План-конспект урока (10 класс) по теме:
Устный журнал "Прекрасная женщина-великий математик"

НОВИКОВА Елена Александровна

Устный журнал "Прекрасная женщина-великий математик". Внеклассное мероприятие для 10 - 11 классов. Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. В. Ковалевской. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Устный журнал

«Прекрасная женщина – великий математик»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. В. Ковалевской

Задачи:

развитие познавательного интереса к предмету;

развитие интереса к истории математики;

расширение кругозора учащихся.

Оборудование:

портреты великих математиков с датами жизни;

доски шахматные и кони;

плакаты: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” (М.В. Ломоносов); “Математика – царица наук, а арифметика – царица математики” (К. Гаусс); “Невозможно быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе” (С.В. Ковалевская)

План устного журнала:

Слово о женщинах математиках.

Детство Сони.

Любовь к математике.

Драма «Софья Ковалевская».

Учеба у К. Вейерштрасса и научно-педагогическая деятельность.

Викторина  для эрудитов.

Эпиграф:

С того человека и взыщется много,

Кому было много талантов дано!

С.Ковалевская (1850-1891)

1.Слово о женщинах математиках.

Ведущий.Мало было в прошлом ученых-женщин, еще меньше - женщин-математиков. Первой женщиной-математиком была гречанка Гипатия (370-415), жившая в Александрии. В первой половине XVHI века воФранции славилась своей образованностью маркиза Эмилия дюШатле, которая перевела с латинского на родной язык знаменитое про изведение Ньютона «Математические начала натуральной философии». Другая французская женщина XVHI века - Мария Лаланд совместно со своим братом и мужем составила тригонометрические таблицы, известные под названием «Таблицы Лаланд». Как способная вычислительница была известна также француженка Гортензия Лепот. Ее именем был назван декоративный цветок, привезенный ею из Индии. Яркими математическими способностями и эрудицией обладала Мария ГаетанаАньези, которая была первой в мире женщиной, занимавшей должность профессора математики в университете. Англичанка Мэри Сомервиль вела переписку с выдающимися учеными. Она написала несколькокниг по астрономии и физике и перевела на родной язык знаменитое произведение Лапласа «Небесная механика.). Глубоким творческим талантом обладала француженка Софья Жермен. Одним из крупнейших математиков была Эмилия Нетер. Но сегодня мы хотим рассказать про Софью Ковалевскую. Про ее жизнь не только как математика, но и как женщины и прекрасного литератора.

(Звучит музыка.Нафоне музыки ученица  читает отрывок из стихотворения С.В. Ковалевской «Пришлось ли...»).

Пришлось ли

Пришлось ли раз вам безучастно,

Бесцельно средь толпы гулять

И вдруг какой-то песни страстной

Случайно звуки услыхать?

На вас нежданною волною

Пахнула память прежних лет,

И что-то милое, родное

В, душе откликнулось в ответ.

Казалось вам, что эти звуки

Вы в детстве слышали не раз,

Так мною счастья, неги, муки

В них вспоминалося для вас...

2. Детство Софьи (рассказывает 1 ученик)

Имя первой русской женщины-математика Софьи Васильевны Ковалевской известно всему миру. Рассказ о ее жизни - это увлекательная история о том, как маленькая жизнерадостная девочка стала выдающимся математиком, это поучительная история о девушке, полюбившей свободу и математику.

Софья Ковалевская родилась в семье начальника московского арсенала генерала В.В. Корвин-Круковскогo. Ее мать, Елизавета Федоровна, была дочерью почетного члена Петербургской Академии наук - геодезиста Ф.Ф. Шуберта и внучкой знаменитого астролога и математика Ф.И. Шуберта.

Воспитанием девочки, как и остальных двоих детей, занималась няня, а затем - гувернантки. В 12 лет Соня была глубоко убеждена в том, что станет поэтессой. Но это вскоре прошло. С математикой, еще не зная ее, Соня соприкоснулась рано.

Корвин-Круковские после выхода отца на пенсию поселились в своем имении ПалибиноНевельского уезда Витебской области. Одна из детских комнат из-за отсутствия обоев была оклеена листами лекций М.В. Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении, приобретенными отцом еще в молодости.

Эти листы, испещренные странными, непонятными формулами, привлекли внимание девочки. Она подолгу простаивала перед ними, пытаясь разобрать хотя бы отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны были следовать друг за другом. От долгого ежедневного разглядывания вид многих формул, хотя они были непонятны, запечатлелся у нее в памяти.

Училась Соня с большим желанием. В те времена наряду со школьными учителями на ниве просвещения трудились и домашние учителя. В семье Корвин-Круковских домашним учителем был И.И. Малевич, питавший, по-видимому, большее расположение не к точным, а к гуманитарным предметам. Он гордился литературными способностями ученицы именно в этом направлении, одобрял ее стихи и возлагал большие надежды на ее будущее.

3. Любовь к математике(рассказывает 2 ученик)

Значительное влияние на Софью оказал ее дядя Петр Васильевич. Он не был математиком, но прочитал много книг по математике и любил с увлечением рассказывать Софье о них. Его увлеченность передалась племяннице.

Математика казалась Софье удивительной наукой, открывающей свои тайны только посвященным людям. Софья решила всерьез заняться математикой. В1866 году во время зимней поездки в Петербург она начала заниматься высшей математикой у известного преподавателя А.Н. Страннолюбского. В течение двух с половиной лет она усвоила всю арифметику и отлично решала самые трудные задачи. Затем был изучен обширный курс алгебры в 2-х томах и на 6-м году обучения были закончены планиметрия и стереометрии. Она делала быстрые успехи и за зиму изучила аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисление. Перед ней открылся чудесный мир бесконечно малых.

Но стало ясно, что даже самые лучшие частные уроки не заменят систематический университетский курс. Соня хотела поступить в университет, но доступ женщинам во все русские университеты в то время был закрыт. Высшее образование она могла получить только за границей.

Софья Ковалевская писала:

Если ты в жизни хотя на мгновенье

Истину в сердце своем ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решеньи своем неизменном

Рок не назначил тебе впереди

Память об этом мгновеньи священном

Вечно храни, как святыню в груди.

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется черною мглой,

С,ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Отец Софьи не мог позволить ей поехать учиться за границу. Софья Васильевна вступает в фиктивный брак с известным палеонтологом Владимиром Онуфриевичем Ковалевским, чтобы уехать за границу. Вскоре они полюбили друг друга, и их брак стал действительным.

В 1869 г. супруги Ковалевские уехали за границу, в Германию.

В Берлине математическими занятиями Софьи Васильевны руководил один из крупнейших немецких математиков - Карл Вейерштрасс (1815-1897). Его поражала быстрота и оригинальность математического мышления Ковалевской.

4. Драма «Софья Ковалевская»

Действующие лица:

Софья Васильевна Ковалевская;

Карл Вейерштрасс - крупнейший немецкий математик;

Иван Платонович Левкоев - приехавший из России академик;

Владимир Онуфриевич Ковалевский – ученый-палеонтолог:

Комната перегорожена шкафом и ширмой на две половины, в каждой из них стоят            стол и кровати с пуховиками.

На половине В.О. Ковалевского книги не только на столе, но и на полу, на кровати.

На половине С.В. Ковалевской сидят за столом С.В. Ковалевская, В.О. Ковалевский, И.П. Левкоев

Стук в дверь. Входит Карл Вейерштрасс (в очках). Он говорит резким крикливым голосом

Вейерштрасс. Кто здесь желал меня видеть? Говорите быстрее. Что вам угодно?

(Недоуменно оглядывает Софью и ее платье.)

Левкоев. Я полагаю, нам лучше удалиться.

(Уходит вместе с Ковалевским на другую половину.)

Софья (Волнуясь). Господин профессор... у меня к Вам огромная просьба. Я верю, что Вы не откажете мне. Я так наслышана о Вашей доброте, господин профессор...

Вейерштрасс (роясь в кармане жилета). Сколько? На многое не рассчитывайте.

Софья. Господин профессор, я Вас не понимаю...

Вeйepштрасс. Пожертвование! Я не интересуюсь, на какие цели. Говорите прямо: сколько?

Софья (вспыхнув). Как Вы смеете...

Вейерштрасс. Простите, какие могут быть дела у Вас ко мне?

(Направляется к двери.)

Софья (загораживая собою  дверь). Нет-нет, именно Вы, профессор, необходимы мне. Вы - моя последняя надежда!

Вейерштрасс. Странно... Что же Вам, наконец, угодно?

        Софья. Я занимаюсь математикой. Клянусь Вам, это не шутка.

Вейерштрасс. Вы чересчур красивы, чтобы заниматься такими глупостями. Это удел для стариков и уродов.

Софья. Умоляю Вас, разрешите мне посещать Ваши лекции!

Вейерштрасс. Что?! Вы - мои лекции?.. Яблоки еще падают вниз. Вот когда они, срываясь с ветки, будут лететь вверх, а параллельные линии начнут пересекаться, то милости прошу на мою лекцию... Откройте дверь. Я тороплюсь.

Софья. И не подумаю.

Вейерштрасс. Тогда я позову на помощь – пусть взломают двери.

Софья. Когда ее взломают, я скажу, что давно люблю Вас и у нас маленький, но прелестный роман. Поверьте, что я способна на это. Я умоляю... Я ехала к Вам из России. Я так люблю Ваши труды.

Вейерштрасс (удивленно). Вы знакомы с моими трудами? Вот что, я позволю Вам слушать мои лекции при условии, если Вы решите одну задачу. Перо! Бумагу!

        (Софья подносит бумагу, чернила. Вейерштрасс что -то чертит.)

Вот, понятно? Даю вам срок два часа.

Софья (радостно). Я Вам так благодарна! (Углубляется в задачу и уходит в сторону.)

К. Вейерштрасс. Я ничем не рискую. Даже профессору требуется для этого целый день. Пусть знают эти дамы, как лезть в науку!

Софье.)

Итак, сударыня, два часа. Желаю успеха.

(Уходит. Из-за ширмы появляются Левкоев и Ковалевский.)

Левкоев. Ну что? Мы помирали со смеху, слушая ваш научный диспут.

Софья (склони6шuсь над задачей). Ради Бога, не мешайте мне.

        (Уходит.)

Левкоев (глядя ей вслед). Какое своеобразное творение природы... Вам, должно быть, очень трудно с ней?

Ковалевский. Софья Васильевна очень сложный человек. С ней, этакая штука, - как у подножия Везувия: жизнь идет, засевают поля, но каждую минуту может произойти извержение. .

Левкоев. Вы любите ее?

Ковалевский. К несчастью. Но она не подозревает об этом.

Левкоев. Почему к несчастью?

Ковалевский. Потому что эта любовь без настоящего и будущего. Но все же я не совсем несчастен. Я рад, что имею возможность существовать подле нее, видеть ее... слышать ее голос... восторгаться неожиданностями ее непостижимого характера.

Софья (вбегает б комнату, кричит). Господин профессор! Господин профессор!        .

(Входит Карл Вейерштрасс.Софья делает жест Левкоеву  и Ковалевскому, они выходят.)

Вейерштрасс. Что вам еще угодно?

Софья. Вот!

(протягивает ему лист бумаги.)

Вейерштрасс (рассматривает написанное). Вы решили?

(Снимает очки, садится в кресло.)

Когда?

Софья. Сейчас. Только что.

Вейерштрасс. Не может быть! Это - чудо! Ведь прошли только минуты. Понимаете ли Вы, что это чудо, черт Вас подери! За такой срок решить мою теорему! Я всегда утверждал, что русские - это загадка.

(Вытирает лоб.)

Софья. Я… я не виновата.

Вейершmрасс. Вы давно занимаетесь математикой?

Софья. С детства.

Вейерштрасс. Но я -все же не могу Вам разрешить посещение лекций. У нас в Германии приход женщины в университетскую аудиторию был бы равносилен появлению живого дракона.

Софья. Что же делать?

Вейерштрасс. Не знаю. Ничем не могу помочь. Во всяком случае, спасибо Вам за то, что Вы дали мне возможность видеть чудо. Честь имею.

(Уходит)

Софья. Вот она, наша просвещенная  Европа! Да это же воззрения дикарей!

5. Учеба у К. Вейерштрасса и научно-педагогическая деятельность (рассказывает 3 ученик)

К. Вейерштрасс, пораженный знаниями Ковалевской, стал хлопотать перед Ученым советом университета о допуске ее к слушанию лекций. Но совет был неумолим. Тогда Вейерштрасс решил сам заниматься с талантливой женщиной, передавать ей содержание лекций, прочитанных им студентам университета. За неполных четыре года, с осени 1870 и весну 1874 года, Ковалевская не только усвоила университетский курс математики, но и написала три работы: «К теории уравнений в частных производных», «О приведении одного класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам», «Дополнения и замечания к исследованиям Лапласа о форме кольца Сатурна». Ковалевской была присуждена ученая степень доктора философии(в 1874 г. Геттингенским университетом). Ее работы относились к весьма тонким разделам высшей математики. В 1874 г. Софья Васильевна вернулась в Россию, где продолжила активную научную деятельность, опубликовала научные статьи в журналах, одновременно вела активную литературную работу.

Весной 1883 г. скончался ее муж, и она вынуждена была уехать с дочерью в Швецию. Там Ковалевская получила должность доцента Стокгольмского университета и вновь занялась научной работой.

В 1884 г. она стала первой в мире женщиной-профессором. Лекции профессора Ковалевской в Стокгольмском университете были блестящими. Она читала курсы по наиболее сложным разделам высшей математики и теоретической механики. В 1888 году написала свою основную работу. Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.., за которую получила премию Парижской Академии наук.

В 1889 г. С.В. Ковалевская получила вторую премию - Шведской Академии наук за работу, посвященную вращению твердого тела.

Научные исследования С. Ковалевской принесли ей мировую славу. Но даже избрание в Российскую Академию наук не дало ей возможности получить соответствующую работу и вернуться на родину.

6. Викторина для эрудитов (проводит учитель)

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Н е беда, что идти далеко.

Не боимся, что путь будет труден.

 Достижения крупным людям

Никогда не давались легко.

Вопросы

Назовите даты жизни С. Ковалевской.

За какой труд С. Ковалевской была присуждена премия Парижской Академии наук?

Под каким девизом С. Ковалевская послала свою работу в Парижскую Академию наук на соискание Борденовской премии?

Какую драму написала С. Ковалевская?

Какие другие литературные произведения С. Ковалевской вы знаете? .

Кто написал стихотворение ~Ha смерть С. Ковалевской ~ ?

Краткие ответы к викторине

1. 15 января 1850 г. - 10 февраля 1891 г.

2. Премия была присуждена за труд «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки (волчка)». Эта задача давно привлекала умы ученых, неполного решения ее не было дано. Парижская Академия наук объявила премию Бордена «за дальнейшее усовершенствование задачи в каком-нибудь существенном пункте». Такое усовершенствование и было произведено С.Ковалевской. По рассмотрении 15 работ, присланных на конкурс, премия была присуждена С. Ковалевской. Премия была вручена 24 декабря 1888 года.

3. Работа С. Ковалевской, посланная на конкурс Парижской Академии наук, имела девиз: «Говори, что знаешь, делай, - что должен, будь - чему быть!». Работы на конкурс для обеспечения объективности оценки их представлялись не за подписью автора, а под избранным им девизом.

После присуждения премии вскрывался конверт, в котором находилась записка с фамилией автора. Каково же было всеобщее изумление, когда автором блестящей работы оказалась русская женщина.

4. С. Ковалевская вместе со шведским писателем А.Т. Леффлером написала драму «Борьба за счастье».

5. С. Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом и никогда не могла решиться посвятить себя чему-либо одному: математике или литературе. Кроме драмы «Борьба за счастье~ ею написаны «Воспоминания детства», «Сестры Раевские», роман «Нигилистка», «Воспоминания о ДжоржЭллиот», «Три дня в шведском крестьянском университете», стихотворения «Пришлось ли Baм?», «Если ты в жизни...» и др.

6. Стихотворение «Ha смерть Ковалевской» написал Фриц Леффлер. Скончалась Софья Васильевна Ковалевская в 1891 г. в Стокгольме от воспаления легких. Прощаясь с Ковалевской, Фриц Леффлер написал стихотворение «На смерть Ковалевской»:

Душа из пламени и дум!

Пристал ли твой корабль воздушный

К стране, куда парил твой ум,

Призыву истины послушный?

Прощай! Тебя мы свято чтим,

Твой прах в могиле оставляя.

Пусть шведская земля над ним

Лежит легко, не подавляя…

Прощай! Со славою твоей

Ты, навсегда расставшись с нами,

Жить будешь в памяти людей

С другими славными умами.

Покуда чудный звездный свет

С небес га землю будет литься,

Кольцо Сатурна не затмится.

7. Заключительное слово учителя

Дорогие ребята! Наша встреча с прекрасной женщиной, великим математиком С. В. Ковалевской подошла к концу. За годы учебы вы еще много интересного узнаете о тех ученых-математиках, которые развивали эту науку, двигали её вперед. Спасибо   всем за внимание. До свидания, до следующих встреч.

Заключительное слово учителя

Дорогие ребята! Наша встреча с прекрасной женщиной, великим математиком С. В. Ковалевской подошла к концу. За годы учебы вы еще много интересного узнаете о тех ученых-математиках, которые развивали эту науку, двигали её вперед. Спасибо   всем за внимание. До свидания, до следующих встреч.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Устный журнал «Язык. Речь. Проблемы сквернословия»

 Материал будет полезен учителям, преподающим курс стилистики и культуры речи, русской словесности. В работе подним...

Устный журнал по кубановедению "Путешествие по Мысхако"

Устный журнал по кубановедению для 5 класса "Путешествие по Мысхако". Викторина, загадки, стихотворения, игра...

устный журнал "Что в имени тебе моем?"

урок внеклассного чтения по русскому языку для 6 класса.Программа М.Баранова, учебник Т.Ладыженской....

устный журнал "Что в имени тебе моем?"

урок внеклассного чтения по русскому языку для 6 класса.Программа М.Баранова, учебник Т.Ладыженской....

устный журнал "Что в имени тебе моем?"

урок внеклассного чтения по русскому языку в 6 классе. Программа М.Т.Баранова, учебник Т.А.Ладыженской....

Урок -устный журнал в 5 классе по теме "Страна изучаемого языка - Великобритания"

В уроке систематизируются знания учащихся о традициях и праздниках Великобритании, о её достопримечательностях. Применяю...

Методическая разработка классного часа «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ».

Классный час к дню матери "Самая пректасная из женщин-женщина  с ребенком на руках" для учащихся 11 класса коррекци...

"125 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака. Устный журнал.

Конспект урока, посвященный жизненному пути и творчеству писателя, переводчика  - Самуила Яковлевича Маршака. Инсце...