«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
методическая разработка по алгебре на тему

Макеева Людмила Евгеньевна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

В процессе своей педагогической деятельности я работаю над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики».

Математика в школе — это учебный предмет, а учебный предмет должен быть интересен. Если будет интерес, тогда и «учение будет с увлечением». Будет развиваться и память, и мышление, и внимание.

Что требует от нас, учителей, сегодняшний день? Творчески подходить к своей работе, учитывать изменения, произошедшие в сознании и здоровье учащихся, быть в курсе современных событий, уверенно владеть современными технологиями.

Математика является наиболее трудоемким учебным предметом. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо  отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся.

 Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать в себе силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.

Способы активизации познавательной деятельности, которые я использую на уроках:

1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.

2. Стимулирование к диалогу, то есть создание  такой ситуации, в которой ребята должны защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания; задавать вопросы учителю, товарищам; рецензировать ответы товарищей, сочинения,  другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы; делиться своими знаниями с другими; помогать товарищам при затруднениях.

3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно

4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа с классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы)

5. Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость;

6. Попросить ребят составить карточки-задания друг для друга;

7. Сильный ученик опрашивает слабого (практикуется при доказательстве теорем);

8. Поощрение любой познавательной деятельности учащихся,

9. Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке).

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность.

В своей работе я  применяю технологию проблемного обучения.

Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках маленьких проблем типа: «Что бы это значило?» и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.

     Так как же создавать эти проблемные ситуации, какие существуют варианты их постановки? Например: В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, обычно, слепо копируют его решение. При решении какой-либо задачи умышленно делаю ошибку:

                           (х+5)*2-5=15

                           (х+5)*2=15-5 (умышленная ошибка)

                           (х+5)*2=10

                            х+5=10:2

                            х+5=5

                            х=0.

Естественно при проверке ответ не сходится. Я удивляюсь, делаю вид, что не понимаю, в чем же тут дело. И даю задание: «Найдите мою ошибку». В результате все до единого увлеченно решают самостоятельно данный пример и с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Более того, многократные тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и, естественно, за своими записями. Результат – внимательность и заинтересованность на уроках.

Проблемный вопрос можно поставить в задаче с несформулированным вопросом, задаче с недостающими данными, задаче с излишними данными, задаче с несколькими решениями.

Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.

Достаточно много времени тратится и на уроке на разрешение той или иной проблемы, но это время более ценно по сравнению с тем, которое тратилось бы на подачу готовых знаний.

«Игра» - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять». – писал А.М.Горький. Познание математики через игры прививает к ней любовь. В процессе игры на уроках математики у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись,  дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести  товарищей по игре.  Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны. Элементы игры я включаю в урок. Например, после изучения темы «Формулы сокращенного умножения» для закрепления и проверки знаний учащихся можно предложить игру «Смотри не ошибись!». На доску записываются несколько  формул и примеров по данной теме.

1.

2.

3.

4.

5.

Учитель поочередно вызывает по одному ученику от каждой команды и просит вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи. Дальше закрывается сначала правая часть формул и требуется воспроизвести левую  затем наоборот. Далее игра усложняется: закрываются все записи и требуется по памяти воспроизвести их. К доске вызываются  учащиеся поочередно из каждой команды. Выполнивший задание приносит команде 5 очков, не справившийся – лишает команду 3 очков. За нарушение дисциплины снимается 1 очко. Отдельным учащимся после игры выставляются оценки в журнал.

При изучении темы «Прямоугольная система координат на плоскости» можно использовать игру «Соревнование художников». На доске записаны координаты точек. Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущим отрезком, то в результате получится определенный рисунок. Ребятам очень нравится эта игра.

     Так же в своей работе я использую такие дидактические игры как «Математическая цепочка», «Соревнование-эстафета», «Математическое лото», «Кто быстрее достигнет флажка» и другие. Большой арсенал игр предлагает нам телевидение: «Счастливый случай»,  «Поле чудес»,  «Звездный час», «Слабое звено», КВН, «Что? Где? Когда?» и другие.

Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры –олимпиады. В первом случае  победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, доказательств теорем, но без ущерба качеству выполнения задания, во втором - победа обеспечивается за счет качества решений задач повышенной трудности. Первые полезны для выработки автоматизма действий, а вторые - для воспитания серьезного отношения к математике.

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные.

 В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения. Нестандартные уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.

Наиболее частые типы нетрадиционных уроков: урок - сказка, урок - КВН, урок - путешествие, урок - спектакль, урок - викторина, урок - игра, урок - аукцион, урок - конференция, урок - соревнование, урок – эстафета.  Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного.

 Необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ.

• Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

• Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

• В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.

• В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

• В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

  Можно выделить наиболее эффективные приемы применения компьютерных технологий:

при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;

при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;

при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;

при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.

Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.  Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

     В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями необходимо разнообразить формы контроля знаний учащихся.  С этой целью практикую проведение зачетов. На зачет выношу основные теоретические вопросы и задачи, имеющие сравнительно большую образовательную ценность.

     Каждый ученик на зачете получает карточку, в котором указаны два задания: теоретический вопрос  и задача. Учащиеся, первым сдавшие зачет, становятся ассистентами и принимают зачет у своих одноклассников.

Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладение знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе

Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Эффективный урок. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики...