Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации
статья по алгебре (11 класс) на тему

Лукина Ирина Викторовна

В этой статье я хочу поделиться опытом подготовки учащихся к ЕГЭ, системой работы, материалом, которым пользуюсь на уроках, а так же источниками, из которых беру задачи для подготовки к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.2.2.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

 «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ»

Уважаемые коллеги, в этой статье я хочу поделиться своим небольшим опытом подготовки учащихся к ЕГЭ.

568 школа, в которой я работаю, находится в окружении 293 гимназии, 548 англ.школы и недалеко от 590 лицея, поэтому и учащиеся к нам идут те, кого по каким  - либо причинам не взяли в эти школы или отчисленные из них, т.е. контингент у нас очень сложный: это дети из  многодетных и неполных семей, опекаемые, дети из малообеспеченных семей, имеющих пьющих родителей, эмигранты из бывших союзных республик, иногда плохо говорящие по - русски  или делающие такой вид т.д. Понятно, что проблема с успеваемостью у нас стоит крайне остро. Однако результаты в моих классах на ЕГЭ и ГИА  были неплохие. В 2008 году на экзамене в 9 классе в форме ГИА средний балл по классу был 13,72, а средняя оценка 4,12. Качество 72% -  это лучший результат в районе (при этом  сдавал весь класс, а не отдельные учащиеся); в 2010 году средний балл на ЕГЭ был 58,3  , а в 2012 году 63,28 – это то же лучшие результаты по району. Если проанализировать результаты по классам на ЕГЭ за эти годы, то видно, что классы разные. . В 2010 году разброс баллов большой: от 30 до 83, а это значит, что в классе были  как очень слабые дети, так и достаточно сильные учащиеся. В 2012 году класс значительно ровнее, здесь разброс баллов небольшой: от52 до 72 и работать с такими детьми было проще, т.к. общий уровень учащихся примерно одинаковый. Готовить детей к ЕГЭ в таких разных классах одинаково нельзя. Различие есть как в подборе материала, так и в приемах и методах работы.

Первые задания части В, а так же задачи  В12 и В13 предполагают владение учащимися приемами быстрого счета и вообще материалом 5-9 классов.

И тех и других учащихся я обучала с 5 класса, поэтому в этом отношении мне было проще. Если же учитель берет детей в 10 классе, да еще в класс, как часто бывает, приходят дети не принятые в другие  школы, то его задача значительно усложняется.

Мы знаем мифы о ЕГЭ. Так миф 2 гласит: к успешной сдаче ЕГЭ можно подготовиться быстро. Быстро — это за месяц-полтора. Тех детей, которые учатся в нашей школе надо начинать готовить  к экзамену с 10 класса. Учащиеся заводят отдельные тетради для подготовки к ЕГЭ, в которых мы начинаем работать на элективе.

Начинается работа с заданий В1.  С одной стороны тетради ребята выполняют задания, а другая сторона используется для справочной информации. Так в  задачах  В6 в справочном разделе мы записываем определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основные тригонометрические формулы, формулы приведения.  Если формул, которые необходимо знать достаточно много, как, например, в заданиях В3, то я распечатываю материал на отдельных карточках. Однако пользоваться ими можно только на первых двух уроках. Далее проводится проверочная работа по знанию теории, после которой использовать справочный материал  уже нельзя.

 Задачи для отработки беру только с сайта  mathege.ru, причем на первом уроке как правило я работаю прямо с сайта (в кабинете есть необходимая техника и Интернет), что бы с ориентировать детей по заданиям, мотивировать их на работу, заинтересовать, затем распечатываю задачи как раздаточный материал и работаем фронтально, разбирая задачи на доске. Если учащиеся начинают решать задачи достаточно уверенно, то мы выходим в компьютерный класс и  каждый (или парами) работает за отдельным компьютером с сайта. Это очень удобно, т.к. учащиеся могут выполнять задания самостоятельно в разном темпе, а у меня есть возможность поработать индивидуально со слабыми учащимися.  Задание я даю как правило сразу на весь урок. Через каждые 10 – 15 минут прерываемся, чтобы проверить ответы и разобрать непонятные задачи.  Пособиями типа «Типовые тестовые задания» практически не пользуюсь, разве что для того, что бы с ориентироваться по уровню заданий. Здесь слишком мало прототипов и все однообразные. Так, например, задание В8 Прямая y=-7x является касательной к графику функции у =  28x^2+bx +7. Найдите b, учитывая, что абсцисса точки касания больше 0. Подобных заданий я ни в одном из них не видела. Или, например, задача В13: Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. Если бы зарплата мужа увеличилась вчетверо, общий доход семьи вырос бы на 168%. Если бы стипендия дочери уменьшилась вдвое, общий доход семьи сократился бы на 3%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?

Стараюсь прорешать все типы задач.  В процессе работы обязательно провожу по 2 – 3 самостоятельные. Результаты обязательно фиксирую в листе контроля, где записываю не оценку, а % решенных задач. для того, чтобы проследить динамику успеваемости каждого ученика. С теми учащимися, у которых этот показатель низкий, и динамика роста не прослеживается, начинаю работать индивидуально: выясняю причины, провожу консультации, даю недельные дополнительные домашние задания с последующей проверкой и разбором до тех пор, пока показатель роста не становится выше. И так по каждому заданию части В. Однако, не для всех учащихся являются посильными задачи по стереометрии В11, физические задачи В12, а так же задания В13 и В14. Отдельные учащиеся 2010 года выпуска ограничивались заданиями с первого по седьмое. Тем ни  менее на первых уроках разбора заданий более сложных, например, с В8 по В14 все учащиеся слушают объяснение и пробуют свои силы. Если ребенок понимает, что тот или иной тип заданий выше его возможностей и проба на самостоятельной работе оказывается неудачной, то из таких детей создается группа и я начинаю работать с классом дифференцированно: слабым детям даются задания тех типов, которые уже были разобраны и с которыми они справлялись, а с продвинутой частью класса продолжаю работать над более сложными заданиями части В. Здесь главное – успешность. Каждый ребенок должен чувствовать уверенность при выполнении хотя бы несложных заданий, пытаться их делать самостоятельно и без ошибок. При такой подготовке (с последующим возвращением к уже разобранным заданиям)  %  решенных задач увеличивается. На каждом уроке подготовки к ЕГЭ все учащиеся должны трудиться с полной отдачей, несмотря на уровень своей компетентности. Только в этом случае можно рассчитывать на хорошие результаты на экзамене. Хочу отметить, что в 2012 учебном году весь класс пытался делать часть В полностью что значительно облегчило мою работу на этом этапе.

После того как часть В полностью разобрана и отработана, я перехожу к задачам части С. На сайте mathege.ru этих заданий нет (кроме демо варианта), поэтому я пользуюсь сайтом РЕШУ ЕГЭ РФ Дмитрия Гущина(http://reshuege.ru), книгами, выпущенными под редакцией Ященко, Семенова, Высоцкого – авторов, принимающих непосредственное участие в разработке методических материалов для подготовки к выполнению КИМов ЕГЭ, а так же другой литературой, в которой есть материал для отработки части С. Например, в заданиях С1 необходимо решить тригонометрическое уравнение и отобрать корни, принадлежащие какому - либо промежутку. При этом ученик должен показать владение простейшими тригонометрическими формулами, связывающими тригонометрические функции, а так же формулами двойного угла. Формул сложения, преобразования суммы в произведения и обратно там нет. Весь необходимый справочный материал даю на карточках, пользоваться которыми можно на первых двух уроках. Чтобы расширить объем задач, я беру тригонометрические уравнения из различных сборников по уровню приближенные к предложенным Ященко и его командой и содержащие, кроме перечисленных, так же формулы приведения и половинного угла, а дальше  сама подбираю отрезки, на которых надо решить эти уравнения. Аналогично с заданиями С3. Даю некоторые полезные преобразования для решения логарифмических неравенств и расширяю объем задач за счет различных сборников.

Т.о. я имею достаточно большое количество задач для отработки заданий С1 и С3. Работа по формированию умений и навыков решения этих задач проводится по той же схеме, что и с заданиями части В. А именно: сначала повторяется теория – формулы, теоремы. Вся теория разбирается на уроках, затем пишутся работы,  направленные на проверку этих знаний. Дальше  начинаем решать всем классом, причем не только на элективе, но и обязательно на уроках, когда изучается соответствующая тема. На группы я делю детей в этом случае только в 11 классе, когда идет повторение этих тем. На уроках изучения материала и уроках формирования умений и навыков весь класс решает одинаковые задания, что бы учащиеся могли проверить свои силы и определить возможность выполнения этих заданий на экзамене.

Что  касается заданий С2, дополнительно к той теории, которая есть в учебнике, я даю уравнение плоскости через определители (координаты вектора нормали к плоскости), т. к.  в предлагаемой для подготовке к ЕГЭ литературе отдельные задачи значительно проще, иногда формально, решаются с помощью этих формул. Задачи С2 подбираю из сборников для подготовки к ЕГЭ Ященко, Гущина, Семенова, Высоцкого И.Р., Зива Б.Г. а так же с сайта Решуегэ. Систематизирую  эти задачи на уроках повторения геометрии в 11 классе. Т. к. ЕГЭ по математике – достаточно специфический экзамен, и не все его задания, мягко говоря, привязаны к  учебнику,  по которому я работаю, то чтобы оставить время на повторение геометрии приходится корректировать программу и отдельные темы изучаю обзорно, например, движения, комбинация тел.

В 2012 году при подготовке к ЕГЭ я не рассматривала задания С4, С5, С6, т.к. уровень учащихся ( в классе 6 человек имели 4 по алгебре и 3 человека по геометрии, а пятерок не было вовсе) и количество учебных часов в неделю (6 часов с элективом) не позволяли это делать.

В 2010 году 3 – 4 человека могли попробовать себя в этих заданиях. С ними я индивидуально работала на уроке и элективе, когда основная часть класса делала более простые задания, давала индивидуальные задания на дом и разбирала их после уроков.  Для выполнении заданий С5 необходимо было объяснить этим учащимся графо – аналитический метод, а так же метод областей (метод интервалов на плоскости). Задачи для тренировки брала из сборников, рекомендованных МИОО, а так же использовала книги Шахмейстера «Задачи с параметрами в ЕГЭ» и Амелькина «Задачи с параметрами». Для выполнения заданий С6  объясняла учащимся признаки и свойства делимости. Задачи для подготовки к экзамену брала из сборников, рекомендованных МИОО. Однако 5 и 6 технических  баллов никто из учащихся за 5 и 6 задания не набрал. Т.к. эти задания требуют специальной подготовки, начиная с 7 класса, а так же наличие учащихся, способных данные задания воспринимать и выполнять. Однако 4 человека в классе  частично справились с этими заданиями, что я считаю хорошим результатом.

После того, как все задания по темам разобраны, общий уровень обученности класса установлен я перехожу непосредственно к выполнению тестов, которые я беру с сайтов   http://reshuege.ru, http://ege.yandex.ru, а так же составляю сама из заданий сайта http://mathege.ru Варианты я ксерокопирую, причем, каждый ученик делает свой вариант, а затем варианты меняю, т.к. в классе у меня 18 учащихся, то их хватает на 18 уроков. За каждый тест оценка ставится  в журнал, а в листе контроля проставляются баллы за выполненные задания. Часть В дается на 1 урок, а на следующем уроке разбирается и учащиеся делают работу над ошибками. В 11 классе у меня обязательно хотя бы один раз в неделю есть спаренный урок, на этих уроках я к части В подключаю задания из части С, причем, часть С я формировала в 2012 году из С1,С2,С3, а 2 года назад -  полностью и у детей есть право выбора двух или трех заданий из 6. Однако и я и учащиеся предпочитаем работать в компьютерном классе, непосредственно с сайтов. Это освобождает от необходимости ксерокопировать большое количество материалов. Если мы работаем с сайта  http://reshuege.ru, то учащиеся сначала полностью выполняют тест, а затем проверяют ответы, и если они неверные, то смотрят решение и ищут ошибки. На дом задаются прототипы неверно выполненных заданий. Если задания берутся с других сайтов,  или составляю сама, то работы в конце урока я собираю, проверяю, выставляю оценки в журнал, а в лист контроля тестовые баллы. На следующем уроке на сайте  http://reshuege.ru учащиеся разбирают решение прототипов неверно выполненных заданий и исправляют ошибки. Если я вижу по листку контроля, что какое – либо задание основной частью класса не выполнено, то следующий урок я посвящаю работе над этим заданием. Как правило при такой систематической и планомерной работе степень обученности учащихся возрастает и к концу учебного года учащиеся начинают делать на 2 – 3 задания больше по сравнению с началом выполнения тестовых заданий. Я считаю это хорошим результатом.
При такой подготовке к экзамену результат прогнозируется достаточно точно и неожиданностей как правило нет. Т.о. чтобы подготовить учащихся к ЕГЭ необходимо планомерно и целенаправленно отрабатывать на уроках умение решать прототипы заданий экзамена, однако одного желания и знаний учителя недостаточно. Хочу сказать, что мотивация учащихся -  основополагающий фактор успешной сдачи ЕГЭ. Если дети ориентированы на конкретный ВУЗ или конкретную специальность и готовы трудиться, стремясь к поставленной цели, то сначала уверенность в себе, а потом и успех обязательно придут. Ведь не зря известный афоризм гласит «Математике нельзя научить, ей можно только научиться».

Т.о. для успешной сдачи ЕГЭ, важно соблюдать три простых правила: видеть поставленную цель, быть готовым преодолевать препятствия, и быть уверенным в себе. Эти задачи я пытаюсь решать со своими учениками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике»

Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача. ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике.

Представление опыта работы на заседании районного объединения учителей физики...

Система работы учителя при подготовке учащихся к итоговой аттестации

Система работы учителя при подготовке учащихся к итоговой аттестации...

Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по геометрии

Система работы учителя  по подготовке учащихся к итоговой аттестации по геометрии...

«Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку»

Актуальность1. Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся через личностно – ориентированный подход, коллективный способ обучения, зд...