Основы наследственности. Решение генетических задач.
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Хуснутдинова Лариса Борисовна

Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интеллектуальном казино,  чтоб восстановить набор хромосом. Также восстановить  набор хромосом можно в зоне восстановления генов, если не удасться. то произойдет парад синдромов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie__reshenie_geneticheskih_zadach.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая  игра- путешествие: Основы наследственности и изменчивости.

Цели: контроль и обобщение знаний по теме; повышение уровня мотивации к обучению; поощрение класса или группы, успешно освоивших данную тему.

Виртуальное путешествие по выбранному маршруту  космическими экипажами и возвращение на Землю с сохранением исходного количества хромосом. В начале путешествия у каждого члена команды 46  хромосом. В ходе игры за каждую решенную задачу команде будет начисляться определенное количество генов, за нерешенную задачу будет отниматься определенное количество генов(количество генов указано на каждом этапе). В ходе игры из 30 генов можно создать одну хромосому.

Ваша задача- вернуться на землю из космического путешествия  с полным кариотипом 46 хромосом, если количество хромосом не соответствует 46,-вы придумываете синдромы и устраиваете парад синдромов.

Маршрутный лист

Название экипажа

Остановки маршрута

Гены

Хромосомы

Например, Внуки Джигурды.

Детектор лжи

Мир Чернобыля

Мир Богемы

Сказочный мир

Астероид

Космическое казино

Конец путешествия. Парад синдромов.

Общие гены команды –

Общее количество  хромосом-

Ход игры

1.Вводное слово

Вам  предлагается виртуальное путешествие на космическом корабле на астероид 3388-К в экспериментальной ракете с таким мощным двигателем , что при изменении режима его работы количество генов может изменяться! Ваша задача вернутся из путешествия с исходным  полным  кариотипом-46 хромосом.

Учтите, в ракете обменный генетический курс установлен так: 1 хромосома=30 генов

Прежде чем разрешить вам вылет нужно пройти детектор лжи. В ракете нельзя будет врать. Любой, сказавший неправду на детекторе лжи потеряет одну хромосому. Вам осталось придумать название своей команды. Название придумать любое, но визитку и приветствие  по заглавным буквам. Например, название команды-внуки Джигурды, а приветствие по буквам АМВС « А мы вас сделаем»

1. Экипаж-АВСД

2. Экипаж-СЖОП

3. Экипаж-ВЫСБ

4. Экипаж АБВГ

5. Экипаж МАКБ

  2. ДЕТЕКТОР ЛЖИ

1.Например, степень пигментации кожи определяется двумя парами (на самом деле – большим количеством) генов. В соответствии с этим по данному признаку людей можно условно разделить на 5 фенотипов: негры (ААВВ), темные мулаты (ААВb или АаВВ), средние мулаты (АаВb, ааВВ или ААbb), светлые мулаты (Ааbb или ааВb) и белые (ааbb).

Какое наследование лежит в основе действия?

(Правильный ответ- полимерное)

2.Чему равно число групп сцепления

(Правильный ответ- равно гаплоидному числу хромосом.)

Сколько групп сцепления у человека? (23)
3.
 Распишите, сколько типов гамет будет образовывать тригетерозиготаТ АаВbСс

(Правильный ответ- 8 типов гамет)

4.Расстояние между генами С и D – 4,6 морганид. Определить процент гамет каждого типа: CD, cd, Cd и cD, продуцируемых дигетерозиготным организмом.

Правильный ответ

(Cd – 2,3%; cD – 2,3%; CD – 47,7%; cd – 47,7%.)

З.ПОЛЕТ В РАКЕТЕ.

Итак, вы в ракете. Прежде чем вылететь за пределы Земли, необходим пробный полет в Чернобыльский мир.

В каждой из миров вам придется на каждой остановке решать задачи. На каждом маршруте  по 3 остановки, и на каждой можно получить или потерять 30 генов  командам.

А.ЧЕРНОБЫЛЬ

1. Хронический запор-заболевание, вызванное образованием дополнительных клапанов на прямой кишке. Этот признак рецессивен. Но у гетерозигот наблюдается удлинение акта дефекации, что видно по сильно выпученным глазам. Определите возможные формы проявления заболевания у детей в семье, если один из родителей имел выпученные глаза, а другой ходил в туалет раз в год.

Правильный ответ

 а – запор, А-норма

Р: ♀Аа        ♂  аа

F  Аа(норма); аа(запор)

2. Безмозглая женщина, отец и мать которой также были безмозглые, вышла замуж за безмозглого мужчину. У них родился ребенок, имеющий мозг. Как наследуется признак?

А-безмоз., а-имеющий мозг

Правильный ответ

Р: ♀Аа        ♂  Аа

F  АА, Аа, Аа,аа-безмозг- 25 %(2 закон Менделя)

3. Известно, что мягкие зубы  и волосатые губы –доминантные гены, расположенные в разных парах  аутосом. Женщина с твердыми зубами и волосатыми губами обманом вступила в брак  с мягкозубым мужчиной, не имеющим волос на губах. Какова вероятность того, что первый мягкозубый ребенок будет всю жизнь брить губы.

(два варианта решения задач, решить оба варианта ) 

Правильный ответ

А-мягкие зубы, а –твердые зубы; В-волосатые губы, в- губы без волос

1-й вариант:

Р: ♀ааВВ       ♂ААвв

F АаВв(мягкозубый, волосатые губы)-100%

2-й вариант:

Р: ♀ааВв       ♂Аавв

F АаВв-25%, ааВв, Аавв, аавв

Б.МИР БОГЕМЫ

1.После музыкального фестиваля в концертном зале «Бутсванно» был найден ребенок. Группа крови была определена IoIoRh- Rh-  . Подозрение пало на четыре пары:

Мирмизани – ♀.IАIoRr+Rr+    ♂IАIАRr+Rr-

Симпсоны    - ♀IАIАRr+Rr-     ♂ IАIoRr+Rr+    

Крекерс         - ♀ IВIАRr+Rr+  ♂IВIoRr+Rr-

Томпсоны    -  ♀ IАIoRr-Rr+   ♂ IАIoRr-Rr-

 

Определите, чей ребенок?

Правильный ответ    Томпсоны    -  ♀ IАIoRr-Rr+   ♂ IАIoRr-Rr-

2. У Колли Безног обжорство доминирует над диетизмом,  а хамство над приличием. Какова вероятность рождения детей приличных, любителей покушать, при скрещивании дигетерозиготы с рецессивной гомозиготой по обоим признакам,  если гены обжорства и хамства сцеплены, кроссинговера не происходит.

Правильный ответ

А-обжорство, а-диетизм; В- хамство, в-приличие

Р:♀АаВв, ♂аавв

F АаВв,  аавв

Приличные, любители покушать-0%

В.СКАЗОЧНЫЙ МИР

1.У чебурашки большие уши и волосатая грудь- рецессивные гены. Чебурашка с маленькими ушами и голой грудью, мать которой имела волосатую грудь , а отец большие уши, выходит замуж за чебурана с маленькими ушами и голой грудью. Какова вероятность появления в этой семье чебурашек и чебуранов  с большими ушами и волосатой грудью.

Правильный ответ

А-маленькие уши, а-большие уши; В-голая грудь, в-волосатая грудь.

Р:♀АаВв      ♂  ААВВ

F ААВВ, ААВв,АаВВ,АаВв

0%-большие уши и волосатая грудь

2. У колобков аутосомный ген лысости выступает как доминантный. Колобиха, имеющая лысого брата, выкатилась замуж за волосатого колобка. Какова вероятность рождения   гомозиготного лысого  колобочка?

Правильный ответ:

А-лысый , а-волосатый

Р:♀Аа   ♂  аа

F Аа, аа

Вероятность рождения гомозиготного  лысого  колобочка-0%

ОТВЕТНЫЙ УДАР. ЗОНА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГЕНОВ,

 На предыдущих станциях ваши гены пострадали. Можно нанести ответный удар- восстановить запас генов,  для этого надо сочинить сказку. Тема?  Если успели сочинить каждый экипаж, либо  набирает, либо теряет (в пользу экипажа в зависимости от ситуации 90  генов).

АСТЕРОИД

Итак, вы прилетели на астероид. Правительство расы чужих просит вас помочь разобраться с их генетической историей, и в награду предлагают   30  генов.

Чужая со ртом на животе и длинным яйцекладом скрестилась с Чужим со ртом на спине и коротким яйцекладом. Она отложила яйца на астероид и улетела. Из яиц вылупились :со ртом на животе  и длинным яйцекладом, со ртом на животе  и коротким  яйцекладом, со ртом на спине   и длинным яйцекладом со ртом на спине   и коротким яйцекладом. Определите генотипы родителей и  как наследуются признаки у Чужих?

Правильный ответ

А- чужая со ртом на животе, а- чужая со ртом на спине; В-  с длинным яйцекладом, в- с коротким  яйцекладом

Р: ♀АаВв      ♂  аавв

F АаВв, Аавв, ааВв, аавв

Независимое наследование

КОСМИЧЕСКОЕ КАЗИНО

Теперь вы направляетесь дальше ,  по дороге вам  попадается орбитальная станция с космическим казино. Можно поставить на кон часть ваших командных генов, если вы правильно решите задачу ваши гены утроятся. Если неправильно -потеряете поставленные гены.

1.На планете Дюна-№1-бис обнаружена кремниевая жизнь. Животное жаборыл имеет очень характерные выросты на носу, определяемые 3-мя несцепленными генами полного доминирования. Ген А отвечает за образование кремниевой ткани; Ген В обеспечивает вытягивание ткани в отросток; ген С-ветвление отростка. Какое потомство по фенотипу следует ожидать от скрещивания тригетерозиготы с полной гомозиготой по рецессиву.

Правильный ответ:

А- образование кремниевой ткани; В- обеспечивает вытягивание ткани в отросток; С-вевление отростка

Р:♀ АаВвСс                                          ♂ ааввсс

АВС, АВс, Авс,авс,                                 авс

АвС, аВС, авС, аВс

F АаВвСс- кремниевая ткань вытянута в ветвленный отросток

   АаВвсс – кремниевая ткань вытянута в не ветвленный отросток

   Ааввсс- кремниевая ткань не  вытянута в неветвленный отросток

   АаввСс- кремниевая ткань не  вытянута в ветвленный отросток

   ааввсс - некремниевая ткань невытянута вне ветвленный отросток

   ааВвСс-некремниевая ткань вытянута в ветвленный отросток

   ааввСс- некремниевая ткань не  вытянута в ветвленный отросток

   ааВвсс- некремниевая ткань  вытянута вне ветвленный отросток

2. На планете Северное Сияние живут нерполы. При скрещивании нерполы  с тремя  извилинами и сросшимися ушами  и нерполы с одной извилиной и несросшимися ушами F1     все поколение было с двумя извилинами и  сросшимися ушами.

Правильный ответ:

Определите как наследуются эти признаки у нерпол. Определите доминантность генов.

А- три  извилины, а-одна извилина,  В-сросшиеся уши, в-несросшиеся уши

Р:♀ ААВВ                ♂  аавв

АаВв- две извилинами и  сросшиеся уши, неполное доминирование по первому признаку и полное доминирование по второму признаку.

Ну вот и подошло к концу ваше путешествие. Пора возвращаться на землю. Перед возвращением необходимо привести в порядок свой кариотип, подсчитать количество хромосом. Те, у кого кариотип не равен 46, должны придумать название своего синдрома и показать его симптомы. Типа «Синдром каракатицы», «Синдром мокрой курицы», «Болезнь Кустурицы»

ПАРАД СИНДРОМОВ.

 Вы снова на Земле, в классе       школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение генетических задач

Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

Решение генетических задач и анализ составленных родословных

Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке.  Материал больше чем 3 МБ, поэт...

Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"

В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра...

Проверочная работа по теме: "Основы наследственности и изменчивости" (задачи по генетике)

Проверочная работа представлена 5-ю вариантами. В каждом варианте представлен один теоретический вопрос, проверяющий знания законов Грегора Менделя, а так же задачи на моногибридное скрещивание, дигиб...

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...