Урок математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Богатырева Анна Николаевна


Подробная технологическая карта урока. Характеристика УУД на всех этапах урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания 

Цели урока:

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать криативность мышления, инициативу, находчивость, умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики (устные и письменные), понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на математический и наоборот;  стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;  способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем;

Метапредметные: формировать умение работать в группах, способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни (простейшие ситуации);

Предметные: Анализировать задания, аргументировать и презентовать решения.

Объяснять и иллюстрировать понятия: система координат, координатные прямые, начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координатная плоскость, координаты точки на плоскости. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, находить координаты точек. Проводить исследования, связанные с взаимным расположением точек на координатной плоскости. Понимать и применять в речи соответствующие термины и символику. Показывать на координатной плоскости расположение точек с равными абсциссами, с равными ординатами.

Оборудование: учебник, мультимедиапроектор, экран, компьютер, доска,

разноцветные листочки для рефлексии, заготовки (лесенка успеха, набор карандашей  3 –х цветов: зеленый, желтый красный).

Основные понятия: система координат, координатные прямые, начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координатная плоскость, координаты точки на плоскости.

УМК:

  1.  Математика. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 6-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2012.– 270 с.: ил.
  2. Сборник задач и упражнений по математике для 6 класса. пособие для общеобразовательных учреждений: [Текст] / В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева.– М.: Мнемозина, 2012. – 144 с.
  3. Математика. 5-6 кл.: метод. пособие для учителя [Текст]
    / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 3-е изд.– М.: Мнемозина, 2012.– 104 с.: ил., табл.
  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Математика. 5 класс» авторов И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, включающий методические рекомендации по использованию. [Электронный ресурс] – учеб. пособие для общеобразоват. учреждений, 2008 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=16/ И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, В.Г. Гамбарин, Е.Е. Тульчинская, Д.В.Немасов.

Технологическая карта

Урок «открытия» нового знания

Этапы урока

Деятельность, учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу. Включаются в деловой ритм урока

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Учитель раздает картинки с лесенкой успеха   и просит на каждом этапе урока оценивать свое понимание темы («красный» – очень трудно, «желтый» – непонятны, только некоторые моменты, «зеленый» – тема понятна), закрашивая ступеньки. В конце урока  у учителя создается полная картина понимания данной темы (приложение 1).

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,
достаточные для построения нового способа действий;

активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

актуализировали   норму   пробного   учебного   действия
(«надо» - «хочу» - «могу»);

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное
задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном  уроке;

3) дифференцированное задание: слабые учащиеся называют координаты кораблей  в одну,  две клетки, сильные -  3 и 4 клетки.

4) Отвечая на вопросы учащиеся анализируют степень знания и незнания,  презентация №14 (nm) из http://school-collection.edu.ru

Активизирует знания учащихся  и  подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

 Учитель задает задание на повторение:

 1) Что такое координатная прямая?

Приведите примеры из жизни, где приходится встречаться с координатами.

2) Отметьте на координатной прямой числа:

1; 5, - 4;  8; -3,5; -5; 3; -8; -1,5; 0;

 Назовите противоположные числа

3) № 403 Б. Запишите координаты кораблей в игре «Морской бой»

4) № 414 (учащиеся делятся на группы по два человека и выполняют задания, отвечая на вопросы).

После выполнения задания учитель сообщает, что две взаимно перпендикулярные прямые, пересекающиеся в одной точке,  которая является началом отсчета для каждой из них, образуют систему координат.

Новые понятия: ось абсцисс, ось  ординат, координаты точки на плоскости

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Ученики пытаются назвать  координаты точки. Выясняют, что в координатной плоскости хОу  у точки 2 координаты, так как две оси.

Учитель просит найти координаты точки в координатной плоскости № 415.

Уточняет

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

 Личностные:

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Учащиеся  формулируют конкретную цель  своих будущих учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания
им нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

Ответы учащихся: тема урока  «Координатная плоскость или координаты точки на плоскости», цель урока: научиться находить координаты точек на плоскости  и отмечать точки  в координатной плоскости»

выбрали средства для построения нового знания(с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

Записали алгоритм нахождения точки в прямоугольной системе координат.

Консультирует, проверяет согласовывает, уточняет тему урок, помогает составить алгоритм нахождения координат точки.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные:: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные: планирование учебной деятельности

5.Этап реализации построенного проекта.

При выполнении  № 416 а   учащиеся делают выводы о том, что точки имеющие одинаковые абсциссы лежат на одной прямой.

1) Консультирует,  проверяет, согласовывает действия учащихся.

Решение № 416(а)

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные:: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Решили (в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия  № 417;

при этом проговаривали  вслух выполненные шаги и их обоснование -     определения, алгоритмы, свойства и т.д

Организовывает решение типовых заданий(в группах, в парах)   на доске и в тетрадях №417

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: Логические

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия (презентация  14_md.ppt на доске)

Выполнять самопроверку по эталону

Выявить причины ошибок и их исправление

организовывает самостоятельное выполнение учащимися
типовых
заданий на новый способ действия;

организовывает самопроверку учащимися своих решений по эталону; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления.

 Оценки можно выставить только положительные.

Регулятивные контроль, оценка

 Познавательные: формулирование проблемы

8.Этап включения в систему знаний и повторения;

Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

При выполнении номера № 422 а находят площадь прямоугольника, формулу записывают на доске, проговаривают ее  словесную формулировку. В  координатной плоскости находят длину и ширину прямоугольника.

Помогает выявить и зафиксировать границы применимости нового
знания;

организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

организовать тренировку ранее сформированных умений,
требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

при необходимости организовать подготовку к изучению
следующих разделов курса.

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

9. Рефлексия учебной деятельности.

---------------------

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы, учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Домашнее задание:

1.  параграф 14,  № 415 б, № 417 б

2. Творческое задание: отметить в координатной плоскости 5 точек и построить пятиугольник, назвать вершины и стороны.

Организует рефлексию и самооценку  учениками собственной учебной деятельности на уроке ;

Я предлагаю вам закончить предложения: Мне на уроке понравилось…

Мне показалось трудным…

Я бы ещё хотел выполнить …

Главным результатом считаю…

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока математики 6 класс по теме "Координатная плоскость"

Разработка урока по математике 6 класс по теме "Координатная плоскость" с презентацией...

Конспект (+презентация) урока математики 6 класс Координаты на плоскости

Введение прямоугольной декартовой системы координат. Содержит конспект урока и презентацию урока....

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики, 6 класс. Тема: "Координатная плоскость".

Урок-конкурс для 6 класса с применением игровой технологии обучения....

Открытый урок математика 6 класс. Тема: "Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние".

В данном материале описано проведение открытого урока по математике для учеников 6 класса. Обобщающий материал на тему: "Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние"....