Урок по теме "Глобальные экологические проблемы" 10 - 11 классы
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Представленный урок разработан на основе Технологии интерактивного обучения (модель Позиционного обучения)[1], с использованием информационных технологий. Обучающимся  предложен урок  в форме ролевой игры. Формирование групп проводится  «по желанию».



[1] Е.В. Лопанова, Т.Б.Рабочих. Личностно - деятельностные технологии обучения. Омск - 2005

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tehnologiya_interaktivnogo_obucheniya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

   Матвейшина Елена  Анатольевна                                                                                                                                               учитель биологии                                                                                                                                                                                 МОУ «Куликовская СОШ»

Калачинского района

   Представленный урок разработан на основе Технологии интерактивного обучения (модель Позиционного обучения)[1], с использованием информационных технологий. Обучающимся  предложен урок  в форме ролевой игры. Формирование групп проводится  «по желанию».

Цели занятия:

Образовательные:

- расширить  и углубить знания о глобальных экологических проблемах;

- убедить учащихся в том, что взаимоотношения между человеком и природой не могут складываться по принципу превосходства друг над другом;

- закрепить экологические термины.

Развивающие:

  1. информационные

- продолжить развитие умений работы с различными видами и источниками информации;

- развивать умение работать со схемами, рисунками, энциклопедиями, справочниками, компьютером, мультимедийным проектором;

- умения применять знания экологической  терминологии и символики при проведении мысленного эксперимента.

  1. интеллектуальные:

- развивать умение сравнивать (работая с различными источниками информации);

- умение анализировать практическую деятельность, выдвигая  гипотезу на основе мысленного эксперимента;

- умения обобщать и устанавливать закономерности;

- развивать формально-логическое, диалектическое мышление.

Воспитательные:

- развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;

- развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах, взаимоконтроле, рефлексии;

- воспитывать культуру умственного труда.

Средства обучения:

- компьютеры, мультимедийный проектор, Интернет, глобус;

- электронное учебное пособие «Экология. 10-11 классы».  Под редакцией А.К. Ахлебинина, В.И. Сивоглазова. Издательство «Дрофа», 2004.

- бланки с названиями групп;

- информационные листы для групп;

- сигнальные карточки (зеленые, красные, голубые);

- листы самоконтроля знаний.

Ход урока

На доске эпиграфы:

“Разуму свойственно размышлять,
то есть связывать причины и следствия,
давать ответ на вопрос “почему”
и находить в цепи происходящего начало и конец”.

«Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».

Ж. Фабр.

К.Г. Паустовский

Информационный этап.

Введение в тему (мини-лекция).

 Как прекрасна во Вселенной наша Земля. Как планета она существует уже несколько миллиардов лет. И всего около двух миллионов лет назад на ней появился человек. Человек.  А кто он такой? Царь природы?! Человек – плохо приспособленный вид. Он может существовать в узких климатических рамках: ниже 15◦ С мерзнет, выше 35◦ С – страдает от жары. Не способен более пяти дней обходиться без воды. Не обладает развитой мускулатурой. Органы чувств развиты слабо. Когда же человек начал переустраивать, приспосабливать под себя Землю? Примерно 15 тыс. лет назад человек впервые примерил на себя венец царя природы. И чего в результате добился?

Великие умы прошлого предвещали последствия покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя.  Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! (глобус).  Ныне она уже не кажется нам бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной.

Моя планета – человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан?!

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!..

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

? учащимся. Вы согласны с данной позицией? Выскажите своё мнение, почему планета «просит прийти на помощь»?

Любые проблемы, связанные с воздействием человека на природу и обратным воздействием изменой среды на здоровье и хозяйственную деятельность людей – экологические проблемы (на доске - определение).

 Глобальная экологическая катастрофа – такое состояние географической среды на Земле, когда жизнь на ней становится невозможна. К ней ведут экологические проблемы,

охватывающие весь земной шар – глобальные экологические проблемы.

? учащимся. Грозит глобальная экологическая катастрофа нашей планете сейчас?

Презентация. Экологические проблемы (на примере Омской Области)[2]

Экологические проблемы. С таким словосочетанием вы сталкивались не раз, поэтому цель нашего урока – не знакомство с экологическими проблемами. Давайте ее сформулируем.

Цель урока: Обобщение, углубление и систематизация знаний о глобальных экологических проблемах.

? учащимся. Скажите, что бы вы хотели вспомнить или узнать о глобальных экологических проблемах? (ответы учащихся)

Для того  чтобы ответить на ваши вопросы мы  будем использовать: энциклопедии, электронные учебные издания, слайд-реферат учащихся предыдущего 11 класса, Интернет, свои интеллектуальные и коммуникативные возможности. Урок будет построен по принципу ролевой игры.

Распределение по группам.

Кто из вас хотел бы быть:

  1.  Юристом?

 Ваша роль - в предложенных источниках информации найти и осветить сведения об организациях, мерах, законах, охраняющих природу?

  1.  Статисты. Вам необходимо свести имеющиеся числовые данные о последствиях, принесенных глобальными экологическими проблемами.
  2.  Экологи. Вам нужно осветить современное состояние атмосферы.
  3.  Гидробиологи.  Чем они занимаются?

 На основе текста предложенного стихотворения, выявить и осветить глобальные экологические проблемы, связанные с водными ресурсами.

  1.  Геологи. Ваша задача, рассказать,  как используются недра земли. К чему это может привести и как это можно предотвратить.

6. Интернет.  Вам предстоит осветить самую страшную угрозу человечеству – речь идет о ядерной зиме, которая может произойти в результате ядерной войны, если использовать хотя бы 1/3 ядерных запасов, сосредоточенных в 5 державах – России, США, Китае, Англии, Франции.

7. Эксперты. Ваша задача – следить и оценивать работу групп по критериям,  которые вам необходимо составить, выставленные баллы необходимо перевести в отметки.

Происходит распределение по группам.  Выдаются информационные листы на группу и листы самоконтроля каждому учащемуся.

Объявляются критерии ответов (оценивания) групп – вывешены на доске:

  1. Полнота, логика освещаемой проблемы.
  2. Целесообразность отобранного материала (научность, доступность).
  3. Участие в ответе всех членов группы.

На работу  в группах   отводится  8   минут. На выступление - 4 минуты.

Смысловой этап.

В мире мудрых мыслей: 
Если путь твой к познанию мира ведет, -
Как бы ни был он долог и труден – вперёд!

Работа учащихся по заданиям с использованием информационных листов.

Презентационный этап.

Анвари о силе знания:

Вот тебе два дела, - сделай хоть одно из них,
Или то, что сам
 ты знаешь, передай другим,
Или то, чего не знаешь, от других возьми.

Выступления групп, в ходе которого обучающиеся других групп  работают с листом самоконтроля.

  1. Статисты.
  2. Экологи.
  3. Гидробиологи.
  4. Геологи.
  5. Интернет.
  6. Юристы.
  7. Эксперты – подведут итоги урока, выставят отметки в «Лист оценивания групп».

 Учитель выставляет отметки за урок на основе оценивания обучающихся группой экспертов с учетом качества заполнения листа самоконтроля каждым обучающимся.

 По окончании выступления, если есть необходимость, каждой из групп задаются вопросы.

 Вам предоставляется возможность оспорить баллы.

Рефлексия занятия.

Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. Д. Дьюи.

Необходимо оценить следующие параметры. Легко ли работать в группе? Все ли из вас заняли в группе ту роль, на которую рассчитывали? Каково ваше настроение после урока?

Обучающиеся поднимают карточки разного цвета, символизирующие их настроение: зеленый – отлично, красный – удовлетворительно, черный – плохо. Дополнительно принимаются устные ответы.

Домашнее задание. 

1. Найти ответы на вопросы графы: Что осталось непонятным на уроке?  - листа самоконтроля.

2. Желающие могут подготовить рефераты или мультимедиа-презентации на тему «Глобальные экологические проблемы».

Приложение 1.

  1. Лист самоконтроля.

Заполните таблицу.

Оболочки Земли

Проблемы

Пути решения

Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

Атмосфера

Гидросфера

Литосфера

  1. Информационный лист.

Статисты.

Задание. Вам необходимо свести имеющиеся числовые данные о последствиях, принесенных глобальными экологическими проблемами.

Источники информации: словари, энциклопедии, научно-популярная литература. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Омской области в 2006 году. М - во промышл. политики, транспорта и связи Ом. области. – Омск: ЗАО «Манифест», 2007

          Время работы – 8 минут, выступления – 4 минуты.

Информационный лист.

Экологи.

Вам нужно рассказать о  современном состоянии атмосферы.

Источники информации: Электронное учебное пособие «Экология. 10-11 классы». Часть 2 Социальная экология. Глава 6. Экологические проблемы. Урок 35 Современное состояние и охрана атмосферы.

          Время работы – 8 минут, выступления – 4 минуты.

Информационный лист.

Гидробиологи.

На основе текста предложенного стихотворения осветить глобальные экологические проблемы, связанные с водными ресурсами.

Прочтите стихотворение А. Вознесенского «Озеро»

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мертвое море – священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Когда ты болеешь, мы все больны.

Байкал, ты хрустальная печень страны!

Ну, неужели мы будем в истории –

«Эти, Байкал загубили которые»?

Источники информации: Электронное учебное пособие «Экология. 10-11 классы». Часть 2. Социальная экология. Глава 6. Экологические проблемы. Урок 36. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

          Время работы – 8 минут, выступления – 4 минуты.

Информационный лист.

Геологи.

Ваша задача - рассказать,  как используются недра земли. К чему это может привести и как это можно предотвратить.

Источники информации: Электронное учебное пособие «Экология. 10-11 классы». Часть 2. Социальная экология. Глава 6. Экологические проблемы. Урок 37. Использование и охрана недр.

          Время работы – 8 минут, выступления – 4 минуты.

Информационный лист.

Интернет.

Вам предстоит осветить самую страшную угрозу человечеству – речь идет о ядерной зиме, которая может произойти в результате ядерной войны, если использовать хотя бы 1/3 ядерных запасов, сосредоточенных в 5 державах – России, США, Китае, Англии, Франции.

Источник информации: Интернет.

          Время работы – 8 минут, выступления – 4 минуты.

Информационный лист.

Юристы.

Воздух – наш отец. Вода – наша мать. Земля – дом. Роса – национальное сокровище. Будем же беречь нашу Землю!

В предложенных источниках информации найти и осветить сведения об организациях, мерах, законах, охраняющих природу.

Источники информации: Электронное учебное пособие «Экология. 10-11 классы», энциклопедии.

          Время работы – 8 минут, выступления – 4 минуты.

Информационный лист.

Эксперты.

Ваша задача – следить и оценивать работу групп по критериям,  которые вам необходимо составить, выставленные баллы необходимо перевести в отметки.

Источники информации: собственные интеллектуально - креативные, аналитические  возможности.

          Время работы – 8 минут, выступления – 4 минуты.

                                                                                                                                                   


3) Технологическая карта урока по теме «Глобальные экологические проблемы». Биология.  11 класс.

Цель урока: обобщить, углубить и систематизировать знания о экологических проблемах.

Этапы занятия

Цель этапа

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Средство обучения

Формы деятельности обучающихся

Методы обучения

Измерители

Организационный

Организовать учащихся на деятельность

Нацеливание учащихся на работу

Получение информации об уроке

Фронтальная

Беседа

Вопросы

Подготовительный

Подготовка учащихся к работе над проблемой

Краткая лекция. Информация о работе в группах

Прослушивание лекции и получение информации о работе в группах

Презентация-мультимедиа-проектор, глобус

Фронтальная

Монолог

Работа над заданной проблемой

Уметь подбирать и анализировать материал

Консультант

Подбор материала. Анализ материала. Выполнения задания.

Дополнительная литература, учебные электронные издания, презентации, Интернет

Групповая

Самостоятельная работа, дискуссии в группах

Вопросы по мере необходимости

Презентационный

Уметь представить и логически изложить материал

Консультант

Представление подготовленного материала

Компьютеры, мультимедийный проектор, Интернет

Групповая, индивидуальная

Демонстрация

Вопросы

Итоговый

Умение оценить полноту и правильность выполнения задания согласно разраб критериев

Рефлексия занятия

Оценивание работы групп учащихся  экспертами

Экспертный лист

Группы

Беседа

Критерии оценки



[1] Е.В. Лопанова, Т.Б.Рабочих. Личностно - деятельностные технологии обучения. Омск - 2005

[2] смотри приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Урок занимательной математики в 6 классе "Задачи с экологическим содержанием"

Урок проведен в рамках недели экологии и биологии, включены задачи с экологическим содержанием, краеведческий материал....

Разработка урока-конференции по географии 8 класс "Экологические проблемы России"

На данном уроке рассматриваются данные проблемы на уровне страны, региона и района....

Дифференцированный урок – зачет по экологии в классе естественнонаучного профиля «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ».doc

Дифференцированный зачет по уровням АВС. Предусматривается групповая и индивидуальная работа....

Урок на тему "Экологические проблемы в современном мире",7 класс

Цели урока:     1. Развитие умений обмениваться информацией, полученной из стихотворения “Alexanderplatz”....

Урок "Основы экологии. Экологические факторы" 6 класс

Разработка урока по теме "Основы экологии". Комбинированный урок-экскурсия...


 

Комментарии