Конспект урока по математике по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» 6 класс
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Бобовникова Ольга Геннадьевна

·        Обобщить  и систематизировать знания по теме;

·        Активизировать познавательную деятельность учащихся;

·        Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь;

·        Формировать доброе отношение друг к другу;

·        Развивать логическое мышление, умение оценивать свою работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 6 классе.

Тема урока:

 «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: смешанный.

Применяемые образовательные технологии: технология уровневой дифференциации обучения, игровые технологии.

Цели урока:

  • Обобщить  и систематизировать знания по теме;
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь;
  • Формировать доброе отношение друг к другу;
  • Развивать логическое мышление, умение оценивать свою работу.

Методы обучения: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.

Оборудование: учебник “Математика 6”, Виленкин Н.Я., карточки-задания, проектор, заготовки таблицы для учащихся.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы должны повторить правила выполнения действий с обыкновенными дробями и смешанными числами, показать, как мы умеем применять эти правила при решении конкретных примеров и задач; подготовиться к контрольной работе.

Актуализация.

Индивидуальная работа .

Во время работы  учащиеся получают индивидуальные карточки. После выполнения и проверки работы каждый выставляет себе в свою таблицу оценку. (На 4 примера отводится время 4-5 минут)

Задание 1

  1. Выполните сложение:

а)

 в)

  1. Выполните вычитание:

а)

 в)

Задание 2

  1. Выполните сложение:

а)

 в)

  1. Выполните вычитание:

а)

 в)

Далее класс работает устно по вопросам на повторение ранее изученного материала.

Вопросы классу:

  1. Как выполнить сложение двух дробей с разными знаменателями?
  2. Что нужно сделать, чтобы сложить смешанные числа?
  3. Что нужно сделать, чтобы выполнить вычитание смешанных чисел?
  4. Как выполнить вычитание двух дробей с разными знаменателями?

Устный счет – математическая зарядка (игровой момент). СЛАЙД 1

На доске записаны примеры с ответами. Если пример выполнен верно – поднять руки вперед, неверно – руки вверх, если выполнен не до конца – встать.

                   

В ходе решения исправить ошибки с подробным объяснением. Формируем грамотную математическую речь учащихся.

Задание 3.

        Ребятам предлагается задача СЛАЙД 2. С помощью наводящих вопросов подводим детей к решению задачи. Учащиеся оформляют решение самостоятельно, проверяется ответ. Оценка заносится учащимися в свою карточку.

Задача: 

Лев съедает овцу за 2 дня, волк – за 3 дня, а собака – за 6 дней. За какое время они вместе съедят овцу?

Физминутка. СЛАЙД 3

1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

Задание 4.

 Решение примеров, парная работа (игровой момент)

На экран   проецируется задание   СЛАЙД 3

а) 23 2/3 – 3 ½; 23 4/6 – 3 3/6 = 20 1/6

б) 15 ½ - 8 5/8; 15 4/8 – 8 5/8 = 14 12/8 – 8 5/8 = 6 7/8

в) 5 3/5 + 4 2/5; = 10

г) 3 2/3 + 1/18; 3 12/18 +  1/18 = 3 13/18

д) 1 – 2/3. = 1/3

Требуется решить примеры.  На вычисления отводится 5 минут. После этого проверяются ответы и заносится оценка в следующую графу таблицы каждого учащегося. На доске заранее подготавливается таблица  СЛАЙД 4, с помощью которой учащиеся составляют слово. Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то можно составить слово.        

 а

б

ш

д

и

р

н

о

р

ь

   

 

   

 

   

11/12

10

1/3

После этого дается небольшая историческая справка учителем  СЛАЙД 5

В русском языке это слово появилось в VIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части.

Ответ: ДРОБЬ.

Задание 5.

Продолжение решения примеров, парная работа (игровой момент)

Аналогично заданию 4.

СЛАЙД 6

а) 1 ½ + 2 2/3; 1 3/6 + 2 4/6 = 4 1/6

б) 5 7/9 – 2 1/6; = 5 14/18 – 2 3/18 = 3 11/18

в) 2 ¾ + 6 11/12; =2 9/12 + 6 11/12 = 8 20/12 = 9 8/12 = 9 2/3

г) 4 2/3 – 3 1/3; = 1 1/3

д) 1 ¼ - 1/3. =1 3/12 – 4/12 = 15/12 – 4/12 = 11/12

Требуется решить примеры.  На вычисления отводится 5 минут. После этого проверяются ответы и заносится оценка в следующую графу таблицы каждого учащегося.

По таблице к заданию 4 так же записывается полученное слово.

        После этого дается небольшая историческая справка учителем  СЛАЙД 7

Какую единицу длины впервые ввели купцы. Ее еще называли “локоть”

          Ответ: АРШИН.

          1 аршин=71 см.

Задание 6.

Требуется решить уравнения.  СЛАЙД 7.

На вычисления отводится по 3 минуты на каждое. После этого проверяются ответы и заносится оценка в следующую графу таблицы каждого учащегося 

Можно за каждое уравнение предусмотреть отдельную оценку.

а) 26 5/8 + а = 30;                                  б) 11 ¼ - х = 3 7/10;

    а = 30 – 26 5/8;                                       х = 11 ¼ - 3 7/10;

    а = 29 8/8 – 26 5/8;                                  х = 11 5/20 – 3 14/20;

    а = 3 3/8.                                                 х = 10 25/20 – 3 14/20;

Ответ: 3 3/8.                                               х = 7 11/20.

                                                                  Ответ: 7 11/20.

 Подведение итога урока.

  • Ребята, понравился ли урок?
  • Почему?
  • Какое задание понравилось больше всех?
  • Почему?
  • Какая оценка у вас получилась за урок?

 Выставление оценок.

Что бы учащиеся получили отметку за урок, требуется каждому найти среднее арифметическое всех заработанных  оценок. Оценки заносятся в журнал.  

 Задание на дом.

Подготовится к контрольной работе.

№447 (а, д, з), №402 (б, в), №379.

№447

а) 7 1/3 + 5 3/5 = 7 5/15 + 5 9/15 = 12 14/15;

д) 39 5/9 – 4 1/6 = 39 10/18 – 4 3/18 = 35 7/18;

з) (8 7/12 – 2 5/8) – (3 7/12 – 1 1/3) = 3 17/24

1) 8 7/12 – 2 5/8 = 8 14/24 – 2 15/24 = 7 38/24 – 2 15/24 = 5 23/24

2) 3 7/12 – 1 1/3 = 3 7/12 – 1 4/12 = 2 3/12 = 2 ¼

3) 5 23/24 – 2 ¼ = 5 23/24 – 2 6/24 = 3 17/24

№402 (б, в)

б) а + 1 = 4/9 + 2/3;                   в) х + 2 3/8 = 5 ¼ - 1 3/8;

    а + 1 = 4/9 + 6/9;                        х + 2 3/8 = 5 2/8 – 1 3/8;

    а + 1 = 1 1/9;                                х + 2 3/8 = 4 10/8 – 1 3/8;

    а = 1 1/9 – 1;                                х + 2 3/8 = 3 7/8;

    а = 1/9.                                        х = 3 7/8 – 2 3/8;

Ответ: а = 1/9.                                х = 1 4/8 = 1 ½.

                                                     Ответ: х = 1 ½.

№379.

1)Сколько кг краски пошло на окраску дверей?

10 19/20 – 4 3/5 = 10 19/20 – 4 12/20 = 6 7/20 (кг.)

2) Сколько всего израсходовали краски?

2 7/10 + 10 19/20 + 6 7/20 = 2 14/20 + 10 19/20 + 6 7/20 = 18 40/20 = 20 (кг.)

Ответ: всего израсходовали 20 килограммов краски.

КАРТОЧКА № 1

  1. Выполните сложение:

а) 8 3/5 + 4/7 =

     б) 7/8 + 4 3/5 =

 

  1. Выполните вычитание:

а) 16 6/7 – 5 5/6 =

     б) 9 7/15 – 3 4/15 =

КАРТОЧКА № 2

  1. Выполните сложение:

а) 3 ¾ + 1 2/3 =

     б) 4 3/7 + 1/5 =

  1. Выполните вычитание:

а) 10 7/9 – 6 1/3 =

     б) 4 3/5 – 1 2/5 =

Самостоятельная работа «Отгадай слово».

Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.

Вариант 1.

а) 23 2/3 – 3 ½;

б) 15 ½ - 8 5/8;

в) 5 3/5 + 4 2/5;

г) 3 2/3 + 1/18;

д) 1 – 2/3.

Вариант 2.

а) 1 ½ + 2 2/3;

б) 5 7/9 – 2 1/6;

в) 2 ¾ + 6 11/12;

г) 4 2/3 – 3 1/3;

д) 1 ¼ - 1/3.

Самостоятельная работа «Отгадай слово».

Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.

Вариант 1.

а) 23 2/3 – 3 ½;

б) 15 ½ - 8 5/8;

в) 5 3/5 + 4 2/5;

г) 3 2/3 + 1/18;

д) 1 – 2/3.

Вариант 2.

а) 1 ½ + 2 2/3;

б) 5 7/9 – 2 1/6;

в) 2 ¾ + 6 11/12;

г) 4 2/3 – 3 1/3;

д) 1 ¼ - 1/3.

Самостоятельная работа «Отгадай слово».

Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.

Вариант 1.

а) 23 2/3 – 3 ½;

б) 15 ½ - 8 5/8;

в) 5 3/5 + 4 2/5;

г) 3 2/3 + 1/18;

д) 1 – 2/3.

Вариант 2.

а) 1 ½ + 2 2/3;

б) 5 7/9 – 2 1/6;

в) 2 ¾ + 6 11/12;

г) 4 2/3 – 3 1/3;

д) 1 ¼ - 1/3.

Самостоятельная работа «Отгадай слово».

Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.

Вариант 1.

а) 23 2/3 – 3 ½;

б) 15 ½ - 8 5/8;

в) 5 3/5 + 4 2/5;

г) 3 2/3 + 1/18;

д) 1 – 2/3.

Вариант 2.

а) 1 ½ + 2 2/3;

б) 5 7/9 – 2 1/6;

в) 2 ¾ + 6 11/12;

г) 4 2/3 – 3 1/3;

д) 1 ¼ - 1/3.

Самостоятельная работа «Отгадай слово».

Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.

Вариант 1.

а) 23 2/3 – 3 ½;

б) 15 ½ - 8 5/8;

в) 5 3/5 + 4 2/5;

г) 3 2/3 + 1/18;

д) 1 – 2/3.

Вариант 2.

а) 1 ½ + 2 2/3;

б) 5 7/9 – 2 1/6;

в) 2 ¾ + 6 11/12;

г) 4 2/3 – 3 1/3;

д) 1 ¼ - 1/3.

Самостоятельная работа «Отгадай слово».

Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.

Вариант 1.

а) 23 2/3 – 3 ½;

б) 15 ½ - 8 5/8;

в) 5 3/5 + 4 2/5;

г) 3 2/3 + 1/18;

д) 1 – 2/3.

Вариант 2.

а) 1 ½ + 2 2/3;

б) 5 7/9 – 2 1/6;

в) 2 ¾ + 6 11/12;

г) 4 2/3 – 3 1/3;

д) 1 ¼ - 1/3.

Самостоятельная работа «Отгадай слово».

Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.

Вариант 1.

а) 23 2/3 – 3 ½;

б) 15 ½ - 8 5/8;

в) 5 3/5 + 4 2/5;

г) 3 2/3 + 1/18;

д) 1 – 2/3.

Вариант 2.

а) 1 ½ + 2 2/3;

б) 5 7/9 – 2 1/6;

в) 2 ¾ + 6 11/12;

г) 4 2/3 – 3 1/3;

д) 1 ¼ - 1/3.

Самостоятельная работа «Отгадай слово».

Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.

Вариант 1.

а) 23 2/3 – 3 ½;

б) 15 ½ - 8 5/8;

в) 5 3/5 + 4 2/5;

г) 3 2/3 + 1/18;

д) 1 – 2/3.

Вариант 2.

а) 1 ½ + 2 2/3;

б) 5 7/9 – 2 1/6;

в) 2 ¾ + 6 11/12;

г) 4 2/3 – 3 1/3;

д) 1 ¼ - 1/3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Конспкт урока разработан по учебнику Н. Я. Виленкин и др. 5 класс. Тип урока : тознакомление с новым материалом....

Урок математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" 5 класс

Конспект урока-игры "Путешествие в царство чисел"...

Презентация по математике на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел" (5 класс)

Урок объяснения нового материала. Научить учащихся складывать смешенные числа, когда в ответе дробной части получается правильная дробь и неправильная. Изучить правило вычитание смешанных чисел, когда...

Технологическая карта урока. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел Класс: 5

УРОК  ПРОВЕДЁН  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  СИСТЕМНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  Л. Г. ПЕТЕРСОН , РАБОТА В КЛАССЕ ВЕЛАСЬ ПО ГРУППАМ, РЕЗУЛЬТАТ - СФОРМУЛИРОВАНЫ И СОСТАВЛЕНЫ ПРАВИЛА СЛОЖЕНИЯ СМЕ...

Разработка урока по математике по теме " Сложение и вычитание натуральных чисел" с использованием регионального компонента

Разработка урока по математике по теме " Сложение и вычитание натуральных чисел" с использованием регионального компонента...