Открытый урок по теме " Среднее арифметическое, размах и мода" (7 класс).
учебно-методический материал по алгебре (7 класс) по теме

Холина Елена Евгеньевна

Разработка самого урока и работы обучающихся при подготовке к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Среднее арифметическое, размах и мода».

Предмет:  алгебра.

Класс:   7 класс.

Учитель: Холина Елена Евгеньевна.

Цель урока:

сформировать представление о простейших статистических характеристиках и их использовании.

Задачи:

  1. проверить, как усвоен теоретический материал новой темы;
  2. показать, как применяется среднее арифметическое на практике (на примере работы в Excel);
  3. решить тренировочные упражнения по теме;
  4. начать формировать навыки работы в группах.

Оборудование: проектор, компьютеры.

Учебник: Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. 7 класс. – М.: Просвещение, 2009-2013г.

Ход урока:

Постановка цели: «Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со статистическими характеристиками. Работать вы будете в группах, а это значит, что нужно активно участвовать в совместной работе, внимательно выслушивать каждого члена группы, не перебивать собеседника, не смеяться над ошибками других, а помочь им в работе. В конце урока каждый получит оценку за свою работу».

Устная работа (задания проецируются на экран (Приложение № 1)):

№ 1 (№ 169 (г)) Найдите среднее арифметическое, размах и моду ряда чисел:

-4, -6, 0, 4, 0, 6, 8, -12.

№ 2 (№ 170) Как могут измениться размах и мода ряда чисел, если:

а) дополнить его числом, превосходящим все остальные;

б)  вычеркнуть из него число, меньшее всех остальных;

в) дополнить его числом, равным наибольшему из чисел?

Работа в группах.

Учитель: «Перед вами на мониторах ваших компьютеров даны определения среднего арифметического, размаха и моды. Вам нужно найти ошибки и исправить их».

Каждая из групп находит ошибки и подзывает учителя, даёт правильный ответ. Учитель показывает  в Excel (Приложение №2) как можно применить среднее арифметическое для вычисления среднего возраста учащихся в классе, предлагает попробовать группе изменить значения возраста и проверить, как изменится средний возраст учеников класса.

Решение задач (номера заданий тоже перед учениками на мониторах, после выполнения каждого задания учитель должен проверить правильность выполнения):

№ 175. В ряду чисел 2, 7, 10, ___, 18, 19, 27 одно число оказалось стёртым. Восстановите его, зная, что среднее арифметическое этих чисел равно 14.

№ 177. В таблице показано число деталей, изготовленных за смену рабочими одной бригады:

№ п/п

Фамилия

Число деталей

№ п/п

Фамилия

Число деталей

1

2

3

4

5

6

Иванов

Лазарев

Ильин

Бережной

Егоров

Петров

38

42

36

45

48

45

7

8

9

10

11

Семёнов

Лукин

Андреев

Попов

Сурков

45

42

40

47

39

Для представленного в таблице ряда чисел найдите среднее арифметическое, размах и моду. Каков смысл каждого из этих показателей?

№ 178. На соревнованиях по фигурному катанию выступление спортсмена было оценено следующими баллами:

5,2,  5,4,  5,5,  5,4,  5,1,  5,1,  5,4,  5,5,  5,3.

Для полученного ряда найдите среднее арифметическое, размах и моду. Что характеризует каждый из этих показателей?

№ 180. В фермерском хозяйстве отведены под пшеницу три участка, площади которых равны 12 га, 8 га и 6 га. Средняя урожайность на первом участке составляет 18 ц с 1 га, на втором – 19 ц с 1 га, на третьем – 23 ц с 1 га. Чему равна средняя урожайность пшеницы в этом хозяйстве? Можно ли найти среднюю урожайность пшеницы (в центнерах), вычислив среднее арифметическое чисел 18, 19 и 23.

№ 182. Каждый из 24 участников соревнований по стрельбе произвел по десять выстрелов. Отмечая всякий раз число попаданий в цель, получили следующий ряд данных:

6,  5,  5,  6,  8,  3,  7,  6,  8,  5,  4,  9,

7,  7,  9,  8,  6,  6,  5,  6,  4,  3,  6,  5.

Найдите для этого ряда размах и моду. Что характеризует каждый из этих показателей?

Задание на повторение:

№ 185. Сравните значение выражений 2а – 7  и  3а + 4    при   а = – 20   и   при а = – 8.

Домашнее задание:

№ 176. В ряду чисел 3, 8, 15, 30, ___, 24 пропущено одно число. Найдите его если:

а) среднее арифметическое ряда равно 18;

б) размах ряда равен 40;

в) мода ряда равно 24.

№ 179. В аттестате о среднем образовании у четырех друзей – выпускников школы – оказались следующие оценки:

Ильин: 4,  4,  5,  5,  4,  4,  4,  5,  5,  5,  4,  4,  5,  4,  4;

Семёнов: 3,  4,  3,  3,  3,  3,  4,  3,  3,  3,  3,  4,  4,  5,  4;

Попов: 5,  5,  5,  5,  5,  4,  4,  5,  5,  5,  5,  5,  4,  4,  4;

Романов: 3,  3,  4,  4,  4,  4,  4,  3,  4,  4,  4,  5,  3,  4  4.

С каким средним баллом окончил школу каждый из этих выпускников? Укажите наиболее типичную для каждого из них оценку в аттестате. Какие статистические характеристики вы использовали при ответе?

№ 183. В таблице записаны результаты ежедневного измерения на метеостанции в полдень температуры воздуха (в градусах Цельсия) в течении первой декады марта:

Число месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Температура, 0С

- 2

- 1

- 3

0

1

2

2

3

4

3

Найдите среднюю температуру в полдень в эту декаду. Составьте таблицу отклонений от средней температуры воздуха в полдень в каждый из дней декады.

Дополнительное задание:

Мальчикам вычислить средний возраст девочек класса, а девочкам вычислить средний возраст мальчиков класса.

Рефлексия деятельности:

Учитель раздаёт минианкеты (Приложение № 3), которые ребята тут же заполняют.

Подведение итогов:

Оценивается работа каждого обучающегося, выставляются оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решите устно: Найдите среднее арифметическое, размах и моду ряда чисел: -4, -6, 0, 4, 0, 6, 8, -12 2. Как могут измениться размах и мода ряда чисел, если: а) дополнить его числом, превосходящим все остальные; б) вычеркнуть из него число, меньшее всех остальных; в) дополнить его числом, равным наибольшему из чисел?

Слайд 2

Исправьте ошибки в определениях: Средним арифметическим называется частное от деления суммы на число слагаемых. Размахом ряда чисел называется сумма наибольшего и наименьшего из этих чисел. Модой называется число, которое встречается чаще других.

Слайд 3

Решите задачи: № 175, 178, 180, 182, 185

Слайд 4

Домашнее задание: № 176, 179.



Предварительный просмотр:

  1. Ф.И.___________________
  2. Класс__________________
  3. Нравится ли тебе предмет алгебра?________________
  4. Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?________________
  5. Если с применением компьютеров, то почему?_____________________
  1. Ф.И.___________________
  2. Класс__________________
  3. Нравится ли тебе предмет алгебра?________________
  4. Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?________________
  5. Если с применением компьютеров, то почему?_____________________
  1. Ф.И.___________________
  2. Класс__________________
  3. Нравится ли тебе предмет алгебра?________________
  4. Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?________________
  5. Если с применением компьютеров, то почему?_____________________
  1. Ф.И.___________________
  2. Класс__________________
  3. Нравится ли тебе предмет алгебра?________________
  4. Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?________________
  5. Если с применением компьютеров, то почему?_____________________
  1. Ф.И.___________________
  2. Класс__________________
  3. Нравится ли тебе предмет алгебра?________________
  4. Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?________________
  5. Если с применением компьютеров, то почему?_____________________
  1. Ф.И.___________________
  2. Класс__________________
  3. Нравится ли тебе предмет алгебра?________________
  4. Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?________________
  5. Если с применением компьютеров, то почему?_____________________
  1. Ф.И.___________________
  2. Класс__________________
  3. Нравится ли тебе предмет алгебра?________________
  4. Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?________________
  5. Если с применением компьютеров, то почему?_____________________
  1. Ф.И.___________________
  2. Класс__________________
  3. Нравится ли тебе предмет алгебра?________________
  4. Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?________________
  5. Если с применением компьютеров, то почему?_____________________
  1. Ф.И.___________________
  2. Класс__________________
  3. Нравится ли тебе предмет алгебра?________________
  4. Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?________________
  5. Если с применением компьютеров, то почему?_____________________
  1. Ф.И.___________________
  2. Класс__________________
  3. Нравится ли тебе предмет алгебра?________________
  4. Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?________________
  5. Если с применением компьютеров, то почему?_____________________
  1. Ф.И.___________________
  2. Класс__________________
  3. Нравится ли тебе предмет алгебра?________________
  4. Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?________________
  5. Если с применением компьютеров, то почему?_____________________
  1. Ф.И.___________________
  2. Класс__________________
  3. Нравится ли тебе предмет алгебра?________________
  4. Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?________________
  5. Если с применением компьютеров, то почему?_____________________

Минианкеты рефлексии.

Результаты рефлексии.

№ п/п

Нравится ли тебе предмет алгебра?

Какие тебе больше нравятся уроки: традиционные или с применением компьютеров?

Если с применением компьютеров, то почему?

1.

Да

С применением компьютеров.

Интереснее работать.

2.

Да

С применением компьютеров.

Интереснее, чем просто в классе сидеть.

3.

Да

С применением компьютеров.

Не знаю.

4.

Конечно, очень.

С применением компьютеров.

Не знаю.

5.

Да

С применением компьютеров и традиционные.

Не знаю.

6.

Да

С применением компьютеров и традиционные.

Удобнее решать задания всем вместе, а не по одному.

7.

Да.

С применением компьютеров.

За урок получаешь оценку.

8.

Да.

Оба.

Интересней.

9.

Да.

С применением компьютеров.

Интереснее.

10.

Да.

С применением компьютеров.

Интереснее заниматься.

11.

Да.

С применением компьютеров.

Там понятнее и легче.

12.

Да.

И то и другое.

13.

Да.

С применением компьютеров.

Интереснее.

14.

Да. Если даже не получается!

Больше нравятся обычные.

15.

Да.

С применением компьютеров.

Мне так удобнее и интереснее.

16.

Да.

С применением компьютеров.

Намного интересней.

17.

Да.

С применением компьютеров.

Интересней и необычно.

18.

Да.

Традиционные.

19.

Да.

Все.

Работает ни один человек, а группа.

20.

Последнее время – да.

Традиционные.

21.

Да.

С применением компьютеров.

Очень интересные задания.

22.

Да.

С применением компьютеров.

Интереснее.

23.

Да.

С применением компьютеров.

Интереснее, удобнее.

24.

Да.

С применением компьютеров.

Удобней.

25.

Да, нравится.

С применением компьютеров.

Потому что урок проходит интереснее.



Предварительный просмотр:

                                                 

Работы девочек 7 Б и 7 А классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике, 7 класс, "Среднее арифметическое, размах и мода", на татарском языке

Разработка урока, для 7 класса по математике. Раздел- Камбинаторика...

Урок алгебры в 7 классе "Среднее арифметическое, размах и мода"

Презентация урока алгебры "Среднее арифметическое, размах и мода" (на последнем слайде вставлен объект - технологическая карта учащегося)...

Интегрированный урок в 7 классе на тему "Среднее арифметическое, размах и мода".

Конспект интегрированного урока по алгебре и информатике с использованием ИКТ....

Открытый урок по теме: «Среднее арифметическое»

Представлен подробный конспект урока по теме: "Среднее арифметическое"...

Открытый урок по теме: «Среднее арифметическое» (математика, 5б класс, ФГОС).

Данный урок прошел в рамках дня здоровья, является обобщающим уроком. Во время его проведения ребята должны закрепить с учащимися алгоритм нахождения среднего арифметического, умножения и деления деся...

Конспект урока алгебры в 7 классе по теме «Среднее арифметическое. Размах. Мода»

Конспект урока алгебры в 7 классе по теме «Среднее арифметическое. Размах. Мода»...

7 класс Алгебра Среднее арифметическое, размах и мода

Презентация к уроку Среднее арифметическое, размах и мода...