.Х,

                                                            учителем математики                                                           первой квалификационной категории

                                                           МКОУ СОШ  № 16

а. Малый Барханчак

Ипатовского района

                                                       

                                                   Руководитель: Черноусенко Татьяна Ивановна,

доцент кафедры  МД, ИТ и ДО

СКИРО ПК и ПРО,

к.п.н

г.Ставрополь, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Одаренные дети, цель, задачи и результаты работы с ними.
  2. Сущность понятия «познавательный интерес»
  3. Образовательные достижения учащихся
  4. Организация и проведение школьных олимпиад как механизм обеспечения индивидуальных образовательных достижений
  5. Литература
  6. Приложения

  1. Одаренные дети, цель, задачи и результаты работы с ними.

Государственная политика в области образования на современном этапе предполагает создание многоуровневой системы работы  с одаренными и талантливыми учащимися, включающей:

развитие в образовательных учреждениях творческой среды для выявления особо одаренных детей;

          обучения в  дистанционной форме;

отработку механизма учета индивидуальных достижений учащихся при поступлении в учреждения профессионального образования;  

совершенствование системы поддержки талантливых детей;

организация обучающих и тренировочных мероприятий, поддерживающих сформированную одаренность;

формирование моральных и материальных стимулов для педагогов, благодаря которым обучающиеся добиваются высоких результатов.    

Цель и задачи, которые при этом ставятся, таковы:

Цель:  создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Задачи:

  • 1.    Выявление  одаренных и  талантливых учащихся, проявляющих себя в творчестве, спорте и общественной деятельности.
  • 2.   Развитие различных форм работы с одаренными и талантливыми учащимися (очных, заочных, дистанционных).
  • 3. Совершенствование взаимодействия урочной, внеурочной учебной и внешкольной деятельности учащихся, основного и дополнительного образования, социального партнёрства,  направленных на поддержку одаренных учеников  в школе при выстраивании индивидуальной траектории их развития.
  • 4.   Активизация олимпиадного и конкурсного движения учащихся как механизма выявления индивидуальных образовательных достижений.

  1.  по организации работы с одаренными и талантливыми учащимися.
  2. Использование на уроке различных технологий, способствующих развитию мыслительной деятельности, познавательного интереса, интеллекта,  исследовательских умений учащихся, реализации их творческого потенциала.
  3. Организация и проведение школьного этапа олимпиад и иных конкурсных мероприятий, расширение участия обучающихся  в них.
  4. Целенаправленная подготовка учащихся к  мероприятиям муниципального уровня и обеспечение участия в олимпиадах и конкурсах регионального и федерального уровне
  5. Разработка системы школьных дел, способствующих развитию детского творчества.
  6. Проведение мониторинговых исследований результативности работы с одаренными и талантливыми учащимися, эффективности использования ресурсов, качества созданных условий.
  7. Внедрение системы психолого-педагогической диагностики по выявлению творческого потенциала учащихся и психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых учащихся.
  8. Совершенствование мер поддержки талантливой молодежи, трансляция достижений учащихся.

     

Результаты, ожидаемые в ходе работы с одаренными детьми

        Поддержка и сопровождение одаренных и талантливых учащихся на школьном уровне;    

     комплекс школьных дел, конкурсных мероприятий, олимпиад, соревнований, проектной  деятельности,  способствующий развитию детского творчества и академической одаренности;

        широкий спектр  программ дополнительного образования для одаренных и талантливых детей, созданных на основе сетевого взаимодействия;

      рост интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

     положительная динамика результативности участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Переход общего образования на государственные стандарты общего образования, требует привлечения в школу «нового учителя», открытого ко всему новому, знающего детскую психологию, владеющего технологиями формирования социально-активной, творческой личности, технологиями раскрытия.

Мне кажется, что каждый ребенок от природы наделен тем или иным талантом. Очень важно, чтобы зерна этого таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказать умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Известно, если талант не поддерживается трудолюбием, он гибнет. Очень редки случаи, когда самородок пробивается сам.

"Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями"

  1. Сущность понятия «познавательный интерес»

 Одним из важнейшим мотивом деятельности является интерес. Проблема интереса все больше и больше привлекает к себе внимание, как психологов, так и педагогов, так и учителей – практиков. Понятие “интерес” имеет множество трактовок:

- интерес (от лат. «interest» - имеет значение «важно») – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. 

- интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин ), его мыслей, помыслов ( С.Л. Рубинштейн)

- интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности ( Е.К. Стронг, С.Л. Рубинштейн )

- интерес – это активное познавательное (В.Г. Иванов, В.Н. Мясищев), эмоционально-познавательное ( Н.Г. Морозова) отношение человека к миру.

    Первое серьезное упоминание об интересе содержится в трудах Яна Амоса Коменского. Решение проблемы формирования и развития интереса он связывал с процессом обучения и воспитания, личностью учителя и всемирной поддержкой родителями его авторитета в глазах детей 

Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил известный психолог А. Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: "То, для чего открыто сердце, не может составить тай ны и для разума".

Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

Интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенна велика связь интереса с вниманием, в первую очередь с непроизвольным вниманием. "Кто интересуется предме том, у того открыты глаза и уши," - говорил один немецкий педагог. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается лег ко, быстро и прочно, неинтересное "укладывается" в памяти с боль шим трудом и легко вытекает из нее. Интерес способствует значи тельному повышению работоспособности.

Познавательный интерес возникает и формируется на основе при сущей человеку потребности в знании, которая является природным его свойством.

Первичным проявлением познавательного интереса является любопытство (как реакция на появление нового, на изменение об становки и стремление ориентироваться в этой обстановке). Любопытство, любознательность, познавательный интерес, специальная склонность, профессиональный интерес по-разному выражают меру избирательного отношения человека к предметному миру, к деятельности, его глубину, степень устойчивости.

   Познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению этих явлений, познанию их существенных свойств. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес школьника к предмету не может носить характера подлинно познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и очень поверхностным.

Познавательный интерес, как и интерес, вообще, не представляют собой отдельного конкретного психического процесса, какими являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания).  

Для того чтобы дети не останавливались на каком-то уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей в поддержании и дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей.

Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими ребенок, например, обращается к родителям, к учителю, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенного вида деятельности, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность ребенка.

Умственная деятельность под влиянием познавательного интереса приобретает более сосредоточенный характер, появляется раздумье, размышление по поводу проблем, имеющих теперь для школьника особое значение. Интерес вызывают существенные изменения и в способах умственной деятельности, которая становится более продуктивной.  

Стадия любознательности характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого на ступени развития познавательного интереса. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усилия воли, проявление чувств, ведущее к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы. 

Познавательный ин терес вызывает у детей эмоциональный подъ ем, удивление, чувство ожидания, которые переходят в творческую деятельность

Состояние заинтересованности, которое обнаруживает ученик на том или ином уроке, проявляющееся под влиянием самых разнообразных сторон обучения (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж перед коллективом и т. д.), может быть временным, приходящим, не оставляющим глубокого следа в развитии личности школьника, в отношении школьника к учению. Но в условиях высокого уровня обучения, при целенаправленной работе учителя по формированию познавательных интересов, это временное состояние заинтересованности может быть использовано, как отправная точка для развития пытливости, любознательности, стремления во всем руководствоваться научным подходом при изучении различных учебных предметов (искать и находить доказательства, читать дополнительную литературу, интересоваться последними научными открытиями и т.д.).  

Таким образом, необходимо быть внимательным к каждому ребенку, уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям – в этом задача учителя, формирующего познавательный интерес. Роль же обучения в каждом возрасте состоит в том, чтобы не только использовать низшие, простейшие стадии познавательного интереса, но и на новом материале возбуждать подлинно познавательный интерес, будить мысль, ставить задачу, проблемный вопрос и на этой основе готовить в среднем звене почву теоретическим интересам учащегося старшего звена.

Учение, как основная для школьников деятельность, представляет собой главный источник возникновения и развития познавательных интересов.

При этом следует иметь в виду как содержание учения – овладение материалом учебного материала, на который направлен интерес ученика, так и сам процесс учебной деятельности, привлекающий школьника возможностью совершенствовать свои познавательные силы.

  1. Образовательные достижения учащихся.

Личностные результаты образовательной деятельности – система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе } Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. } Предметные результаты образовательной деятельности – конкретные элементы социального опыта — знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Предметные олимпиады проводятся для выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся.

Школьная предметная олимпиада – итог работы педагогического коллектива с одаренными обучающимися не только в ходе учебных занятий, но и во внеурочной деятельности (кружках, секциях, студиях и т. д.), показатель развития у обучающихся творческого отношения к предмету вне рамок образовательной программы, возможность проявления склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в справочной и научно-популярной литературе, а также в Интернете.

Важной частью внеклассной работы в формировании знаний, умений и навыков являются организация и проведение школьных олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых детей, расширить общий кругозор.

Олимпиада – это праздник знаний, где есть место шутке и игре.

I.            Алгоритм проведения олимпиады

1 этап:

  1. Создание олимпийского комитета (учителя, родители и учащиеся 10-11 классов).
  2. Комитет готовит Положение о проведении олимпиады, где указаны цели, сроки, условия, система поощрений.
  3. Оформляется информационный стенд, где будут представлены итоги туров и хода олимпиады.
  4. На методическом объединении разрабатываются и утверждаются задания для проведения олимпиады. 

2 этап: Проведение I тура

  1. I тур – заочный, когда учащиеся выполняют исследовательскую или творческую работу (рефераты, сочинения, эссе).
  1. На этом этапе желательно привлекать как можно больше участников.

3 этап: Проведение II тура

  1. II тур – очный, когда выполняются письменные работы (тесты, кроссворды, вопросы, задания на сравнение и т.п.)
  2. Участниками II тура могут быть либо победители I тура, либо все желающие. Оценки, полученные в I и II  турах, суммируются, и по сумме баллов победитель выходит в III тур.
  3. II тур – строго академический, проводится в зале, где каждый участник решает свой блок заданий. Обстановка строгая и серьезная.
  4. Результаты проведения II тура обязательно вывешиваются на информационном стенде.

4 этап: Проведение III тура

  1. III тур – очный. Это выступление в диспуте, защита исследовательской работы, участие в заключительной игре.
  2. В III туре победителей выявляют по сумме баллов.

II.            Отбор и подготовка заданий

  1. Учитель, владеющий программой по предмету, составляет разноуровневые задания, соответствующие возрасту детей и их психологическим особенностям. К созданию заданий можно привлечь любознательных учеников старшего возраста. Задания олимпиады утверждаются на методическом объединении учителей.
  2. I тур – это исследовательская работа, написание реферата. Это задание требует умения искать учебный материал, систематизировать, излагать и решать проблемы.
  3. II тур предполагает применение учащимися знаний, умений и навыков: знание важнейших факторов, законов, терминов, объяснение смысла, выделение общего и частного, анализ события, явлении во времени и пространстве, установление причинно-следственных связей.
  4. III тур предполагает проверку умения вести диспут, диалог, участвовать в игре, формировать собственную позицию по данному вопросу или проблеме.
  5. Отбирать задания для олимпиады следует таким образом, чтобы максимально раскрыть способности ребенка в логике рассуждений, пробудить дух исследователя. При этом задания должны соответствовать возрасту детей. 
  6. Детям следует помогать в подборе учебной информации в библиотеке.

III.            Оценка заданий

  1. Задача олимпийского комитета – разработать строгую систему подсчета баллов.
  2. Каждое задание должно иметь свою «цену».
  3. При подведении итогов баллы, полученные за выполнение задания, суммируются.
  4. При оценке задания следует учитывать сложность вопроса и объем ответа:

1 балл – за однозначный ответ (да, нет, дата, имя); 2 балла – за вопрос, где требуется логическое рассуждение; 3 балла и выше – за сложные вычисления, нестандартные логические шаги, свое мнение

IV.            Победители и призеры

  1. Победителями становятся три ученика (1, 2, 3 место), набравших максимальное количество баллов
  2. Результаты следует красиво оформить и вывесить на информационном стенде.
  3. Кроме победителей, следует отметить поощрительной грамотой всех участников. 

Проигравших нет. Олимпиада прививает любовь к предмету, к знаниям, учит логически и нестандартно мыслить.

Победители школьной олимпиады становятся участниками районной  олимпиады.

Литература

1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с. .

2. Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. Докт. дисс. М., 1967.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Г. И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Роботова и др.; Под ред. Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л., 1935.

5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения, М., 1977.

6. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М., 1962. – 230 с.

7. Шапошникова И.Г. Формирование познавательных интересов у слабоуспевающих. - сб.: Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Г. И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Роботова и др.; Под ред. Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Положение о школьных предметных олимпиадах

1. Общие положения

1.1. Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Предметные олимпиады проводятся для выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся.

1.2. Предметные олимпиады проводятся в несколько туров: школьный, районный, зональный, областной

1.3. Школьный тур предметных олимпиад проводится общеобразовательным учреждением. Количество и состав участников определяются самостоятельно. При этом в олимпиаде могут принимать участие по желанию обучающиеся с 3-го по 11-й класс на втором году изучения учебного предмета. Срок проведения – начало второй учебной четверти в зависимости от традиций и плана работы общеобразовательного учреждения. Участниками других туров по мере повышения уровня становятся победители (призеры) предыдущих туров.
Функции организационного комитета и жюри первого этапа предметной олимпиады совмещены и распределяются между учителями-предметниками.

1.4. Школьная предметная олимпиада – итог работы педагогического коллектива с одаренными обучающимися не только в ходе учебных занятий, но и во внеурочной деятельности (кружках, секциях, студиях и т. д.), показатель развития у обучающихся творческого отношения к предмету вне рамок образовательной программы, возможность проявления склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в справочной и научно-популярной литературе, а также в Интернете.

1.5. Школьные олимпиады могут проводиться по следующим учебным предметам: математика, физика, химия, биология, география, русский язык, литература, иностранный язык (английский и немецкий), история, обществознание.

2. Задачи олимпиады

2.1. Предоставление возможностей всем желающим учащихся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования.

2.2. Создание условий для реализации способностей, интересов обучающихся, профилизации в рамках выполнения программы работы с одаренными обучающимися.

2.3. Привлечение обучающихся к научно-практической деятельности.

2.4. Выявление наиболее способных обучающихся к участию во втором этапе предметных олимпиад. 

3. Организация и порядок проведения олимпиады

3.1. Ответственный за проведение школьной предметной олимпиады – председатель методического объединения учителей общеобразовательного учреждения.

3.2. Содержание заданий тестов разрабатывается учителями-предметниками в соответствии
с особенностями каждого учебного предмета и утверждается на методическом объединении. Одновременно обсуждается решение этих заданий и количество баллов за каждое выполненное задание. Также обращается внимание на критерии оценивания решения (взависимости от сложности).

3.3. Предметные олимпиады проводятся по ступеням в назначенное время в учебные дни и по согласованию с руководством общеобразовательного учреждения.  

3.4. Олимпиада проводится для всех классов в один день или по утвержденному графику.

3.5. Олимпиаду проводят один или несколько учителей.

3.6. На олимпиаде может присутствовать представитель руководства или представитель методического объединения.

3.7. Со сроками и порядком проведения школьной олимпиады обучающиеся должны быть ознакомлены не менее чем за 10 дней до ее проведения.

3.8. Письменные олимпиадные работы проверяются учителями-предметниками. Каждое задание оценивается отдельно.

3.9. Результаты проведенной олимпиады объявляются всем участникам не позднее чем через два дня после ее проведения.

3.10.Призерами считаются обучающиеся, занявшие первое, второе и третье места по каждой параллели и получившие наибольшее количество баллов за всю работу. При этом могут быть указаны участники, набравшие наибольшее количество баллов по самому сложному заданию.

3.11. Информация о призерах первого этапа предметной олимпиады доводится до всего коллектива и учащихся школы.

3.12. Призеры школьного тура предметных олимпиад могут быть награждены школьными грамотами или подарками, а также направляются для участия в следующем этапе согласно Положению о районной олимпиаде по каждому предмету.

4. Права участников олимпиады

4.1. Организаторы олимпиады и участвующие в ней учителя-предметники могут быть поощрены руководством общеобразовательного учреждения предоставлением отгулов, выплатой премий и др.

4.2. Обучающиеся, которые желали принять участие в первом этапе олимпиады, но не смогли
по болезни или какой-либо другой уважительной причине, вправе получить специальное  индивидуальное задание или быть приглашенными на второй этап олимпиады.

4.3. Каждый участник школьной олимпиады может ознакомиться со своей работой после объявления результатов и получить все необходимые пояснения от учителя-предметника во время последующих кружковых занятий или в информационном бюллетене, публикующем задания олимпиады с полными ответами.

5. Ответственность участников олимпиады

5.1. Организаторы олимпиады и учителя-предметники несут ответственность за неподготовку текстов олимпиады и за срыв ее сроков.

5.2. Приказом по общеобразовательному учреждению подводятся итоги  олимпиады  и определяется состав участников для участия в районных олимпиадах по каждому классу. Также в этом документе назначается сопровождающий сборную команду, на которого возлагается ответственность за жизнь и здоровье участников команды.

6. Делопроизводство олимпиады

6.1. Отчет о проведении школьной олимпиады составляется зав. методическим объединением

6.2. Указанный отчет и список призеров с первого по третье место предоставляется заместителем директора по образовательной деятельности в районный орган управления образованием.

Положение об организации дополнительного образования

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей", Уставом школы, образовательной программой ОУ, другими нормативными правовыми актами.

1.2.  Под дополнительным образованием детей понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.

1.3. Система ДО строится на принципах непрерывности, системности, гуманизации, добровольности, креативности, природосообразности, вариативности и функционирует в школе круглогодично.

1.4.  Содержание и деятельность ДО регламентируются образовательными программами различной направленности: патриотической, художественной, научно-технической, психолого-педагогической,  спортивной, туристско-краеведческой, эколого-географической, прикладного творчества.

II. Задачи дополнительного образования 

  • Реализация потребностей и интересов детей.
  • Осуществление личностно-ориентированного подхода к ребенку.
  • Выстраивание индивидуальной программы ученика.
  • Развитие совместной творческой деятельности.
  • Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
  • Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей.
  • Формирование общей культуры.
  • Организация содержательного досуга.

III. Организация учебно-воспитательного процесса в системе ДО 

  • Учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединения общими интересами,  добровольностью совместной деятельности.
  • Обучение организуется на добровольных началах всех сторон участников образовательного процесса
  • Зачисление обучающихся в объединения дополнительного образования  осуществляется по их желанию на срок, предусмотренный образовательной программой.
  • Обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учёбы согласно графику работы.
  • Детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую.
  • Учебный процесс  осуществляется на основе образовательных программ,  тематических и календарно-тематических планов, утвержденных директором  школы или его заместителем по воспитательной работе.
  • Расписание занятий в объединениях дополнительного образования составляется   с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной  учебной работе детей и подростков в школе. Расписание составляется в начале учебного года администрацией по  представлению педагогических работников с учетом наиболее благоприятного  режима труда и отдыха обучающихся и утверждается директором  гимназии.
  • Продолжительность занятий и их количество в неделю определяется образовательной программой и требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в системе дополнительного образования.
  • Коллективом школы создаются комфортные условия для пребывания детей на занятиях, принципиально отличающиеся от условий обучения в первой половине дня.

IV. Компетенция администрации школы при организации предоставления дополнительного образования детей

К компетенции администрации школы при организации предоставления дополнительного образования детей относятся:

  • обеспечение эффективного функционирования существующей системы дополнительного образования детей;
  •  контроль качества дополнительного образования детей;
  • организация изучения потребностей и интересов населения в получении дополнительного образования;

организация и проведение в пределах своей компетенции аттестации педагогических кадров дополнительного образования детей.  Таблица диагностического минимума индивидуальных образовательных достижений учащихся как механизм обеспечения качественного результата профессионального образования при внедрении ФГОС

 Создание системы оценки качества профессионального образования происходит в период введения новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС). В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с ФГОС (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения. Практика оценивания индивидуальных образовательных  достижений  поставлена перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о результатах обучения  - к педагогическому мониторингу.

 В настоящее время перед системой профессионального образования встала задача по изменению подходов к оценке достижения стандартов образования. Для этого необходимо иметь ориентиры для сравнения.

Все основные характеристики системы оценки результатов обучения (основные подходы к разработке инструментария, характеристики проверочных работ, процедуры проведения, представление результатов и др.) определяются основными целями и задачами, которые ставятся перед  системой оценивания .Основой для  системы оценки результатов обучения являются функциональные карты по профессии, включающие требования ФГОС и потенциального работодателя. В профессиональном  обучении, в силу специфики обучающихся и их иной мотивационной системы, главным критерием оценки усвоения  является способность обучающегося  показать, как приобретенные знания могут быть применены на практике. Поэтому, планируемые результаты обучения - точное описание того, что учащийся должен знать, понимать и способен делать. Они включают не только приобретенные компетенции, но и личностные качества, ценностные ориентации, этические аспекты.   Использование таблицы  диагностического минимума позволяет упорядочить систему оценивания компетенций, включающей: сроки, инструментарий, методику сбора информации. Использование современных  информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании открывает дополнительные возможности и соответственно методы построения системы оценивания.  Обучающийся  рассматривается не как объект, а как субъект процесса обучения, и поэтому целью системы оценивания является предоставление права и возможности продемонстрировать освоенность общих и профессиональных компетенций. Следовательно, ТДМ является системой, позволяющей  вносить своевременные коррективы в процесс обучения.

В соответствии с  принципами обучения (объективность, систематичность, наглядность) процесс разработки системы оценивания (ТДМ) состоит из ряда последовательных этапов:

1. установление планируемых результатов обучения;

2.разработка критериев оценки планируемых результатов обучения;

3.определение форм и методов оценивания;

4.установление планируемых результатов обучения.

Основным компонентом  федерального  государственного образовательного  стандарта являются квалификационные требования, определяющие систему показателей и регламентирующие сроки и формы обучения. На основании планируемых результатов обучения устанавливаются критерии оценивания. Цель критериев оценки – установить четкие и недвусмысленные стандарты достижения каждого из запланированных результатов обучения. Необходимо стремиться к максимальной понятности и специфичности при разработке критериев. В профессиональном образовании такими критериями являются профессиональные  и общие компетенции, которые обеспечивают качество оценки, снижают вероятность субъективности и повышают вероятность справедливости и одновременной строгости оценивания. Стратегия оценивания индивидуальных образовательных  достижений учащихся базируется на двух принципах: принципе регулярности проведения оценки и принципе прямой оценки, на которых базируется  ТДМ. Принцип регулярности проведения оценивания находит отражение в том, что оценка результатов учебной деятельности проводится несколько раз в течение семестра, в конце семестра, по завершении цикла/курса и программы в целом. В этой связи различают формы оценивания: входной контроль, самостоятельный контроль, текущий контроль, рубежный контроль и итоговый контроль. Методы оценивания могут быть различными, они выбираются в зависимости от целей и планируемых результатов обучения, и в меньшей степени зависят от вида или формы контроля: тестирование, выполнение индивидуальных заданий, участие в тематических семинарах, написание письменных работ, рефератов, выполнение курсовых работ. Для проведения текущего и итогового контроля, где необходимо продемонстрировать понимание, умения и сформированные компетенции, используются практико-ориентированные задания. Таким образом, эффективную систему контроля и оценивания в профессиональном обучении можно построить: используя информационно-образовательную среду, как комплекса инструментальных средств, позволяющих реализовывать процесс; сделав правильный выбор методов и форм контроля, адекватных целям предмета и критериям их оценки; используя принципы открытого образования:

На основании выше сказанного, для организации системы мониторинга в образовательном учреждении необходимо использовать перспективные подходы к организации системы оценивания: сочетание внешнего и внутреннего контроля образовательных достижений.

Адаптируя систему под задачи и цели образовательного учреждения проводим текущий оперативный контроль за ходом образовательного процесса с использованием контрольно-измерительных материалов.


Приложение № 2

Информация

о результатах проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2013 – 2014 учебного года

 Информация о числе участников школьного этапа олимпиады МКОУ СОШ №16

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

Математика

7

12

9

11

9

3

2

53

Физика

5

7

4

2

1

19

Информатика

8

10

4

7

3

1

1

34

Итого

15

22

18

25

16

6

4

106


Приложение №3

Информация

о количестве учащихся  МКОУ СОШ №16,

принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников

 в 2013 -2014 учебном году

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Итого

По списку

23

32

21

19

35

12

4

144

Участвовали

17

16

12

8

14

7

4

78

% участия

74%

50%

51%

41%

40%

58%

100%

59%

Приложение №4

Информация МКОУ СОШ 16

 об участии и победах во Всероссийских олимпиадах   для одаренных детей

ФИО участника (класс)

Название конкурса,

 место проведения

Количество участников

Количество победителей

Количество  призеров

ФИО преподавателя

5 класс

Всероссийская олимпиада школьников «Олимпус»

12

2

Аббасова Л.В

6 класс

Всероссийская олимпиада школьников «Олимпус»

14

3

Аббасова Л.В

Шайдуллаева С.К.

7  класс

Всероссийская олимпиада школьников «Олимпус»

9

2

Нагуманова З.Х.

8 класс

Всероссийская олимпиада школьников «Олимпус»

12

3

Костов Р.М

9  класс

Всероссийская олимпиада школьников «Олимпус»

7

3

Нагуманова З.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"

Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательн...

Благодарственное письмо за организацию и проведение школьного тура Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры

В 2012 году мои ученики приняли участие в Общероссийской олимпиаде по Основам православной культуры...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят уча...

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году на территории Советского района.

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физикев 2015-2016 учебном годуна территории Советского района.отредактированные, с учетом требований в...

Педагогический проект "Организация и проведение школьной заочной олимпиады по истории «Поиск»".

Цель проекта: активизация познавательных способностей учащихся через участие  в заочной школьной олимпиаде по истории....

Доклад на тему: «Организация и проведение школьных олимпиад как механизм обеспечения индивидуальных образовательных достижений» 2014 год.

Выступление учителя математики первой квалификационной категории Шевченко Н. П. на заседании педагогического совета Лицея №17 (14.11.2014)...

Организация и проведение школьных олимпиад.

Использование Интернет-ресурсов (Русолимп.ру, Егэша.ру- онлайн).      Например, сайт «Русолимп.ру» состоит из 10 разделов: "История Русского Языка", &quo...