Главные вкладки

    План-конспект урока (биология, 5 класс) по теме:
    Урок по природоведению 5 класс " Что мы узнали о жизни на Земле?"

     

    Цель урока: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе.

     Продолжить формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

    Способствовать воспитанию самостоятельности и коммуникабельности в ходе групповой работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Otkrytyy_urok_po_prirodovedeniyu_5_klass.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    ,

    МОУ Верх-Мильтюшинская средняя общеобразовательная школа

    Открытый урок по природоведению  5 класс.

    Учитель первой квалификационной категории Карасева С.В.

    Тема: Что мы узнали о жизни на Земле?

    Цель: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе.

     Продолжить формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

    Способствовать воспитанию самостоятельности и коммуникабельности в ходе групповой работы.

    Оборудование: таблицы: Клетки живых организмов; Многообразие организмов;

    Строение семени фасоли; Природное сообщество.

    Тип урока: обобщающий

    ход урока:

    I.  Организационный момент.

    Формирование 5 рабочих групп.

    II. Постановка познавательных задач к уроку.                                              работа с темой

    Что такое жизнь? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    Что будем изучать? Повторять? Обобщать?

    III. Каждая группа получает задание для самостоятельной работы.   на доске картинки

                                                                                                                                        с   заданиями

    Определение целей работы каждой группы.                                          работа с группами

    О чем будете рассказывать?

    IV. С/р в тетради по заданиям.                                                                         5-10 мин.                                                                                                                

                                                         

    V.  Выступление групп:

    1.Все живые организмы состоят из?...........           клеток                                 таблица

    Как мы с вами это узнали?

    а)1. С листа сняли кожицу - тонкую, бесцветную,

    Положили кожицу на стекло предметное.

    Микроскоп поставили, препарат – на столик,

    Объектив направили, глядь, а лист -  из долек!

    2. Дольки – это клетки с ядрами внутри,

    Вакуоли крупные в клетке рассмотри.

    3. Клетки у растения – типичного строения,

    Есть ядро и цитоплазма, оболочка, хлоропласты.

    б)с/р в тетради с.74 з.1,2.

    2.Клетки  -  ткани – органы – организм.                                                     Схема на доске

    Клетки образуют ткани, ткани – органы, органы – организм.

    Организмы бывают: одноклеточные и многоклеточные.                                 таблица

    Какие организмы называют одноклеточными? а какие – многоклеточными?

    а)1. Когда-то, миллионы лет назад,

    На нашей замечательной планете

    Возникла жизнь, и начался парад

    Невиданных существ на этом свете.

    2. Бактерии, простейшие, грибы,

    Не счесть червей, и так от века к веку

    Жизнь становилась гуще и сложней

     И, наконец, дошла до человека.

    б) с/р в тетради с.75 з.3,4.

    3.Новый живой организм возникает из клеток.

    Как образуется новый организм? Из чего развивается новый организм?...........зародыш,                          

                                                                                                                                        пит.вещ-ва

    В результате какого процесса образуется новый организм? ………………….размножение

    Какие типы  размножения вы знаете?

    а)1. У меня в руке будущая жизнь.

    Будущий побег и могучий корень

    Дружно прорастут в глубину и ввысь,

    Лишь вода дождей землю всю напоит.

    2. Я поражаюсь мужеству ростка

    И исполинской силе первоцвета,

    Что самым первым многие века

    Идет навстречу солнечному свету.

    б)с/р в тетради с.76 з.8, с.75 з.5.

    4. Признаки живой клетки,  живого организма.

    Какие процессы жизнедеятельности осуществляет живой организм?

    а)1. Я стою и расту – Я РАСТЕНИЕ.

    2. Я стою, и расту, и  хожу – Я ЖИВОТНОЕ.

    3. Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – Я ЧЕЛОВЕК.

    Я стою и чувствую: земля под моими ногами, ВСЯ ЗЕМЛЯ.

    б)с/р в тетради с.76,77 з.9,10,11,12.

    5. Взаимодействие живого организма с другими живыми организмами и природной средой.                                                                                                                 таблица

    а)1. Все тесно связано вокруг.

    (Примеры мы не станем множить.)

    Цветка ты не заденешь вдруг,

    Чтобы звезды не потревожить.

    б)с/р в тетради с.75 з.6, с.76 з.7

    Оценки за работу каждой группы

    VI. С/р учащихся в тетрадях. Выполнение всех заданий.

    VII.Выполнение творческих заданий каждой группой или отдельными учащимися.

    VIII. Вывод. Человек должен жить в «согласии» с другими живыми организмами нашей планеты.

    1. Краток будет сей Указ:

    Любить Природу вам наказ.

    И помните всегда о том,

    Что вся Земля – наш общий дом.

    2. Ты, человек, любя природу,

    Хоть иногда ее жалей,

    В увеселительных походах

    Не растопчи ее полей,

    3. В вокзальной сутолоке века

    Ты оценить ее спеши –

    Она твой давний, добрый лекарь,

    Она союзница души.

    4. Не жги ее напропалую

    И не исчерпывай до дна,

    и помни истину простую –

    Нас много, а она одна.

    IX. Сдать тетради на проверку.

    Творческие задания

    1. Определить микропрепарат клеток растительного и животного организма. Объяснить, как определили (по каким признакам).

    2. Из предложенных изображений живых организмов выбрать одноклеточных и многоклеточных. Пояснить.

    3. Из предложенных изображений живых организмов выбрать размножающихся бесполым и половым путем. Пояснить.

    4. Составить пищевую цепь. Объяснить условия составления пищевой цепи.

    5. Объяснить какие взаимоотношения живых организмов показаны на картинках.

    в) Оглянемся назад!

    Природа словно в прятки

    Играет с человеческой судьбой

     И любит нам загадывать загадки

    Одну сложней загадку за другой!

    Как будто бы на прочность испытанье

    проходит у Природы род людской,

    И рассыпает щедрою рукой

    Она на человечество страданья.

    И наблюдает, не спуская глаз,

    А выживет ли он на этот раз?!

    Но выжил! Победил чуму и оспу,

    Холеру, дифтерию победил,

    И жизни нить достойно утвердил,

    Хоть было это и совсем, совсем не просто!

    Столетьями,  приумножая знанья,

    От века к веку становясь мудрей,

    поднялся человек до пониманья,

    предназначенья миссии своей.

    Она проста! Мы жить с Природой в мире

    Обязаны, ее не покорять,

    А лишь познаний горизонты шире

    В сотрудничестве с нею раздвигать!

    Пред нами нынче XXI век.

    Свои проблемы и свои невзгоды.

    Пусть будет мудр и славен человек –

    Разумное творение Природы!


    Комментарии

    Урок направлен на формирование коммуникативной компетенции. Учащиеся работают группами, выполняя самостоятельно задания репродуктивного и творческого уровня. Умеют аргументированно представить отчет о проделанной работе с использованием наглядного материала.Группы получают первые задания разного уровня, согласно возможностям учащихся. Вторые задания - творческие. Проверяется умение применять зания в новой нестандартной ситуации. В группах наблюдаются спокойные отношения, взаимопомощь, умение работать активно. Учащиеся заинтересованы в получении высокой оценки по окончании урока. Оценка складывается из разных видов деятельности. Развиваются творческие способности, формируются практические умения школьников. Работаю по авторской программе Суховой Т.С., Строганова В.Н. «Природоведение» (http://www.uchportal.ru/load/77).