Методические рекомендации к проведению итогового повторения в 9 классе за курс алгебры 7-9-х классов.
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Яковлева Мария Федоровна

Методические рекомендации к проведению итогового повторения в 9 классе  за курс  алгебры 7-9-х классов.

Содержание

           1.      Пояснительная записка

2.      Планирование учебного материала

3.      Тематические тестовые работы

4.      Обобщающая тестовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx112.86 КБ

Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

к проведению итогового повторения в 9 классе  за курс  алгебры 7-9-х классов.

             

Содержание

   1.  Пояснительная записка

  1.  Планирование учебного материала
  2. Тематические тестовые работы
  3. Обобщающая тестовая работа

Пояснительная записка

В 9 -ом классе, дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный в 7-9 классах, не каждому выпускнику под силу. На занятиях итогового повторения  есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался в 7-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно работать с контрольно – измерительными материалами.

Особенность принятого подхода итогового повторения состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, порешать интересные задачи.

Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно вся итоговая подготовка по алгебре  строится как правило на решении различных по степени важности и трудности задач. После каждого раздела проверочная тестовая работа.

В ходе итогового повторения необходимо оказать индивидуальную и систематическую помощь ученикам . Для этого необходимо выявить уровень усвоения знаний учащихся по отдельным темам, поэтому после каждого раздела проверочная тестовая работа.

Затем необходимо спланировать оставшееся время по устранению пробелов в знаниях отдельных категорий учащихся, так и продвижению более успешных выпускников.

Итоговое повторение учебного материала стоит проводить, используя блочно – модульное структурирование учебного материала, расставляя акценты на « западающие» модули. Выстраивать повторение необходимо от простых заданий ( типовых ) до заданий повышенного и высокого уровня сложности.

Полезно учить школьников использовать различные « хитрости» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом, требовать самоконтроля полученных результатов.

Стоит искать оптимальные подходы к организации работы обучающихся. Подробный разбор отдельных заданий полезно сочетать с алгоритмом решения других задач, рассмотрением разных подходов к решению одной задачи.

Тренировочные тесты необходимо проводить с жестким ограничением во времени.

Домашние задания должны обязательно включать упражнения разного уровня сложности.

Конечно, можно продолжить перечень различных ресурсов для качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации.

 Однако главной задачей учителя становится создание условий, мотивирующих выпускника к успешной сдачи экзаменов.

Примерное планирование учебного времени

                                                                    ( итоговое повторение)

№ п/п

Наименование темы

Коли

чество часов

дата

Примечание

1

Числа и вычисления

1

04.04.14

Тестовая работа на 20 минут

2

Числа и вычисления

1

06.04.14

3

Алгебраические выражения

1

07.04.14

4

Алгебраические выражения

1

11.04.14

Тест № 2

(30 мин)

5

Уравнения и системы уравнений

1

13.04.14

6

Уравнения и системы уравнений

1

14.04.14

7

Уравнения и системы уравнений

1

18.04.14

8

Тест № 3 по теме «Уравнения и системы уравнений»

1

20.04.14

9

Неравенства, системы неравенств

1

21.04.14

10

Неравенства, системы неравенств

1

25.04.14

11

Неравенства, системы неравенств

1

27.04.14

12

Неравенства, системы неравенств

1

28.04.14

Тест № 4

(30 мин)

13

Последовательности и прогрессии

1

04.05.14

14

Последовательности и прогрессии

1

05.05.14

15

Последовательности и прогрессии

1

11.05.14

Тест № 5

(30 мин)

16

Функции

1

12.05.14

17

Функции

1

16.05.14

18

Тест № 6 по теме «Функции»

1

18.05.14

19

Урок - консультация

1

19.05.14

20-21

Обобщающая тестовая работа

2

16.05.14

Демонстрационный вариант

Числа и вычисления

Тест № 1

  1. Из чисел 1, 130 ∙ 106;  5, 713 ∙ 105;  4, 011 ∙ 106;  2, 315 ∙ 106 выберите наибольшее
  1. 1, 130 ∙ 106;           2) 5, 713 ∙ 105;          3) 4, 011 ∙ 106;           4)  2, 315 ∙ 106

  1. Коллекция состоит из почтовых марок «Флора» и почтовых марок «Фауна», собранных в отношении 4 : 5. Какой примерно процент в этой коллекции составляют почтовые марки «Фауна»?
  1. 80%                 2) 0, 56%                 3) 56%                 4) 44%

  1. На координатной прямой отмечены точки F, E, K, P. (см. рис.) Одна из них соответствует числу  Какая это точка?J:\Documents and Settings\Ирина Андреевна\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный.bmp

  1. Точка F;                 2) точка Е;                 3) точка К;                 4) точка Р

  1. В таблице даны результаты забега мльчиков 9 класса на дистанцию 200 метров. Зачет выставляется при условии, что показан результат не хуже 35, 4с.

Номер дорожки

I

II

III

IV

Время (с)

35, 5

35, 3

35, 8

34, 9

Укажите номер дорожек, по которым бежали мальчики, получившие зачет.

  1. I, II                 2) только  II                 3)  только III                 4)  II, IV

  1. Какому из данных промежутков принадлежит числло ?
  1.                  2)                  3)                  4)

  1. Каждое из чисел соотнесите с соответствующей ему точкой координатной прямой.

J:\Documents and Settings\Ирина Андреевна\Мои документы\Мои рисунки\1.bmp

  1. M

Б)

2) N

В)

3) P

4) Q

 Ответ:

А

Б

В

  1. В социологическом опросе приняли участие 3 000 человек, из которых 563 – учащиеся. Сколько приблизительно процентов от общего количества опрошенных составляют учащиеся.
  1. 53%                 2) 19%                 3) 5,3%                 4) 1,9%

  1. Числа а и в отмечены точками на числовой оси. Расположите в порядке возрастание числа -  ;   - ;  и – 1.
  1. – 1;  -  ;   -                  2) – 1; - ; -             3) - ; - 1; -  ;             4) -  ;  - 1;  -

J:\Documents and Settings\Ирина Андреевна\Мои документы\Мои рисунки\hbc 3.bmp

  1. Запишите число 0, 0058 в стандартном виде.
  1. 5.8 ∙ 10- 6;                 2) 5.8 ∙ 10- 5;                 3) 5.8 ∙ 10- 4;                 4) 5.8 ∙ 10- 3

Алгебраические выражения

Тест № 2

  1. Найдите значение выражения 1,1x2 – 2 – 0.9x3 при х = - 1.
  1. 0                 2) – 2,2                 3) – 1,8                 4) – 4

  1. Какое из выражений не имеет смысла при х = - 2 и х = 3.
  1.                  2)                  3)                  4)

  1. Из формулы S = a ∙ b sin j выразите sin j.
  1. sin j =             2) sin j =              3) sin j =               4) sin j =

  1. Какое из приведенных ниже выражений тождественно равно произведению (4 – х) (х – 6)?

  1. (4 – x)(6 – x)         2) (x – 4)(x – 6)         3)  - (x – 4)(x – 6)         4) – (x – 4)(6 – x)

  1. Упростите выражение a - .
  1.                     2)                      3)                    4)

  1. Какое из выражений не равно выражению  ?
  1.                  2)                  3)                  4)

  1. Длина шага человека x см. По какой формуле можно вычислить число шагов n, которые ему надо сделать, чтобы пройти S метров?
  1. n =              2) n =                      3) n =                    4) n = 100Sx

  1. Найдите значение выражения a2 + 4a – 7  при a = 5 -  

Решение:

  1. Найдите область определения выражения

Решение:  

Уравнения, системы уравнений

Тест № 3

  1. Какое из чисел является корнем уравнения: x3 – 6x2 + 13x – 20 = 0
  1. 0                 2) 1                 3) – 1                 4) 4

  1. Решите уравнение:  +  = - 5

Ответ:

  1. Для каждого уравнения из первой строки укажите множество его корней во второй строке.

А)          Б)                  В)

1) x = 2                  2) x = 3                   3) x1 = 2; x2 = 3

  1. Вычислите координаты точек пересечения параболы у = х2 – 10 и прямой у = 4х + 11.
  1. (39; 7) и ( -1; - 3)                 2) (7; - 3) и (39; - 1)

3)( - 3; 7) и ( - 1; 39)                 4) (7; 39) и ( - 3; - 1)

  1. Прочитайте задачу: Сторона треугольника на 10 см больше высоты, опущенной на нее, а его площадь равна 40 см2. Найдите длину данной высоты. Составьте уравнение по условию задачи, обозначив длину искомой высоты за х.

Ответ:

  1.  Для каждой системы уравнений укажите соответствующие утверждения.

А)           Б)              В)   

1) система не имеет решений.

2) система имеет одно решение.

3) система имеет два решения.

Ответ:

А

Б

В

  1. Решите уравнение х2 + 5х – 24 = 0. В ответ запишите произведение корней.

Ответ:

  1. Первоначально футболка стоила 320 рублей. На распродаже ее цена снизилась на 15 %. Сколько стала стоить футболка после скидки?

  1. Решите уравнение: (х2 – 3х)(х2 – 3х – 2) = 8

  1. Вычислите координаты точек пересечения параболы у = х2 + 2х – 1 и гиперболы у = .

Неравенства, системы неравенств

Тест № 4

  1. Решите неравенство: 5х – 2(х – 4)9х + 20
  1. x ≤ 2          2) x ≥ 2            3) x ≤ - 2         4) x ≥ - 2

  1. О числах a, b и c известно, что a > b > c. Какое из следующих чисел отрицательно?
  1. a – b                  2)  b – c                 3)  a – c                 4)   c – b

  1. На рисунке изображен график функции y = - x2 + 4x – 3. Используя рисунок, решите неравенство х2< 4х – 3C:\Users\Домашний\Desktop\рис1.png

  1. Какое из следующих неравенств не следует из неравенства  х > y – z?
  1. x + z > y                 2) y < x + z                 3) x – y + z > 0                 4) y -  z – x > 0

  1. Укажите неравенство, решением которого является любое число.
  1. x2 + 9 < 0                 2) x2 – 9 < 0                 3) x2 + 9 > 0                 4) x2 – 9 > 0

  1. Для каждой системы неравенств укажите номер рисунка, на котором изображено множество ее решений.
  1.                         C:\Users\Домашний\Desktop\рис1.png

C:\Users\Домашний\Desktop\рис1.png

Б)                                         C:\Users\Домашний\Desktop\рис1.png

C:\Users\Домашний\Desktop\рис1.png

В)                                         

Ответ:

А

Б

В

  1. Найдите область определения выражения:

  1. Решите неравенство:  

  1. При каких значениях p система неравенств имеет значение?

 

Последовательности и прогрессии

Тест № 5

  1. Последовательность задана формулой an = ( - 1)n ∙n. Какое из следующих чисел не является членом этой последовательности?
  1. 2                 2) 4                 3) 5                 4) 8
  1. Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите ее.
  1. 1; ;  ;  ; …          3) 1; 3; 5; 7; …
  2. 1; 2; 4; 8; …                 4) 1; 2; 3; 5; …

  1. Записаны несколько последовательных членов геометрической прогрессии. Найдите член прогрессии, обозначенный буквой х.

…; 14;  х;  ;   ;   …

Ответ:

  1. Из арифметических прогрессий, заданных формулой  n – го члена, выберите ту, для которой выполняется условие a40> 0
  1. an = - 9n + 400         2) an =  9n – 400                 3) an =  9n – 360                 4) an = - 9n 

  1. Для каждой арифметической прогрессии, заданной формулой n – го члена, укажите ее разность d.

А) an =  4n + 3                 Б) bn =  2n + 4                 В) cn =  3n – 2

1) d = - 2                 2) d = 4                 3) d = 2                 4) d = 3

Ответ:

А

Б

В

  1. Геометрическая прогрессия задана условиями: b1 = 2,  bn+1 = 3 ∙ bn. Укажите формулу n – го члена этой прогрессии.
  1. bn = 3 ∙ 2n-1                 2) bn = 3 ∙ 2n                 3)  bn = 2 ∙ 3n-1                  4) bn = 2 ∙ 3n 

  1. Начиная с какого номера члены арифметической прогрессии 8; 11; 14; … больше 150?
  1. a48                 2) a49                 3)  a51                 4) a52 

  1. Сколько положительных членов в последовательности (Сn), заданной формулой Cn = 47 – 5n
  1. 9                 2) 8                 3) 10                 4) 7

  1. Арифметическая прогрессия задана формулой  n – го члена an = 3n + 5. Найдите сумму членов арифметической прогрессии с 30 – го по 40 – й включительно.
  1. 1211                 2) 1210                 3) 1200                 4) 1220

Функция

Тест № 6

  1. Найдите значение функции y = 20x3 + 8x2 – 1  при значении аргумента, равном 0,1.
  1. 0                 2) – 0,72                 3) – 0,9                 4) – 0,18

  1. Найдите область определения функции y =
  1. ( - ∞; 2)  ( 2; + ∞)                 3) ( - ∞; - 2)  (- 2; 2)  ( 2; + ∞)
  2. ( - ∞; - 2)  (- 2; + ∞)                 4) ( - ∞;  + ∞)

  1. График какой из перечисленных ниже функций изображен на рисунке?
  1. y = x2 + 4 C:\Users\Домашний\Desktop\hbc1.png
  2. y = x2 + 4x
  3. y = x2 – 4
  4. y = x2 – 4x  

  1. Функции заданы формулами.

А) y = 5x + 1                 Б) x =                  В) y = x2 – 2x                 Г)  y = x3 – 3x2 + 3x

Найдите в этом перечне функции, графики которых проходят через начало координат.

  1. В, Г                 2) А, Б                 3) А, Г                 4) В, А

  1. Какая из данных парабол имеет с гиперболой y =  три общие точки?
  1. y = - x2                 2)  y = x2 + 100                 3) y = x2 – 1                 4)  y = x2 – 100

  1. На рисунке изображен график функции y = kx + b. Определите знаки коэфициентов k и b.C:\Users\Домашний\Desktop\hbc1.png
  1. k > 0, b > 0
  2. k > 0 , b < 0
  3. k < 0, b > 0
  4. k < 0, b < 0

  1. Дана функция y = ax2 + bx + c. На каком рисунке изображен график этой функции, если известно, что a > 0 и квадратный трехчлен ax2 + bx + c имеет два положительных корня?C:\Users\Домашний\Desktop\7 -2.png

 C:\Users\Домашний\Desktop\7 - 1.png

  1.                                                                                                                                              2)                                                    

C:\Users\Домашний\Desktop\# 7 1.pngC:\Users\Домашний\Desktop\7 - 3.png

3) 

 

           4)

                                

  1. На рисунке изображен график функции y =f(x), областью определения которой является промежуток [ - 4; 4]. Используя рисунок, выясните, какое из утверждений неверно.

C:\Users\Домашний\Desktop\hbc1.png

  1. Если x = - 2,  то f(x) = 3.
  2. f (- 3) < f (3).
  3. Наибольшее значение функции равно 4.
  4. Функция возрастает на промежуток [ - 4; - 1].

  1. Найдите множество значений функции: f(x) = - x2 – 4x + 5
  1. ( - ∞;  + ∞)                 2) ( - ∞;  9]                 3) [ - 7; + ∞)                 4) ( - ∞;  9)

  1. Найдите значение d, при котором график функции f(x) = 3x2 – 6x + d имеет одну общую точку с осью абцисс.
  1. 3                 2)  – 3                         3)  3; - 3                 4) 0

  1. Графиком квадратной функции служит парабола с вершиной в начале координат и проходящая через точку В ( - 1; ). Задайте эту функцию формулой.
  1. y = -  x2  2) y =   x2                  3) y = 3x2                 4) y = - 3x2   

ОТВЕТЫ

Тест № 1      Числа и вычисления

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответ

3

3

2

4

3

341

2

4

4

Тест № 2   Алгебраические выражения

 

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответ

1

3

1

3

3

1

1

a ≠ 0

a ≠ 1

Тест № 3   Уравнения, системы уравнений

 

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответ

4

- 12

213

4

312

- 24

272

-1; 1;2;4.

Тест № 4   Неравенства, системы неравенств

 

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответ

4

4

(1;3 )

4

3

243

(-∞;-2)(-2;-][3;+∞)

(0,7; + ∞)

р ≤ -3

Тест № 5   Последовательности и прогрессии

 

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответ

3

3

2

1

234

3

2

1

2

Тест № 6   Функция

 

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ответ

3

3

4

1

3

4

  4

2

2

1

2