Главные вкладки

    Методическая разработка по биологии (5 класс) по теме:
    Урок с ЭОР"Клетка"

    Это урок с использованием ЭОР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    itogovaya_rabota_eor_urok.zip21.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Итоговая работа «План-конспект урока».

    План-конспект урока

    Клетка – единица строения живых организмов.

    1. Чепенко  Марина Леонидовна.

    2. МОУ - Лицей № 2 город Саратов.

    3. Учитель.

    4. Биология.

    5. 5 класс.

    6. Тема: Организмы. 5-ый урок в теме.

    7. Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природоведение».

    8. Цель урока:

    изучить строение клетки (общий план);

    доказать, что клетка – самостоятельная живая система, имеющая объем; научиться сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявить черты сходства и различия.

    9. Задачи:

    - находить в объекте его составляющие;

    - видоизменять объекты;

    - научиться обобщать;

    - устанавливать сходство и различие;

    - находить причинно-следственные связи.

    10. Тип урока: .Урок – введение нового материала с использованием эор нп при ведущей роли учителя.

    11. Формы работы учащихся:

    - эвристическая беседа;

    - творческая работа;

    - лабораторная работа.

    12. Необходимое техническое оборудование:

    компьютеры, мультимедиа оборудование, таблицы с изображениями растительной клетки хламидомонады, амебы, гидры: микроскопы, микропрепараты растительных и животных тканей: кусочек картона, пластилин, салфетки, крахмальный клейстер, футляры от фотопленок белого цвета, горошины и пуговицы разного цвета, воздушные шарики, стеклянные стаканчики.

    13. Структура и ход урока

    Этап урока

    Название

    Используемых

    ЭОР

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    ученика

    время

    1.

    Актуализация

    Повторение.

    Клеточное строение организмов

    И

    -Рыба, лягушка, ящерица, слон и воробей. Все они дышат, питаются, двигаются, растут,

    Производят потомство, имеют глаза, сердце, почки, печень и другие органы. Органы состояния из тканей. А каждая ткань, в свою очередь, образована клетками. Клетка, как считают ученые, единица животного, единица жизни.

    Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры. Измерить клетку миллиметрами – все равно, что рост человека выражать в километрах.

    А ведь миллиметр составляет всего 1/1000 часть метра! Клетку приходится измерять тысячными долями миллиметра – микрометрами. В одном кубическом миллиметре миллиард кубических микрометров.

    Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычно сложно устроена. В каждой клетке  постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом.

    Слушают, рассматривают изображение клеток.

    5 мин

    2.

    Введение нового материала.

    Постановка проблемы.

    Сравнение растительной и животной клетки

    И

    - Ребята, мы с вами знакомились уже со строением клетки растения, рассматривали ее через микроскоп. Но у вас может создаться ошибочное впечатление, что клетки плоские. На самом деле они имеют объем. Давайте убедимся в этом, сделав своими руками модель растительной клетки.

    Вы знаете, что любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной стенкой. Возьмите в руки футляр из-под фотопленки – это будет модель растительной клетки. Сожмите футляр в руках, почувствуйте прочность  и твердость клеточной стенки.

    Как вы думаете, почему у растительных клеток должна быть такая твердая клеточная стенка?

    Прежде чем мы будем заполнять модель  клетки органоидами, давайте нарисуем на клеточной стенке поры.

    Для чего они нужны?

    Теперь перейдем к заполнению клетки.

    Как вы думаете, что нужно поместить вначале?

    Почему ядро?

    Верно. Ядро управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки. Теперь мы поместим внутрь органоиды, которые придают клеткам растений зеленый цвет и могут использовать энергию солнца для создания питательных веществ. Добавим органоиды, которые отвечают за дыхание клетки и называются ее энергетическими станциями, - это митохондрии.

    Очень много места в растительной клетке занимаю вакуоли – своеобразный склад веществ в  клетке. Чем старше клетка, тем больше ее запасы, тем больше по размерам ее вакуоли, а иногда она вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объем. Чем моложе клетка, тем меньше у неё вакуолей и размер их невелик. Какая клетка получилась у вас?

    Чего теперь не хватает в клетке?

    А для чего она необходима?

    Вот наша модель растительной клетки и готова. Вы можете подержать ее в руках, ощутить объем, наблюдать сквозь прозрачную оболочку движение цитоплазм и органоидов.

    Давайте запишем в тетрадь вывод, который мы можем сделать на основе нашего моделирования растительной клетки.

    -Шаровидные и овальные, похожие на кубики и цилиндры, на звезды и диски, клетки бывают самой различной, часто необыкновенной и причудливой формы. А вот одноклеточный животный организм амеба своей постоянной формы вовсе не имеет, и название «амеба» означает «изменчивая». Амеба – это свободноживущее животное. Их можно обнаружить в небольших прудах с илистым дном. Тело амебы достигает всего 0,1-0,5 мм. Постоянное выпячивание цитоплазмы – образование псевдоподий, или ложноножек – и придает амебе изменчивый вид. Несмотря на примитивное строение, это одноклеточное существо – вполне самостоятельный организм, для которого характерны все присущие живому организму процессы, в том числе питание, передвижение, деление. Теперь попробуем создать модель амебы – одноклеточного организма и смоделировать на ней процессы движения, питания, деления, то есть ещё раз убедиться в том, что клетка – это элементарная живая система, самостоятельный организм.

    У вас на столах лежат на картоне куски пластилина; из пластилина желтого или коричневого вылепите амебу (не размазывая ее по картону). А потом попробуем, меняя форму с помощью псевдоподий, перемещать ее в пространстве. У некоторых из вас на картоне лежит ещё кусочек зеленого пластилина. Вы будете моделировать процесс питания амебы (захват ложноножками одноклеточной микроскопической водоросли), а те, у кого этого зеленого пластилина нет, будут моделировать процесс деления амебы (он очень прост – это деление надвое, бесполое деление).

    Какой вывод можно сделать по результатам этой работы?

    Учитель делает вывод совместно с учениками, диктует им его для записи  в тетради. Пишет на доске новые сложные понятия – автотрофы и гетеротрофы.

    -Одноклеточные организмы, растительные и животные, первыми появились на нашей планете, они наиболее примитивны. И в ходе эволюции – исторического развития всего животного на Земле – появились многоклеточные организмы.

    Они гораздо более сложно устроены. Если клетка одноклеточного  организма должна выполнять сразу всю работу, то в многоклеточном организме группы клеток выполняют разную работу.

    Под микроскопом можно рассмотреть только группу клеток, взятых у многоклеточных организмов. И вот сейчас вы рассмотрите готовые микропрепараты  растительных животных и тканей. Обратите внимания на название препарата, на клетки, их которых состоят ткани, на их форму, строение, расположение.

    После рассмотрения микропрепаратов тканей можно также сделать некоторые выводы. Каковы они?

    Лабораторная работа №1

    Слушают объяснения и инструкцию учителя;

    -Моделируют растительную клетку;

    -Отвечают на вопросы учителя;

    -Делают выводы и записывают в тетрадь.

    Она придает форму клетке.

    Рисуют черным фломастером поры на футляре.

    Для обмена веществ с окружающей средой.

    Ядро.

    Оно – самая важная часть клетки.

    Помещают в футляр шарики из  пластилина или большую пуговицу.

    ?Это хлоропласты с веществом-пигментом хлорофиллом.

    Помещают в футляр горошины зеленого цвета, моделирующие хлоропласты, и черного цвета – митохондрии.

    Слушают рассказ учителя о вакуолях, моделируют их из воздушных шариков.

    Цитоплазмы.

    Для объединения органоидов в клетке, для их сообщения.

    Наливают в футляр клейстер и закрывают его.

    Рассматривают модель, наблюдают перемещение «органоидов» в ней. Записывают вывод в тетради.

    Вывод:

    -клетка имеет объем;

    -это сложная система;

    -это единица живого, так как дышит, совершает обмен веществ и т.д.

    Лабораторная работа №2

    -Слушают инструкцию учителя;

    -моделируют животную клетку из пластилина (в динамик)

    1 вариант – питание амебы

    2 вариант – деление амебы

    Вылепляют амебу и перемещают ее на листе картона с помощью псевдоподий.

    Моделируют питание амебы.

    Моделируют процесс деления амебы.

    Делают вывод.

    Записывают в тетрадь.

    Вывод: одноклеточные животные , так же как и растительные одноклеточные организмы, обладают всеми характерными признаками живого – питанием, делением, дыханием, но у растений и животных питание происходит по-разному (растения создают для себя питательные вещества сами – фотосинтез, а животные питаются готовыми веществами.

    Слушают учителя, задают вопросы.

    Лабораторная работа №3

    -Работают с микроскопами под руководством учителя;

    -рассматривают микропрепараты растительной и животной тканей;

    -вместе с учителем делают выводы;

    -записывай их в тетрадь.

    Вывод: клетка многоклеточного организма не может существовать самостоятельно, ее жизнедеятельность зависит от других клеток, хотя она, как и клеток одноклеточного организма, обладает всеми свойствами живого.

    30 мин.

    3.

    Формулирование

    Выводов урока.

    Контролирует процесс выполнения задания; комментирует и направляет обсуждение.

    Коллективно формулируют выводы и итоги на основе изученного материал:

    -все живое на Земле состоит из клеток;

    -клетка-единица живого;

    -клетка - сложно устроенная самостоятельная живая система;

    -клетка имеет объем;

    -клетки одноклеточных и многоклеточных организмов обладают всеми признаками живого (они могут расти, делиться, питаться осуществлять обмен веществ);

    -клетки многоклеточного организма не могут существовать самостоятельно, их жизнедеятельность зависит от других клеток, и все функции, в многоклеточном организме поделены между различными группами клеток.

    5 мин.

    4.

    Постановка домашнего задания

    Роберт Гук

    И

    Формулирует задание, комментируя, отвечая на вопросы учащихся. Домашнее задание

    (творческое): придумать свои модели клеток одноклеточных и многоклеточных организмов

    Воспринимают информацию, фиксируя задание.

    5 мин

    Приложение к плану- конспекту урока

    КЛЕТКА – ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.

    Название ресурса.

    Тип, вид ресурса.

    Форма предъявления информации.

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР.

    1.

    Клеточное строение организмов

    Иллюстративный материал

    иллюстрация

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f6-1000-4ddd-2777-070046b3269f/017.swf

    2.

    Сравнение растительной и животной клетки

    Иллюстративный материал

    Модель, тест

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f8-1000-4ddd-a952-120046b3269f/021.jpg

    3.

    Роберт Гук

    Иллюстративный материал

    иллюстрация

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69c3-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    План проведения декады биологии в школе

    План декады биологии содержит мероприятия, направленные на развитие интереса к предмету, углубление знаний, охрану приро...

    Биологический ринг

    Интеллектуально-познавательная игра для подростков....

    Контрольный тест "Общая характеристика типа Членистоногие" 7 класс

    Данный контрольный тест можно проводить в процессе изучения  или на уроке закрепления и обобщения знаний темы в кур...

    "Гостьюшка- зима."

    Нотный материал....

    рабочая программа по геометрии 8 класс

    Программа разработана на основе авторской программы (автор –Л.С. Атанасян и друие М.: Просвещение,2008)...

    Интеграция общего и профессионального образования как условие повышения качества обучения физике в старших классах.

    Рассмотрены основные направления реализации социального партнерства в системе «школа-вуз» на примере  совместной де...

    Рабочая программа по алгебре 8 класс

    Программа составлена на основе авторской программы ( автор – Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и друие М.: Просвещение,2008)...

    Мастер-класс.Изготовления цветов

     1.Легкий способ сделать цветок из атласной ленты2.Мастер-класс: Открытки с цветами из ниток своими руками3.Мастер-...

    Материалы к урокам французского языка

    Французский язык-один из самых красивых языков. Но в последние годы количетво изучающих этот язык резко сократилось. Как...

    Комментарии

    Носова Марина Владимировна

    Хороший материал