Урок математики в 5 классе по теме "Уравнение"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Богатырева Анна Николаевна

Конспект  урока  содержит технологическую карту  с полным описание УУД  каждого этапа урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «УРАВНЕНИЕ»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания 

Цели урока:

Личностные: развивать умение слушать,  ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики (устные и письменные), понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на математический и наоборот;  стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;  способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем;

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни (простейшие ситуации);

Предметные: моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам.
Использовать знания о зависимостях между величинами (скорость, время, расстояние; работа, производительность, время и т.п.) при решении текстовых задач.
Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.

Оборудование: учебник, мультимедиапроектор, экран, компьютер, доска,  разноцветные карандаши, заготовки («дерево с яблоками»).

Основные понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение.

УМК и цифровые образовательные ресурсы:

  1. Математика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 6-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2012.– 270 с.: ил.
  2. Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Математика. 5 класс» авторов И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, включающий методические рекомендации по использованию. [Электронный ресурс] – учеб. пособие для общеобразоват. учреждений, 2008 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=16/ И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, В.Г. Гамбарин, Е.Е. Тульчинская, Д.В.Немасов.
  3. Сборник задач и упражнений по математике для 5 класса. пособие для общеобразовательных учреждений: [Текст] / В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева.– М.: Мнемозина, 2012. – 144 с.
  4. Математика. 5-6 кл.: метод. пособие для учителя [Текст]
    / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 2-е изд.– М.: Мнемозина, 2008.– 104 с.: ил., табл. (в 2012 г. выйдет дополненное издание)
  5. Математика. 5 кл.: рабочая тетрадь № 1: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева.– 2-е изд.– М.: Мнемозина, 2012.– 68 с.: ил.

Технологическая карта урока

Урок «открытия» нового знания

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу. Включаются в деловой ритм урока

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Учитель раздает рисунки дерева  с яблоками  и просит на каждом этапе урока оценивать свое понимание темы («красный» – очень трудно, «желтый» – непонятны, только некоторые моменты, «зеленый» – тема понятна), закрашивая яблоки. В конце урока  у учителя создается полная картина понимания данной темы (приложение 1).

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам,

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Учащиеся проговаривают словесную формулировку каждой формулы.

 Формула – это равенство, которое представляет собой запись правила для вычисления значения какой-либо величины.

Активизирует знания учащихся  и  подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

На слайде записаны формулы учитель просит проговорить словесную формулировку каждой формулы (слайд № 1).
У: Что такое формула? (слайд № 2).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли, владение монологической и диалогической речью.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

3.Этап выявления места и причины затруднения.

1-2 )Учащиеся: подбирают числа и выполняют проверку.

 

3)Учащиеся понимают, что данная запись – уравнение.

4) Место затруднения, причина затруднения,  зафиксировали,  какого знания или умения недостает?

Вместе с учителем дети формулируют  определение уравнения (слайд №6)

Уравнение – это равенство,  из которого находится неизвестная величина, обозначенная латинской буквой.

1) Учитель просит подобрать  неизвестное число (слайд №3,4)

А)  ? + 15 = 27

Б) 17 -  ? = 9

2) Выполнить проверку

3) Замените неизвестное число латинской буквой.(слайд №5)

4) Попробуйте сформулировать определение «что называется уравнением?

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий 

Личностные:  оценивание усваиваемого содержания.

        

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Учащиеся  формулируют конкретную цель  своих будущих учебных действий, устраняющих причину
возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания
им нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока, которую учитель
может уточнить;

Ответы учащихся: тема урока  «Уравнение»,

цель урока: научиться решать уравнения.

находить значение неизвестной величины, обозначенной латинской буквой (слайд № 7-8)

Консультирует, проверяет, согласовывает, уточняет тему урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные: планирование учебной деятельности.

5.Этап реализации построенного проекта.

1) К доске выходят 4 ученика, решают уравнения № 233

Проговаривая каждый компонент  при сложении вычитании, умножении и делении, обозначенный латинской буквой.

Составляют алгоритм решения уравнений. (слайд № 10) (слайд № 11)

1) Консультирует,  проверяет, согласовывает действия учащихся, обращает внимание на то, что проверка  и запись ответа при решении  уравнения обязательный пункт.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

 1) Решая № 255 учащиеся убеждаются, что в некоторых уравнениях невозможно найти число являющееся корнем или можно подобрать любое число.

 Ответы учащихся:1) На нуль делить нельзя.

2) Решить уравнение – это значит найти его корни или убедится, что корней нет ( Слайд №11-15)

 1) Учитель сообщает, что неизвестное число в уравнении называется корнем. 

Что значит решить уравнение ? (Слайд № 14)

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Решить самостоятельно уравнения ( можно подобрать корни)

Выводы  к заданию делают вместе (слайд №17).

Организует самостоятельное выполнение учащимися  типовых заданий на новый способ действия;

Учитель предлагает решить уравнения и   заполнить таблицу (слайд № 16).

организовывает самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).

 Познавательные: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

8.Этап включения в систему знаний и повторения;

Задача № 236 б из  учебника (можно записать формулу для вычисления площади, подставить величины и найти неизвестную величину из получившегося уравнения .

 Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

Резерв: №236в).

Помогает выявить и зафиксировать границы применимости нового
знания;

организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными способами.

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

9. Рефлексия учебной деятельности.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы, учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; (слайд № 18)

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Домашнее задание:

  1. Параграф № 14, контрольные задания – стр. 70
  2. Творческое задание: составить примеры уравнений на сложение, вычитание, умножение и деление, примеры уравнений не имеющих решение, имеющих множество решений.

Организует рефлексию и самооценку  учениками собственной учебной деятельности на уроке (слайд № 19).;

Я предлагаю вам закончить предложения: Мне на уроке понравилось…

Мне показалось трудным…

Я бы ещё хотел выполнить …

Главным результатом считаю…

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

Раскраска Яблоня


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

формулы S = ab P = a*4 a + b = b + a a* b* =b* a a*( b * c) =(a * b) * c a+( b + c) =(a + b) + c S = v * t P = (a +b) * 2 S = a*a

Слайд 2

Формула – это равенство, которое представляет собой запись правила для вычисления значения какой-либо величины.

Слайд 3

Найдите неизвестное число А) ? + 15 = 27 Б) 17 - ? = 9

Слайд 4

А) 12 + 15 = 27 Б) 17 - 8 = 9 Проверка

Слайд 5

А) х + 15 = 27 Б) 17 – у = 9 Обозначим неизвестное число латинской буквой

Слайд 6

Уравнение – это равенство, из которого находится неизвестная величина, обозначенная латинской буквой.

Слайд 7

Тема урока: Уравнение

Слайд 8

Научиться решать уравнения. Находить значение неизвестной величины, обозначенной латинской буквой. Цели урока:

Слайд 9

Уравнения А) 5 +х = 5 б) х - 4 =0 В) 12*у = 12 Г) m : 43 = 1

Слайд 10

Алгоритм решения уравнений 1. Найти неизвестную величину, как компонент при сложении, вычитании, умножении и делении. 2. Сделать проверку. 3. Записать ответ.

Слайд 11

В уравнении неизвестное число называется корнем уравнения. Что значит решить уравнение ?

Слайд 12

у * 0 = 15 У = 15 : 0 На 0 делить нельзя!

Слайд 13

0 * х = 0 Х – любое число

Слайд 14

Что значит решить уравнение?

Слайд 15

Решить уравнение – это значит найти его корни или убедится, что корней нет

Слайд 16

А) х + 27 = 39 Б)125 – у = 75 В) 7 * n = 42 Г) 120 : х = 24 Решите уравнение и заполните таблицу А Б В Г Какое число лишнее? Возможные корни: 4, 12, 6, 50,5

Слайд 17

А Б В Г 12 50 6 5 Проверка:

Слайд 18

Итог урока: Решать уравнения. Находить его корни или убедиться, что корней нет. Дали определение корня уравнения.

Слайд 19

Мне на уроке понравилось… Мне показалось трудным… Я бы ещё хотел выполнить … Главным результатом считаю… Рефлексия

Слайд 20

Параграф № 14, контрольные задания – стр. 70 Творческое задание: составить примеры уравнений на сложение, вычитание, умножение и деление, примеры уравнений не имеющих решение, имеющих множество решений. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"

Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Технологические карты на уроках математики, 5 класс;алгебры 7.8 классы

Технологическая карта является продуктом  на завершающем этапе  работы  городской экспериментальной площадки  на базе нашей школы. Работа по такому маршруту на уроке  существе...