Задачи с модулем
методическая разработка по алгебре (11 класс)

Данго Татьяна Владимировна

Решение  задач  с  модулем  вызывает  у  учащихся  затруднения.  Чтобы  им помочь  научиться  решать  уравнения  и  неравенства  с  модулем  я предлагаю  данный  материал. Статья  посвящена приёмам  решения  уравнений  и  неравенств,  содержащих  переменную  под  знаком  модуля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_chisla_i_uravneniya_s_modulem.docx131.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Задачи  с  модулем

Модуль числа называют ещё абсолютной величиной этого числа. Попросту говоря, при взятии модуля нужно отбросить от числа его знак. В записи положительного числа и так нет. никакого знака, поэтому модуль положительного числа равен ему самому. Например, https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/01x.png  Модуль нуля равен нулю. А модуль отрицательного числа равен противоположному ему положительному
(без знака!). Например, 
https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/02x.png

Обратите внимание: модуль числа всегда неотрицателен: https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/03x.png

Определение модуля

Вот оно:

https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/formula42872.gif

Таким образом, если под знаком модуля стоит выражение, зависящее от переменной, мы раскрываем модуль по определению. Например,

https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/formula42874.gif


В некоторых случаях модуль раскрывается однозначно. Например, 
https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/06x.png так как выражение под знаком модуля неотрицательно при любых x и y. Или: https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/07x.png так так как выражение под модулем неположительно при любых z.

Геометрическая интерпретация модуля

Нарисуем числовую прямую. Модуль числа — это расстояние от нуля до данного числа. Например, https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/08x.png То есть расстояние от точки −5 до нуля равно 5.
https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/09x.pngЭта геометрическая интерпретация очень полезна для решения уравнений и неравенств с модулем.

Рассмотрим простейшее уравнение https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/10x.png. Мы видим, что на числовой прямой есть две точки, расстояние от которых до нуля равно трём. Это точки 3 и −3. Значит, у уравнения https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/10x.png есть два решения: x = 3 и x = −3.

Вообще, если имеются два числа a и b, то https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/11x.png равно расстоянию между ними на числовой прямой.
https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/12x.png(В связи с этим нередко встречается обозначение https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/13x.png длины отрезка AB, то есть расстояния от точки A до точки B.)

Ясно, что https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/14x.png (расстояние от точки a до точки b равно расстоянию от точки до точки a).

Решим уравнение https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/15x.png. Эту запись можно прочитать так: расстояние от точки x до точки 3 равно 4. Отметим на числовой прямой точки, удовлетворяющие этому условию.

https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/16x.pngМы видим, что наше уравнение имеет два решения: −1 и 7. Мы решили его самым простым способом — без использования определения модуля.

Перейдём к неравенствам. Решим неравенство https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/17x.png.

Эту запись можно прочитать так: «расстояние от точки x до точки −7 меньше четырёх». Отмечаем на числовой прямой точки, удовлетворяющие этому условию.

https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/37x.pngОтвет: (-11; -3).

Другой пример. Решим неравенство |10 − x| ≥ 7.

Расстояние от точки 10 до точки x больше или равно семи. Отметим эти точки на числовой прямой.
https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/18x.pngОтвет: https://latex.codecogs.com/png.latex?(-\infty&space;;3%5d\cup&space;%5b17,+\infty&space;)

График функции https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/20x.png

Этот график надо знать обязательно. Для https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/21x.png имеем y = x. Для https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/22x.png имеем y = −x. В результате получаем:
https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/23x.pngС помощью этого графика также можно решать уравнения и неравенства.

Корень из квадрата

Нередко в задачах ЕГЭ требуется вычислить https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/24x.png, где a – некоторое число или выражение. Не забывайте, что https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/25x.png

Действительно, по определению арифметического квадратного корня https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/24x.png — это такое неотрицательное число, квадрат которого равен https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/26x.png. Оно равно a при https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/27x.png и -a при https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/28x.png, т. е. как раз https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/29x.png.

Примеры заданий ЕГЭ

1. Найдите значение выражения https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/30x.png при https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/31x.png.
Заметим, что 
https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/32x.png при https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/31x.png. Следовательно, значение нашего выражения равно: https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/33x.png.

2. Найдите значение выражения https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/34x.png при https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/35x.png.

Действуем аналогично:

https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/36x.png

В следующей статье мы рассмотрим более сложные уравнения и неравенства с модулем.

Если на экзамене вам попадётся уравнение или неравенство с модулем, его можно решить,  вообще не зная никаких специальных методов и пользуясь только определением модуля. Правда, занять это может часа полтора драгоценного экзаменационного времени.

Поэтому разберём несколько  приёмов, упрощающих решение таких задач.

Прежде всего вспомним, что

https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/formula42868.gif

Рассмотрим различные типы уравнений с модулем.

Слева модуль, справа число

Это самый простой случай. Решим уравнение |x^2 - 5x + 4| = 4.

Есть только два числа, модули которых равны четырём. Это 4 и −4. Следовательно, уравнение
равносильно совокупности двух простых:

x^2 - 5x + 4 = 4 или x^2 - 5x + 4 = -4.

Второе уравнение не имеет решений. Решения первого: x = 0 и x = 5.

Ответ: 0; 5.

Переменная как под модулем, так и вне модуля

Здесь приходится раскрывать модуль по определению. .

1. |2 - x| = 5 - 4x

Уравнение распадается на два случая, в зависимости от знака выражения под модулем.
Другими словами, оно равносильно совокупности двух систем:

https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/formula42845.gif    https://latex.codecogs.com/gif.latex?\left\%7b\begin%7bmatrix%7d&space;2-x%3C&space;0,\\&space;x-2=5-4x.&space;\end%7bmatrix%7d\right.\\

Решение первой системы: x = 1. У второй системы решений нет.
Ответ: 1.

2. x^2 + 4|x - 3| - 7x + 11 = 0.

Первый случай: x ≥ 3. Снимаем модуль:

https://latex.codecogs.com/png.latex?x%5e%7b2%7d+4(x-3)-7x+11=0,

https://latex.codecogs.com/png.latex?x%5e%7b2%7d-3x-1=0,\\&space;x_%7b1%7d=\frac%7b3+\sqrt%7b13%7d%7d%7b2%7d,&space;\:&space;\:&space;\:&space;\:&space;x_%7b2%7d=\frac%7b3-\sqrt%7b13%7d%7d%7b2%7d.

Число x_2, будучи отрицательным, не удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому не является корнем исходного уравнения.

Выясним, удовлетворяет ли данному условию число x_1. Для этого составим разность и определим её знак:

https://latex.codecogs.com/png.latex?x_%7b1%7d-3=\frac%7b3+\sqrt%7b13%7d%7d%7b2%7d-3=\frac%7b\sqrt%7b13%7d-3%7d%7b2%7d=\frac%7b\sqrt%7b13%7d-\sqrt%7b9%7d%7d%7b2%7d%3E0.

Значит, x_1 больше трёх и потому является корнем исходного уравнения

Второй случай: x < 3. Снимаем модуль:

https://latex.codecogs.com/png.latex?x%5e%7b2%7d+4(3-x)-7x+11=0,

https://latex.codecogs.com/png.latex?x%5e%7b2%7d-11x+23=0,\\&space;x_%7b3%7d=\frac%7b11+\sqrt%7b29%7d%7d%7b2%7d,&space;\:&space;\:&space;\:&space;\:&space;x_%7b4%7d=\frac%7b11-\sqrt%7b29%7d%7d%7b2%7d.

Число x_3. больше, чем https://latex.codecogs.com/png.latex?\frac%7b11%7d%7b2%7d, и потому не удовлетворяет условию x < 3. Проверим x_4:

https://latex.codecogs.com/png.latex?x_%7b4%7d-3=\frac%7b11-\sqrt%7b29%7d%7d%7b2%7d-3=\frac%7b5-\sqrt%7b29%7d%7d%7b2%7d=\frac%7b\sqrt%7b25%7d-\sqrt%7b29%7d%7d%7b2%7d%3C0.

Значит, x_4. является корнем исходного уравнения.

Ответ: https://latex.codecogs.com/png.latex?\frac%7b3+\sqrt%7b13%7d%7d%7b2%7d,\:&space;\:&space;\frac%7b11-\sqrt%7b29%7d%7d%7b2%7d

3. |2x^2 - 3x - 4| = 6x - 1.

Снимать модуль по определению? Страшно даже подумать об этом, ведь дискриминант — не полный квадрат. Давайте лучше воспользуемся следующим соображением: уравнение вида |A| = B равносильно совокупности двух систем:

https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/formula42847.gif    https://latex.codecogs.com/png.latex?\left\%7b\begin%7bmatrix%7d&space;A=-B,\\&space;B\geq&space;0.&space;\end%7bmatrix%7d\right.

То же самое, но немного по-другому:

|A|=B\Leftrightarrow \left [ \begin{matrix} A=B,\\ A=-B, \end{matrix}\right.  B\geq 0.

Иными словами, мы решаем два уравнения, A = B и A = −B, а потом отбираем корни, удовлетворяющие условию B ≥ 0.

Приступаем. Сначала решаем первое уравнение:

https://latex.codecogs.com/png.latex?2x%5e%7b2%7d-3x-4=6x-1,
https://latex.codecogs.com/png.latex?2x%5e%7b2%7d-9x-3=0,
https://latex.codecogs.com/png.latex?x_%7b1%7d=\frac%7b9+\sqrt%7b105%7d%7d%7b4%7d,\:&space;\:&space;\:&space;\:&space;x_%7b2%7d=\frac%7b9-\sqrt%7b105%7d%7d%7b4%7d.

Затем решаем второе уравнение:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\:&space;\\&space;2x%5e%7b2%7d-3x-4=1-6x,\\&space;2x%5e%7b2%7d+3x-5=0,\\&space;\,&space;\\&space;x_%7b3%7d=1,\:&space;\:&space;\:&space;\:&space;x_%7b4%7d=-\frac%7b5%7d%7b2%7d.

Теперь в каждом случае проверяем знак правой части:

Стало быть, годятся лишь x_1 и x_3.

Ответ: https://latex.codecogs.com/png.latex?1,&space;\,&space;\frac%7b9+\sqrt%7b105%7d%7d%7b4%7d.

Квадратные уравнения с заменой |x| = t

Решим уравнение: x^2 + 2|x| - 3 = 0.

Поскольку x^2 = |x|^2, удобно сделать замену |x| = t. Получаем:

 https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/frm111.png

Ответ: ±1.

Модуль равен модулю

Речь идёт об уравнениях вида |A| = |B|. Это — подарок судьбы. Никаких раскрытий модуля по определению! Всё просто:

|A|=|B|\, \, \Leftrightarrow \, \, \left [ \begin{matrix} A=B,\\ A=-B. \end{matrix} \right.

Например, рассмотрим уравнение: |3x^2 + 5x - 9| = |6x + 15|. Оно равносильно следующей совокупности:

\left [ \begin{matrix} 3x^{2}+5x-9=6x+15,\\ 3x^{2}+5x-9=-6x-15. \end{matrix} \right.

Остаётся решить каждое из уравнений совокупности и записать ответ.

Два или несколько модулей

Решим уравнение: |x - 1| - 2|x - 2| + 3|x - 3| = 4.

Не будем возиться с каждым модулем по отдельности и раскрывать его по определению — слишком много получится вариантов. Существует более рациональный способ — метод интервалов.

Выражения под модулями обращаются в нуль в точках x = 1, x = 2 и x = 3. Эти точки делят числовую прямую на четыре промежутка (интервала). Отметим на числовой прямой эти точки и расставим знаки для каждого из выражений под модулями на полученных интервалах. (Порядок следования знаков совпадает с порядком следования соответствующих модулей в уравнении.)

https://ege-study.ru/wp-content/themes/ege/img/02u.png

Таким образом, нам нужно рассмотреть четыре случая — когда x находится в каждом из интервалов.

Случай 1: x ≥ 3. Все модули снимаются «с плюсом»:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\,&space;\\&space;x-1-2(x-2)+3(x-3)=4,\\&space;x=5.

Полученное значение x = 5 удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому является корнем исходного уравнения.

Случай 2: 2 ≤ x ≤ 3. Последний модуль теперь снимается «с минусом»:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\,&space;\\&space;x-1-2(x-2)+3(3-x)=4,\\&space;x=2.

Полученное значение x также годится — оно принадлежит рассматриваемому промежутку.

Случай 3: 1 ≤ x ≤ 2. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\,&space;\\&space;x-1-2(2-x)+3(3-x)=4,\\&space;4=4.

Мы получили верное числовое равенство при любом x из рассматриваемого промежутка [1; 2] служат решениями данного уравнения.

Случай 4: x ≤ 1 ≤ 1. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\,&space;\\&space;1-x-2(2-x)+3(3-x)=4,\\&space;x=1.

Ничего нового. Мы и так знаем, что x = 1 является решением.

Ответ: [1; 2]  {5}.

Модуль в модуле

Решим уравнение: ||3 - x| - 2x + 1| = 4x - 10.

Начинаем с раскрытия внутреннего модуля.

1) x ≤ 3. Получаем:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\,&space;\\&space;|3-x-2x+1|=4x-10,\\&space;|4-3x|=4x-10.

Выражение под модулем обращается в нуль при https://latex.codecogs.com/png.latex?x=\frac%7b4%7d%7b3%7d. Данная точка принадлежит рассматриваемому
промежутку. Поэтому приходится разбирать два подслучая.

1.1) https://latex.codecogs.com/png.latex?\frac%7b4%7d%7b3%7d\leq&space;x\leq&space;3. Получаем в этом случае:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\,&space;\\&space;3x-4=4x-10,\\&space;x=6.

Это значение x не годится, так как не принадлежит рассматриваемому промежутку.

1.2) https://latex.codecogs.com/png.latex?x\leq&space;\frac%7b4%7d%7b3%7d. Тогда:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\,&space;\\&space;4-3x=4x-10,\\&space;x=2.

Это значение x также не годится.

Итак, при x ≤ 3 решений нет. Переходим ко второму случаю.

2) x ≥ 3. Имеем:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\,&space;\\&space;|x-3-2x+1|=4x-10,\\&space;|x+2|=4x-10.

Здесь нам повезло: выражение x + 2 положительно в рассматриваемом промежутке! Поэтому никаких подслучаев уже не будет: модуль снимается «с плюсом»:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\,&space;\\&space;x+2=4x-10,\\&space;x=4.

Это значение x находится в рассматриваемом промежутке и потому является корнем исходного уравнения.

Ответ: 4.

Если вы научились решать уравнения с модулями – значит, сможете справиться и с неравенствами.

1. 2|x − 4| + |3x + 5| ≥ 16.

1) x ≥ 4. Имеем:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\,&space;\\&space;2(x-4)+3x+5\geq&space;16,\\&space;x\geq&space;\frac%7b19%7d%7b5%7d.

Полученное неравенство выполняется при всех рассматриваемых x ≥ 4. Иными словами, все числа из промежутка [4; +∞) являются решениями нашего неравенства.

2) https://latex.codecogs.com/png.latex?-\frac%7b5%7d%7b3%7d\leq&space;x\leq&space;4. Имеем в данном случае:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\,&space;\\&space;2(4-x)+3x+5\geq&space;16,\\&space;x\geq&space;3.

Учитывая, в каком промежутке мы сейчас находимся, получаем в качестве решений исходного неравенства множество [3; 4].

3) https://latex.codecogs.com/png.latex?x\leq&space;-\frac%7b5%7d%7b3%7d. Имеем:

https://latex.codecogs.com/png.latex?\,&space;\\&space;2(4-x)-3x-5\geq&space;16,\\&space;x\leq&space;-\frac%7b13%7d%7b5%7d

Так как − https://latex.codecogs.com/png.latex?-\frac%7b13%7d%7b5%7d%3C-\frac%7b5%7d%7b3%7d, то все значения x из полученного промежутка https://latex.codecogs.com/png.latex?\left&space;(-\infty&space;,&space;-\frac%7b13%7d%7b5%7d&space;\right&space;%5d служат решениями исходного неравенства.

Остаётся объединить множества решений, полученные в трёх рассмотренных случаях.

Ответ: https://latex.codecogs.com/png.latex?\left&space;(&space;-\infty&space;,-\frac%7b13%7d%7b5%7d&space;\right&space;%5d\cup&space;\left&space;%5b&space;3;+\infty&space;\right&space;)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Задачи с модулями»

Понятие абсолютной величины (модуля) является одной из важнейших характеристик числа как в области действительных, так и в области комплексных чисел. Это понятие широко применяется не только в различн...

Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса

Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...

рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"

Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....

Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром"

Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром" для 9 класса...

Программа элективного курса «Модуль. Решение задач, содержащих модуль». 11 класс.

Модуль. Решение задач, содержащих модуль. Курс выстроен с учётом возрастных особенностей восприятия учебного материала учащимися....

«Задачи с модулем и параметром. Уравнения с параметрами»

Программа рассчитана на учащихся, проявивших интерес к изучению математики.      Ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного вн...

Набор задач по модулю "ГЕОМЕТРИЯ" в ГИА - 2013

Набор задач по модулю "геометрия"  в ГИА-2013  (1 часть)   содержит  задачи, соответствующие номерам 9-13. Все задачи  имеют ответы, а часть из них полное решение.  Полез...