Элективный курс для 10 класса по экологии "Экологическая культура школьников"
элективный курс по биологии (10 класс) по теме

Лобачева Евгения Викторовна

"Экологическая культура школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 32.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Утёвская средняя общеобразовательная школа» «Образовательный центр»

446602, Самарская обл.,  Нефтегорский  р-он,  с. Утёвка, ул. Льва Толстого 26,тел/факс: 8 (84670) 3-13-96

Согласовано

Руководитель МО

Сураева С.И.________

Утверждаю:

Директор школы

Кузнецов В.И._____________

« 12 » января  2010 года

« 12 » января  2010 года

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Экологическая культура школьников»

Программа рассчитана для учащихся 10 класса (15-16 лет)

Срок реализации программы элективного курса – полугодие (17 часов)

Авторы:

Лобачёва Е.В.

учитель  биологии МОУ  «Утёвская средняя общеобразовательная школа»

 «Образовательный центр» высшей квалификационной категории

Сураева С.И.

учитель  химии  МОУ  «Утёвская средняя общеобразовательная школа»

 «Образовательный центр» высшей квалификационной категории

                                                                           

Принято педагогическим советом

протокол №5 от 12 января 2010 года

        2010  год


Пояснительная записка.

Актуальность предлагаемой программы обусловлена неблагоприятной  экологической обстановкой в стране, а также особенностью школы, в которой обучаются школьники состояние здоровья которых ухудшается , а также за последние годы наблюдается рост  процента детей сдающих предмет биологию на экзаменах.

 Программа соответствует методологическим принципам современного биологического познания, на основе которых у учащихся формируется системное и творческое мышление, познавательная самостоятельность, исследовательские умения и навыки.

     В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс биологии в классах физико-математического, гуманитарного профилей отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени на изучение экологии. Один из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Формирование навыков экологической культуры у школьников», структура которого и время проведения не противоречат последовательности изучения тем в базовом курсе «Общая биология».  Данный элективный курс является предметно-ориентированным. Элективный курс выполняет следующие функции:

  1. расширяет содержание базового курса биологии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
  2. позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
  3. позволяет школьникам оценить экологическую обстановку.

      

Цели элективного курса:

  1. воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы;
  2. развитие творческого потенциала учащихся;
  3. развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;
  4. закрепление, систематизация знаний учащихся по экологии и биологии;
  5. обучение учащихся основным подходам к решению экологических проблем;
  6. изучение основных законов и понятий  по экологии;
  7. углубление и расширение знаний по предметам биология и экология для подготовки к ЕГЭ.

Задачи элективного курса:

  1. научить учащихся оценивать экологическое состояние окружающей среды;
  2. закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
  3. способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении биологии и химии;
  4. продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
  5. развивать учебно-коммуникативные навыки;
  6. продолжить формирование экологической культуры учащихся.

Планируемые результаты.

     После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  1. основные понятия экологического мониторинга;
  2. экологическое право, экологическая культура, экологическое мышление.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

  1. проводить анкетирование;
  2. проводить мониторинговые исследования;
  3. видеть взаимосвязь происходящих взаимодействий  человека и природы;
  4. работать самостоятельно и в группе;
  5. самостоятельно составлять анкеты;
  6. владеть  экологической терминологией;
  7. пользоваться справочной литературой по  биологии, экологии, химии для мониторинговых исследований.

 


Учебная программа

1.Введение (1 час)

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные законы и понятия экологии. Экологическое воспитание.

   

2. Раздел I. Экологический мониторинг  (14  часов)

Лекционные занятия (5 часов):

Основные понятия экологического мониторинга. Биологический мониторинг. Географический мониторинг.

Экологическая культура. Экологическое право.

Изучение экологического  состояния пришкольной территории.

Определение антропогенного загрязнения окружающей среды.

Экологическое состояние воды.

Практические занятия (9 часов):

- анкетирование учащихся по темам: методика «ЭЗОП», «Я и природа», «Школьный экологический мониторинг»;

- разработка анкет учащимися;

- оценка классной комнаты;

- оценка рабочего места школьника в классе;

- изучение зелёной защитной полосы пришкольного участка;

- запылённость воздуха;

- расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;

- изучение загрязнения окружающей среды бытовым мусором;

- определение химического состава питьевой воды.

3.Раздел II. Экологическая безопасность школьника (1 час)

Практическая работа (1 час)

Воздействие окружающей среды на здоровье школьника.

 

4.Заключение (1 час).

Практическая работа (1 час)

Защита авторских  проектов учащихся. Презентация.

Тематическое планирование учебного материала

п/п

Тема занятия

Кол-во  часов

Форма занятия

Образовательный продукт

1.

Введение. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные законы и понятия экологии.

1

Лекция

Конспект

2.

Основные понятия экологического мониторинга

1

Лекция

Конспект

3.

Школьный экологический мониторинг. Анкетирование учащихся, разработка анкет.

1

Семинар, анкетирование,  работа в группах

Конспект

Анкеты

4.

Методика «ЭЗОП», «Я и природа»

1

Анкетирование, тренинги,  работа в группах

Анкеты

5.

Экологическая культура. Экологическое право

1

Лекция

Конспект

6.

Оценка рабочего места школьника в классе.

1

Практическая работа, работа в группах.

Отчёт о практической работе

7.

Оценка классной комнаты

1

Практическая работа,  работа в группах.

Отчёт о практической работе

8.

Изучение экологического  состояния пришкольной территории

1

Лекция, беседа

Конспект

9.

Изучение зелёной защитной полосы пришкольного участка

1

Практическая работа,  работа в группах.

Отчёт о практической работе

10.

Определение антропогенного загрязнения окружающей среды

1

Лекция

Конспект

11.

Запылённость воздуха

1

Практическая работа,  работа в группах.

Отчёт о практической работе

12.

Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта

1

Практическая работа,  работа в группах.

Отчёт о практической работе

13.

Изучение загрязнения окружающей среды бытовым мусором

1

Лекция

Практическая работа

Конспект

14.

Экологическое состояние воды

1

Лекция

Конспект

15.

Определение химического состава питьевой воды

1

Практическая работа,  работа в группах.

Отчёт о практической работе

16.

Воздействие окружающей среды на здоровье школьника

1

Диспут, самостоятель

ная работа в группах

Отчёт по самостоятельной работе

17.

Защита авторских  проектов.

1

Презентация проектов

Проекты


Формы контроля:

  1. самостоятельные работы;
  2. практические работы;
  3. защита авторских  проектов учащихся;
  4.  презентация.

Методические рекомендации.

     Элективный курс  рассчитан на 17 часов. Содержание курса сочетается с основным курсом  биологии и не противоречит ему во времени.

     Для успешной работы по данному элективному курсу необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках школьной программы экологического образования, важнейшими навыками выполнения практических работ, алгоритмами проведения мониторинговых исследований. Обучение учащихся 10 класса  по  основным понятиям экологии целесообразно вести на основе обобщения и переноса их знаний и умений, полученных в 8 и 9 классах.

        Основные приоритетные методики изучения элективного курса таковы:

  1. междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  2. обучение на основе опыта и сотрудничества;
  3. учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся
  4. интерактивность (работа в малых группах, тренинги);
  5. личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие);
  6. предметно-ориентированный подход.

     Ведущее место при изучении курса следует отвести методам поискового характера, стимулирующего познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы. Приобретение навыков и умений  в мониторинговых исследованиях во многом зависит от самостоятельной работы учащихся. Повысить самостоятельность при  проведении экологического мониторинга позволяет применение метода проблемного обучения.

Литература.

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие  для учителя. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006 г. -144 с.
  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие  для учащихся. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006 г. - 304 с.
  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006 г. - 80 с.
  4. Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности: Учебно-методическое пособие\ под ред. Т.В. Черниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006 г. – 304 с
  5. Банников А.Г и др. Охрана природы\ под ред. А.Г.Банникова. – 2- е изд.; перераб и доп. – М.: Агропромиздат, 1985.- 287 с.
  6. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие.- М. : ТЦ Сфера, 2005.- 64 с.
  7. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах\ авт. – сост.М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина.- 2-е изд., стереотип.- Волгоград.- Учитель 2008.- 167 с.
  8. Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. – М.: «5за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006 .- 112 с.
  9. Естествознание. Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа.- М.: Вентана – Графа, 2006.-80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» в 9 классе.

Курс ориентироан на учащихся 9-10 классов.Основным учебным пособием является пособие по развитию речи Быстровой Е.А. "Диалог культур на уроках русского языка"....

Программа элективного курса по профориентации "Школа инженерной культуры" (для физико-математического класса) класса)

Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор...

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...

программа элективного курса по обществознанию "Основы правовой культуры "

 Программа элективного  курса, предназначенного для учащихся 10 класса,  предполагает изучение права на достаточно высоком содержательно- методическом уровне. Особое в...

Программа элективного курса в системе профильного обучения " Культура Англии"

Элективный курс "Культура Англии" (34 ч) является практико-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной школы практической деятельности учащихся по английскому язы...

Рабочая программа элективного курса "Математика и сельское хозяйство для школьников"

Рабочая программа элективного курса  для 9 класса "Математика и сельское хозяйство для школьников"...

Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка: культура речи»

Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка:культура речи»...