Методические рекомендации по сопровождению учащихся при организации исследовательской работы
статья по алгебре (7 класс)

Косачёва Елена Владимировна

Методические рекомендации по  сопровождению учащихся при организации исследовательской работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soprovozhdenie_2018.docx9.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа 34»

Методические рекомендации по  сопровождению учащихся при организации исследовательской работы


Подготовила: Косачёва Елена Владимировна

Учитель математики МБОУ «СОШ 34»

2018 год

          Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и ее главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

          Решая исследовательские задачи, учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, включая проведение реальных и виртуальных экспериментов. В ходе исследовательской деятельности получают субъективно новые знания (новые и личностно значимые для конкретного ученика). При этом обеспечивается повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

          При организации исследовательской работы учащихся важную роль играет учитель. В каждом конкретном случае участие может свестись к одной фразе, а может потребовать длительного разговора, выдачи промежуточных и дополнительных заданий. Все зависит от уровня подготовленности учащихся к данному виду деятельности и успешности выполнения работы.

Этапы методического сопровождения

Этапы работы

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Сроки

Рекомендации

  • Проектировочный

Осуществление выбора темы, оценивание  уровня сложности, определение, какие знания и умения потребуются для выполнения данного проекта. Заполнение анкеты участника. (Приложение 1)

Составление индивидуального графика работы учащихся по проекту на основе данных, полученных в результате анкетирования.

Распределение обязанностей между исполнителями, составление алгоритма деятельности. (Приложение 2)

Выявление степени правильного понимания учащимися поставленной проблемы и степени подготовленности к ее решению.

Оказание помощи в составлении алгоритма деятельности.

Постановка цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.

Корректирование и уточнение цели и задач исследования.

  • Информационный

Учащиеся самостоятельно анализируют имеющуюся информацию, осуществляют сбор и изучение новой информации. Составляют план исследовательской работы.

Помощь оказывается по просьбе учащихся.

  • Практический

Учащиеся собрали всю необходимую информацию, проанализировали все ресурсы, составили план исследовательской работы и приступают к выполнению запланированных операций.

По необходимости вносятся изменения в конструкцию работы, осуществляется контроль качества.

  • Контрольно - обобщающий

Оценивание результата работы и изучение возможности использования результатов работы.

Роль учителя сводится к редактированию.

  • Презентационный

Полученный результат защищается в форме представления презентации.

Проведение консультации с целью устранения неточностей презентационной работы.

          Данная таблица заполняется участниками проекта. Отражаются ключевые этапы работы, устанавливаются сроки исполнения. Руководитель проекта вносит свои рекомендации.

          После того, как исследовательская работа закончена, учащимся предлагается проанализировать уровень значимости научного исследования и своей эмоциональной удовлетворенности от выполнения данной работы. (Приложение 3)

Список литературы

  • Щербаков С.Г.  Организация проектной деятельности в образовательном учреждении/издательство Корифей/2007
  • Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.
    Основы проектной деятельности: Методическое пособие по преподаванию курса ( с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Федоров: Учебная литература, 2006.
  • Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2004.

Приложение 1.

Анкета участника исследовательской работы

ФИО: ______________

Класс: _____________

Тема работы: ___________________

Вид работы: ____________________

(реферат, учебное пособие, доклад, исследовательская работа, …)

Какие умения необходимы для выполнения работы:

  • Умение выделять главное, существенное.
  • Умение анализировать, сравнивать.
  • Умение обобщать, делать выводы.
  • Умение планировать и организовывать работу.
  • Умение формулировать научную гипотезу и цель работы.

Определи степень самостоятельности и творческой активности.

Консультации учителя

Совместная работа с учителем

Помощь родителей

Помощь другого лица

Самостоятельная работа

Выбор темы

Формулировка гипотезы и целей

Выбор источников информации

Поиск информации

Подготовка презентации

Защита

Приложение 2.

Алгоритм деятельности

Сроки

Что необходимо

Обсуждение темы и сроков

Составление списка необходимых средств для выполнения работы

Составление списка необходимой литературы или обсуждение предложенной

Посещение библиотек, сбор информации, использование интернет ресурсов

Определение порядка хранения файлов

Составление графика консультаций

Приложение 3.

Уровень удовлетворенности выполненной работы.

Обведи число, которое соответствует уровню твоей удовлетворенности.

  • Удовлетворенность трудом

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

  • Удовлетворенность взаимоотношениями с напарником

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

  • Удовлетворенность взаимоотношениями с руководителем

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

  • Удовлетворенность достижениями в работе

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

  • Интерес к работе

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

Ученик удовлетворен, если число положительное. Если число отрицательное, значит ученик не доволен проделанной работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию и оформлению исследовательской работы

Данные рекомендации разработаны на основе общепринятых норм оформления исследовательских работ. Они помогут учащимся и педагогам подготовить и правильно оформить работу для представления на конкурс....

методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации  для преподавателейпо организации самостоятельной работы  студентов.    Важнейший элемент учебной деятельности – организация самостоятельной ау...

Методическое сопровождение учащихся при организации исследовательской работы

Методическое сопровождение учащихся при организации исследовательской работы...

Методические рекомендации для учащихся по проведению исследовательской работы

К элементам исследовательской деятельности относятся:1. Методы исследования.2. Наличный экспериментальный материал.3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.Научно-исследовательская деятельно...

Методические рекомендации для студентов по организаци самостоятельной работы по дисциплине ОДП.02 Физика.

В методической разработке представлен материал в помощь преподавателю физики в повседневной работе по обучению студентов и обучающихся самостоятельному поиску решения задач, самостоятельному овладению...

Методические рекомендации кл.руководителю по организации антинаркотической работы в классе

Создавая воспитательную систему класса, классный руководитель обязан учитывать основные правила:1. Мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся и учитывать особенности ведущей д...