Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО
статья по алгебре по теме

Хайрутдинова Римма Ильинична

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися.

Количество посещений данной страницы:

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_kazan.docx11.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Инновационные формы

реализации системно-деятельностного подхода

на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО»

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся. Первое место  в развитии творческой активности в системе воспитания и образования занимает искусство. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (воображение, память, мышление  и т.д.). Поэтому проблема, о которой мы  сегодня с вами говорим, является  актуальной.

Современное образование - это формирование общеучебных умений,  развитие самостоятельности учебных действий.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление ученика. Тогда он запомнится надолго.

Цель образования сегодня – успешный ученик. Наше образование должно быть построено так, чтобы были ускорены навыки 21 века. А какие навыки нужны детям в 21 веке? Это критическое мышление. Сегодня информации становится всё больше и больше. Ученики должны уметь её анализировать, отсортировывать и выбирать то, что необходимо им. Дальше это креативность, творчество, коммуникация, сотрудничество и т.д. Если мы будем читать лекцию, дети усвоят только 5% информации, а если ребёнок добыл информацию сам, то 60% и больше. Одна из технологий, которая помогает изменить образование - это технология «Перевёрнутый класс». Она появилась в начале 2000-х годов (в Америке) по причине слабой мотивации учащихся на обучение.

 Цель – перевернуть процесс обучения, заинтересовать. Авторы этой технологии стали записывать небольшие видеоролики по теме, которые будут изучать на следующем уроке. Эти видео дети смотрели дома и на урок приходили уже с определённой информацией. Урок построен таким образом, чтобы те знания, которые дети получили, посмотрев видео дома, можно было актуализировать и закрепить. «Перевёрнутый класс» это обучение наоборот: дома – теория, а на уроке её закрепление. Ссылка на небольшое по объёму видео размещается в электронном журнале и дети без труда могут его посмотреть. На уроке дети делятся на группы, обмениваются знаниями, выполняют задания.

ТРИЗ педагогика (теория решения изобретательских задач, открыта в России  Г. С. Альтшуллером   и используется сегодня по всему миру), её цель – развитие креативного мышления, продуктивного творчества. Развивается способность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения на разных уровнях, увидеть мир в противоречиях. Данная технология то же учит находить в огромном потоке информации нужную. Мы говорим об открытых задачах, то есть решение которых может быть разным. Урок-исследование. Например: Совершенную симфонию сочиняет совершенно глухой человек…Как глухой Бетховен слушал музыку? Известно, что немецкий композитор Людвиг ван Бетховен из-за болезни плохо слышал, а к концу своей жизни совершенно оглох. Однако он нашёл выход из этой трагической ситуации и научился слышать музыку при игре на фортепиано. Этот способ позволял ему сочинять новые произведения. В частности, одну из своих самых известных симфоний — девятую — Бетховен сочинил, будучи совершенно глухим. Вопрос: Подумайте, почему, когда мы грызём сухари, то слышим громкие звуки и не слышим, как грызут сухари те, кто с нами рядом? Дети предлагают варианты ответов, работая в группах и выбирая ответ наиболее понравившийся. Бетховен зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации.

Если решение задач связывать с жизнью, то мотивация переходит на другой, более качественный уровень. Очень важно, когда дети начинают дотягивать идеи друг друга, то есть они говорят: «да, так хорошо, но может вот так будет ещё лучше?» Какие качества развивает вот такое решение задач? Коммуникативные качества, умение обобщать, не бояться говорить об открытии, творчески мыслить, обосновывать мысли, уметь их аргументировать, даёт возможность раскрыться так называемым «молчунам», возрастает мотивация к обучению.

Ещё одна форма работы: «Кооперативный урок»

Давайте рассмотрим его.

Представьте себе виртуальный мир, сеть интернет. Перенесём эту модель на класс. Все обучающиеся сидят группами по 5 человек. Упражнение «Составь квадрат». Даётся задание, которое располагается в центре стола. Оно и является предполагаемой сетью интернет или виртуальным миром, где находится информация. Каждый учение в этой группе – воображаемый «пользователь интернет», который должен извлечь из общего задания свой вариант, но при этом нельзя разговаривать (мы ведь не разговариваем, когда ищем информацию в интернете, не можем взять информацию с другого компьютера, если не войдём в сеть интернет). Нужно решить задачу не разговаривая, но сообща. В центре стола лежит пять комплектов квадратов, которые состоят из разных геометрических фигур, конечно перепутанных между собой. Задача всех учеников за этим столом собрать свой квадрат одинакового размера, но из разных частей. Сложность заключается в том, что ни с кем нельзя разговаривать, общение может быть только через середину стола, где лежат фрагменты квадрата. Что может происходить: ученик, первый собравший свой квадрат, сидит довольный тем, что выполнил задание, но четверо остальных не могут собрать свои фигуры и в этом случае задача не может быть завершённой. Группа не справилась с заданием. Тогда может произойти и следующее: тот, кто первый собрал свой квадрат, возвращает его в центр стола, остальные пробуют собрать квадрат с другими фигурами. Такой обмен может происходить не однократно до тех пор, пока все не соберут свой квадрат. Чем быстрее выполняется задание, тем выше оценка. Таким образом, мы видим и работу в группе, и индивидуальную работу.

Такой метод учит работать в команде, где от каждого зависит общее. Мы помним, что учитель не только учит, но и воспитывает, вовлекает в процесс обучения всех участников процесса, вызывает интерес и развивает ответственность, то есть развивается коммуникативные навыки и  критическое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС

Системно - деятельностный  подход на уроках музыки  в контексте реализации ФГОС...

МО учителей музыки тема: "Системно- деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

В данном материале представлен системно- деятельностный подход и опыт работы использования проектной деятельности на уроках музыки....

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (описание опыта работы)

Описание опыта работы учителя музыки. Раскрывает формы и методы работы с учащимися с учётом системно-деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (Презентация опыта работы)

Презентация опыта работы учителя музыки подготовлена к районному этапу Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2017"....

Доклад по самообразованию "Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на тв...

«Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС»

         В основу ФГОС  положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовн...