Внеурочная деятельность учащихся по математике.
статья по алгебре (6 класс) на тему

Корыбко Ольга Геннадьевна

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

 Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В.Ф Одоевский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korybko_olga_gennadevna1.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность учащихся по математике.

Корыбко Ольга Геннадьевна,

учитель математики,

 МОУ «СОШ № 76» города Саратова

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

 Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В.Ф Одоевский

В настоящее время перед учителями математики стоит задача не только дать определенные знания учащимся, но и вооружить их умениями самостоятельно добывать эти знания, воспитывать интерес к самостоятельному изучению математики и её практических применений.

Внеурочная деятельность способствует повышению уровня математической культуры и развитию познавательных способностей учащихся, расширяет их математический кругозор. Систематическое проведение различных форм внеурочной работы по предмету позволяет каждому учащемуся найти занятие по интересам и склонностям. Внеурочная работа помогает учащимся выработать многие ценные качества личности, в том числе такие, как чувство долга и ответственности.

Воспитание интереса к занятиям – вопрос не новый. Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы среди его учеников было больше увлечённых предметом, а для этого нужно заниматься с каждой группой учащихся, осуществляя дифференцированный подход, определяя соответствующие задачи, содержание и формы внеурочной работы.

Работа в школе убеждает, что обычные средние способности учащихся вполне достаточны для привития и развития у них интереса к математике. Особое место имеет внеурочная работа. Под внеурочной работой понимают организованные и целенаправленные мероприятия, проводимые под руководством преподавателя с учащимися во внеурочное время при соблюдении принципа полной добровольности участия в них.

Основной целью внеурочной работы является воспитание и социализация учащихся.

 Внеурочная работа по математике способствует:

  • повышению интереса учащихся к математике;
  • активизации деятельности воспитанников;
  • развитию памяти,  логического мышления, внимания, устной речи;
  • развитию познавательных и творческих способностей;
  • воспитанию коллективного общения;
  • выявлению наиболее способных к математике учащихся и оказанию им помощи.

В процессе внеурочной работы по математике:

  • вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин;
  • углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;
  • выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности;
  • развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка.

В 2016 – 2017 уч. гг. мы с учащимися 6-х классов активно работали над проектом «Геометрия вокруг нас».

В настоящее время в начальной школе мало уделяется внимания на изучение геометрического материала. Геометрия является очень сложным звеном в математике. Практика показывает, что в среднем звене дети испытывают большие трудности при изучении самостоятельного предмета “Геометрия”. Это связано в первую очередь с тем, что у обучающихся слабо развито пространственное воображение, нет практических навыков в построении геометрических фигур. Именно поэтому у меня возникла идея проекта «Геометрия вокруг нас», которую воплотили в жизнь учащиеся 6-тых классов.

Данный проект предназначен для того, чтобы глубже понять, каков он – мир геометрических фигур, научится наблюдать и видеть мир вокруг себя. Проект предназначен для того, чтобы геометрия стала ближе и понятнее учащимся, для понимания значимости предмета в практической жизни.

Учащимся было дано задание:

  1. Провести наблюдение дома, на улице. Выявить геометрические фигуры в различных предметах, окружающих нас.
  2. Написать мини-сочинение на тему: «Геометрия вокруг нас».
  3. Сделать выводы о роли геометрии в нашей жизни.

Целью проекта является обеспечение развития творческих способностей ребенка: гибкость мышления, «геометрическую» зоркость, интуицию, воображение. Выяснение учащимися, какие геометрические фигуры чаще всего встречаются в окружающей жизни,  что могут дать разные комбинации геометрических фигур.

Проект «Геометрия вокруг нас» был создан из работ, представленных учащимися в электронном виде (презентаций). Все презентации учеников были  объединены в одну: мультимедийную презентацию-проект «Геометрия вокруг нас». Важно отметить, что наглядность проекту придавали фотографии: различных приборов, используемых в быту, мебели, зданий, сооружений и т.д.

Итогом работы над проектом стало создание мультимедийной презентации «Геометрия вокруг нас» из работ учащихся, с последующей ее демонстрацией другим ученикам.  В заключение такой интересной работы была проведена рефлексия, где каждый из учащихся мог высказать свое мнение.

Учащиеся отметили, что в нашей жизни мы часто встречаем геометрические тела и фигуры. Из них состоят все предметы, которые нас окружают, начиная с тарелки, с которой едим, и, заканчивая телевизионной тарелкой, которая передает  программы со всего мира. В квартирах, домах нас окружают геометрические фигуры: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги, окружности, кубы, прямоугольные параллелепипеды и другие. А также предметы, состоящие из сочетания этих геометрических фигур. Необходимо уметь строить все эти геометрические фигуры на листе бумаги, для изготовления чертежа или схемы. Но для начала надо иметь пространственное представление о геометрических фигурах, а это нужно развивать. Так, учащиеся постарались смоделировать и построить дом из картона, что было очень увлекательно и интересно. Разнообразные многоэтажные и одноэтажные дома с открывающимися окнами и дверьми внушительных размеров были созданы учениками. Ребята работали парами, группами и индивидуально.  

Значимость нашей работы заключается в том, что многие ученики, познакомившись с данным исследованием, будут с интересом изучать сложную, но увлекательную науку – геометрию! И, конечно же, с огромным желанием, будут стараться повторить то, что проделали мы с ребятами шестых классов.

16 декабря 2016 года в МОУ «СОШ № 94» состоялся фестиваль естественных наук «О науке и не только…». Мы с учащимися 7 класса приняли участие в конкурсе театрализованных представлений и в конкурсе мультимедийных презентаций. В результате ребята заняли призовые места. Работа над презентациями с интересом вовлекает учащихся. Основная задача учителя выбрать удачную тему для работы. Такими темами стали: «Геометрия у нас дома», «Математика в архитектуре». Данные презентации создавались из личных наблюдений, реальных фотографий и собственных комментарий учащихся. А это положительно сказывается на отношении ребят к предмету математика в целом.

Спектакль «Путешествие в историю математики» учащиеся 7 класса с большим желанием и успехом показали на  фестивале естественных наук «О науке и не только…». Подготовка к спектаклю была достаточно продолжительной, но продуктивной. В спектакле участвовало 16 учеников. Действующими лицами были: великий ученый и математик, две ученицы, Платон, Евклид, Эратосфен, Архимед, Ломоносов и 8 гречанок. Ученицы вместе с великим математиком, на изобретенной им машине времени, совершили путешествие в историю математики, где встретились с известными учеными и математиками. Что-то ребята услышали впервые, а что-то им было интересно услышать еще раз. Например, школьницы узнали, что такое «решето Эратосфена»,  «точка опоры Архимеда», о «Великом законе Архимеда», об «Оборонительных машинах Архимеда», о Евклидовой геометрии и о многом другом. Красочность спектаклю придавали костюмы, декорации. Девочки-гречанки подготовили  и показали греческий танец «Сиртаки» в национальных костюмах. Путешествующие ученицы вместе со зрителями могли наблюдать за беседами, размышлениями великих ученых, а также пообщаться с ними лично. Открытиями этих ученых гордится наш век!

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История математики как науки дает возможность пополнить запас историко-научных знаний учащихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими эпохами возникновения и развития математики, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.

Список литературы:

  1. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. Школьные технологии, 2001, №2.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? / Методист, №1, 2004.
  5. Степанов, В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 1991. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статистическое исследование, как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике

Наиболее доступной, для разрешения вопросов мотивации школьников к учению, становится исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и себ...

«Принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся по математике».

В  связи с изменением содержания школьного базового математического образования, его дифференциацией в числе приоритетной задачи обучения называется задача максимального раз...

Организация внеурочной деятельности учащихся по математике

В докладе представляется материал по организации внеурочной работы по математике. К докладу прилагается презентация....

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 7 класса «Прикладная математика»

          Данная программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности            Федерального государственно...

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления  «Занимательная математика» Составила  учитель математики высшей категории  МАОУ СШ №72 с уг...

Программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса "Математика и твой дом"

Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6 - го класса....

Практическое занятие «Числовые закономерности при умножении и возведении чисел в степень» в рамках курса внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов «Ментальная математика»

Практическое занятие «Числовые закономерности при умножении и возведении чисел в степень» в рамках курса внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов «Ментальная математика»....