Урок по природоведению 5 класс " Что мы узнали о жизни на Земле?"
план-конспект урока (биология, 5 класс) по теме

 

Цель урока: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе.

 Продолжить формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Способствовать воспитанию самостоятельности и коммуникабельности в ходе групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok_po_prirodovedeniyu_5_klass.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

,

МОУ Верх-Мильтюшинская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по природоведению  5 класс.

Учитель первой квалификационной категории Карасева С.В.

Тема: Что мы узнали о жизни на Земле?

Цель: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе.

 Продолжить формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Способствовать воспитанию самостоятельности и коммуникабельности в ходе групповой работы.

Оборудование: таблицы: Клетки живых организмов; Многообразие организмов;

Строение семени фасоли; Природное сообщество.

Тип урока: обобщающий

ход урока:

I.  Организационный момент.

Формирование 5 рабочих групп.

II. Постановка познавательных задач к уроку.                                              работа с темой

Что такое жизнь? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Что будем изучать? Повторять? Обобщать?

III. Каждая группа получает задание для самостоятельной работы.   на доске картинки

                                                                                                                                    с   заданиями

Определение целей работы каждой группы.                                          работа с группами

О чем будете рассказывать?

IV. С/р в тетради по заданиям.                                                                         5-10 мин.                                                                                                                

                                                     

V.  Выступление групп:

1.Все живые организмы состоят из?...........           клеток                                 таблица

Как мы с вами это узнали?

а)1. С листа сняли кожицу - тонкую, бесцветную,

Положили кожицу на стекло предметное.

Микроскоп поставили, препарат – на столик,

Объектив направили, глядь, а лист -  из долек!

2. Дольки – это клетки с ядрами внутри,

Вакуоли крупные в клетке рассмотри.

3. Клетки у растения – типичного строения,

Есть ядро и цитоплазма, оболочка, хлоропласты.

б)с/р в тетради с.74 з.1,2.

2.Клетки  -  ткани – органы – организм.                                                     Схема на доске

Клетки образуют ткани, ткани – органы, органы – организм.

Организмы бывают: одноклеточные и многоклеточные.                                 таблица

Какие организмы называют одноклеточными? а какие – многоклеточными?

а)1. Когда-то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невиданных существ на этом свете.

2. Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

 И, наконец, дошла до человека.

б) с/р в тетради с.75 з.3,4.

3.Новый живой организм возникает из клеток.

Как образуется новый организм? Из чего развивается новый организм?...........зародыш,                          

                                                                                                                                    пит.вещ-ва

В результате какого процесса образуется новый организм? ………………….размножение

Какие типы  размножения вы знаете?

а)1. У меня в руке будущая жизнь.

Будущий побег и могучий корень

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

2. Я поражаюсь мужеству ростка

И исполинской силе первоцвета,

Что самым первым многие века

Идет навстречу солнечному свету.

б)с/р в тетради с.76 з.8, с.75 з.5.

4. Признаки живой клетки,  живого организма.

Какие процессы жизнедеятельности осуществляет живой организм?

а)1. Я стою и расту – Я РАСТЕНИЕ.

2. Я стою, и расту, и  хожу – Я ЖИВОТНОЕ.

3. Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – Я ЧЕЛОВЕК.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, ВСЯ ЗЕМЛЯ.

б)с/р в тетради с.76,77 з.9,10,11,12.

5. Взаимодействие живого организма с другими живыми организмами и природной средой.                                                                                                                 таблица

а)1. Все тесно связано вокруг.

(Примеры мы не станем множить.)

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

б)с/р в тетради с.75 з.6, с.76 з.7

Оценки за работу каждой группы

VI. С/р учащихся в тетрадях. Выполнение всех заданий.

VII.Выполнение творческих заданий каждой группой или отдельными учащимися.

VIII. Вывод. Человек должен жить в «согласии» с другими живыми организмами нашей планеты.

1. Краток будет сей Указ:

Любить Природу вам наказ.

И помните всегда о том,

Что вся Земля – наш общий дом.

2. Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей,

3. В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши –

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

4. Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

и помни истину простую –

Нас много, а она одна.

IX. Сдать тетради на проверку.

Творческие задания

1. Определить микропрепарат клеток растительного и животного организма. Объяснить, как определили (по каким признакам).

2. Из предложенных изображений живых организмов выбрать одноклеточных и многоклеточных. Пояснить.

3. Из предложенных изображений живых организмов выбрать размножающихся бесполым и половым путем. Пояснить.

4. Составить пищевую цепь. Объяснить условия составления пищевой цепи.

5. Объяснить какие взаимоотношения живых организмов показаны на картинках.

в) Оглянемся назад!

Природа словно в прятки

Играет с человеческой судьбой

 И любит нам загадывать загадки

Одну сложней загадку за другой!

Как будто бы на прочность испытанье

проходит у Природы род людской,

И рассыпает щедрою рукой

Она на человечество страданья.

И наблюдает, не спуская глаз,

А выживет ли он на этот раз?!

Но выжил! Победил чуму и оспу,

Холеру, дифтерию победил,

И жизни нить достойно утвердил,

Хоть было это и совсем, совсем не просто!

Столетьями,  приумножая знанья,

От века к веку становясь мудрей,

поднялся человек до пониманья,

предназначенья миссии своей.

Она проста! Мы жить с Природой в мире

Обязаны, ее не покорять,

А лишь познаний горизонты шире

В сотрудничестве с нею раздвигать!

Пред нами нынче XXI век.

Свои проблемы и свои невзгоды.

Пусть будет мудр и славен человек –

Разумное творение Природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)

Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией  по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....

Открытый урок в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни"

Заключительный урок по теме Health and body care в 6 классе по учебнику V И.Н. Верещагина и др. с презентацией...

урок в 8 классе по теме "Здоровый образ жизни"

Данный урок знакомит с мифами и фактами, связанными со здоровьем и здоровым образом жизни, существующими в Великобритании....

Разработка урока в 10 классе по теме: "Здоровый образ жизни" по учебнику "Starlight"

Урок для 10 класса с углубленным изучением английского языка....

План-конспект открытого урока в 6 классах по теме: "У. Шекспир. Жизнь и творчество"

План-конспект открытого урока английского языка в 6 классах по теме: "У. Шекспир.Жизнь и творчество"...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....


 

Комментарии

Урок направлен на формирование коммуникативной компетенции. Учащиеся работают группами, выполняя самостоятельно задания репродуктивного и творческого уровня. Умеют аргументированно представить отчет о проделанной работе с использованием наглядного материала.Группы получают первые задания разного уровня, согласно возможностям учащихся. Вторые задания - творческие. Проверяется умение применять зания в новой нестандартной ситуации. В группах наблюдаются спокойные отношения, взаимопомощь, умение работать активно. Учащиеся заинтересованы в получении высокой оценки по окончании урока. Оценка складывается из разных видов деятельности. Развиваются творческие способности, формируются практические умения школьников. Работаю по авторской программе Суховой Т.С., Строганова В.Н. «Природоведение» (http://www.uchportal.ru/load/77).