Урок-игра по биологии в 7 классе "Тип Моллюски"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Пузина Лариса Александровна

Данная разработка включает в себя различного рода задания, ребусы, кроссворды, позволяющие обобщить и закрепить полученные учащимися знания по теме "Тип Моллюски".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx115.65 КБ
Файл prezentaciya_mnogoobrazie_mollyuskov.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии и химии

Пузина Лариса Александровна

МОУ «СОШ №19», г.о.Электросталь

Московской области.

Урок-игра в 7 классе по теме «Тип Моллюски»

Задачи урока:

  1. Обобщить и расширить полученные знания о важнейших представителях типа Моллюски;
  2. В игровой форме закрепить полученные знания и результаты.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор;
  2. Презентация «Многообразие моллюсков»;
  3. Рисунки, фотографии моллюсков, прикрепленные на магнитной доске;
  4. Раковины моллюсков.

Домашнее задание: подготовить сообщения о важнейших представителях типа Моллюски.

Ход урока.

Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы обобщим все полученные вами знания о моллюсках. Урок мы проведем необычный – в форме игры.                 

Класс делится на команды по пять человек в каждой (методом жеребьевки).

Учитель назначает капитанов команд.

Учитель: Тип Моллюски объединяет около 230 тыс. видов. Моллюски обитают в морях, пресных водах и на суше. Некоторые виды приспособились к паразитизму. Внешний облик этих животных удивительно разнообразен. Длина тела маленьких моллюсков составляет 1 мм, а крупные представители достигают 20 м в длину. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. На голове расположены рот и органы чувств. В туловище находятся внутренние органы. Нога служит органом движения. Тело моллюсков покрыто кожной складкой – мантией. У большинства моллюсков мантия снаружи выделяет известковую раковину.

В типе Моллюски выделяют несколько классов. Среди них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски.

Основные сведения о внешнем и внутреннем строении моллюсков, их размножении, значении в природе и жизни человека мы изучили на прошлых уроках. На этом уроке наша задача – повторить и расширить полученные вами знания.

Одновременно демонстрируется презентация «Многообразие моллюсков».

Капитанам команд раздается по 6 листов бумаги (1/2 часть А4). На первом листе капитан записывает состав своей команды, на остальных 5 – ответы к заданиям.

Листы со списками передаются в жюри, состоящее из двух старшеклассников. На листах в дальнейшем записывается количество баллов, набранное командой за каждый конкурс.

Учитель: Итак, начинаем игру! Всем удачи!

Раздается задание №1.

Допишите в предложениях недостающие слова.

  1. Моллюски имеют … симметрию.
  2. В отличие от кольчатых червей их тело не …
  3. Тело моллюсков делится на три отдела: …
  4. Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих … образ жизни.
  5. У сидячих и малоподвижных форм может также отсутствовать …
  6. Тело моллюска покрыто кожной складкой - …
  7. Активно плавающие моллюски потеряли …
  8. Моллюски, обитающие в воде, дышат … , наземные формы дышат с помощью …
  9. Сердце моллюсков состоит из …
  10. Между мантией и телом находится …
  11. Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями …

Примерное время на выполнение задания – 2-3 минуты.  Если какая-либо из команд выполняет задание и сдает ответы первой, остальные команды также сразу сдают ответы на задание.

Жюри подсчитывает результаты и записывает их на листах со списками команд и на доске.

В это время учитель озвучивает правильные ответы.

Задания 2-5 выполняются аналогично.

Задание №2.

Соотнесите системы внутренних органов (левая колонка) с соответствующими им функциями (правая колонка).

  1. Нервная система
  2. Кровеносная система
  3. Пищеварительная система
  4. Дыхательная система
  5. Выделительная система
  6. Половая система

А) удаление жидких продуктов распада

Б) газообмен между организмом и окружающей средой

В) переваривание пищи

Г) связь организма с окружающей средой, объединение организма в единое целое

Д) воспроизведение потомства

Е) снабжение клеток и тканей кислородом и питательными веществами

Задание №3.

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

  1. Моллюски обитают в различных водоемах и на суше.
  2. Раковина моллюсков состоит в основном из рогоподобного вещества.
  3. Все моллюски имеют двустворчатую или спиральную раковину.
  4. Раковина служит защитой мягкому телу моллюсков.
  5. Тело моллюсков покрыто снаружи кожной складкой – мантией.
  6. Между раковиной и мантией моллюска образуется мантийная полость.
  7. Тело прудовиков, беззубок и кальмаров состоит из мускулистой ноги, туловища и головы со щупальцами.
  8. Большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни.
  9. Кальмары, каракатицы и осьминоги ведут подвижный образ жизни и передвигаются реактивным способом.
  10. Все моллюски – растительноядные животные.
  11. Прудовики питаются водными растениями, соскабливая их мягкие части с помощью терки.
  12. Кальмары, осьминоги – хищники. Они питаются крабами, рыбой и другими водными животными.
  13. Прудовик дышит растворенным в воде кислородом с помощью жабер.
  14. Кровеносная система моллюсков замкнутая. Она состоит из сердца и сосудов.
  15. Прудовики и катушки – раздельнополые животные.
  16. Оплодотворение яиц у беззубок происходит в мантийной полости моллюска.
  17. Беззубки и перловицы – раздельнополые животные.
  18. Водные улитки в водоемах имеют большое значение как фильтраторы воды.

Задание №4.

Отгадайте ребусы.

Мягкотелые …
 

Он в неё прячется.
 

Помогают дышать у водных 
 

Движет кровь 
 

Служит для соскабливания 
 

Они выделяют 
 

Умеющие распознавать запахи 
 

Имеющие две половинки 
 

Обладают реактивностью 
 

Производится во время защиты 
 

Задание №5.

Отгадайте кроссворд по теме «Брюхоногие моллюски».

1. Пищеварительная железа.
2. «Язык» прудовика.
3. Чувствительный орган на голове прудовика.
4. Внутренний орган.
5. Наружный «скелет».
6. Часть тела.
7. Кожная складка.
8. Орган выделения.

Используя начальные буквы, впишите названия двустворчатых моллюсков (по горизонтали).

Подсчитав сумму полученных баллов за задания, жюри подводит итоги и выявляет победителей. Три команды-победительницы награждаются грамотами и символическими подарками.

Использованная литература:

  1. В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова «Биология. 7 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.
  2. П.И.Липатов, учитель биологии, многопрофильный лицей «Единство», г.Междуреченск Кемеровской области. «Кроссворды по классам моллюсков».
  3. О.А. ПепеляеваИ.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии, 7-8 класс», М., «ВАКО», 2008.
  4. http://biouroki.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тип «Моллюски»

Слайд 2

Класс Брюхоногие

Слайд 5

Класс Двустворчатые

Слайд 8

Класс Головоногие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра - Занимательная биология

Данный урок проводится в виде сровевнования. Класс делится на 3 команды. На уроке применяются игровые и творческие задания связанные с окружающей средой и природой....

Урок-игра в 7 классе по теме "Моллюски"

Урок-игра по биологии в 7 классе по теме "Моллюски" Учитель : Шумаков Дмитрий Алексеевич,Вышне-Дубовецкая ООШ...

Урок-игра по теме "Моллюски " в 7 кл.

Обобщающий урок-игра в 7 классе по теме: "Моллюски", можно провести в нетрадиционной  форме. Такой тип урока  создаёт условия для развития логического мышления, умения работать в группе. Вос...

Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»

(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...

Обобщающий урок по биологии "В мире моллюсков"

Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость животных, убеждаясь в не...

Интегрированный урок-игра по биологии и химии в 6 классе на тему: «Химия и биология каждый день. А знаете ли вы?»

Данный урок позволяет объяснить значимость школьных предметов «химия» и «биология»; показать необходимость изучения химии и биологии для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей...

методическая разработка открытого урока биологии 7 класс "Моллюски"

Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость животных, убеждаясь в не...