Рабочая программа 8 класс по биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Рабочая программа по биологии 8 класс автор учебника Д.В.Колесов,Р.Д.Маш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_uchebnogo_kursa_8_klass.doc564.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено        Согласовано                                       Утверждено

 на заседании МО        зам. директора по УВР                      директор школы

                         

Рабочая программа учебного курса

по биологии

для 8 класса

        к учебнику:  

  Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев

« Биология. Человек. 8 класс»

        

                               учитель: Федотова С. П.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Планируемые результаты», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М. /Вентана-Граф, 2006;

№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов в календарно-тематическом планировании

Введение

1

1

Организм человека. Общий обзор.

5

5

Опорно-двигательная

система

8

8

Кровь и кровообращение

9

9

Дыхательная система

5

5

Пищеварительная система

7

7

Обмен веществ и энергии. Витамины

3

3

Мочевыделительная система

2

2

Кожа

3

3

Эндокринная система

2

2

Нервная система

5

5

Органы чувств. Анализаторы

5

5

Поведение и психика

7

7

Индивидуальное развитие организма

5+1

5+1

Содержание курса

Введение (1ч)

        Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

Общий обзор организма человека (5 ч)

Структура тела, место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

        Опорно-двигательная система (8ч)

Скелет. Строение, состав и соединение костей.  Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Мышцы человека. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Кровь и кровообращение (9 ч)

Внутренняя среда. Значение крови её состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы.  Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. ПМП при кровотечениях.

Дыхание (5 ч)

Значение дыхания и органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

        Пищеварение (7 ч)

Значение и состав пищи. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.

        Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов. Витамины.

Выделение (2 ч)

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Кожа (3 ч)

Кожа. Значение и строение. Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах.

Эндокринная система (2 ч)

Железы внешней и внутренней секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Нервная система ( 5 ч)

Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система, строение и функции, нейрогуморальная регуляция. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их значение.

Органы чувств и анализаторы (5 ч)

Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Поведение и психика (7 ч)

Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретенные формы поведения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание.

Динамики работоспособности. Режим дня.

Индивидуальное развитие организма (5ч + 1 ч итоговый контроль)

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания человека. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде  наркогенных веществ. Личность и её особенности.

Календарно-тематическое планирование

        

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов


Дата

План/факт

Тип урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты

Виды

Контроля

Л/р , П/р

Д/З.

Оборудование

Введение

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.; их значение и использование в собственной жизни.

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.


Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Вопросы после введения, суть основных понятий на с. 5, вопросы после.    § 1.


торс человека, таблица

 Организм человека. Общий обзор.  

Общий обзор организма человека.  Место человека в живой природе

5



1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.








Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения. Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью

фронтальный

опрос, индивидуальный опрос письменный и устный опрос

§ 2.

торс человека, таблицы

Клетка, её строение, химический состав,  жизнедеятельность

2

Комбинированный урок.

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть:

органоиды клетки; •   процессы  жизнедеятельности клетки; •роль ферментов в процессе обмена веществ.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать   сущность процессов   обмена   веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

фронтальный

опрос, индивидуальный опрос

§ 3.

таблицы, оборудование для опыта

Ткани животных и человека

3

Комбинированный урок.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Давать  определение  понятию  ткань. Изучать     микроскопическое строение тканей. Рассматривать     готовые микропрепараты  и  описывать ткани человека. Называть  основные  группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать    соответствие между строением тканей   и   выполняемыми   функциями.

 Использовать знания о методах  изучения  организма  в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

самостоятельная работа

Л/р №1Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.

§ 4.

таблицы, микроскопы, микропрепараты

Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция

4









Комбинированный урок.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер        деятельности

нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга; чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Органы. Системы органов.

Давать  определения  понятиям:   ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать   сущность регуляции жизнедеятельности организма.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

П/р№1 Получение мигательного рефлекса и его торможения.

§ 5.

таблицы, микроскопы, микропрепараты

Контроль знаний по теме   «Общий    обзор организма человека».


5

Урок контроля и оценки знаний (входной контроль).

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.


Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 32-33.

тестирование

задания на с. 32-33 « Проверьте себя»

набор заданий

Опорно-двигательная

система

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

8




1





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.






Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы.
Строение опорной системы:
скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи,
связки. Строение кости:
компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (не подвижные, полуподвижные  подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.






Называть:

•особенности строения скелета человека;

•функции опорно - двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

*Устанавливать      взаимосвязь:

между строением и функциями костей;

между строением и

функциями скелета.






Л/р№ 2 Строение костной ткани.

Л/р№3 Состав костей.

§ 6






скелет человека, череп, таблицы, распилы костей, микроскопы, микропрепараты

Скелет головы и скелет туловища

2

Комбинированный урок.

Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

Называть особенности строения

строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; 'Устанавливать взаимосвязь:

между строением и функциями скелета.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 7.

скелет человека, череп, таблицы, набор позвонков

Скелет конечностей

3

Комбинированный урок.

Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; 'Устанавливать взаимосвязь:

между строением и функциями скелета.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

П/р№2 Роль плечевого пояса в движении руки.

П/р№4 Функции костей при повороте кисти.

§8.

скелет человека, череп, таблицы, набор позвонков

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей

4

Комбинированный урок.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

Травмы: перелом, вывих, растяжение связок

Использовать приобретенные знания и умения для:

соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;

оказания первой помощи при травмах

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос,

§ 9.

торс скелет человека, шины и перевязочный материал

Мышцы человека. Работа мышц

5

Комбинированный урок.

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные и диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения, регуляция мышечных движений.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

 

самостоятельная работа

П/р№4 Утомление при статической и динамической работе.

§ 10, 11.

 

таблицы, микроскопы, микропрепараты

Нарушение осанки и плоскостопие

6

Комбинированный урок.

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Использовать приобретённые знания и умения для:

Проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдений мер профилактики нарушения осанки.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

П/р№5 Проверяем правильность осанки. П/р№6 Есть ли у вас плоскостопие. П/р№7 Гибок ли ваш позвоночник

§12.

скелет  человека, таблицы

Развитие опорно-двигательной системы

7

Комбинированный урок.

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: рол зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия.

Использовать приобретённые знания и умения для:

Профилактики заболеваний ОПС.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.

§ 13.

скелет человека, таблицы, диафильм

Зачет «Опорно-двигательная система»

8

Урок контроля и оценки знаний

Контроль уровня усвоения материала изученной темы

Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов

Тестирование

Задания на с. 66-67 « Проверьте себя»

набор заданий

Кровь и кровообращение

 Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

9


1


Комбинированный урок.

















Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма.

















Называть    признаки биологических объектов:
•составляющие      внутренней
среды организма;
•составляющие   крови   (форменные элементы);
•составляющие плазмы.
Характеризовать  сущность
биологического         процесса свертывания крови.
Рассматривать     готовые микропрепараты  крови  человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. *Устанавливать      взаимосвязь   между   строением   и функциями крови



Л/р№4 Сравнение крови человека с кровью лягушки.

§ 14.




таблицы, микроскопы, микропрепараты, диафильм






















Иммунитет.

2

Комбинированный урок

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоид- ная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный) Факторы, влияющие на иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечникова в области иммунитета.



Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета.

 Объяснять  проявление  иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения      мер     профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 15.

скелет человека, череп, таблицы, портреты

Тканевая        совместимость   и   переливание крови.

3

Комбинированный урок.

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор. Белки эритроцитов А, В, антитела а, р.

Называть особенности организма человека, его строения и   жизнедеятельности:    свою группу крови, резус-фактор. Анализировать    и    оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в   различных источниках      биологическую информацию   по   проблеме пересадки   органов и тканей, об  использовании  донорской крови.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 16.

таблица, дид. материал

Строение     и      работа сердца.

4

Комбинированный урок

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).

Называть:

•особенности  строения  организма человека - органы дыхательной системы; «признаки (особенности   строения)   биологического объекта - сердца.

Распознавать и описывать на таблицах: •систему  органов  кровообращения;       •органы     кровеносной системы.

Описывать сущность биологического    процесса:    работу сердца. 'Устанавливать      взаимосвязь   между   строением    и функциями сердца.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 17.

таблицы, учебный фильм, дид. материал, разборная модель сердца человека

Круги кровообращения.

5

Комбинированный урок

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения.

Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены.

Называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообращения;

•органы кровеносной системы.

Характеризовать: •сущность        биологического процесса   -   транспорта   веществ;

•сущность большого и малого
кругов кровообращения.
*Устанавливать      взаимосвязь   между   строением   и
функциями кровеносных
сосудов

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 17.

таблицы, учебный фильм

Движение лимфы

6

Комбинированный урок

Лимфатическая  система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.

Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Называть особенности

строения организма человека - органы лимфатической системы.

Распознавать и описывать на таблицах: •систему лимфообращения; •органы   лимфатической системы.

Характеризовать: •сущность        биологического процесса   -   транспорта    веществ;

•сущность        биологического процесса - лимфообращения. Устанавливать        взаимосвязь между кровеносной  и лимфатической системой.

самостоятельная работа

П/р№8 Кислородное голодание.

§ 18.

таблицы

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

7

Комбинированный урок

Кровеносная  система.  Причины движения крови по сосудам.  Давление  крови  на стенки   сосуда.   Измерение артериального      давления. Артериальное       давление: верхнее,   нижнее.      Пульс. Частота   сердечных   сокращений.  Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная    регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы.  Гуморальная  регуляция. Симпатический и блуждающий нервы. Вещества,   регулирующие  работу сердца: адреналин,     ацетил-холин.

Характеризовать   сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции    жизнедеятельности организма; •автоматизма          сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать       приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

П/р№9 Пульс и движение крови. П/р№10 Определение скорости кровотока  в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки. П/р№11 Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу. П/р№12 Доказательство вреда курения.

§19,20.

таблицы, диафильм, манометр

Предупреждение   заболеваний сердца и сосудов. Первая    помощь    при кровотечениях.

8

Комбинированный урок

Сердечно-сосудистые  заболевания, причины и предупреждение (гипертония,  гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс.   Частота   сердечных сокращений.    Функциональная  проба.  Культура  отношения к собственному здоровью   и   здоровью   окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил    здорового   образа жизни.   Вредные   привычки, их   влияние   на   состояние здоровья. Факторы риска - гиподинамия. Артериальное,   венозное   и капиллярное   кровотечения. Приемы    оказания    первой помощи при кровотечении. Жгут.    Закрутка.    Давящая повязка Тренированное и нетренированное сердце. Тренировочный эффект.

Анализировать    и    оценивать влияние факторов риска на здоровье (нормальную работу        сердечно-сосудистой системы). Использовать        приобретенные знания для: •проведения  наблюдений  за состоянием  собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). Использовать        приобретенные знания для оказания первой  помощи  при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника     биологическую     информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 99-100.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

П/р№13 Функциональная сердечно - сосудистая проба.

§21,22.

таблицы, манометр, часы, перевязочные материалы

Зачет «Кровь и кровообращение».

9

Урок контроля и оценки знаний.

Контроль уровня усвоения материала изученной темы

Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов

Тестирование

Задания на с. 99-100 « Проверьте себя»

набор заданий

Дыхательная система

Значение дыхания. Органы дыхания.

5

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дыхание.  Система  органов дыхания     (верхние    дыхательные пути, гортань - орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система   органов   дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

Называть  особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и    описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать   сущность биологического процесса   дыхания. *Устанавливать      взаимосвязь   между   строением   и функциями органов дыхания.

Вопросы после 23

§ 23.

таблицы, рельефная таблица, гортань человека










Строение лёгких. Газообмен   в  легких  и тканях.

2

Комбинированный урок.

Система органов дыхания. Лёгкие. Пристеночная и лёгочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в лёгких и тканях. Диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, венозная кровь, альвеолярный воздух.

Характеризовать:

•сущность       биологического процесса дыхания; •транспорт веществ. Характеризовать  сущность процесса    регуляции    жизнедеятельности организма. *Устанавливать      взаимосвязь   между   строением   и функциями органов дыхания. *Устанавливать      взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать        приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

Л/р№5 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

§ 24.

таблицы, учебный фильм, гортань человека, дид. материал

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

3

Комбинированный урок.

Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Грудная полость. Межрёберные мышцы. Диафрагма. Грудная полость Модель Дондерса. Эмфизема лёгких. Нейро - гуморальная регуляция дыхания. Дыхательный центр продолговатого мозга. Высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга.

Понимать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

фронтальный

опрос, самостоятельная работа

Л/р№6 Дыхательные движения. П/р№14 Измерение обхвата грудной клетки.

§ 25, 26.

таблицы, дидактический материал

Гигиена дыхания.

4

Комбинированный урок.

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние .  

Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек ( курение).

фронтальный

опрос

П/р№15 Определение запылённости воздуха в зимнее время.

§ 27.

таблицы, дид. материал

Первая помощь при поражении органов дыхания. Контроль    знаний    по теме «Дыхание».

5

Урок контроля и оценки знаний.

Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Контроль уровня усвоения материала изученной темы

Использовать приобретённые знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 120-121.Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов

Тестирование

Задания на с. 120-121 « Проверьте себя»

§ 28.

набор заданий, таблицы

Пищеварительная система

Значение и состав пищи.

7

1

Комбинированный урок.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Называть   питательные   вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять   роль   питательных веществ в организме.

Характеризовать   сущность процесса питания.

Вопросы после 29

§ 29.

таблицы, торс человека








Органы пищеварения.

2

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Называть           особенности строения организма человека -   органы    пищеварительной системы.

Распознавать     и    описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать   сущность биологического  процесса  питания, пищеварения. *Устанавливать      взаимосвязь   между   строением   и функциями   органов   пищеварения.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

П/р№16 Местоположение слюнных желез.

§ 30.

таблицы, торс человека

Пищеварение в ротовой полости.        

3

Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определение понятиям:   фермент,   рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать: •   сущность     биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении.

Описывать   и   объяснять  результаты опытов.

Характеризовать   сущность процесса    регуляции    жизнедеятельности организма.

Использовать       приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

самостоятельная работа

Л/р№7 Действие ферментов слюны на крахмал.

§ 31, 32.

таблицы, череп человека, дид. материал

Пищеварение в желудке.

4

Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль

ферментов в пищеварение. Пищеварение    в    желудке.

Желудок,     слои    желудка. Пищеварительные  ферменты   желудка.   Желудочный сок.     Пепсин.     Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Безусловный

рефлекс, условный       рефлекс, пищевой    корковый  центр,  зрительный корковый  центр,  временная связь, условное и безусловное торможение.  Исследования И. П.  Пав-

лова   в   области

пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент,     рефлекс,  безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

•   сущность     биологического процесса питания, пищеварения;

• роль ферментов в пищеварении.

Описывать   и   объяснять результаты опытов.

Характеризовать   сущность процесса    регуляции    жизнедеятельности организма.

*Устанавливать     взаимосвязь   между   строением   и

функциями   органов   пищеварения.

Использовать        приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

Л/р№8 Действие ферментов желудочного сока на белки.

§ 32.

таблицы, учебный фильм, дид. материал

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

5

Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль

ферментов в пищеварении.

Переваривание пищи в двенадцатиперстной  кишке

(ферменты    поджелудочной железы, роль желчи в пище-

варении). Всасывание питательных веществ. Строение

и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Давать определение понятию фермент.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

•   сущность     биологического процесса питания, пищеварения;

• роль ферментов в пищеварении.

Описывать    и   объяснять результаты                   опытов.

'Устанавливать      взаимосвязь   между   строением   и

функциями   органов   пищеварения.

Анализировать    и    оценивать факторы риска для здоровья.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§33.

таблицы, дид. материал

Регуляция пищеварения

6

Комбинированный урок.

Нейро - гуморальная регуляция пищеварения: нервная( безусловный рефлекс, условный рефлекс, пищевой и корковый центр, зрительный корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение) и гуморальная регуляция пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Режим питания.

 Понимать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма, использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§34.

таблицы, кодоскоп, кодопленки

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Контроль знаний по теме «Пищеварение».

7

Комбинированный урок

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатит.  Контроль уровня усвоения материала

Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, для оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, для проведения наблюдений за состоянием своего здоровья. Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов

Тестирование

Задания на с. 145-146 « Проверь себя»

§ 35.

набор тестов

Обмен веществ и энергии. Витамины.

Обменные процессы в организме.

3



1




Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.




Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.




Давать определение понятиям:  пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать:

•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен   веществ   как  основу жизнедеятельности организма человека.




§36.




таблицы

Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов.

2

Комбинированный урок.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:

•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен   веществ   как   основу жизнедеятельности организма человека.

Использовать        приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ; рациональной организации труда и отдыха.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р №17 Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

§ 37.

таблицы, дид. материал

Витамины.

3

Комбинированный урок.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Называть  основные   группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль вита- гипервитаминозы А, В1, С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.






фронтальный

опрос, самостоятельная работа

§ 38.

таблицы, дид. материал


Мочевыделительная система

Строение и работа почек.

2

1

Комбинированный урок.

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Роль   различных систем в удалении      ненужных вредных         веществ,  образующихся    в    организме.    Образование первичной и вторичной мочи.

Называть  особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы;      другие   системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать    и    описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать   сущность биологического  процесса  выделения и его роль в обмене веществ.

Устанавливать      взаимосвязь   между   строением   и функциями   органов   мочевыделительной системы.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 39.

таблицы, дид. материал, муляж, барельеф

Предупреждение   заболеваний  почек.   Питьевой режим.

2

Комбинированный урок.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма.    Гигиеническая      оценка питьевой воды.

Использовать        приобретенные знания для: •соблюдения   мер   профилактики    заболеваний     выделительной системы; •профилактики  вредных  привычек.

Анализировать    и    оценивать   воздействие   факторов риска на   здоровье.

фронтальный

опрос, индивидуальный  устный опрос

§40.

таблицы, дид. материал, муляж, барельеф

Кожа

 Кожа.      Значение строение кожи.

3

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.


Называть        особенности строения кожи человека;  функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.


фронтальный

опрос, индивидуальный  устный опрос

П/р № 18 Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

§ 41.


таблицы, дид. материал, барельеф












Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

2

Комбинированный урок.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. Нарушение кожных покровов и их причины.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и    жизнедеятельности организма.

 Анализировать   и   оценивать  воздействие  факторов риска на здоровье.

Использовать       приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

фронтальный

опрос

§ 42, 43.

таблицы, дид. материал, барельеф

 Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Контроль знаний по темам « Обмен веществ. Выделение. Кожа».

3

Комбинированный урок.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и профилактика ранений.

Контроль уровня усвоения материала изученной темы.

Использовать        приобретенные знания для: •соблюдения   мер   профилактики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 171

фронтальный

опрос, самостоятельная работа. задания на с. 171-172 « Проверь себя»

§ 42, 43.

таблицы, дид. материал

Эндокринная система

Железы внешней, внутренней    и    смешанной секреции.

2


1



Комбинированный урок.



Эндокринная  система.  Железы внешней и внутренней секреции,   их   строение   и функции.



Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции.

Различать железы  внутренней секреции и железы внешней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.




§44.



таблицы, муляжи



Роль гормонов в обмене   веществ,   росте   и развитии организма.

2

Комбинированный урок.

Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией   (карликовость)  и гиперфункцией    (гигантизм) гипофиза);   гормоны   щитовидной    железы    (болезни щитовидной  железы:   базедова    болезнь,    слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, заболевание   сахарным   диабетом).  Гормоны  надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям).   Болезни,   связанные   с   гипофункцией   и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез.

Давать определение понятию гормоны. Называть  заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией    эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать    и    оценивать   воздействие  факторов риска на здоровье.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 45.

таблицы, муляжи, диафильм

Нервная система

Значение    и    строение нервной системы.

5


1


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.



Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.



Давать  определения понятию рефлекс.

Называть:

•особенности  строения  нервной системы;

•принцип деятельности нервной системы;

•функции нервной системы. Распознавать     и    описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

*Устанавливать      взаимосвязь   между   строением   и функциями нервной системы. Составлять   схему   рефлекторной дуги простого рефлекса



фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р № 19 Действие прямых и обратных связей.

§ 46.



таблицы, дид. материал













Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогуморальная регуляция.

2

Комбинированный урок

Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела.
Симпатический и парасимпатический подотделы.
Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и
эндокринной систем.

Называть:

•отделы нервной системы, их функции;

•подотделы         вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической  и  вегетативной  нервной системы. Характеризовать: •сущность   регуляции   жизнедеятельности организма; •роль нервной системы  и гормонов в организме. *Устанавливать      взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

фронтальный

опрос, самостоятельная работа. П/р № 20 Штриховое раздражение кожи.

§ 47, 48.

таблицы, дид. материал

Строение    и    функции спинного мозга.

3

Комбинированный урок

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения      деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть:

•особенности  строения  спинного мозга; •функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.

Характеризовать:         роль спинного мозга    в регуляции жизнедеятельности организма.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 49.

таблицы, дид. материал

Отделы головного мозга, их значение.

4

Урок изучения нового материала

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество    головного    мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг:    таламус и гипоталамус.   Большие   полушария   головного   мозга, доли (лобная, теменная, затылочная,   височные).  Аналитико-синтетическая  функция коры больших полушарий. Нарушения      деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть:

•особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции   отделов   головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать:  роль  головного мозга     в  регуляции жизнедеятельности организма и поведения организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 194-195.




фронтальный

опрос. П/р № 21 Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.

§ 50.

таблицы, дид. материал, разборная модель головного мозга

Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы».

5

Урок контроля и оценки знаний.

Контроль уровня усвоения материала изученной темы

Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов

Тестирование

Задания на с. 194-195 « Проверь себя»

набор заданий

Органы чувств. Анализаторы.

Значение           органов чувств и анализаторов.

5



1




Урок изучения нового материала




Органы  чувств,   их  роль  в жизни    человека. Анализаторы.  Рецепторы,  проводящие   пути,   чувствительные зоны коры больших полушарий.




Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

 Называть:

•органы чувств человека; •анализаторы;

 Распознавать и описывать на таблицах основные части органов   обоняния,   осязания, вкуса и их анализаторов. Характеризовать  роль  органов чувств и анализаторов в жизни человека.




§ 51.




таблицы










Орган   зрения   и   зрительный анализатор.

2

Комбинированный урок

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

Называть  особенности строения   органа   зрения     и зрительного анализатора.

Распознавать    и    описывать на таблицах основные части  органа  зрения   и  зрительного анализатора. Объяснять   результаты   наблюдений. *Устанавливать      взаимосвязь   между   строением   и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р № 22 Сужение и расширение зрачка. П/р № 23 Принцип работы хрусталика. П/р № 24 Обнаружение слепого пятна.

§ 52.

таблицы, дид. материал, диафильм, череп

Заболевания и повреждения глаз.

3

Комбинированный урок

Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

 Анализировать    и    оценивать: •воздействие факторов риска на здоровье; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать        приобретенные знания для: •соблюдения   мер   профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; •профилактики  вредных  привычек.

фронтальный

опрос, фронтальный

опрос, индивидуальный  устный опрос

§ 53.

таблицы, дид. материал, диафильм, разборная модель глаза

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

4

Комбинированный урок

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспримающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия.

Называть особенности

строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать:

•воздействие факторов риска для здоровья;

•влияние собственных поступков на здоровье. Использовать        приобретенные знания для: •соблюдения   мер  профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики  вредных привычек.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.211-212.

фронтальный

опрос, индивидуальный  устный опрос

П/р № 25 Проверьте ваш вестибулярный аппарат.

§ 54.

таблицы, дид. материал, разборные  модели

глаза и уха  

Органы Осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы».

5

Комбинированный урок

Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико – синтетической деятельности коры больших полушарий. Контроль уровня усвоения материала изученной темы

Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий. Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия темы, работать с различными вилами тестов

Тестирование

П/р № 26 Раздражение тактильных рецепторов. Задания на с. 211-212 « Проверь себя»

§ 55.

набор заданий

Поведение и психика

Врождённые и приобретённые формы поведения.

7


1



Урок изучения нового материала



Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.



Давать   определения     понятиям:   безусловные   рефлексы, условные рефлексы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга;

•биологическое  значение  условных  и  безусловных  рефлексов;

•сущность   регуляции   жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для  рациональной организации труда и

отдыха.




П/р № 27 Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.

§ 56, 57.




таблицы, разборная модель головного мозга












Закономерности работы головного мозга.

Комбинированный урок

Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Открытие И. М. Сеченовым центрального торможения. Работы И. П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения- торможения. А. А. Ухтомский. Открытие явления доминанты.       

Давать определение понятиям:  безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть   принцип   работы нервной системы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга;

•сущность   регуляции   жизнедеятельности организма.

Использовать        приобретенные знания для  рациональной организации труда и отдыха.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 58.

схемы, учебный фильм

Биологические   ритмы.

Сон и его значение.

Комбинированный урок

Биологические  ритмы.   Сон

(фазы сна) и бодрствование,

значение сна.

Характеризовать   значение сна для организма человека.

Использовать        приобретенные знания для:

•рациональной     организации труда и отдыха; •проведения   наблюдений   за состоянием собственного организма.

фронтальный

опрос, индивидуальный  опрос

§ 59.

учебный фильм, дид. материал

Особенности     высшей нервной   деятельности человека. Познавательные процессы.

Комбинированный урок

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения   человека (речь, память, мышление), их значение.

Использовать        приобретенные знания для: •проведения   наблюдений   за состоянием собственного организма; •организации    учебной    деятельности   (формирования   и сохранения    знаний, умений, навыков).

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§ 60.

учебный фильм, дид. материал

Воля и эмоции. Внимание.

Комбинированный урок

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения   человека (эмоции), их значение. Использовать        приобретенные знания для: •проведения   наблюдений   за состоянием  собственного организма; •организации    учебной    деятельности   (формирования   и сохранения    знаний, умений, навыков).

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос. П/р № 28 Изучение внимания при различных условиях.

§ 61.

учебный фильм, дид. материал

61























62





Динамика      работоспособности. Режим дня.




















Контроль знаний по теме « Поведение и психика»
























1

Комбинированный урок






















Комбинированный урок


Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.






Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Давать  определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья.

Использовать        приобретенные знания для: •рациональной     организации труда и отдыха; •проведения   наблюдений   за состоянием собственного организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.236-237 «Проверьте себя».

Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье, уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 236-237 «Проверь себя»


фронтальный

опрос, индивидуальный  опрос

§ 62.




















Задания на с. 236-237 « Проверь себя»

дид. материал

63

Индивидуальное развитие человека.

Половая система человека.

5+1




1




Урок изучения нового материала

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу.


Называть        особенности строения женской и мужской половой систем.

Распознавать и описывать на таблицах:

•женскую и мужскую половые системы;

•органы   женской   и   мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

индивидуальный устный опрос

§ 63.

учебный фильм, барельефы, муляжи














64

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

2

Комбинированный урок

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

индивидуальный письменный опрос

§ 64.

барельеф, дид. материал, кодоскоп, кодопленка

65

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

3

Комбинированный урок

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Давать определение понятиям размножение, оплодотворение.

Характеризовать   сущность процессов размножения и развития человека. Использовать        приобретенные знания для: •соблюдения   мер   профилактики      заболеваний,      ВИЧ-инфекции;

•профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

фронтальный опрос

§ 65.

барельеф, кодоскоп, кодопленка

66

 О вреде наркогенных веществ.

4

Урок   комплексного   применения ЗУН.

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на
здоровье и судьбу человека.

Объяснять зависимость собственного  здоровья     от  состояния окружающей среды.

Проводить самостоятельный   поиск   биологической информации о влиянии факторов      окружающей   среды, факторов риска на здоровье.

Анализировать      и   оценивать    влияние факторов  окружающей   среды,   факторов риска на здоровье.

 Использовать         приобретенные знания для  соблюдения      мер профилактики вредных   привычек   (курение, алкоголизм, наркомания).

фронтальный

опрос, индивидуальный  устный опрос

§ 66.

кодоскоп, кодопленка, дид. материал

67

Личность и её особенности.

5

Комбинированный урок

Психологические   особенности личности: темперамент, характер,  интересы,  склонности,  способности.  Значение          интеллектуальных, творческих   и   эстетических потребностей. Цели и мотивы   деятельности.   Индивидуальные особенности личности:  способности,  темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии   психики   и   поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в    окружающей    среде,    в опасных    и    чрезвычайных ситуациях как основа безопасности  собственной жизни.

Называть     психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать       приобретенные знания для: •рациональной     организации труда и отдыха; •соблюдения  правил поведения в окружающей среде.

Находить в тексте учебника   биологическую   информацию, необходимую для выполнения заданий «Проверьте себя» нас. 259-260.

фронтальный

опрос, индивидуальный письменный и устный опрос

§67.

учебный фильм, дид. материал

набор тестов

68

Контроль    знаний учащихся   по курсу «Человек».

1

Урок контроля и оценки знаний.

Контроль уровня усвоения основных понятий курса

Уметь ориентироваться в материале, использовать основные понятия курса, работать с различными вилами тестов

тестирование

набор тестовых заданий

Литература

Рабочие программ мы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, образцы контрольно-измерительных материалов, Москва, «Глобус», 2007

Биология. Человек. 8 класс учебник,  Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов, Москва, «Вентана - Граф» 2009

 Биология 8 класс, занимательные материалы, А.В. Зубрицкая, Волгоград «Корифей», 2005

 Биология. Человек. 8 класс, методическое пособие, Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов, Москва, «Вентана - Граф» 2009

Я познаю мир. Медицина, Москва 2002

Биология. Человек. 8 класс, тестовые задания, С.И. Гуленков, Н.И. Сонин, Москва «Дрофа», 2007

Биология. Человек. 8 класс, тетрадь для оценки качества знаний к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек», В.Н. Семенцова, В.И. Сивоглазов, Москва «Дрофа», 2006

Биология человека в таблицах, рисунках и схемах, Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов, Москва, 2008

Биология. Человек. 8 класс, поурочные планы по учебнику А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша, Москва «Учитель», 2008

 Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008

Биология 7-8 классы. Дидактические материалы к разделу, А.В. Пименов, Е.А. Пименов, Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2006

Биология. Животные, 7-8 класс, рабочая тетрадь. Тестовые задания к основным учебникам. Москва, «Эксмо», 2007

Программы. Природоведение. Биология. Экология. Москва Издательский центр « Вента – Граф» 2008.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа консультаций по биологии "Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ"

Современная  система школьного   образования ставит задачу приобретение интегрированных   умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемы...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа (ФГОС) по биологии для 5 и 6 классов по программе И.Н. Пономаревой.

Рабочие программы ФГОС по биологии для 5 и 6 классов, составленные на основе авторской программы проф. Пономаревой И.Н....

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...