Тесты для сдачи выпускных экзаменов (9 кл.) в профильный класс
тест по биологии (9 класс) по теме

Для сдачи выпускникам 9 классов экзамена по биологии в профильный класс были составлены тесты в форме ГИА, где были задания части А (25 вопросов), части B (4 задания) и части С (3 задания). Материалы составлялись с использованием рекомендуемых методических изданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант № 1

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1 — А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаме национной работе.

А1. Как называется метод, основанный на изучении хода развития иссле дуемого объекта?

  1. метод наблюдения и описания
  2. сравнительный метод
  3. исторический метод
  4. метод эксперимента

А2. Какая из клеточных структур имеется только у растений?

  1. клеточная мембрана            
  2. вакуоль
  3. хлоропласт                          
  4. ядро

A3. Как называется способ бесполого размножения, основанный на спо собности некоторых живых существ восстанавливать утраченные органы или части тела?

  1. деление            
  2. фрагментация
  3. почкование        
  4. вегетативное размножение

А4. Какие бактерии образуют симбиоз с бобовыми растениями и участву ют в фиксации атмосферного азота в минеральные соединения, доступные растениям?

  1. нитрифицирующие            
  2. сапротрофные
  3. клубеньковые                    
  4. патогенные

А5. Какой буквой на рисунке 1 обозначена часть цветка, которая защи щает главные его части и привлекает насекомых?

  1. А
  2. Б  
  3. В                          
  4. Г

Рис. 1.

А6. Какой буквой обозначено мутовчатое листорасположение (см. рис. 2)?

Рис. 2.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. А, Б и В

А7. Укажите признак, по которому млекопитающих можно отличить от птиц.

  1. развитие зародыша на суше
  2. четырёхкамерное сердце
  3. внутриутробное развитие зародыша
  4. два круга кровообращения

A8. Под каким номером на рисунке 3 с изображением эвглены зелёной обозначены хлоропласты?

Рис. 3.

  1. 3                            
  2. 4                            
  3. 5                            
  4. 6

А9. В какую эру на Земле доминировали млекопитающие, птицы, насеко мые?

  1. кайнозойскую
  2. мезозойскую
  3. палеозойскую
  4. протерозойскую

А10. В состав семенной жидкости НЕ входит(-ят)...

  1. секрет предстательной железы
  2. секрет семенных пузырьков
  3. сперматозоиды
  4. тестостерон

А11. Какой буквой обозначена часть нейрона, образующая белое вещество мозга (см. рис. 4)?

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

Рис. 4.

А12. Какой тип иммунитета вырабатывается у человека после введения ему противостолбнячной сыворотки?

  1. искусственный активный
  2. искусственный пассивный
  3. естественный активный
  4. естественный пассивный

A13. Какие сосуды впадают в левое предсердие?

  1. верхняя и нижняя полые вены
  2. лёгочные вены
  3. аорта
  4. лёгочная артерия

A14. Какой буквой на рисунке 5 обозначена гортань?

Рис. 5.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

А15. Важная функция фтора заключается в том, что он входит в состав...

  1. гемоглобина
  2. эмали зубов
  3. витаминаB12
  4. гормона щитовидной железы — тироксина

А16. Сколько у человека пар ложных рёбер?

  1. 2
  2. 3
  3. 7
  4. 12

А17. В какой зоне полушарий головного мозга находится обрабатывающее звено вкусового анализатора?

  1. затылочной
  2. височной
  3. лобной
  4. теменной

А18. Психическое отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на сенсорную систему (органы чувств), — это...

  1. ощущение
  2. внимание
  3. мышление
  4. память

А19. Определите вид травмы: вывернулись пальцы рук, сначала боль небольшая, но затем она нарастает, рука опухла, движения пальцев за труднены.

  1. перелом
  2. ушиб
  3. вывих
  4. растяжение связок

А20. Какой из перечисленных организмов имеет непостоянную температу ру тела?

  1. дельфин
  2. голубь
  3. шимпанзе
  4. квакша

А21. Что общего между агроэкосистемами картофельного и кукурузного полей?

  1. длинные цепи питания
  2. преобладание растений одного вида
  3. замкнутый круговорот веществ
  4. отсутствие потребителей 1 порядка

А22. Какой из организмов НЕ имеет клеточного строения?

  1. вирус гриппа
  2. кишечная палочка
  3. пеницилл
  4. хлорелла

А23. Какое из воздействий человека на природу является непреднамерен ным (неосознанным)?

  1. испытание ядерного оружия
  2. авария на атомной станции
  3. использование фреонов после установления факта их разрушаю щего воздействия на озоновый слой
  4. акклиматизация животных

А24. Какое из указанных веществ является витамином?

  1. тиамин
  2. тироксин
  3. тирозин
  4. трипсин

А25. Среди конечных продуктов белкового обмена, удаляемых через мочевыделительную систему человека, преобладает ...

  1. аммиак
  2. мочевина
  3. мочевая кислота
  4. азотная кислот



Предварительный просмотр:

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 — B4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Какая кровь вытекает из правого желудочка? Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. артериальная
  2. венозная
  3. по артериям
  4. по венам
  5. по направлению к лёгким
  6. по направлению к клеткам тела

В2. Установите соответствие между растениями и классами, к которым они относятся. Для этого каждому элементу первого столбца подберите пози цию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

РАСТЕНИЯ

КЛАССЫ

  1. вишня
  2. рис
  3. тюльпан
  4. капуста
  5. картофель
  6. овёс
  1. Однодольные
  2. Двудольные

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

ВЗ. Установите правильную последовательность расположения организ мов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последователь ность букв.

  1. лягушка
  2. капуста
  3. ёж
  4. лисица
  5. голый слизень

Ответ:

В4. Вставьте в текст «Птицы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПТИЦЫ

Птицы — высокоорганизованные     ____ (А) позвоночные, приспособлен ные к полёту. Тело покрыто ____ (Б). Имеют ____ (В) сердце и два кру га кровообращения. Дыхание с помощью лёгких, ____ (Г). Откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой.

Перечень терминов:

  1. четырёхкамерное
  2. холоднокровные
  3. теплокровные
  4. трёхкамерное
  5. перьями
  6. двойное

Ответ:

А

Б

В

Г



Предварительный просмотр:

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 — СЗ) используй те отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Что следует сделать с пострадавшим в случае вывиха сустава, прежде чем доставить его в медучреждение?

Прочитайте текст и выполните задания С2 — СЗ.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ФЕРМЕНТЫ

При пищеварении пища подвергается следующему ферментативному воздействию. В слюне содержатся амилаза (расщепляет крахмал до маль тозы) и мальтаза (расщепляет мальтозу до глюкозы). В желудочном со ке содержатся пепсин (расщепляет белки до полипептидов). Сок поджелудочной желе зы содержит трипсиноген, превращающийся в трипсин (расщепляет белки и полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, лактазу, липазу, нуклеазу (расщепляет нуклеиновые кислоты до нуклеотидов). Кишечный сок содержит пептидазу (расщепляет полипептиды до аминокислот), амилазу, мальтазу, липазу.

С2. Вы прочитали текст «Пищеварительные ферменты». Заполните в таб лице графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнительная характеристика пищеварительных ферментов

Характеристика

Пепсин

Трипсин

1

Железы желудка

Поджелудочная железа

Какие вещества расщепляет

2

Белки

Реакция среды (рН), в которой фермент активен

3

Щелочная

СЗ. Используя содержание текста «Пищеварительные ферменты» и зна ние курса, назовите органические вещества, расщепление которых идёт под действием ферментов, содержащихся соответственно в слюне, желу дочном соке и кишечном соке.



Предварительный просмотр:

Вариант № 2

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1 — А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаме национной работе.

А1. Какая наука изучает возбудителей ВИЧ-инфекции?

  1. вирусология
  2. бактериология
  3. микология
  4. ботаника

А2. Какой органоид клетки обеспечивает выведение токсических веществ?

  1. рибосома
  2. лизосома
  3. хромосома
  4. вакуоль

A3. Как называют организмы, способные создавать органические веще ства из неорганических?

  1. аэробы
  2. анаэробы
  3. гетеротрофы
  4. автотрофы

А4. Какую роль в жизни бобовых растений играют клубеньковые бакте рии?

  1. являются паразитами
  2. образуют симбиоз
  3. очищают почву
  4. разрушают органические останки растений

А5. Какая группа растений изображена на рисунке под номером 5 (см. рис. 1)?

  1. мхи
  2. папоротники
  3. голосеменные
  4. покрытосеменные

Рис. 1.

А6. Какой буквой обозначено очередное листорасположение (см. рис. 2)?

Рис. 2.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. А, Б и В

А7. В настоящее время видовое разнообразие пресмыкающихся составля ет около...

  1. 4,5 тыс. видов
  2. 8 тыс. видов
  3. 9 тыс. видов
  4. 25 тыс. видов

А8. Под каким номером на рисунке 3 с изображением эвглены зелёной обозначена сократительная вакуоль?

Рис. 3.

  1. 2
  2. 3
  3. 4
  4. 5

А9. Какое животное является переходной формой между рептилиями и птицами?

  1. латимерия
  2. археоптерикс
  3. стегоцефал
  4. ихтиозавр

А10. Какой из перечисленных органов относится к пищеварительной си стеме?

  1. печень
  2. селезёнка
  3. гипофиз
  4. диафрагма

A11. Под контролем каких систем протекают все процессы в организме человека?

  1. нервной и кровеносной
  2. кровеносной и гуморальной
  3. нервной и иммунной
  4. нервной и гуморальной

A12. Сколько тромбоцитов содержится в норме в 1 мм3 крови человека?

  1. 0
  2. 6 – 8тыс.
  3. 200 – 400 тыс.
  4. до 5 млн

А13. Из правого предсердия кровь поступает в...

  1. правое предсердие
  2. правый желудочек
  3. левое предсердие
  4. левый желудочек

А14. После спокойного выдоха человек способен выдохнуть ещё около 1500 см3 воздуха. Этот объём называется…

  1. дыхательным
  2. дополнительным
  3. резервным
  4. жизненной ёмкостью лёгких

А15. Важная функция йода заключается в том, что он входит в состав...

  1. гемоглобина
  2. эмали зубов
  3. витамина В12
  4. гормона щитовидной железы — тироксина

А16. Какой отдел позвоночника состоит из 12 позвонков?

  1. шейный
  2. грудной
  3. поясничный
  4. крестцовый

А17. В какой оболочке глаза находятся фоторецепторы?

  1. радужной
  2. сетчатке
  3. сосудистой
  4. белочной

А18. Какой рефлекс является условным?

  1. чихание
  2. игра на скрипке
  3. глотание
  4. мигание

А19. Возбудителями какого из заболеваний человека являются простей шие?

  1. ветряная оспа
  2. малярия
  3. бородавки
  4. бешенство

А20. К какому виду адаптации относится способность верблюда обеспе чивать организм влагой путём окисления запасов жира?

  1. морфологическим
  2. физиологическим
  3. биохимическим
  4. этологическим (поведенческим)

А21. На каком трофическом (пищевом) уровне располагаются травоядные животные?

  1. первом
  2. втором
  3. третьем
  4. последнем

А22. Какой из организмов НЕ имеет оформленного ядра?

  1. споровики
  2. синезелёные водоросли
  3. пеницилл
  4. хламидомонада

А23. Сфагнум в отличие от кукушкиного льна...

  1. зелёный мох
  2. имеет ризоиды
  3. образует залежи торфа
  4. раздельнополое растение

А24. Каковы особенности скелета человека, связанные с трудовой дея тельностью?

  1. позвоночник имеет изгибы
  2. стопа сводчатая
  3. пояс нижних конечностей имеет вид чаши
  4. большой палец руки противопоставлен остальным

А25. Нарушения всасывания кальция и обмена фосфора происходят при нехватке витамина...

  1. А
  2. D
  3. С
  4. b1



Предварительный просмотр:

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 — В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

B1. По каким признакам человека относят к типу Хордовые? Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последова тельность цифр.

  1. наличие у эмбриона хорды
  2. формирование у эмбриона нервной трубки
  3. наличие диафрагмы
  4. развитый мозг
  5. прямохождение
  6. формирование у эмбриона под нервной трубкой хорды

Ответ: ______

B2. Установите соответствие между классами животных и их признаками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из вто рого столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАКИ

КЛАСС ЖИВОТНЫХ

  1. жабры
  2. лёгкие
  3. в сердце смешанная кровь
  4. в сердце венозная кровь
  5. оплодотворение внутреннее
  6. оплодотворение наружное
  1. Костные рыбы
  2. Пресмыкающиеся

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

ВЗ. Установите правильную последовательность возникновения групп жи вотных. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

  1. трилобиты
  2. археоптерикс
  3. простейшие
  4. дриопитеки
  5. кистепёрые рыбы
  6. стегоцефалы

Ответ:

В4. Вставьте в текст «Свёртывание крови» пропущенные термины из пред ложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запиши те в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последова тельность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СВЁРТЫВАНИЕ КРОВИ

Свёртывание крови — защитная реакция организма от потерь крови. При ранении кровь выходит из сосуда, тромбоциты разрушаются, и из них вы деляется фермент ____ (А). При участии этого фермента и ионов кальция растворимый в плазме крови белок ____ (Б) превращается в нераствори мый ____ (В). Последний выпадает в виде тонких нитей, которые обра зуют сеть и задерживают лейкоциты и эритроциты. Образуется кровяной сгусток — ____ (Г), который закупоривает сосуд.

Перечень терминов:

  1. фибрин
  2. тромбин
  3. миозин
  4. миофибрилл
  5. тромб
  6. фибриноген

Ответ:

А

Б

В

Г



Предварительный просмотр:

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 — СЗ) используй те отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Что следует делать с пострадавшим в случае перелома костей черепа или позвоночника?

Прочитайте текст и выполните задания С2 — СЗ.

ГРУППЫ КРОВИ

Потеря больших количеств крови опасна для жизни человека, поэтому часто прибегают к её переливанию. Донор — человек, предоставляющий кровь, реципиент — человек, принимающий кровь. При переливании крови группы крови и резус-фактор донора и реципиента должны быть совме стимы.

По системе АВО у человека существует четыре группы крови. В крови имеются особые белковые вещества: в эритроцитах агглютининогены (А и В), в плазме — агглютинины (α и β). Если агглютинин α встречается с агглютининогеном A или β с агглютининогеном B, то происходит агглютинация — склеивание эритроцитов.

При переливании крови учитывают агглютининогены донора и агглютинины реципиента. Агглютинины донора значительно разводятся и теряют способность агглютинировать эритроциты реципиента. Людей с I груп пой крови называют универсальными донорами, так как кровь этой группы можно переливать людям всех четырёх групп. Людей с IV группой назы вают универсальными реципиентами, так как им можно переливать кровь любой группы.

С2. Вы прочитали текст «Группы крови». Заполните в таблице графы, обо значенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнительная характеристика групп крови

Группа крови

Агглютининогены

Агглютинины

I

нет (0)

1

II

2

β

3

В

α

IV

А, В

нет

СЗ. На основании текста «Группы крови» сделайте предположение, можно ли человеку со II группой крови перелить кровь III группы и почему. Поче му кровь I группы можно переливать людям всех четырёх групп? Почему людям с IV группой крови можно переливать кровь любой группы?



Предварительный просмотр:

Вариант № 3

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1 — А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаме национной работе.

А1. Какая наука изучает хламидомонад?

  1. вирусология
  2. бактериология
  3. микология
  4. ботаника

А2. Кто открыл одноклеточные организмы?

  1. Роберт Гук
  2. Антони ван Левенгук
  3. Маттиас Шлейден и Томас Шванн
  4. Рудольф Вирхов

A3. Какой из перечисленных организмов является одноклеточным?

  1. гидра
  2. окунь
  3. хлорелла
  4. сфагнум

А4. Какую роль в жизни высших растений играют грибы-трутовики?

  1. являются паразитами
  2. образуют симбиоз
  3. очищают почву
  4. разрушают органические останки растений

А5. Какой буквой на рисунке 1 обозначен пыльник?

Рис. 1.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

А6. Какой буквой обозначена мочковатая корневая система (см. рис. 2)?

Рис. 2.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

А7. К беспозвоночным животным относится ...

  1. гаттерия
  2. жерлянка
  3. сокол
  4. осьминог

А8. Под каким номером на рисунке 3 с изображением эвглены зелёной обозначено ядро?

Рис. 3.

  1. 2
  2. 3
  3. 5
  4. 7

А9. В какую эру на Земле появились все типы беспозвоночных и первич ные хордовые — подтип Бесчерепные?

  1. мезозойскую
  2. палеозойскую
  3. протерозойскую
  4. архейскую

А10. После какого этапа родов кислород в кровь новорожденного начина ет поступать через лёгкие?

  1. раскрытие шейки матки
  2. изгнание плода
  3. отхождение плаценты
  4. на любом этапе

А11. Какие из перечисленных органов относятся к периферической нерв ной системе?

  1. нервы и головной мозг
  2. спинной мозг и нервные узлы
  3. нервы и нервные узлы
  4. головной и спинной мозг

А12. Какой тип иммунитета вырабатывается у человека, переболевшего корью?

  1. искусственный активный
  2. искусственный пассивный
  3. естественный активный
  4. естественный пассивный

А13. Из левого предсердия кровь поступает в…

  1. правое предсердие
  2. правый желудочек
  3. левое предсердие
  4. левый желудочек

А14. Какой буквой на рисунке 4 обозначены лёгкие?

Рис. 4.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

А15. Какое из перечисленных заболеваний вызвано отсутствием необхо димого витамина D?

  1. бери-бери
  2. цинга
  3. куриная слепота
  4. рахит

А16. Сколько у человека пар плавающих рёбер?

  1. 2
  2. 3
  3. 7
  4. 12

А17. В какой зоне полушарий головного мозга находится обрабатывающее звено обонятельного анализатора?

  1. затылочной
  2. височной
  3. лобной
  4. теменной

А18. Какой рефлекс является условным?

  1. чихание
  2. письменная речь
  3. глотание
  4. мигание

А19. Определите вид травмы: изменена форма сустава, движение в нём невозможно, резкая боль.

  1. перелом
  2. ушиб
  3. вывих
  4. растяжение связок

А20. К какому виду адаптации относится видоизменение листа у кактуса?

  1. морфологическим
  2. физиологическим
  3. биохимическим
  4. этологическим (поведенческим)

А21. На каком трофическом (пищевом) уровне располагаются плотоядные животные?

  1. первом
  2. втором
  3. третьем
  4. последнем

А22. Какой из организмов относится к многоклеточным?

  1. ламинария
  2. инфузория-туфелька
  3. молочнокислые бактерии
  4. дрожжи

А23. Какой гриб вызывает заболевание картофеля?

  1. трутовик
  2. головня
  3. ржавчина
  4. фитофтора

А24. Каковы особенности скелета человека, связанные с трудовой дея тельностью?

  1. позвоночник имеет изгибы
  2. стопа сводчатая
  3. пояс нижних конечностей имеет вид чаши
  4. большой палец руки противопоставлен остальным

А25. Накопление ядовитых соединений в нервной и мышечной тканях про исходит при нехватке витамина…

  1. А
  2. D
  3. С
  4. B1



Предварительный просмотр:

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 — В4) I запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Какие признаки характеризуют растения класса Однодольные? Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. мочковатая корневая система
  2. сетчатое жилкование листьев
  3. вставочный рост
  4. стержневая корневая система
  5. семена с одной семядолей
  6. семена с двумя семядолями

Ответ: ______

В2. Установите соответствие между растениями и отделами, к которым они относятся. Для этого каждому элементу первого столбца подберите пози цию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

РАСТЕНИЯ

ОТДЕЛЫ

  1. ель
  2. хлорелла
  3. сфагнум
  4. сосна
  5. кукушкин лён
  6. спирогира
  1. Водоросли
  2. Моховидные
  3. Голосеменные

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

ВЗ. Установите правильную последовательность расположения организ мов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последователь ность букв.

  1. кузнечик
  2. змея
  3. хищная птица
  4. растение
  5. лягушка

Ответ:

В4. Вставьте в текст «Строение зуба» пропущенные термины из предло женного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последователь ность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СТРОЕНИЕ ЗУБА

Зуб состоит из коронки, шейки и одного или нескольких корней. Корон ку зуба покрывает ____ (А). Корни, покрывает ____ (Б). Основную часть коронки, шейки и корня составляет ____ (В). Внутри зуба имеется небольшая зубная полость, которую заполняет ____ (Г).

Перечень терминов:

  1. пульпа
  2. эпителий
  3. цемент
  4. эмаль
  5. дентин
  6. кариес

Ответ:

А

Б

В

Г



Предварительный просмотр:

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 — СЗ) используй те отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер здания (C1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Как следует нагружать мышцы во время тренировки, чтобы проработать их рельеф?

Прочитайте текст и выполните задания С2 — СЗ.

РЕЗУС-ФАКТОР

При переливании крови также учитывают резус-фактор. Кровь мо жет иметь положительный резус-фактор (Rh+) или отрицательный резус-фактор (Rh). Если Rh+ кровь перелить человеку с Rh кровью, то у него образуются специфические агглютинины (антитела), что вызывает агглю тинацию. Когда у Rh женщины развивается плод, унаследовавший у отца положительный резус, может возникнуть резус-конфликт.

С2. Вы прочитали текст «Резус-фактор». Заполните в таблице графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Резус фактор

Женщина

Плод

Резус-конфликт

Rh

Rh

нет

1

Rh+

нет

Rh+

Rh

2

Rh

3

да

СЗ. На основании текста «Резус-фактор» сделайте предположения, все гда ли беременность резус-отрицательной женщины приведет к резус-конфликту. Ответ обоснуйте.



Предварительный просмотр:

Вариант № 4

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1 — А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаме национной работе.

А1. Какая наука изучает возбудителей дизентерии?

  1. вирусология
  2. бактериология
  3. микология
  4. ботаника

А2. Какой органоид клетки обеспечивает синтез белков?

  1. рибосома
  2. лизосома
  3. хромосома
  4. вакуоль

A3. Как называют организмы, использующие готовые органические веще ства в качестве источника питания?

  1. аэробами
  2. анаэробами
  3. гетеротрофами
  4. автотрофами

А4. Какие бактерии являются возбудителями опасных инфекционных за болеваний?

  1. нитрифицирующие
  2. сапротрофные
  3. клубеньковые
  4. патогенные

А5. Какая группа растений изображена на рисунке под номером 2 (см рис. 1)?

Рис. 1.

  1. водоросли
  2. мхи
  3. папоротники
  4. голосеменные

А6. Выберите корнеплоды (см. рис. 2).

Рис. 2.

  1. А и Б
  2. А и Г
  3. Б и В
  4. В и Г

А7. В настоящее время видовое разнообразие млекопитающих составляет около ...

  1. 4,5 тыс. видов
  2. 8 тыс. видов
  3. 9 тыс. видов
  4. 25 тыс. видов

А8. На рисунке 3 изображено животное, относящееся к типу...

Рис. 3.

  1. Круглые черви
  2. Кольчатые черви
  3. Плоские черви
  4. Пиявки

А9. Каких древних животных считают предками птиц?

  1. латимерий
  2. археоптериксов
  3. стегоцефалов
  4. плезиозавров

A10. У человека в отличие от человекообразных обезьян имеется ...

  1. два круга кровообращения
  2. резус-фактор
  3. рассудочная деятельность
  4. абстрактное мышление

А11. На рисунке 4 показано строение нейрона. Что обозначено буквой А?

Рис. 4.

  1. дендрит
  2. тело
  3. аксон
  4. миелиновая оболочка

А12. У людей, имеющих I группу крови, в крови присутствуют...

  1. антитела α и β, а антигены А и В отсутствуют
  2. только антиген А и антитело β
  3. только антиген B и антитело α
  4. антигены А и В, а антитела α и β отсутствуют

А13. Из лёгочных вен кровь поступает в ...

  1. правое предсердие
  2. правый желудочек
  3. левое предсердие
  4. левый желудочек

А14. В состоянии покоя человек вдыхает и выдыхает около 500 см3 возду ха. Этот объём называется...

  1. дыхательным
  2. дополнительным
  3. резервным
  4. жизненной ёмкостью лёгких

А15. Какое из перечисленных заболеваний вызвано отсутствием необхо димого витамина?

  1. чума
  2. цинга
  3. холера
  4. стоматит

А16. Какой отдел позвоночника состоит из 7 позвонков?

  1. шейный
  2. грудной
  3. поясничный
  4. крестцовый

А17. В какой оболочке глаза содержатся пигменты, придающие цвет глазу?

  1. радужной
  2. сетчатке
  3. сосудистой
  4. белочной

А18. Процесс познания реального мира на основе опосредованного и обоб щённого отражения действительности — это...

  1. ощущение
  2. внимание
  3. мышление
  4. память


А19. При недостатке какого витамина развивается нарушение сумеречного зрения (куриная слепота)?

  1. А
  2. группа В
  3. С
  4. D

А20. К какому виду адаптации относится впадение бурых медведей в спяч ку в зимний период?

  1. морфологическим
  2. физиологическим
  3. биохимическим
  4. этологическим (поведенческим)

А21. На каком трофическом (пищевом) уровне располагаются зелёные растения?

  1. первом
  2. втором
  3. третьем
  4. последнем

А22. Кого из перечисленных учёных считают основоположником генетики?

  1. Л. Пастера
  2. Г. Менделя
  3. И. И. Мечникова
  4. Ч. Дарвина

А23. Какие из перечисленных организмов выращивают для получения пе нициллина?

  1. бактерии
  2. плесневые грибы
  3. вирусы
  4. мхи

А24. Наиболее опасными являются переломы костей …

  1. плеча
  2. черепа
  3. бедра
  4. голени

А25. Где содержатся ферменты, расщепляющие белки?

  1. слюна, сок поджелудочной железы, кишечный сок
  2. желудочный сок, сок поджелудочной железы, кишечный сок
  3. сок поджелудочной железы, кишечный сок
  4. сок поджелудочной железы



Предварительный просмотр:

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (BI — В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

B1. Чем дальнозоркость отличается от близорукости? Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. изображение фокусируется перед сетчаткой
  2. изображение фокусируется позади сетчатки
  3. плохо видно ближние предметы
  4. плохо видно дальние предметы
  5. следует носить двояковыпуклые линзы
  6. следует носить двояковогнутые линзы

Ответ: ______

B2. Установите соответствие между классами животных и их признаками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из вто рого столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАКИ

КЛАСС ЖИВОТНЫХ

  1. органы дыхания — только трахеи
  2. органы дыхания — трахеи и лёгкие
  3. три пары ходильных ног
  4. четыре пары ходильных ног
  5. отделы тела — голова, грудь, брюшко
  6. отделы тела — головогрудь, брюшко
  1. Паукообразные
  2. Насекомые

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

ВЗ. Установите правильную последовательность передачи нервного им пульса по дуге слюноотделительного рефлекса у человека на вид пищи. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

  1. центр слюноотделения коры мозга
  2. чувствительный нейрон
  3. двигательный нейрон
  4. зрительный центр коры мозга
  5. слюнные железы
  6. рецепторы глаза

Ответ:

В4. Вставьте в текст «Тип Хордовые» пропущенные термины из предло женного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последователь ность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ТИП ХОРДОВЫЕ

Хордовые животные очень разнообразны. Их организм развивается из ____ (А) зародышевых листков. Эти животные обладают ____ (Б) симметрией тела. Кровеносная система ____ (В) типа. Хордовые имеют ____ (Г) скелет.

Перечень терминов:

  1. двух
  2. трёх
  3. двусторонняя
  4. лучевая
  5. замкнутая
  6. внутренний

Ответ:

А

Б

В

Г



Предварительный просмотр:

Часть 3

Для ответов на задания этой части (CI — СЗ) используй те отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Как в организме человека связаны между собой процессы ассимиля ции и диссимиляции?

Прочитайте текст и выполните задания С2 — СЗ.

ГРИБЫ И РАСТЕНИЯ

Грибы имеют гетеротрофный тип питания, запасное питательное веще ство — гликоген, клеточную стенку, прочность которой придаёт хитин, по глощают пищу путём всасывания (осмотрофно), способны к неограничен ному росту и неспособны активно передвигаться.

Растения — автотрофы, они синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца, запасное питательное веще ство — крахмал, прочность клеточной стенке придаёт целлюлоза, поглощают пищу путём всасывания, рост не ограничен и активно передвигаться неспособны.

С2. Вы прочитали текст «Грибы и растения». Заполните в таблице «Срав нительная характеристика грибов и растений» графы, обозначенные циф рами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнительная характеристика грибов и растений

Характеристика

Грибы

Растения

Тип питания

Гетеротрофный

1

2

Гликоген

Крахмал

Вещество, придаю щее прочность кле точной стенке

3

Целлюлоза

СЗ. На основании текста «Грибы и растения» сделайте предположений, являются ли грибы обязательным компонентом любой экосистемы. Ответ обоснуйте.



Предварительный просмотр:

Вариант № 5

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1 — А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаме национной работе.

А1. Какая наука изучает спорынью?

  1. вирусология
  2. бактериология
  3. микология
  4. ботаника

А2. Кто первый обнаружил клетки в срезе пробки и впервые применил тер мин «клетка»?

  1. Роберт Гук
  2. Антони ван Левенгук
  3. Маттиас Шлейден и Томас Шванн
  4. Рудольф Вирхов

A3. Какой из организмов относится к одноклеточным?

  1. кишечная палочка
  2. пеницилл
  3. ламинария
  4. вирус табачной мозаики

А4. Какие грибы используют в хлебопечении, виноделии и кондитерской промышленности?

  1. дрожжи
  2. шляпочные
  3. плесневые
  4. головнёвые

А5. Какая группа растений изображена на рисунке под номером 1 (см. рис. 1)?

Рис. 1.

  1. водоросли
  2. мхи
  3. папоротники
  4. голосеменные

А6. Какой буквой обозначено супротивное листорасположение (см. рис. 2)?

Рис. 2.

  1. A
  2. Б
  3. В
  4. А, Б и В

А7. В настоящее время видовое разнообразие птиц составляет около...

  1. 4,5 тыс. видов
  2. 8 тыс. видов
  3. 9 тыс. видов
  4. 25 тыс. видов

А8. На рисунке 3 изображено животное, относящееся к типу ...

Рис. 3.

  1. Круглые черви
  2. Простейшие
  3. Моллюски
  4. Кольчатые черви

А9. Какая особенность органов кровообращения сформировалась в про цессе эволюции у амфибий?

  1. два круга кровообращения
  2. четырёхкамерное сердце
  3. двухкамерное сердце
  4. автоматия сердечной мышцы

А10. Где образуются сперматозоиды?

  1. в предстательной железе
  2. в семенных пузырьках
  3. в семенниках
  4. в мошонке

А11. На рисунке 4 показано строение нейрона. Что обозначено буквой Б?

Рис. 4.

  1. дендрит
  2. тело
  3. аксон
  4. миелиновая оболочка

А12. Сколько лейкоцитов содержится в норме в 1 мм3 крови человека?

  1. 0
  2. 6 – 8тыс.
  3. 200 – 400 тыс.
  4. до 5 млн

А13. Какие сосуды впадают в правое предсердие?

  1. верхняя и нижняя полые вены
  2. лёгочные вены
  3. аорта
  4. лёгочная артерия

А14. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) взрослого человека в среднем со ставляет ...

  1. 1200 см3
  2. 3500 см3
  3. 4200 см3
  4. 4900 см3

А15. Важная функция кобальта заключается в том, что он входит в состав …

  1. гемоглобина
  2. эмали зубов
  3. витамина B12
  4. гормона щитовидной железы — тироксина

А16. Позвонки какого отдела позвоночника соединены неподвижно?

  1. шейного
  2. грудного
  3. поясничного
  4. крестцового

А17. Какой из цветов колбочки НЕ распознают?

  1. красный
  2. сине-фиолетовый
  3. жёлтый
  4. зелёный


А18. Психическое отражение прошлого опыта, обеспечивающее его ис пользование или исключение из деятельности и сознания, — это …

  1. ощущение
  2. внимание
  3. мышление
  4. память

А19. К доминирующим факторам риска в первобытном человеческом об ществе можно отнести…

  1. переедание
  2. гиподинамию
  3. инфекционные болезни
  4. вредные привычки

А20. Какой из перечисленных организмов имеет постоянную температуру тела?

  1. акула
  2. дельфин
  3. квакша
  4. крокодил

A21. В чём состоит отличие агроэкосистемы кукурузного поля от экоси стемы смешанного луга?

  1. разветвлённые длинные цепи питания
  2. замкнутый круговорот веществ
  3. преобладание растений одного вида
  4. наличие продуцентов, консументов и редуцентов

А22. Кого из перечисленных учёных считают основоположником микро биологии?

  1. Л. Пастера
  2. Г. Менделя
  3. И.И.Мечникова
  4. Ч.Дарвина

А23. Какую из оболочек Земли биосфера включает полностью?

  1. атмосферу
  2. гидросферу
  3. литосферу
  4. все перечисленные

А24. Какое из указанных веществ является гормоном?

  1. тиамин
  2. тироксин
  3. тирозин
  4. трипсин

А25. Где содержатся ферменты, расщепляющие жиры?

  1. слюна, сок поджелудочной железы, кишечный сок
  2. желудочный сок, сок поджелудочной железы, кишечный сок
  3. сок поджелудочной железы, кишечный сок
  4. сок поджелудочной железы, кишечный сок, желчь



Предварительный просмотр:

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 — В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. В каких продуктах питания содержится много углеводов? Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую после довательность цифр.

  1. сахар
  2. мясо
  3. картофель
  4. хлеб
  5. творог
  6. яйца

Ответ: ______

В2. Установите соответствие между классами животных и их признаками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из вто рого столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАКИ

КЛАСС ЖИВОТНЫХ

  1. жабры
  2. лёгкие
  3. в сердце смешанная кровь
  4. в сердце венозная кровь
  5. оплодотворение внутреннее
  6. оплодотворение наружное
  1. Костные рыбы
  2. Пресмыкающиеся

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

ВЗ. Установите правильную последовательность возникновения групп жи вотных. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

  1. трилобиты
  2. археоптерикс
  3. простейшие
  4. дриопитеки
  5. кистепёрые рыбы
  6. стегоцефалы

Ответ:

В4. Вставьте в текст «Слюна» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СЛЮНА

Слюна содержит различные химические вещества. ____ (А) — это слизистое белковое вещество, помогающее формированию пищевого комка. ____ (Б) — бактерицидное вещество. ____ (В) — фермент, расщепляющий крахмал до мальтозы, ____ (Г) — фермент, расщепляющий мальтозу на две молекулы глюкозы.

Перечень терминов:

  1. амилаза
  2. мальтаза
  3. инвертаза
  4. лизоцим
  5. глицин
  6. муцин

Ответ:

А

Б

В

Г



Предварительный просмотр:

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 — СЗ) используй те отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Почему у детей с разросшимися аденоидами чаще возникают заболе вания дыхательных путей, например, ларингит или бронхит?

Прочитайте текст и выполните задания С2 — СЗ.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОЖИ

В коже человека выделяют три слоя: эпидермис, дерму и подкожную жировую клетчатку.

Эпидермис образован многослойным эпителием. Его внутренние клет ки постоянно делятся, а наружные — отмирают и слущиваются. Эпидер мис содержит пигмент — меланин. Под действием солнечного света коли чество пигмента увеличивается и кожа приобретает загар.

Дерма (собственно кожа) образована соединительной тканью, в кото рой содержится множество волокон, придающих коже эластичность.

В дерме находятся рецепторы, сальные и потовые железы, волосяные фол ликулы, кровеносные и лимфатические сосуды. Волосы и ногти — про изводные кожи. К корням волос подходят кровеносные сосуды, нервные окончания и мышечные волокна.

Подкожная жировая клетчатка (гиподерма) выполняет функцию изо лирующего слоя, придаёт телу округлость и является энергетическим ре зервом.

Площадь кожи человека составляет около 2 м2. Кожа выполняет раз личные функции: защитную, терморегулируюшую, выделительную, рецепторную, депо крови, синтез витамина D, запасающую и газообмен.

С2. Вы прочитали текст «Строение и функции кожи». Заполните в таб лице «Сравнительная характеристика слоев кожи» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнительная характеристика слоев кожи

Слой кожи

Структура (компоненты)

Функции

1

Пигмент меланин

2

Дерма

3

Терморегуляция, выделение

СЗ. Используя содержание текста «Строение и функции кожи» и знания курса, объясните, почему ветер приятен в жаркую погоду и неприятен в холодную.



Предварительный просмотр:

Вариант № 6

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1 — А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаме национной работе.

А1. Кто из перечисленных учёных ввёл термин «организм»?

  1. К. Гален
  2. Аристотель
  3. А. Везалий
  4. Гиппократ

А2. Кто доказал, что все клетки образуются из других клеток путём кле точного деления?

  1. Роберт Гук
  2. Антони ван Левенгук
  3. Маттиас Шлейден и Томас Шванн
  4. Рудольф Вирхов

A3. Как называется способ бесполого размножения, характерный для ки шечнополостных?

  1. деление
  2. фрагментация
  3. почкование
  4. вегетативное размножение

А4. К какой группе грибов относится мухомор?

  1. шляпочные грибы
  2. плесневые грибы
  3. дрожжи
  4. грибы-паразиты

А5. Какой буквой на рисунке 1 обозначена часть цветка, которая образует чашечку?

Рис. 1.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

А6. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисун ке 2?

Рис. 2.

  1. Водоросли
  2. Голосеменные
  3. Папоротникообразные
  4. Моховидные

А7. В настоящее время видовое разнообразие рыб составляет около...

  1. 4,5 тыс. видов
  2. 8 тыс. видов
  3. 9 тыс. видов
  4. 25 тыс. видов

А8. Под каким номером на рисунке 3 с изображением эвглены зелёной обозначен глазок (стигма)?

Рис. 3.

  1. 2
  2. 3
  3. 5
  4. 7

А9. В какую эру на Земле господствовали гигантские пресмыкающиеся, костистые рыбы, насекомые, головоногие моллюски?

  1. кайнозойскую
  2. мезозойскую
  3. палеозойскую
  4. протерозойскую

А10. Когда семенники опускаются в мошонку?

  1. незадолго до рождения
  2. во время рождения
  3. после рождения
  4. во время полового созревания

А11. На рисунке 4 показано строение нейрона. Что обозначено буквой Г?

Рис. 4.

  1. дендрит
  2. тело
  3. аксон
  4. миелиновая оболочка

А12. Какой тип иммунитета вырабатывается у человека после введения ему дифтерийной вакцины?

  1. искусственный активный
  2. искусственный пассивный
  3. естественный активный
  4. естественный пассивный

А13. В аорту кровь поступает из…

  1. правого предсердия
  2. правого желудочка
  3. левого предсердия
  4. левого желудочка

А14. В состоянии покоя человек вдыхает и выдыхает около 500 см3 возду ха. При глубоком вдохе человек может вдохнуть еще около 1500 см3 воз духа. Этот объем называется…

  1. дыхательным
  2. дополнительным
  3. резервным
  4. жизненной ёмкостью лёгких

А15. Важная функция кальция заключается в том, что он входит в состав…

  1. гемоглобина
  2. костей
  3. витамина B12
  4. гормона щитовидной железы — тироксина


А16. Сколько пар рёбер имеет человек?

  1. 2
  2. 3
  3. 7
  4. 12

А17. В какой зоне полушарий головного мозга находится обрабатывающее звено зрительного анализатора?

  1. затылочной
  2. височной
  3. лобной
  4. теменной

A18. Направленность психической деятельности, сосредоточенность на важных в данный момент предметах и явлениях — это ...

  1. ощущение
  2. внимание
  3. мышление
  4. память

А19. Определите вид травмы: изменена форма сустава, движение в нём невозможно, резкая боль.

  1. перелом
  2. ушиб
  3. вывих
  4. растяжение связок

А20. Какой из перечисленных факторов является абиотическим?

  1. симбиоз
  2. мутуализм
  3. температура
  4. хищничество

A21. На каком трофическом (пищевом) уровне располагаются бактерии и грибы, разлагающие органические останки до минеральных веществ?

  1. первом
  2. втором
  3. третьем
  4. последнем

А22. Какой из организмов относится к одноклеточным?

  1. вирус табачной мозаики
  2. пеницилл
  3. дрожжи
  4. улотрикс

А23. Плотоядные животные являются ...

  1. продуцентами
  2. консументами I порядка
  3. консументами II порядка
  4. редуцентами

A24. Какое из указанных веществ является ферментом?

  1. тиамин
  2. тироксин
  3. тирозин
  4. трипсин

А25. Где содержатся ферменты, расщепляющие углеводы?

  1. слюна, сок поджелудочной железы, кишечный сок
  2. желудочный сок, сок поджелудочной железы, кишечный сок
  3. сок поджелудочной железы, кишечный сок
  4. желудочный сок, сок поджелудочной железы



Предварительный просмотр:

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 — В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

B1. Какими органами управляет вегетативная нервная система? Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую после довательность цифр.

  1. органы пищеварительного тракта
  2. половые железы
  3. мышцы конечностей
  4. сердце и кровеносные сосуды
  5. межрёберные мышцы
  6. жевательные мышцы

Ответ: ______

B2. Установите соответствие между классами животных и их признаками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из вто рого столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАКИ

КЛАСС ЖИВОТНЫХ

  1. органы дыхания — трахеи
  2. органы дыхания — жабры
  3. три пары ходильных ног
  4. четыре пары ходильных ног
  5. развитие прямое
  6. развитие с полным и неполным превращением
  1. Ракообразные
  2. Насекомые

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

ВЗ. Установите последовательность отделов пищеварительного канала у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

  1. глотка
  2. желудок
  3. толстая кишка
  4. пищевод
  5. тонкая кишка
  6. ротовая полость

Ответ:

В4. Вставьте в текст «Промежуточный мозг» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. За пишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся после довательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ

Промежуточный мозг включает три отдела. ____ (А) — подкорковый центр всех видов чувствительности (кроме обоняния). Кроме того, он ре гулирует и координирует внешнее проявление эмоций (мимику, жесты, из менение дыхания, пульса, давления). ____ (Б) содержит центры вегета тивной нервной системы, обеспечивающие постоянство внутренней сре ды, а также регулирующие обмен веществ, температуру тела. С ним свя заны чувство голода, жажды и насыщения, регуляция сна и бодрствова ния. Он также контролирует деятельность гипофиза. ____ (В) принима ет участие в работе обонятельного анализатора. Сверху к нему прилегает эпифиз, снизу — ____ (Г).

Перечень терминов:

  1. эпифиз
  2. гипофиз
  3. таламус
  4. эпиталамус
  5. гипоталамус
  6. мозжечок

Ответ:

А

Б

В

Г



Предварительный просмотр:

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 — СЗ) используй те отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Как и почему изменяется дыхание у человека при усилении физической нагрузки?

Прочитайте текст и выполните задания С2 — СЗ.

ЖЕЛЕЗЫ

Железы — специальные органы, вырабатывающие биологически ак тивные вещества. Железы внешней секреции выделяют вещества в поло сти тела, органов или на поверхность кожи, через специальные протоки (слёзные, потовые, слюнные, железы желудка и др.). Железы внутренней секреции выделяют вещества в протекающую через них кровь и лимфу (ги пофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.). Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции, называются гор монами. Смешанные железы выполняют внешнесекреторную и внутрисек реторную функции.

Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) отвечают за образование сперматозоидов и яйцеклеток, а также синтез мужских и женских половых гормонов.

Поджелудочная железа отвечает за выработку пищеварительных фер ментов и вывод их по выводному протоку в двенадцатиперстную кишку, а также за синтез гормонов глюкагона и инсулина. Инсулин повышает про ницаемость клеточных мембран для глюкозы, что усиливает её расщепле ние в тканях, отложение гликогена и в конечном счете снижает содержание сахара в крови.

С2. Вы прочитали текст «Железы». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнительная характеристика желез

Характеристика

Половые железы

Поджелудочная железа

Тип железы

1

Смешанной секреции

2

Половые гормоны

Глюкагон и инсулин

Внешнесекреторная функция

Сперматозоиды и яйцеклетки

3

СЗ. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите от личия желез внутренней секреции от желез внешней секреции.



Предварительный просмотр:

Вариант № 7

Часть I

При выполнении заданий с выбором ответа (А1 — А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаме национной работе.

А1. Кого из перечисленных учёных считают основоположником медицины?

  1. К. Галена
  2. Аристотеля
  3. А. Везалия
  4. Гиппократа

А2. Кто сформулировал основные положения клеточной теории?

  1. Роберт Гук
  2. Антони ван Левенгук
  3. Маттиас Шлейден и Томас Шванн
  4. Рудольф Вирхов

A3. Как называется способ бесполого размножения, когда исходная мате ринская клетка делится на две или несколько более или менее одинаковых дочерних клеток?

  1. деление клеток
  2. споруляция
  3. фрагментация
  4. вегетативное размножение

А4. К какой группе грибов относится мукор?

  1. шляпочные грибы
  2. плесневые грибы
  3. дрожжи
  4. грибы-паразиты

А5. Какая группа растений изображена на рисунке под номером 4 (см. рис. 1)?

Рис. 1.

  1. мхи
  2. папоротники
  3. голосеменные
  4. покрытосеменные

А6. Какой буквой обозначено мутовчатое листорасположение (см. рис. 2)?

Рис. 2.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. А, Б и В

А7. К позвоночным животным относится …

  1. сокол
  2. аскарида
  3. осьминог
  4. вольвокс

А8. На рисунке 3 изображено животное, относящееся к типу …

Рис. 3.

  1. Круглые черви
  2. Простейшие
  3. Моллюски
  4. Кольчатые черви

А9. В какую эру на Земле произошёл расцвет древовидных папоротнико образных, образовавших «каменноугольные леса»?

  1. мезозойскую
  2. палеозойскую
  3. протерозойскую
  4. архейские

А10. Какая температура требуется для нормального протекания сперма тогенеза?

  1. температура тела
  2. ниже температуры тела
  3. выше температуры тела
  4. не имеет значения

А11. Примером какого рефлекса является поворот головы в сторону неожиданного звука?

  1. условного
  2. приобретённого
  3. безусловного
  4. индивидуального

А12. Какой иммунитет возникает после введения в организм человека ле чебной сыворотки (готовых антител)?

  1. естественный пассивный (врождённый)
  2. естественный активный (приобретённый)
  3. искусственный пассивный
  4. искусственный активный

А13. Из верхней и нижней полых вен кровь поступает в…

  1. правое предсердие
  2. правый желудочек
  3. левое предсердие
  4. левый желудочек

А14. Какой буквой на рисунке 4 обозначен орган голосообразования?

 

Рис. 4.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

А15. Какое из перечисленных заболеваний вызвано отсутствием необхо димого витамина А?

  1. бери-бери
  2. цинга
  3. куриная слепота
  4. рахит


А16. Сколько у человека пар истинных рёбер?

  1. 2
  2. 3
  3. 7
  4. 12

А17. В какой зоне полушарий головного мозга находится обрабатывающее звено слухового анализатора?

  1. затылочной
  2. височной
  3. лобной
  4. теменной

А18. Какой рефлекс является приобретённым?

  1. чихание
  2. игра на рояле
  3. глотание
  4. мигание

А19. При травмах позвоночника пострадавшего кладут…

  1. на спину
  2. на бок
  3. на спину, голову поворачивают набок
  4. лицом вниз

А20. К какому виду адаптации относятся сезонные миграции птиц?

  1. морфологическим
  2. физиологическим
  3. биохимическим
  4. этологическим (поведенческим)

А21. На каком трофическом (пищевом) уровне располагаются растения-паразиты?

  1. первом
  2. втором
  3. третьем
  4. последнем

А22. Кого из перечисленных учёных считают основоположником учения об иммунитете?

  1. Л. Пастера
  2. Г. Менделя
  3. И. И. Мечникова
  4. Ч. Дарвина

А23. Какое из воздействий человека на природу является преднамеренным (осознанным)?

  1. сокращение запасов пресной воды
  2. авария на атомной станции
  3. использование фреонов до установления факта их разрушающего воздействия на озоновый слой
  4. акклиматизация животных

А24. Какое из указанных веществ является аминокислотой?

  1. тиамин
  2. тироксин
  3. тирозин
  4. трипсин

А25. Выделительную функцию выполняют…

  1. почки, кожа, лёгкие, кишечник, потовые железы
  2. почки, кожа, лёгкие
  3. почки, кожа
  4. почки



Предварительный просмотр:

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 — В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

B1. Какие насекомые имеют развитие с полным превращением? Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. жук-навозник
  2. постельный клоп
  3. домовая муха
  4. азиатская саранча
  5. чёрный таракан
  6. капустная белянка

Ответ: ______

В2. Установите соответствие между желудочком сердца и характеристикими вытекающей из него крови. Для этого каждому элементу первого столб ца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

КРОВЬ

ЖЕЛУДОЧЕК

  1. артериальная
  2. венозная
  3. насыщена кислородом
  4. не насыщена кислородом
  5. поступает в большой круг кровообращения
  6. поступает в малый круг кровообращения
  1. левый
  2. правый

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

ВЗ. Установите правильную последовательность расположения таксоно мических единиц начиная с наименьшей. В ответе запишите соответству ющую последовательность букв.

  1. отдел Покрытосеменные
  2. семейство Паслёновые
  3. царство Растения
  4. род Паслён
  5. вид Паслён сладко-горький
  6. класс Двудольные

Ответ:

В4. Вставьте в текст «Половые железы» пропущенные термины из предло женного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последователь ность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

Половые железы являются железами смешанной секреции. В семенниках образуются мужские половые клетки — ____ (А) и мужские половые гормоны — ____ (Б). В яичниках образуются женские половые клетки — ____ (В) и женские половые гормоны — ____ (Г).

Перечень терминов:

  1. эстрогены
  2. андрогены
  3. сперматозоиды
  4. яйцеклетки
  5. антеридии
  6. архегонии

Ответ:

А

Б

В

Г



Предварительный просмотр:

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 — СЗ) используй те отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Каково физиологическое значение чихания?

Прочитайте текст и выполните задания С2 — СЗ.

ПОВРЕЖДЕНИЯ КОЖИ

Чаше всего встречаются такие повреждения кожи, как ожоги и обморожения.

Ожоги бывают химические и термические. Химические ожоги вызыва ются попаданием на кожу различных едких веществ, например, кислот и щелочей.

Термические ожоги возникают в результате воздействия высокой тем пературы (огня, раскалённых предметов, солнечных лучей).

Различают ожоги четырёх степеней. При ожогах I степени наблюдает ся стойкое покраснение кожи. При ожогах II степени появляются пузыри с тканевой жидкостью. При ожогах III степени наблюдаются разрывы пу зырей и более глубокие повреждения кожи. При ожогах IV степени кожа обугливается.

При оказании первой доврачебной помощи необходимо устранить причину ожога. При ожогах I и II степени поражённое место промыть холод ной водой и обработать спиртом или одеколоном, пузыри не вскрывать. При ожогах III и IV степени наложить стерильную повязку и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

При химических ожогах повреждённое место можно обработать 1 – 2% раствором уксусной, лимонной или борной кислоты, если ожог вызван щё лочью, или 2% раствором питьевой соды, если кожа пострадала от кисло ты.

При низкой температуре воздуха зимой, в условиях повышенной влаж ности или сильного ветра весной и осенью может наступить обморожение. Тесная промокшая обувь и одежда, длительное пребывание на холоде спо собствуют обморожению. Обычно обмораживают пальцы ног, рук, кончик носа, уши, щёки.

Признаки обморожения: I степень — потеря чувствительности, побледнение кожи; II степень — посинение кожи, появление пузырей с мут ной кровянистой жидкостью; III степень — омертвение кожи, образование рубцов; IV степень — некроз (омертвение) кожи и мягких тканей.

При первых признаках обморожения повреждённый участок необходи мо согреть (поместить пострадавшего в тёплое помещение, дать согреваю щее питьё, растереть побелевший участок тела чистыми руками или носо вым платком, наложить согревающую повязку). При обморожениях II — IV степени на повреждённые участки тела следует наложить стерильную согревающую повязку и отправить в медицинское учреждение.

С2. Вы прочитали текст «Повреждения кожи». Заполните а таблице «Сравнительная характеристика повреждений кожи» графы, обозначен ные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнительная характеристика повреждений кожи

Вид повреждения кожи

Причина

Признаки

Ожог II степени

1

2

3

Длительное пребывание на холоде зимой

Посинение кожи, пузыри с мутной кровянистой жидкостью

СЗ. Используя содержание текста «Повреждения кожи» и знания курса, объясните, какой человек на морозе (пьяный или трезвый) и почему быст рее замёрзнет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение разноуровневых задач по физике на этапе подготовки учащихся профильного класса к сдаче ЕГЭ

В последние годы на изучение физики в  10-11 классах   отводится  различное  число часов в неделю (от 2до 6), в  зависимости от учебного плана школы. Поэтому перед...

Комплексный подход в подготовке учащихся 9 классов к сдаче выпускного экзамена в новой форме

Подготовка к итоговой аттестации учащихся 9 классов  - это комплекс учебной, психолого-педагогической и воспитательной работы...

Основные принципы подготовки учащихся сдачи экзаменов по математике 9-11 класс.

Изложены основные принципы подготовки  к экзамену по математике на  основе многолетней практики.Предлагаются шаги упрощающие подготоку учащихся к экзамену по математике.Даются рекомендации д...

"Экзамен...Ваша помощь при подготовке к выпускным экзаменам"

Уважаемые родители! Вот и настала пора экзаменов.Предлагаю Вам рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки и проведения выпускных экзаменов. Экзамен - это одна изформ проверки сил Ваших ...

Конспект психокоррекционного занятия на тему: «Психологическая подготовка учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов».

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов. Автором предложено психокоррекционное занятие, посвященное подготовке девиантных подростков к успешной сдаче итоговых экзаменов з...

От эффективных форм и методов подготовки к ГИА к успешной сдаче выпускных экзаменов

Подготовка к ГИА – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.Для успешной сдачи ГИА учащимся необходима мотивация. Больши...