Рабочая программа по биологии для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Рабочая программа по биологии для 7 класса по УМК Сонина (2 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_biologiya.docx93.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема уроков

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

1.

Многообразие живых организмов.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Классификация организмов. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Называть основные царства живых организмов.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Вирусы. Основные систематические категории.

 

 

 

Перечислять факторы эволюции.

Объяснять значение классификации живых организмов.

РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)

2.

Общая характеристика бактерий.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Кокки, диплококки, сарцины, стафилококки. бациллы, вибрионы, спириллы. Паразиты и сапротрофы. Аэробы и анаэробы.

Учебник, стр. 11-12 до слов «В природе бактерии распространены...»

 

 

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.

3.

Многообразие и значение бактерий.

1

Комбинированный урок.

Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Археобактерии.

Учебник, стр. 12-13.

 

 

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 часов)

ТЕМА 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (4 часа)

4.

Общая характеристика грибов.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты.

Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 20-22.

 

 

Называть способы питания многоклеточных грибов.

Выделять особенности царства Грибы.

Сравнивать грибы с растениями и животными.

5.

Плесневые грибы.

1

Комбинированный урок.

Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

Выполнение лабораторной работы №5 «Строение плесневых грибов». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Классы Аскомицеты, Зигомицеты, Несовершенные грибы.

Учебник, стр. 23.

 

 

Распознавать и описывать строение плесневых грибов.

Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека.

6.

Шляпочные грибы.

1

Комбинированный урок.

Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Татарстане.

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Татарстане.

Выполнение лабораторной работы №6 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Класс Базидиомицеты.

Учебник, стр. 23.

 

 

 

 

 

 

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

 

 

 

 

 

 

 

Объяснять роль шляпочных грибов в природе и в жизни человека.

 

 

 

 

7.

Зачет №1.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по темам «Царство Прокариоты. Царство Грибы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

 

 

 

 

ТЕМА 2.2. ЛИШАЙНИКИ (1 час)

8.

"Лишайники.

1

Комбинированный урок.

Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение.

Распознавать и описывать строение лишайника.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Типы слоевищ лишайников: кустистые, листовые, накипные.

Учебник, стр. 28-32.

 

 

Объяснять роль лишайников в природе.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности.

РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 часов)

ТЕМА 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (1 час)

9.

Общая характеристика царства Растения.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений.

Называть признаки царства Растения.

Выполнение лабораторной работы №19.2 «Распознавание растений разных отделов». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 36-37.

 

 

Распознавать отделы растений.

Различать и описывать низшие и высшие растения.

ТЕМА 3.2. ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (2 часа)

10.

Строение и жизнедеятельность водорослей.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение.

Давать определение термину: низшие растения.

Выполнение лабораторной работы №10 «Изучение внешнего строения водорослей».

Фитопланктон.

Учебник, стр. 38-39.

 

 

Распознавать и описывать строение водорослей.

Распознавать тип размножения у водорослей.

Выделять признаки водорослей.

11.

Значение и многообразие водорослей.

1

Комбинированный урок.

Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания.

Называть отделы водорослей и места обитания.

Выполнение лабораторной работы №19.1 «Распознавание отделов водорослей».

Фитопланктон. Зеленые водоросли: улотрикс, спирогира. Бурые водоросли: ламинария. Красные водоросли: порфира.

Учебник, стр. 40-45.

 

 

Распознавать водоросли разных отделов.

Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.

ТЕМА 3.3. ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ (3 часа)

12.

Отдел Моховидные.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность.

Давать определение термину. высшие споровые растения.

Выполнение лабораторной работы №11 «Изучение внешнего строения мхов».Выполнение лабораторной работы №19.2 «Распознавание растений отдела Моховидные». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Гаметофит, спорофит.

Учебник, стр. 48-51.

 

 

 

 

 

Распознавать и описывать строение мхов.

 

 

 

 

 

 

Распознавать растения отдела Моховидные.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

 

 

 

 

13.

*Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные.

1

Комбинированный урок.

Основные признаки. Значение в природе и в жизни человека.

Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные.

Выполнение лабораторной работы №19.3 «Распознавание растений отделов Плауновидные и Хвощевидные».

 

Учебник, стр. 56-59.

 

 

Объяснять роль в природе и в жизни человека.

Сравнивать хвощи и плауны.

14.

Отдел Папоротниковидные.

 

1

Комбинированный урок.

 

Места обитания и условия жизни. Основные признаки папоротников. Строение папоротников. Размножение. Значение в природе и жизни человека.

Называть места обитания и условия жизни.

Выполнение лабораторной работы №19.4 «Распознавание растений отдела Папоротникообразные». Выполнение лабораторной работы №12 «Изучение внешнего строения папоротников».

 

 

Учебник, стр. 62-65.

 

 

 

 

Распознавать растения отдела Папоротникообразные.

 

 

 

 

 

 

Распознавать и описывать строение папоротников.

 

 

 

 

 

 

Объяснять роль в природе и в жизни человека.

 

 

 

ТЕМА 3.4. ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (3 часа)

15.

Отдел Голосеменные растения.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Места обитания и условия жизни. Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение.

Давать определение термину «голосеменные растения».

Выполнение лабораторной работы №19.4 «Распознавание растений отдела Голосеменные растения». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Строение мужской и женской шишки.

Учебник, стр. 68-70.

 

 

Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Описывать этапы развития голосеменных растений.

Выделять особенности голосеменных растений.

16.

Многообразие голосеменных.

 

 

 

Комбинированный урок.

 

 

Виды растений, наиболее распространенные в Волгоградской области. Значение в природе и жизни человека.

Приводить примеры голосеменных растений.

Выполнение лабораторной работы №13 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

-

Учебник, стр. 70-73.

 

 

 

 

 

Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения.

 

 

 

 

 

 

 

Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.

 

 

 

 

17.

Зачет №2.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по темам «Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

 

 

 

 

ТЕМА 3.5. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (6 часов)

18.

Происхождение и особенности строения покрытосеменных.

 

 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

 

Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Размножение.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.

Выполнение лабораторной работы №19.5 «Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения». Выполнение лабораторной работы №14 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 76-81.

 

 

 

 

 

Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений.

 

 

 

 

 

 

 

Объяснять происхождение покрытосеменных растений.

 

 

 

 

 

 

 

Выделять особенности покрытосеменных растений.

 

 

 

 

19.

Систематика отдела Покрытосеменные.

1

Комбинированный урок.

Признаки классов Однодольные и Двудольные.

Называть классы покрытосеменных растений.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 82-83.

 

 

Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные.

Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные.

20.

Семейства класса Двудольные растения.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные.

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные.

Выполнение лабораторной работы №20 «Распознавание наиболее распространенных растений Татарстана». Выполнение лабораторной работы №22.1 «Определение принадлежности растений к классу Двудольные».  

 

Учебник, стр. 82.

 

 

 

 

 

 

 

Определять принадлежность растений к классу Двудольные.

 

 

 

 

21.

Семейства класса Однодольные растения.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Признаки однодольных растений. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.

Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки.

Выполнение лабораторной работы №20 «Распознавание наиболее распространенных растений Волгоградской области». Выполнение лабораторной работы №22.2 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 83.

 

 

Определять принадлежность растений к классу Однодольные.

Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений.

22.

Многообразие, распространение покрытосеменных.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры.

Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения.

Выполнение лабораторной работы №21 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Подготовиться к зачету.

 

 

Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.

23.

Зачет №3.

1

Урок контроля, оценки и                                                 коррекции знаний учащихся.

Тестирование по теме «Отдел Покрытосеменные растения» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4. ЖИВОТНЫЕ (37 часов)

ТЕМА 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 час)

24.

Общая характеристика Царства Животные.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя.

Приводить примеры животных с различным типом симметрии.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 92.

 

 

Выделять особенности животных.

Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.

ТЕМА 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 часа)

25

Общая характеристика простейших.

 

 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения.

Называть процессы жизнедеятельности и их значение.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 94-96.

 

 

 

 

 

 

Определять принадлежность простейших к типам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделять особенности одноклеточных животных.

 

 

 

 

26.

Многообразие и значение простейших.

1

Комбинированный урок.

Среда обитания и условия жизни. Типы Саркожгутиконосцы, Инфузории.

Распознавать и описывать строение простейших.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Споровики.

Учебник, стр. 97-99.

 

 

Сравнивать по заданным критериям простейших.

Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека.

ТЕМА 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 час)

27.

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки многоклеточных животных.

Называть признаки многоклеточных животных.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Тип Губки. Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов. Роль в природе и в жизни человека.

Учебник, стр. 97-99.

 

 

Объяснять происхождение многоклеточных животных.

ТЕМА 4.4. ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа)

28

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок.

Распознавать и описывать строение кишечнополостных.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 108-111.

 

 

Описывать процессы жизнедеятельности.

Выделять особенности кишечнополостных.

29.

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.

1

Комбинированный урок.

Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать животных типа Кишечнополостные.

Выполнение лабораторной работы №26.1 «Распознавание животных типа Кишечнополостные». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 111-113.

 

 

Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных.

30.

Зачет №4.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по темам «Признаки царства. Одноклеточные животные. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

 

 

 

 

ТЕМА 4.5. ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 часа)

31.

Общая характеристика типа Плоские черви.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная).

Называть системы органов плоских червей, органы и их функции.

Выполнение лабораторной работы №26.2 «Распознавание животных типа Плоские черви». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 116-117.

 

 

Распознавать животных типа Плоские черви.

Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика.

Выделять особенности строения.

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

32.

Многообразие и значение плоских червей.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать паразитических плоских червей.

Выполнение лабораторной работы №25.1 «Выявление приспособлений у плоских червей к среде обитания». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 118-120.

 

 

Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека.

ТЕМА 4.6. ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 час)

33.

Общая характеристика типа Круглые черви.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями.

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Выполнение лабораторной работы №26.3 «Распознавание животных типа Круглые черви».

 

Учебник, стр. 122-125.

 

 

Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика.

Объяснять меры профилактики заражения.

Сравнивать плоских и круглых червей.

ТЕМА 4.7. КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 часа)

34.

Общая характеристика типа Кольчатые черви.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы.

Распознавать и описывать строение кольчатых червей.

Выполнение лабораторной работы №26.4 «Распознавание животных типа Кольчатые черви».

 

Учебник, стр. 128-129.

 

 

Выделять особенности строения Кольчатых червей.

Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.

35.

Многообразие кольчатых червей.

1

Комбинированный урок.

Образ жизни и особенности строения. Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

Выполнение лабораторной работы №23.1 «Определение принадлежности кольчатых червей к классам». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Класс Пиявки.

Учебник, стр. 122-125.

 

 

Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей.

Называть роль в природе.

Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека.

Сравнивать классы кольчатых червей.

36.

Зачет № 5.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по темам «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

 

 

 

 

ТЕМА 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 часа)

37.

Общая характеристика типа Моллюски.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины.

Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

Выполнение лабораторной работы №26.5 «Распознавание животных типа Моллюски». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 134-135.

 

 

"Называть системы органов, органы и их функции.

"Описывать стадии развития моллюсков.

Выделять признаки типа Моллюски.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

38.

Многообразие и значение моллюсков.

1

Комбинированный урок.

Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выполнение лабораторной работы №23.2 «Определение принадлежности моллюсков к классам». Выполнение лабораторной работы №25.2. «Выявление приспособлений у моллюсков к среде обитания».

 

Учебник, стр. 136-142.

 

 

 

 

 

 

Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 часов)

39.

Происхождение членистоногих и особенности организации.

1

 

Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела.

Распознавать животных типа Членистоногие.

Выполнение лабораторной работы №26.6 «Распознавание животных типа Членистоногие». Выполнение лабораторной работы №15 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».Вопрос со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 144.

 

 

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

Объяснять происхождение членистоногих.

Выделять признаки животных типа Членистоногие.

40.

Класс Ракообразные.

1

Комбинированный урок.

Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие и значение.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выполнение лабораторной работы №25.3. «Выявление приспособлений у ракообразных к среде обитания».

 

Учебник, стр. 145-150.

 

 

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

 

 

Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных.

 

 

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

41.

Класс Паукообразные.

1

Комбинированный урок.

Образ жизни и особенности строения паукообразных: вось-миногие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выполнение лабораторной работы №25.4 «Выявление приспособлений у паукообразных к среде обитания».

 

Учебник, стр. 152-155.

 

 

Распознавать и описывать строение паука.

Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека.

42.

Общая характеристика насекомых.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: гры-зуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.

Распознавать и описывать строение насекомых.

Выполнение лабораторной работы №25.4 «Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания».

 

Учебник, стр. 158-162.

 

 

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Сравнивать представителей классов членистоногих.

43.

Размножение и развитие насекомых.

1

Комбинированный урок.

Развитие насекомых: с неполным и полным превращением.

Приводить примеры насекомых с различными типами развития.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник стр. 163.

 

 

Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением.

44.

Значение и многообразие насекомых.

1

Комбинированный урок.

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в РТ.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Первично-бескрылые и крылатые.

Учебник, стр. 163-165.

 

 

Описывать представителей отрядов насекомых.

Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека.

45.

Зачет №6.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по темам «Тип Моллюски. Тип Хордовые» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

 

 

 

 

ТЕМА 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 час)

46.

"Общая характеристика иглокожих.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека.

Распознавать строение и представителей иглокожих.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 170-171.

 

 

Называть системы органов, органы и их функции.

Характеризовать тип Иглокожие.

ТЕМА 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. БЕСЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 час)

47.

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека.

Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей.

Выполнение лабораторной работы №26.7 «Распознавание животных типа Хордовые». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 174-175.

 

 

Распознавать животных типа Хордовые.

Выделять признаки типа Хордовые.

ТЕМА 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (2 часа)

48.

Происхождение рыб. Хрящевые рыбы.

1

Комбинированный урок.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека.

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.

Выполнение лабораторной работы №25.5 «Выявление приспособлений у хрящевых рыб к среде обитания». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 180-181.

 

 

Объяснять происхождение рыб.

Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания.

Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека.

49.

Костные рыбы.

1

Комбинированный урок.

Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строении. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Практическое значение.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выполнение лабораторной работы №23.5 «Определение принадлежности костных рыб к отрядам». Задания к немому рисунку на с.185 учебника. Выполнение лабораторной работы №16 «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

 

Учебник, стр. 182-183, стр. 176-179.

 

 

Определять принадлежность костных рыб к отрядам.

Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль костных рыб в природе и в жизни человека.

ТЕМА 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (3 часа)

50.

Общая характеристика земноводных.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки.

Выполнение лабораторной работы №17 «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

 

Учебник, стр. 186-192.

 

 

Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни.

 

 

Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных.

51.

Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека.

1

Комбинированный урок.

Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые.

Выполнение лабораторной работы №23.6 «Определение принадлежности земноводных к отрядам». Выполнение лабораторной работы №25.6 «Выявление приспособлений у земноводных к среде обитания».

 

Учебник, стр. 193.

 

 

Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека.

52.

Зачет №7.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по пройденным темам (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

 

 

 

 

ТЕМА 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 часа)

53.

Общая характеристика пресмыкающихся.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся.

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни.

Выполнение лабораторной работы №25.7 «Выявление приспособлений у пресмыкающихся к среде обитания».

 

Учебник, стр. 196-200.

 

 

Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение.

Сравнивать пресмыкающихся и земноводных.

54.

Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

1

Комбинированный урок.

Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Распознавать по рисункам представителей классам Пресмыкающиеся.

Выполнение лабораторной работы №23.7 «Определение принадлежности пресмыкающиеся к отрядам».

 

Учебник, стр. 201.

 

 

Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи.

Объяснять роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека.

ТЕМА 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (4 часа)

55.

Общая характеристика птиц.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету

Распознавать и описывать органы и системы органов птиц.

Выполнение лабораторной работы №18 «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни». Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 204-211.

 

 

Выделять особенности строения птиц к полету.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.

Объяснять происхождение птиц.

56.

Экологические группы птиц.

1

Комбинированный урок.

Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы.

Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп.

Выполнение лабораторной работы №25.8 «Выявление приспособлений у птиц к среде обитания».

 

Учебник, стр. 213-217.

 

 

Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни.

57.

Роль птиц в природе и жизни человека.

1

Комбинированный урок.

Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Распознавать домашних птиц.

Выполнение лабораторной работы №27 «Распознавание домашних животных (птиц)».

 

Учебник, стр. 218-219.

 

 

Приводить примеры домашних и промысловых птиц.

Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека.

58.

Зачет №8.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

 

 

 

 

ТЕМА 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (5 часов)

59.

Общая характеристика.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих.

Называть системы органов, органы и их функции.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 222-223.

 

 

Распознавать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять происхождение млекопитающих.

60.

Внутреннее строение млекопитающих.

1

Комбинированный урок.

Системы внутренних органов млекопитающих. Особенности обмена веществ.

Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 224-228.

 

 

Выделять особенности строения млекопитающих.

61.

Размножение и развитие млекопитающих.

1

Комбинированный урок.

Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития. Внутреннее развитие.

Называть и описывать органы размножения.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Учебник, стр. 229.

 

 

Описывать развитие детеныша млекопитающих.

Объяснять особенности развития млекопитающих.

62.

Многообразие млекопитающих.

 

1

Комбинированный урок.

Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих.

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам.

Выполнение лабораторной работы №23.8 «Определение принадлежности млекопитающих к отрядам». Выполнение лабораторной работы №25.9 «Выявление приспособлений у млекопитающих к среде обитания».

 

Учебник, стр. 230-235.

 

 

 

Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни.

63.

Зачет №9.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по теме «Млекопитающие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 5. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 часа)

64.

Общая характеристика вирусов.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки.

Распознавать и описывать строение вируса.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Открытие вирусов.

Учебник, стр. 242.

 

 

Выделять особенности жизнедеятельности вирусов.

65.

Значение вирусов.

1

Комбинированный урок.

Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики.

Объяснять роль вирусов в жизни человека.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 Учебник, стр. 243.

 

 

Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний.

66.

Зачет №10

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по теме "Царство вирусы" (Или письменная работа с заданиями соответствующими требованиями к уровню подготовки).

 

 

 

 

67

Многообразие живых организмов.

1

Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий.

Многообразие живых организмов - результат эволюции.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 

 

 

68

Распределение летних заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....