Интегрированное внеклассное мероприятие (биология и информатика) «Алгоритм Цицерона»
методическая разработка (биология, 8 класс) на тему

Мудрецов Игорь Вячеславович

Интегрированное занятие по биологии и информатике. Сослужит  первым шагом к изучению темы «Дыхание и здоровье человека» и помогает  закрепить навыки поиска информации.

Цели и задачи:

1. Подготовиться к изучению новой темы.

2. Совершенствовать эффективность  поиска информации в глобальной сети Интернет и  навыки работы в текстовом редакторе Word.

3.  Развивать интерес к предмету, логическое мышление, связанную речь.

4.  Воспитывать культуру здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl._algoritm_cicerona.rar410.61 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное внеклассное мероприятие

(биология и информатика)

«Алгоритм Цицерона»

Цели и задачи:

  1. Подготовиться к изучению новой темы.
  2. Совершенствовать эффективность  поиска информации в глобальной сети Интернет и  навыки работы в текстовом редакторе Word.
  3. Развивать интерес к предмету, логическое мышление, связанную речь.
  4. Воспитывать культуру здорового образа жизни.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Постановка целей и задач, объяснение учителя

Здравствуйте!

  Сегодня у нас с вами интегрированное занятие по биологии и информатике. Оно послужит  первым шагом к изучению темы «Дыхание и здоровье человека» и поможет вам закрепить навыки поиска информации.

  Скажите, знаете ли вы, что означает слово «интеграция»? Можете ли вы дать определение ему?

(наиболее вероятный ответ: нет)

  В таком случае скажите, а где бы мы могли найти определение этому понятию, где бы вы стали искать?

(предполагаемый ответ: в интернете)

  Да, как вариант; интернет содержит много полезной информации, но следует помнить, что там же встречается и недостоверная информация.

  А я использовал альтернативный подход и нашел определение этому понятию в Толковом словаре русского языка  Ушакова:

«Интеграция – объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития (научного)».

(В качестве примера альтернативного подхода к созданию определений можно ознакомиться с цитатой из "Звездных дневников Ийона Тихого" С. Лема – приложение №1)

  Так вот, вашей задачей сейчас и будет объединить в целое информацию из различных источников. Для этого мы воспользуемся «алгоритмом Цицерона»

    Древнеримский оратор Цицерон считал, что правильно построенная речь содержит ответы на семь вопросов:

Что? Как? Когда? Где? Чем? Зачем? Почему?

  Эти вопросы и называют - "алгоритм Цицерона".

  Работу по поиску информации на заданную тему построим на этом принципе. Конечно, не всегда можно подобрать ответы на все вопросы алгоритма, но
- надо постараться ответить на большую часть вопросов;
- при этом постараться, чтобы получился относительно связный текст.
 Обратите внимание на:

- первый вопрос - "Что?", чёткий ответ именно на этот вопрос - почти половина определения;

- вопросы могут касаться не напрямую темы поиска, а лишь косвенно, вместе с тем, помогая в раскрытии основного вопроса;

- встречающиеся в тексте незнакомые вам слова обязательно (!)  требуют пояснения, расшифрования  с тем, чтобы вы четко понимали, о чем идет речь при ответе;

- попытайтесь найти определения этим словам, скопируйте их или запишите;

- если возможно, замените, подберите синонимы к трудно произносимым словам;

- для ответов используйте более чем 1 источник информации.

  Итак, у вас на рабочем столе компьютера создана папка с условным названием Н1N1.

Внутри находится текстовый файл с точно такой же таблицей, как на экране.

Что?

Где?

Как?

Когда?
(при каких условиях)

Чем?

Почему?

Зачем?

 

 

 

 

 

 

 

  В нее вы будете вносить (копировать) найденную информацию (т.к. впоследствии вам нужно будет создать презентацию, постарайтесь также найти подходящие иллюстрации. Сохраните их в папку Н1N1). Теперь переходим к поиску пояснений терминов в Интернет. Что же мы ищем? Информацию о гриппе А/Н1N1, т.н. свином. Искать нужные сайты можно как обычным путем - заходя на известные поисковые страницы (Яндекс, Рамблер, Google), так и с помощью знакомых энциклопедий, которым доверяете). Перед началом поиска подумайте, какие слова удобнее использовать в качестве ключевых и как правильно построить фразу запроса, чтобы найти именно те сайты, которые вас интересуют. Чтобы не рыться бесконечно долго, надо учитывать синтаксис поисковых запросов...

  Не забудьте сохранить ссылки на те сайты, откуда вы почерпнули информацию.

  На каждом столе находится технологическая карта, которая поможет вам в работе.

Приложение №2

  Приступайте.

  1. Самостоятельная работа учащихся

(на поиск информации отводится 15-20 минут (работа, как правило, проводится парами), при этом учитель контролирует и корректирует учащихся, помогает, в случае необходимости)

  1. Обсуждение результатов

По окончании поиска, учитель просит какую-нибудь  группу учащихся предоставить на «суд общественности», что у них получилось. Таблица с данными выводится на печать.

(Учитель указывает на технические ошибки, задает вопросы, корректирует  выступление, помогает выстроить грамотную речь)

  1. Закрепление

  В конце мероприятия проводится мини- викторина («верно-неверно») на тему:

Приложение №1


Станислав Лем. Звездные дневники Ийона Тихого. Путешествие четырнадцатое
     ...Взял у Тарантоги том "Космической энциклопедии" на "Э" и выписал статью об Энтеропии. Вот она:
     "
ЭНТЕРОПИЯ, 6-я планета двойного (красного и голубого) солнца в созвездии Тельца. 8 континентов, 2 океана, 167 действующих вулканов, 1 оргаст (см. ОРГАСТ). Сутки 20-часовые, климат теплый, условия для жизни хорошие, кроме периода смега (см. СМЕГ). Обитатели: а) Господствующая раса - ардриты, существа разумные многопрозрачногранные симметричные непарноотростковые (3), вид Siliconoidea, отряд Polytheria, класс Luminifera. Как и все политерии (см.), ардриты подвержены произвольному периодическому расщеплению. Создают семьи шаровидного типа. Система правления: градархия II-В, с введенным 340 лет назад Пенитенциарным Трансмом (см. ТРАНСМ). Высокоразвитая промышленность, главным образом пищевая. Основные статьи экспорта: фосфоризованные манубрий, сердцеклеты и лаудамы нескольких десятков сортов, рифленые и слегка опаленные. Столица: Этотам, 1400 000 жителей. Осн. промышленные центры: Гаупр, Друр, Арбагеллар. Культура люминарная с признаками старогрибизма вследствие впитывания реликтов цивилизации фитогозиан (грибковцев, см.), истребленных ардритами. В последние годы все большую роль в общественной и культурной жизни играют сепульки (см.). Верования: господствующая религия - монодрумизм. Согласно М., мир сотворен Множественным Друмой, принявшим облик Прадавней Плюквы, из к-й народились солнца и планеты во главе с Энтеропией. Ардриты возводят плюкированные храмы, постоянные и складные. Кроме монодрумизма имеется несколько сект, важнейшая из них - плакотралы. Плакотралы (см.) не верят ни во что, кроме Экзальтиды (см. ЭКЗАЛЬТИДА), да и то не все. Искусство: танцы (катальные), радиоакты, сепуление, околесная драма. Архитектура: в связи со смегом - пневматическо-дмесевая. Пневмоскребы достигают 130 этажей. На иск. лунах постройки, как правило, овицеллярные (яйцевидные). б) Животный мир. Фауна силиконоидального типа, осн. представители: мразивцы, дендроги дребенчатые, асманиты, курдли и скулежные осьмиолы. В сезон смега охота на курдлей и осьмиолов запрещена. Для человека эти животные несъедобны, за исключением курдлей (а у них - только участок зарда, см. ЗАРД). Водная фауна служит сырьем для пищевой промышленности, Осн. представители: инферналии (адюки), глопы, вшавки и сляксы. Достопримечательностью Энтеропии считается оргаст с его сумбуральной флорой и фауной, Единственный его аналог в нашей Галактике - алы в бедревных джунглях Юпитера. Как показали исследование школы проф. Тарантоги, жизнь на Энтеропии зародилась в пределах оргаста, из бальбазиловых залежей. В связи с массовой застройкой суши и вод следует считаться с возможностью скорого исчезновения остатков оргаста. Подпадая под парагр. 6 конвенции об охр. планетных древностей (Codex Galacticus, т. MCCCVII, ч. XXXII, стр. 4670), оргаст подлежит охране;…".
     Здесь мне понятно все, кроме упоминаний о сепульках, трансме и смеге. К сожалению, последний том "Энциклопедии", вышедший из печати, кончается статьей "СИРОП ГРУШЕВЫЙ", так что ни о трансме, ни о смеге там ничего нет.
     Все-таки я пошел к Тарантоге, чтобы прочесть о сепульках. Нашел следующие краткие сведения:
     "
СЕПУЛЬКИ - важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ".
     Я последовал этому совету и прочел:
     "
СЕПУЛЬКАРИИ - устройства для сепуления (см.)".
     Я поискал "Сепуление"; там значилось:
     "
СЕПУЛЕНИЕ - занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ".
     Круг замкнулся, больше искать было негде. Ни за что на свете я не признался бы Тарантоге в подобном невежестве, а никого другого спросить не могу. Жребий брошен - еду на Энтеропию. Отправляюсь через три дня.
Подумайте, в чём, по-вашему, альтернативность приведенного примера (-ов) из цитаты определению мутаций?

Приложение №2

Задание

Действие

1

Открыть папку «Н1N1».

Переименовать файл Word в «Ф.1, Ф.2», указав фамилии сидящих за ПК

Найдите на рабочем столе ярлык папки «Н1N1», открыть папку, переименовать файл Word, открыть файл, свернуть в трей.

2

Работа с сайтами Интернета

Открыть браузер, зайти в поисковую систему (предпочтительней  Яндекс или Рамблер), продумать и ввести запрос в строке поиска. Прочитать краткую информацию под результатами запроса, зайти на подходящие сайты (открывать их лучше в фоновой вкладке).

Из предложенного текста выберите информацию, соответствующую вашему вопросу. Скопируйте ее.

Добавьте страницу в избранное.

Работая по поиску иллюстраций, не забывайте про их размер, открывайте каждую, прежде чем сохранить)

3

Работа с таблицей

В соответствующие графы таблицы внесите скопированные данные.  Обработайте их. Добиваясь связанного текста. Проверьте орфографию. Несколько раз прочитайте, что у вас получилось. Замените трудно произносимые слова синонимами.

4

Завершение работы

Закройте окна программ.

ПК не выключайте.

 Сообщите учителю об окончании.

Приложение№3

«ВЕРНО» - зеленая карточка

«НЕ ВЕРНО» - красная карточка

Утверждения (Согласны ли вы с утверждениями? Почему?):

  1. Лучше поскорей в этом сезоне переболеть, чтобы потом, в период эпидемии, не заразиться.

(Не верно, т.к. вирус постоянно мутирует, изменения происходят очень быстро, и человек может заболеть еще раз.)

  1. Стоит замерзнуть, промочить ноги, как обязательно заболеешь.

(Не верно, это ведет лишь к ослаблению иммунитета, само заболевание вызывает вирус, а не сырые ноги.)

  1. При малейших признаках недомогания нужно принять антибиотики.

(Не верно, антибиотики назначает врач и то крайних случаях. Нужно позволить организму самому побороть болезнь и лишь помочь ему, а не решить эту задачу

(с помощью антибиотиков) за него; и вообще не следует увлекаться самолечением.)

  1. Грипп не грозит, если держаться подальше от тех, кто чихает и кашляет.

(Верно. Основной путь передачи вируса – воздушно-капельный, но не забывайте и о том, что вирус может распространяться и контактным способом (через рукопожатии и предметы).)

  1. Принимай витамины, и грипп не страшен.

(Не верно. Витамины лишь средство укрепления иммунитета, но на возможное заражение повлиять они не могут.)

  1. В качестве профилактики надо чаще мыть руки с мылом.

(Верно. Один из путей передачи вируса – бытовой или контактный)

  1. Вирусы гриппа живут и размножаются в окружающей среде.

(Не верно. Вирусы – внутриклеточные паразиты и не размножаются вне клетки хозяина,  хотя в окружающей среде могут существовать значительное время, образуя защитную оболочку.)

  1. Грипп тоже самое, что ОРВИ.

(Верно. Грипп одна из разновидностей острой респираторной вирусной инфекции)

  1. «И температуры не было, и на работу ходил, так, насморк, да, несколько дней кашлял и все.»

(Не верно. Симптомы в случае наличия иммунной защиты должного уровня могут быть не выражены, но сам при этом становишься источником заражения для окружающих.)

  1. Вирусная активность на данный момент спала, эпидемии нет, а значит, и заболеть гриппом уже нельзя. А уж если уже переболел, то вовсе не стоит беспокоиться, т.к. выработался иммунитет.

(Не верно. Даже если эпидемия обошла вас стороной и наблюдается спад вирусной активности, расслабляться не стоит, возможна и вторая волна эпидемии. Даже если уже переболел, то все равно можешь заболеть повторно, т.к. вирус быстро мутирует, он может «добраться» до вас из другой местности, например.)

  1. Грипп это ерунда. Не СПИД же, от этого не умирают.

(Не верно. По данным ВОЗ вирус гриппа гораздо большая угроза, чем ВИЧ. Ежегодно, в результате осложнений в мире умирают сотни человек, в прошедшем 2009 году вирус А/Н1N1 (свиной грипп) унес несколько тысяч человеческих жизней.)

И напоследок… Видео-вопрос…  (демонстрируется видеоролик, но можно ограничиться и просто вопросом)

Реклама многих противогриппозных средств обещает быстрое снижение температуры, снятие боли в горле и прекращение насморка. Могут ли эти качества рекламируемых продуктов привести к более быстрому выздоровлению, и почему?

Ответ: К сожалению, не существует панацей (абсолютно эффективных средств) от гриппа. Самым главным способом не навредить организму является устранение возможности осложнений. Они могут возникнуть, прежде всего, из-за того, что ослабляется иммунная система. А она работает у большинства людей очень эффективно. Как? Повышается температура выше 38°С, что является губительным для большинства вирусов. Кровь приливает к местам проникновения инфекции, что выражается в реакции воспаления. Белые кровяные клетки (лейкоциты) начинают вырабатывать антитела, причем, этот процесс тоже идет более эффективно при повышенной температуре. Выделение слизи из носа способствует вымыванию большинства тех микроорганизмов, которые могут вызвать осложнения. Даже боль имеет очень большое значение – она обращает наше внимание конкретно на место поражения). Наше поведение направляется на устранение причины боли и способствует быстрейшему выздоровлению. Например, если болят суставы, большинство людей с удовольствием переходят на постельный режим.  Следовательно, применение “Колдрекса” и тому подобных препаратов, снимающих симптомы, но не убивающих вирусы, в самом идеальном случае, имеет только психотерапевтический эффект. Просто больному становится субъективно “лучше”. К сожалению, эти препараты могут принести много вреда в наше рыночное время. Снижая температуру, они способствуют сохранению вируса в организме в скрытом виде, неактивной, “дремлющей” форме. Человек, который после их применения не ощущает себя больным, часто даже не сидит дома, а идет на работу или учебу, где подвергается громадному количеству факторов, вызывающих осложнения. Правда, они могут проявиться через несколько недель, и даже лет. Кроме того, этот человек является источником заражения, потому что на вирус гриппа эти препараты не влияют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и истории

Цели:Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни.Пропаганда здорового жизненного стиля; форм...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия Информатика+Математика "Кафе «Ученье Свет»"

Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия информатики и других предметов повышают интерес учащихся и мотивацию к их изучению. Нестандартные, необычные, интересные мероприятия позволяют даже скуч...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

Интегрированное внеклассное мероприятие "Своя игра" (информатика + история)

Представлена разработка мероприятия и презентация к нему. Данное мероприятие было открытым и проводилось в рамках районного методического объединения учителей информатики. Мероприятие было подготовлен...

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии, химии и физике, математике

Цели и задачи:Обобщить знания учащихся по предметам естественно – математического цикла. Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение б...