Открытый урок в 9 классе " Свойства функций"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Разетдинова Эльвира Ахнафовна

Урок закрепления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_funktsiy.pptx464.06 КБ
Файл svoystva_funktsiy.docx125.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Свойства функции Обобщающий урок

Слайд 2

План урока Повторение теоретического материала - Определения изученных свойств функции и отражение этих свойств на её графике - Перечисление свойств элементарных функций Теоретическая часть контроля Практическая часть контроля Решение заданий ГИА Подведение итогов Домашнее задание

Слайд 3

Свойства функции

Слайд 4

Свойства функции ЧЕТНОСТЬ Четная функция Нечетная функция Функция y = f(x) называется четной, если область ее определения есть множество, симметричное относительно начала координат, и если f (-x) = f (x) при любом х  Х . Четная функция симметрична относительно оси ординат . Функция y = f(x) называется четной, если область ее определения есть множество, симметричное относительно начала координат, и если f (-x) = f (x) при любом х  Х . Нечетная функция симметрична относительно начала координат .

Слайд 5

Монотонность Возрастающая Функцию у = f ( х ) называют возрастающей на множестве Х , если для любых двух точек х 1 и х 2 множества Х , таких , что х 1 < х 2 , выполняется неравенство f (х 1 ) < f (х 2 ). Убывающая Функцию у = f ( х ) называют убывающей на множестве Х , если для любых двух точек х 1 и х 2 множества Х , таких, что х 1 < х 2 , выполняется неравенство f (х 1 ) >f (х 2 ). x 1 x 2 f(x 1 ) f(x 2 ) х 1 x 2 f(x 2 ) f(x 1 ) Свойства функции

Слайд 6

Ограниченность Функцию у = f ( х ) называют ограниченной снизу на множестве Х , если все значения функции на множестве Х больше некоторого числа . Функцию у = f ( х ) называют ограниченной сверху на множестве Х , если все значения функции на множестве Х меньше некоторого числа . х у х у Свойства функции

Слайд 7

Наибольшее и наименьшее значения Число m называют наименьшим значением функции у = f ( х ) на множестве Х , если: в Х существует такая точка х 0 , что f (х 0 ) = m . для всех х из Х выполняется неравенство f ( х ) ≥ f (х 0 ). Число M называют наибольшим значением функции у = f ( х ) на множестве Х , если: в Х существует такая точка х 0 , что f (х 0 ) = M . для всех х из Х выполняется неравенство f ( х ) ≤ f (х 0 ). Свойства функции

Слайд 8

Непрерывность Непрерывность функции на промежутке Х означает, что график функции на промежутке Х сплошной, т.е. не имеет проколов и скачков . Задание: Определите, на каком из рисунков изображен график непрерывной функции. Свойства функции 1 2 подумай правильно

Слайд 9

Выпуклость Функция выпукла вниз на промежутке Х , если, соединив любые две точки ее графика отрезком прямой, мы обнаружим, что соответствующая часть графика лежит ниже проведенного отрезка . Функция выпукла вверх на промежутке Х , если соединив любые две точки ее графика отрезком прямой, мы обнаружим, что соответствующая часть графика лежит выше проведенного отрезка. Свойства функции

Слайд 10

Алгоритм описания свойств функций Область определения Область значений Четность Монотонность Ограниченность Наибольшее и наименьшее значения Непрерывность Выпуклость Свойства функции

Слайд 11

Свойства функции y = kx + m (k ≠ 0) D ( f ) = (-∞; +∞ ); E ( f ) = (-∞; +∞); ни четная, ни нечетная; возрастает при k > 0 , убывает при k < 0; не ограничена ни снизу, ни сверху; нет ни наибольшего, ни наименьшего значений; непрерывная о выпуклости говорить не имеет смысла. Свойства функции k > 0 k < 0

Слайд 12

при k < 0 D ( f ) = (-∞, +∞ ); Е (f ) = (-∞, 0 ] ; четная убывает на луче [ 0,+∞ ), возрастает на луче (-∞, 0 ] ; непрерывна; не ограничена снизу, ограничена сверху; у наиб = 0 , у наим не существует; y = 0 при х = 0 выпукла вверх. при k > 0 D ( f ) = (-∞, +∞ ); E ( f ) = [ 0, +∞); четная; убывает на луче (-∞, 0 ] , возрастает на луче [ 0, +∞ ); непрерывна; ограничена снизу, не ограничена сверху; у наиб не существует, у наим = 0; выпукла вниз. Свойства функции у = k х 2 Свойства функции

Слайд 13

при k > 0 D ( f ) = (-∞,0) U (0, + ∞ ); Е( f ) = (-∞,0) U (0,+∞); нечетная убывает на луче (-∞,0) и на луче (0,+∞ ); нет ни наименьшего, ни наибольшего значений; имеет разрыв в точке х=0 ; выпукла вверх при х < 0 и выпукла вниз при х > 0; не ограничена ни сверху, ни снизу . Свойства функции Свойства функции

Слайд 14

Свойсва функции Свойства функции при k < 0 D ( f ) = (-∞,0) U (0, + ∞ ); Е( f ) = (-∞,0) U (0,+∞); нечетная возрастает на луче (-∞,0) и на луче (0,+∞); нет ни наименьшего, ни наибольшего значений; имеет разрыв при х=0 ; выпукла вверх при х > 0 и выпукла вниз при х < 0; Не ограничена ни снизу, ни сверху

Слайд 15

Свойства функции D ( f ) = [ 0,+∞ ); Е( f ) = [ 0, +∞); ни четная, ни нечетная; возрастает на всей области определения; ограничена снизу; у наим = 0, у наиб = не существует; непрерывна; выпукла вверх. Свойства функции y x

Слайд 16

Функция у = | х | D ( f ) = (-∞,+∞ ); Е( f ) = [ 0, +∞); четная; у бывает на луче (-∞,0 ] , возрастает на луче [ 0, +∞ ) ; ограничена снизу, не ограничена сверху ; у наим = 0 , у наиб = не существует ; непрерывна ; можно считать выпуклой вниз. Свойства функции

Слайд 17

Функция у = ах 2 + b х + с при а > 0 D ( f ) = (-∞, +∞ ); Е( f ) = [ у 0 ; +∞) убывает на луче , возрастает на луче ; ограничена снизу; у наим = у 0 , у наиб не существует ; непрерывна; выпукла вниз; Свойства функции при а < 0 D ( f ) = (-∞, +∞); Е( f ) = (-∞; у 0 ] убывает на луче , возрастает на луче ; ограничена сверху; у наим не существует, у наиб = у 0 ; непрерывна; выпукла вверх.

Слайд 18

Теоретическая часть Взаимопроверка

Слайд 19

Теоретическая часть Взаимопроверка Вариант I < А ВЫШЕ У наиб ВВЕРХ Вариант I I > В НИЖЕ У наим ВНИЗ

Слайд 20

Количество баллов Теоретическая часть Практическая часть Выполнение задания ГИА Всего баллов Оценка за урок Лист самооценки Ф И _____________________________________________________

Слайд 21

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ САМОПРОВЕРКА

Слайд 22

Вариант 2 D ( f ) = [ -4;+∞); Е( f ) = (0; 3] ; Ни четная, ни нечетная Возрастает на отрезке [-4; 0] убывает на луче [ 0;+∞) ; Ограничена снизу, ограничена сверху ; у наим = не существует , у наиб = 3 ; Непрерывна ; Выпукла вверх на отрезке [-4; 0] выпукла вниз на луче [ 0;+∞).

Слайд 23

Вариант 1 D ( f ) = (-∞,+∞); Е( f ) = (-  ; 4] ; Ни четная, ни нечетная Возрастает на луче (-  ; 1] убывает на луче [ 1;+∞) ; Ограничена сверху, не ограничена снизу ; у наим = не существует , у наиб = 4 ; Непрерывна ; Выпукла вверх

Слайд 24

Вариант 3 D ( y ) = (-∞;0) U (0;+ ∞) Е( y ) = (-5; 5) Нечётная Возрастает на [-3; 0) и (0;3]; убывает на (-∞;-3] и [3;+∞) Ограничена снизу, ограничена сверху у наим = не существует , у наиб = не существует Функция имеет разрыв в точке х = 0 Функция выпукла вверх на (-∞;-3] и выпукла вниз на [3;+∞) y x -5 -2 3 5 2 -3 0

Слайд 25

Г И А – 2014 тема: «Функции» Тест для вариантов 1 и 2

Слайд 26

ГИА – 2014: Установите соответствие между графиками функции и формулами, которые их задают: 1. y = x + 1 2. y = x – 1 3. y = 1/x 4. y = x 2 – 1 А Б В

Слайд 27

0 х y 1 1 ГИА – 2014: Указать область значений функции

Слайд 28

ГИА – 2014: На каком (каких) рисунках изображен график четной функции? 4 2 1 х х х y 3 х y y y 0 0 0 0

Слайд 29

ГИА – 2014: Выбрать верное утверждение: х 1 0 y 2 3 4 -1 -2 1 2

Слайд 30

ТЕСТИРОВАНИЕ по заданиям ГИА САМОПРОВЕРКА 431 3 3 1

Слайд 31

31 Вариант 3 : Постройте и прочитайте график функции:  x  , если х  2; - ( х - 3) 2 + 3, если х  2. у х 2 3 3 0 1. D(f) = ( -  ; +  ) ; 2. ни четная, ни нечетная; 3. возрастает на отрезке [0; 3], убывает на луче (-  ; 0] и на луче [3; +  ); 4. не ограничена ни снизу, ни сверху; 5. у наим ., у наиб . не сущ.; 6. непрерывна; 7. Е (f) = (-  ; +  ) ; 8. выпукла вверх на луче [2; +  ).

Слайд 32

Подведение итогов Всего баллов Оценка 0 – 8 2 9 – 15 3 16 – 21 4 22 - 24 5

Слайд 33

Домашнее задание ВСЕМ : Сборник для подготовки к ГИА - № 1.7.23 – 1.7.25 Вариант 1 - записать свойства функции по графику на рис. 30, 35 Вариант 2 - записать свойства функции по графику на рис. 33, 42 Вариант 3 - файл в Дневник.ру ( Восстановить график функции , если известно, что она нечетная. Используя график, перечислить свойства функции )



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок в 9б классе

Тема: «Свойства функции»

Цели:

  1. Воспитательные:
  1. Воспитание ответственного отношения к учебному труду;
  2. Воспитание самостоятельности;
  1. Развивающие:
  1. Развитие навыков самооценки;
  2. Развитие способности применять связь теории с практикой;
  3. Развитие графической культуры;
  1. Образовательные:
  1. Проверка усвоения учащимися основных свойств функции;
  2. Проверка навыков чтения графика функции;
  3. Подготовка к ГИА.

Тип: обобщение

Оборудование: Компьютер, проектор, листы заданий № 1 и №2, лист самооценки.

Демонстрационный материал: презентация PowerPoint.

План урока

I.  Самоопределение к деятельности (оргмомент) - 3  мин.

II.  Актуализация опорных знаний - 10  мин.

III.  Контроль знаний (теоретическая часть, практическая часть, выполнение заданий ГИА)  – 27 мин.

IV. Подведение итогов  - 3  мин

V.Домашнее задание  - 2  мин.

Ход урока

I.Самоопределение к деятельности

  1. Приветствие
  2. Сообщение темы урока
  3. Целеполагание
  4. Рассмотрение  плана урока

Слайды № 1 – 3

II.Актуализация опорных знаний

  1. Повторение теоретического материала (определение основных свойств функции  и отражение этих свойств на её графике). Слайды № 4 – 10
  2. Перечисление свойств изученных элементарных функций (y= kx+m, y= kx2, y=k/x, у=√х, y = аx2 +bx + c, у = |x|).  Слайды № 11 – 17

III.Контроль знаний 

  1. Теоретическая часть – тест из 5 заданий на 2 варианта. Взаимопроверка в парах по готовым ответам. Слайды № 18 - 20
  2. Практическая часть – задание на 3 дифференцированных варианта: чтение свойств  функции по заданному графику. Самопроверка по ответу одноклассника, а затем по готовым ответам на экране. Помощь консультантов. Слайды № 21 – 24
  3. Подготовка к ГИА – выполнение заданий на тему «Функция» из банка ГИА по дифференцированным вариантам с самопроверкой. Слайды № 25 - 31
  1. Подведение итогов
  1. Учащиеся суммируют баллы за каждый этап контроля и по специальной таблице определяют свою оценку за урок. Слайд № 32
  2. Учитель делает сверку оценок. Учащиеся делают выводы по уроку.

  1. Домашнее задание  

ВСЕМ: Сборник для подготовки к ГИА - № 1.7.23 – 1.7.25

Вариант 1  - записать свойства функции по графику на рис. 30, 35

Вариант 2  - записать свойства функции по графику на рис. 33, 42

Вариант 3  - файл в Дневник.ру (Восстановить график функции , если известно, что она нечетная. Используя график, перечислить свойства функции)

                 Слайд № 33

Приложение:

  1. Лист самооценки
  2. Лист заданий № 1 на 2 варианта
  3. Лист заданий №2 на 3 варианта
  4. Презентация
  5. Домашнее задание для варианта 3

Приложение

Лист заданий № 1

I вариант

Теоретическая часть

  1. Заполни пропуск в предложении знаком    <  или  >

Функцию у= f(x) называют возрастающей на множестве

Х ϵ D(f),  если для любых двух точек х1и х2 множества Х,

таких, что х1 < х2, выполняется неравенство f (x1) … f (x2).

  1. Выбери верное утверждение:

А) функция y = kx+m при k>0 является возрастающей

Б) функция y = kx+m при k< 0 является возрастающей

В) функция y = kx+m при k>0 является убывающей

  1. Заполни пропуск в предложении словом НИЖЕ или ВЫШЕ:

Функция ограничена снизу – это значит, что ее график целиком расположен ………….  некоторой горизонтальной прямой у = m

  1. Заполни пропуск в предложении словом  Унаим или  Унаиб :

Если функция не ограничена сверху, то ………    не существует.

  1. Заполни пропуск в предложении словом ВНИЗ или ВВЕРХ:

Считается, что функция выпукла …………  на некотором промежутке, если, соединив любые две точки её графика отрезком, мы обнаружим, что соответствующая часть графика лежит выше проведённого отрезка.

Лист заданий № 1

I I  вариант

Теоретическая часть

  1. Заполни пропуск в предложении знаком    <  или  >

Функцию у= f(x) называют убывающей на множестве

Х ϵ D(f),  если для любых двух точек х1и х2 множества Х,

таких, что х1 < х2, выполняется неравенство f (x1) … f (x2).

  1. Выбери верное утверждение:

А) функция y =   при k>0 является возрастающей

Б) функция y =   при k< 0 является убывающей

В) функция y =   при k>0 является убывающей

  1. Заполни пропуск в предложении словом НИЖЕ или ВЫШЕ:

Функция ограничена сверху  – это значит, что ее график целиком расположен …………… некоторой горизонтальной прямой у = m

  1. Заполни пропуск в предложении словом  Унаим или  Унаиб :

Если функция не ограничена снизу, то ………    не существует.

  1.  Заполни пропуск в предложении словом ВНИЗ или ВВЕРХ:

Считается, что функция выпукла …………  на некотором промежутке, если, соединив любые две точки её графика отрезком, мы обнаружим, что соответствующая часть графика лежит ниже  проведённого отрезка.

Лист заданий № 2

Вариант 3

Практическая часть

Запишите  свойства  функции

Свойства

Проверка

D  (f)

E  (f)

Четность - нечетность

Возрастание,

Убывание.

Ограниченность снизу, сверху.

Наименьшее, наибольшее значения функции

Непрерывность

Выпуклость вверх, вниз.

 

Лист заданий № 2

Вариант 2

Практическая часть

Запишите  свойства  функции

IMG_0007

Свойства

Проверка

D  (f)

E  (f)

Четность - нечетность

Возрастание,

Убывание.

Ограниченность снизу, сверху.

Наименьшее, наибольшее значения функции

Непрерывность

Выпуклость вверх, вниз.

Лист заданий № 2

Вариант 1

Практическая часть

Запишите  свойства  функции

Свойства

Проверка

D  (f)

E  (f)

Четность - нечетность

Возрастание,

Убывание.

Ограниченность снизу, сверху.

Наименьшее, наибольшее значения функции

Непрерывность

Выпуклость вверх, вниз.

 

Лист самооценки

Ф И _____________________________________________________

Количество баллов

Теоретическая часть

Практическая часть

Выполнение задания  ГИА

Всего баллов

Оценка за урок

Домашнее задание

Вариант 3

Восстановить график функции , если известно, что она нечётная.

Используя график, перечислить свойства функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре "Графики функций и их свойства" с презентацией 10 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Графики функций и их свойства" с применением ИКТ. Формирование конструктивных навыков, эстетичности и аккуратности при выполнении графических работ чере...

Урок алгебры в 9-м классе "Свойства функций" по учебнику Мордковича

1. Тип урока: комбинированный; содержит следующие учебно-воспитательные дидактические моменты: организационный момент, этап проверки домашнего задания, устная работа, закрепление темы, этап...

Открытый урок на тему: «Свойства и график показательной функции»

Цели урока: •Усвоить формулировку определения показательной функции; •Научиться исследовать показательную функцию; •Построение графика и исследование свойств показательной функции. ...

Открытый урок по теме « Свойства функций. Графическое решение уравнений.»

Тип  урока: урок  закрепления  изучаемого  материала  и  изучения  нового  материала.Цели  урока:Образовательная:  закрепление  понятия  «фу...

Открытый урок по теме "Квадратичная функция у= кх2 , ее график и свойства"

Методическая разработка по теме "Квадратичная функция у = кх2, ее график и свойства". Урок с использованием интерактивной доски IQBoard....

ОТКРЫТЫЙ УРОК по математике «Логарифмическая функция, ее свойства и график»

СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»          ОТКРЫТЫЙ УРОКпо математике «Логарифмическая функция, ее свойства...

План-конспект открытого урока по теме: "Показательная функция и ее свойства"

Задачи урока:Образовательные: обеспечить усвоение каждым учащимся  знаний о показательной функции, её свойствах, использовании свойств при решении задач.Развивающие:  создать условия для раз...