Реализация курса биологического краеведения в МОУ «Медновская СОШ»
рабочая программа (биология, 6 класс) по теме

Ларионова Ирина Михайловна

С 2006 года в программу по биологии 6 класса ввели региональный стандарт основного общего образования по биологическому краеведению. Биологическое краеведение является составной частью регионального стандарта основного общего образования, рекомендованное  ОИУУ Твери. Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizaciya_kursa_biologicheskogo_kraevedeniya.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация курса биологического краеведения

в МОУ «Медновская СОШ»

Ларионовой И.М,  учителя биологии и экологии

26.04. 2012 год

Модернизация  Российского образования сопровождается принятием новых нормативных документов, регламентирующих деятельность учителя, работающих в образовательных учреждениях нашей страны. Это:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования.
  2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (учреждённым Приказом МО № 1312 от 09. 03. 2004 год «Об утверждении федерального базисного учебного плана»).
  3. Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Тверской области, утверждённого на коллегии Департамента образования администрации Тверской области 2006 год.

С 2006 года в программу по биологии 6 класса ввели региональный стандарт основного общего образования по биологическому краеведению. Биологическое краеведение является составной частью регионального стандарта основного общего образования, рекомендованное  ОИУУ Твери. Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю групп, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Таким образом, цель биологического краеведения  - осознанная социально значимая деятельность учащихся, направленная на повышение качества жизни

Реализация преподавания биологии предусматривает переход на одночасовую программу, которая преподается в первом полугодии учебного плана, и плавный переход на программу биологического краеведения во втором полугодии.

Актуальность курса: «Биологическое краеведение» заключается в том, что:

  1. есть резервные часы, необходимые для корректировки тем уроков;
  2. освобождение часов благодаря преемственности данного курса с курсом «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса Т.С. Сухова, В.И.Строгонова;
  3. перераспределение часов курса объясняется и несколько иной логикой его построения. Курс Пономарёвой выстроен по принципу уровней жизни:

клетка - орган - организм - сообщество.

 «Освобождённые» 4 часа резерва учитель может рассматривать по своему усмотрению

Требования к уровню подготовки по биологическому краеведению обучающихся, заканчивающих 6 класс

Учащие должны знать* наиболее распространенных представителей

живой природы Тверской области, а именно:

  1. приводить примеры биологических объектов:
  1. представителей грибов, лишайников, растений (по названию родов - для грибов, лишайников, водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов; по названию видов - для голосеменных и покрытосеменных растений);
  2. представителей ядовитых грибов, растений;
  3. пищевых дикорастущих, культурных, сорных, лекарственных растений;
  1.   узнавать биологические объекты по внешнему облику на рисунках, фотографиях, таблицах, гербарии, в природе;
  2. называть (показывать) особенности (одну и более, иногда совокупность особенностей) внешнего строения представителей по которым их можно безошибочно распознать в природе

 знать = назвать объект + узнать по изображению (в природе) + назвать (показать) отличительные признаки

Учащиеся должны овладеть практическими умениями:

  1. сравнивать биологические объекты по 4 и более признакам;
  2. выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  3. распознавать биологические объекты по общему описанию, заданным характеристикам, путем сопоставления с образцом;
  4. составлять описание биологических объектов по предложенному плану;
  5. приводить примеры приспособленности растений,- лишайников, грибов к условиям обитания, к среде и месту обитания, к совместной жизни в одном сообществе;
  6. объяснять значение грибов, растений, лишайников в природных сообществах и жизни человека;
  7. устанавливать взаимосвязи между живыми организмами в природных сообществах;
  8. работать с различными видами определителей (текстовые и электронные определители, определительные карточки, ключи для определения, определительные таблицы и др.);
  9. осуществлять поиск биологических объектов (в природе, на рисунках, фотографиях, в Интернете) по заданным признакам;
  10. использовать дополнительные источники (Интернет, справочник, энциклопедии и др.) для подготовки сообщений, поиска необходимой информации об изучаемых объектах;
  11. использовать биологическую терминологию при выполнении практических и лабораторных работ.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные теоретические и практические знания в повседневной жизни, а именно:

  1. объяснять правила поведения в природе, сбора грибов и ягод, заготовки лекарственных растений, необходимость охраны природных объектов;
  2. объяснять правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
  3. определять погоду, наблюдая за растениями и животными;
  4. осуществлять поиск биологических объектов в природе с использованием рисунков и фотографий;
  5. решать ситуативные задачи из повседневной жизни на применение знаний (о лекарственных растениях, грибах, по экологии лишайников и растений для определения чистоты окружающей среды и др).

С 2006 по 2010 преподавался курс «Биология с основами биологического краеведения» куда входили предметы: биология и биологическое краеведение – 2 часа в неделю.

Учебно-тематический план курса

 «Биология с основами биологического краеведения»

6 класс

№ п/п

Наименование темы, урока

Кол-во часов в теме

Биология*

Краеведение**

1.

Введение. Общее знакомство с растениями

1

1.1

Общее знакомство с растениями, или что изучает ботаника?

2.

Органы растений. Органы цветковых растений

9

2.1

Органы растений. Органы цветкового растения

2.2

Цветок, его строение и значение.

2.3

Плод, его строение и значение для растения.

2.4

Строение семян однодольных и двудольных растений.

2.5

Корень, его внешнее строение

2.6

Побег. Внешнее строение и значение для растения. Виды почек, их строение, значение.

2.7

Лист – часть побега, его внешнее строение. Значение для растения.

2.8

Стебель – часть побега, его внешнее строение. Многообразие стеблей.

2.9

Обобщение и повторение по теме «Органы растений. Органы цветковых растений»

3.

Клеточное строение растений

5

-

3.1

Строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки

3.2

Ткани растений и их виды.

3.3

Клеточное строение листа.

3.4

Клеточное строение стебля.

3.5

Клеточное строение корня.

4.

Основные процессы жизнедеятельности растений

5

4.1

Корневое питание и водообмен.

4.2

Фотосинтез и дыхание.

4.3

Размножение и оплодотворение.

4.4

Рост и развитие растений. Раздражимость.

4.5

Обобщение и повторение материала по темам «Клеточное строение растений»  и «Основные процессы жизнедеятельности растений». 

5.

Систематика и эволюция растений.

5

5.1

Понятие о систематике растений.

5.2

Водоросли. Общая характеристика. Основные группы.

5.3

Высшие споровые растения: моховидные и папоротниковидные. Общая характеристика.

5.4

Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные. Общая характеристика.

5.5

Понятие об эволюции растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции.

6

Бактерии. Грибы. Лишайники.

3

6.1

Царство Бактерии. Общая характеристика и значение.

6.2

Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе.

6.3

Лишайники. Общая характеристика и значение в природе.

7

Природные сообщества.

2

7.1

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

7.2

Повторение материала по темам «Систематика и эволюция растений», «Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Природные сообщества».

8

Многообразие грибов и лишайников Тверской области.

6

8.1

Многообразие лишайников. Места их произрастания. Лишайники Красной книги Тверской области.

8.2

Лишайники – биоиндикаторы чистоты воздуха.

8.3

Грибы Тверской области

8.4

Съедобные и ядовитые грибы

8.5

Хочу знать о грибах больше! (индивидуальная траектория изучения темы)

8.6

Зачет-рефлексия «Мои учебные достижения» (по теме «Многообразие грибов и лишайников Тверской области»)

9

Многообразие дикорастущих растений Тверской области

12

9.1

Водоросли Тверской области

9.2

Мхи Тверской области

9.3

Многообразие папоротников, хвощей и плаунов Тверской области.

9.4

Описание и распознавание видов папоротников, хвощей и плаунов.

9.5

Голосеменные растения Тверской области

9.6

Покрытосеменные растения. Дикорастущие деревья, кустарники, кустарнички.

9.7-9.9

Покрытосеменные растения. Травы. Семейства двудольных растений (одно семейство по выбору учителя, два – по выбору ученика (индивидуальная траектория изучения темы))

3 урока

9.10-9.11

Покрытосеменные растения. Травы. Семейства однодольных растений (одно семейство по выбору учителя, одно – по выбору ученика (индивидуальная траектория изучения темы))

2 урока

9.12

Зачет-рефлексия «Мои учебные достижения» (по теме «Многообразие дикорастущих растений Тверской области»)

10

Растения в жизни человека. Культурные растения Тверской области.

5

10.1

Декоративные растения, их использование в озеленении.

10.2

Сельскохозяйственные и сорные растения Тверской области.

10.3

Лекарственные, ядовитые растения Тверской области.

10.4

Растения – индикаторы состояния окружающей среды. Экологические группы растений.

10.5

Зачет-рефлексия «Мои учебные достижения» (по теме «Растения в жизни человека. Культурные растения»)

11

Природные сообщества Тверской области.

4

11.1

Многообразие природных сообществ Тверской области. Растительность и флора.

11.2

Структура и флора природного сообщества леса (луга, водоема, болота). Урок-проект.

11.3

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе леса (луга, водоема, болота). Урок-проект

11.4

Взаимосвязи организмов в природном сообществе леса (луга, водоема, болота). Урок-проект

12

Охрана природы Тверской области

4

12.1

Влияние деятельности человека на природу Тверской области

12.2

Особо охраняемые природные территории Тверской области. Центрально-лесной биосферный государственный природный заповедник.

12.3

Красная книга Тверской области. Охраняемые растения Тверской области и своей местности.

12.4

Зачет-рефлексия  по темам «Природные сообщества» и «Охрана природы Тверской области» (защита проектов)

Резервное время

5

4

ВСЕГО ЧАСОВ

35

35

С 2011 предмет «Биологическое краеведение» преподается отдельным предметом, начиная со второго полугодия.  В ходе реализации учебных программ учитель, основываясь на индивидуальные особенности учащихся класса и условия их обучения, часто производит перепланирование тем изучаемых разделов.

Тематическое планирование

«Биология». «Биологическое краеведение» 6 класс

Учитель биологии и экологии: Ларионова И.М.

Учебник: Биология: «Растения, 6 класс». М., Издательский центр «Вентанна- Граф», 2002 год

Авторы учебника: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко

Методическое пособие: Бахтилова О.Б. ОИУУ 2007 год

Количество часов в неделю/год: 2/68

№ п/п

Наименование темы, урока

Параграф

(количество часов)

Дата

1.

Введение. Общее знакомство с растениями

(4)

1.1

Общее знакомство с растениями, или что изучает ботаника?

стр. 3-6,1

1.2.

Разнообразие растений

1.3.

Растение-организм. Условия жизни растений.

3,4

1.4.

Среды жизни растений.

5

2.

Органы растений. Органы цветковых растений

(9)

2.1

Органы растений. Органы цветкового растения

2

2.2

Цветок, его строение и значение.

23,24

лр№1

2.3

Плод, его строение и значение для растения.

25,26

2.4

Строение семян однодольных и двудольных растений

10

2.5

Корень, его внешнее строение

13

лр№2

2.6

Побег. Внешнее строение и значение для растения. Виды почек, их строение, значение.

16,17

2.7

Лист - часть побега, его внешнее строение.

18,с.65; 19

лр№3

2.8

Стебель - часть побега, его внешнее строение. Многообразие стеблей.

20,с.73; 21

лр№4

2.9

Обобщение и повторение по теме «Органы растений. Органы цветковых растений». С.Р.

3.

Клеточное строение растений

(5)

3.1

Строение и процессы  жизнедеятельности растительной клетки.

7.8

3.2

 Ткани растений и их виды

лр№5 9

3.3

Клеточное строение листа

лр №6 618,с.66-68

3.4

Клеточное строение стебля.

20,с.74-76

3.5

Клеточное строение корня.

14

4.

Основные процессы жизнедеятельности растений.

(5)

4.1

Корневое питание и водообмен.

27,31

4.2

Фотосинтез и дыхание.

28,30

4.3

Размножение и оплодотворение.

32

лр№7

4.4

Рост и развитие растений. Раздражимость.

35,36

4.5

Зачет:  «Клеточное строение растений» и «Основные процессы жизнедеятельности растений».

5.

Систематика и эволюция растений.

(15)

5.1

Понятие о систематике растений.

37

5.2

Понятие о систематике растений.

Водоросли.

38,39

5.3.

Высшие споровые растения: моховидные и папоротниковидные. Общая характеристика

40,41

5.4

Водоросли Тверской области

5.5

Мхи Тверской области

40

5.6

Описание и распознавание видов папоротников. Хвощей и плаунов.

41

5.7

Многообразие папоротников, хвощей и плаунов Тверской области.

лр №8 41

5.8

Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные. Общая характеристика

42,43

5.9

Голосеменные растения Тверской области

42

5.10

Покрытосеменные растения Тверской области. Дикорастушие деревья, кустарники, кустарнички.

43

5.11

Покрытосеменные растения Тверской области.

Травы. Семейства однодольных растений (одно семейство по выбору учителя, 2-по выбору)

43,44

5.12

Покрытосеменные растения Тверской области.

Травы. Семейства двудольных растений (одно семейство по выбору учителя, 2-по выбору)

2,45

5.13

Понятие об эволюции растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции.

46

5.14

Повторение материала по темам: «Систематика и эволюция растений».

5.15

Зачет-рефлексия «Мои учебные достижения» по теме: «Многообразие грибов и лишайников Тверской области».

6.

Бактерии. Грибы. Лишайники

(9)

6.1

Царство Бактерии. Общая характеристика и значение.

50,51,52

6.2

Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе.

53,54

6.3

Грибы Тверской области

54

6.4

Съедобные и ядовитые грибы

54

6.5

Хочу знать о грибах больше! (Индивидуальная траектория изучения темы)

лр №9 54

6.6

Лишайники. Общая характеристика и значение в природе.

55

6.7

Многообразие лишайников. Места их произрастания. Лишайники Красной книги Тверской области

55

6.8

Лишайники - биоиндикаторы чистоты воздуха

55

6.9

Обобщение и повторение по темам: «Систематика и эволюция растений», «Бактерии. Грибы. Лишайники».

7

Растения в жизни человека. Культурные растения Тверской области

(5)

7.1

Декоративные растения, их использование в озеленение.

7.2

Сельскохозяйственные  и сорные растения Тверской области.

7.3

Лекарственные, ядовитые растения Тверской области.

7.4

Растения - индикаторы состояния окружающей среды. Экологические группы растений.

31,с. 111

лр№10

7.5

Зачет-рефлексия «Мои учебные достижения» по теме: «Растения в жизни человека. Культурные растения».

8

Природные сообщества Тверской области.

(5)

8.1

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме.

8.2

Многообразие природных сообществ по Тверской области. Растительность и флора. Урок-проект.

56

8.3

Структура и флора природного сообщества леса (луга, водоёма, болота). Урок-проект.

56

8.4

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе леса (луга, водоёма, болота). Урок-проект.

57

8.5

Взаимосвязи организмов в природном сообществе леса (луга, водоёма, болота). Урок-проект

58

9

Охрана природы Тверской области

(9)

9.1

Влияние деятельности человека на природу Тверской области

9.2

Особо охраняемые природные территории Тверской области.

9.3.

Многообразие природных сообществ.

9.4.

Смена природных сообществ.

9.5.

Взаимосвязь организмов и неживой природы.

9.6.

Центрально-лесной биосферный государственный природный заповедник

9.7.

Красная книга Тверской области.

9.8.

Охраняемые растения Тверской области и своей местности

9.9.

Зачет-рефлексия по темам: «Природные сообщества» и «Охрана природы Тверской области». (Защита проектов)

Резервное время

2

Всего часов:

68

*Темы уроков по биологическому краеведению выделены желтым цветом.

В своей работе я использую метод проектов более 10 лет. Данный проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».

Итогом изучения данной темы должны стать проекты детей «Многообразие природных сообществ».

Обучающиеся  в своих проектах доказывают, что лес, луг, водоем, болото является природными сообществами;  изучают взаимосвязи в природных сообществах;  знакомятся с растительным и животным миром этих сообществ. А также знакомятся с ролью и значением леса, луга, водоема и болота в жизни человека. Рассматривают меры по охране лесов и безопасному поведению в лесу, на лугу, анализируют свой вклад в дело охраны природных сообществ родного края (что можно сделать каждому). Продолжительность проекта 4 недели.

В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся ответят на вопрос, что такое природное сообщество леса, луга, водоема, болота.  И как оно важно в жизни любого человека, о том, как школьники могут самостоятельно или с минимальной помощью взрослых (учителя, родителей) внести свой вклад в охрану лесов и сохранению природных сообществ.

Результатом работы над проектом должно стать:

а) знания и умения по теме «Природное сообщество леса, луга, водоема, болота»;

б) нахождение информации по теме в различных источниках;

в) получение необходимой информации о растительном и животном мире лесов, лугов, водоемов и болот с помощью Интернет-ресурсов;

г)  умение безопасного использования поисковых служб Интернета.

На уроке – «Защита проекта» обучающиеся выступают с сообщениями (презентациями) о животных и растениях леса, луга, водоема, болота.  А также о безопасном поведении в лесу, на лугу с защитой экологического плаката «Берегите лес!».

План проведения проекта

  1. Подготовительный этап
  1. Работа учителя по выбору темы проекта.
  2. Формулирование основополагающего вопроса и содержательных вопросов для исследований учащихся.
  3. Формулирование проблемы, выдвижение гипотез решения проблем, определение творческого названия проекта.
  1. Информационный этап 
  1. Знакомство с принципами поиска информации в различных источниках (учебниках, хрестоматии, энциклопедиях) и в сети Интернет, видами поиска информации в сети Интернет, ознакомление с понятием «природное сообщество», выявление взаимосвязей в природном сообществе леса, луга, водоема, болота. Изучение литературы по данной теме.
  2. Демонстрация вводной презентации учителя.
  3. Формирование коллектива учащихся для работы над проектом.
  1. Исследовательско-проектная деятельность
  1. Обсуждение общего плана проекта.
  2. Планирование работы в группах.
  3. Поиск информации в разных источниках (по группам).
  4. Анализ информации и выбор главного.
  5. Подготовка информации для представления результатов.
  1. Исследование. Исследование растительного и животного мира природных сообществ Тверской области. Изучение безопасного поведения в них: лесу, на лугу, охране лесов.
  2. Презентация работы
  1. Формирование выводов и их обсуждение.
  2. Создание презентации проекта.
  3. Защита проекта на открытом уроке.

Защита исследовательских работ происходила на открытом мероприятии, где присутствовали учителя школы, родители. Результаты работы представляются в виде презентаций. После защиты работ учащиеся в группах сменного состава обсуждали добрые дела, акции, которые они сами и с помощью родителей могут совершить для решения некоторых проблем.

Представление результата исследования в виде сообщения и презентации, экологического плаката «Береги лес!».

Проекты по теме: «Биологическое краеведение»

за 2010-2011 год

  1. Охраняемые растения Тверской области. Шубина Анна, 6б класс.
  2. Деревья Тверской области. Дрожалкина Анастасия, 6б класс.
  3. Грибы-паразиты Тверской области. Демидова Анна, 6б класс.
  4. Ядовитые грибы Тверской области. Васильев Степан, 6б класс.
  5. Природное сообщество леса. Карасев Кирилл, 6б класс.
  6. Природные сообщества луга. Котова Ксения, 6а класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»

Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...

Элективный курс :"БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. ФАУНА МОРДОВИИ".

Программа курса рассчитана на поддержку базового курса биологии 7 класса.Она раскрывает многооб­разие животного  мира Мордовии.Программа курса рассчитана на 34 часа....

Элективный курс:"Биологическое краеведение. Флора Мордовии".

Программа элективного курса составлена на основе программ факультативного курса по биологии  «Жизнь растений» «Программы. Факультативные курсы. Сборник №2. Математика. Биология. Химия» М, Просвещ...

Формирование гражданско - патриотических качеств личности через реализацию курса краеведения "Моя малая Родина"

Направленность дополнительной образовательной программы в том, что программа "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города, области.Отличительной чертой нашей программы явля...

Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"

Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология....

элективный курс по биологии 6 класс" Биологическое краеведение"

элективный курс  включает в себя региональный компонент,позволяющим обучающимся больше узнать о своем крае....