Биолого-лингвистический марафон "Русский язык и биология-мои друзья в рамках интегрированной декады биологии
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Абанина Диана Петровна

 

Биолого - лингвистический марафон являлся одним из мероприятий интегрированной декады биологии. Марафон призван 

развивать интерес учащихся к предметам, углублять, расширять и закреплять  знания, учить оценивать своё отношение и

поведение в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК И БИОЛОГИЯ – МОИ ДРУЗЬЯ

Биолого – лингвистический марафон

Цели и задачи мероприятия:

1. Развитие интереса к школьным предметам.

2. Углубление и закрепление знаний.

3. Экологическое воспитание учащихся.

Плакаты:

1. «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».

                       Л.Н. Толстой.

2. «Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа».                                                К.Д. Ушинский.

Действующие лица:  ведущие Филолог и Биолог.

Филолог. Добрый день! Сегодня собрались знатоки русского языка и биологии. Мы рады видеть вас! Сегодня мы проверим ваши знания. Посмотрим, знаете ли вы русский язык и биологию.

За правильные ответы выдаём жетоны. По количеству заработанных жетонов сделаем  правильный вывод.

Первый  тур   

Разминка

«Фонетические загадки».

Биолог. Отгадайте загадки и сделайте фонетический разбор слов –       отгадок.

1. Биолог.  По волнам гуляет зонтик,

        Если встретите – не троньте!

        Вот так чудо, вот так диво:

        Зонтик жжётся как крапива.

        (Медуза.)  Разбор термина у доски.

2. Филолог.  Стой, плотва и караси!

                       И пощады не проси:

        Я хозяин здесь в пруду -

        На охоту я иду.

        (Щука.)   Разбор слова у доски.

3. Биолог.  Ходит мать с надменной мордой,

        Рядом дочь – походкой гордой.

        С длинной шерстью дочь и мама

        Весь их род зовётся …        (Лама.)

4.  Филолог.   Домовитая хозяйка

             Пролетает над лужайкой

             Похлопочет над цветком -

                         Он поделится медком.

        (Пчела.)  Разбор слова у доски.

Подведение итогов, награждение жетонами.

Второй тур  

Этимологический конкурс

Филолог.  Кто знает, что означает термин этимология?

Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Биолог.   Можно ли объяснить происхождение слова биология, экология? Объясните, ребята.        

1. Биолог.  По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его, объясните происхождение. (Это волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий».)

2. Филолог.   Являются ли родственниками лебедь и лебеда?

(Да, этимологическими. Оба названия, птицы и растения, произошли от латинского слова «albus» белый: у лебедя белое оперение, у лебеды – белые цветы.)  Вспомните, в биологии, кто такие альбиносы. Почему они так называются?

3. Биолог.   Объясните происхождение слова «слон».

(Заимствовано из тюркского языка: aslan – лев. В процессе употребления начальная гласная была утрачена, слово изменило своё значение.

4. Филолог.   Что означает слово «медведь»? («Ведающий» мёдом, т.е. медоед.)

5. Биолог.   Каково происхождение слова «выдра»? (Славянское слово индоевропейского характера, буквально «водяная».)

6. Филолог.   Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег и начинаются заморозки.)

7. Биолог. Попробуйте объяснить происхождение слов «Биосфера», «Байкал».

Ответ: «Байкал» - слово тюркского происхождения, означает «богатое озеро».  «Биосфера» - живая оболочка планеты.

Третий тур

Конкурс «Шарады».

Филолог. А теперь отгадываем шарады.

1. Биолог. Послушайте задания.

    В первом отдыхают,

    Пиво попивают.

    Ветка толстая – второе,

    Может быть совсем сухое.

    Вместе все он зверь лесной,

    Просыпается весной.

    Он в норе своей живёт,

    Ест он всё, что лишь найдёт.

    Ловко землю он копает,

    А уставши, засыпает.

    Спать без отдыха весь день

    Зверю этому не лень.     ( Бар – сук, барсук.)

2. Филолог. Называем так домишко,

                      Хлам где всякий и дровишки.

                      Буквам место изменить -

                      Будет рыбка в море плыть.   (Сарай – сайра.)

3. Биолог. Первое – большая хищная птица,

                   Что над погибшим животным кружится.

                   Длинная часть у гитары – второе,

            Крепко сжимается левой рукою.

            На документах секретных есть третье.

            Что же за слово? Подумайте, дети.   (Гриф.)

4. Филолог. Бабочка из первой вылетает,

         Во вторую - девочка играет.   (Куколка.)

Подведение итогов третьего тура.

Четвёртый тур

Конкурс «Омограммы».

Филолог. Что такое «омографы»?

Омографы – слова и формы слов, совпадающие в написании, но различно произносимые: например, зáмок и замóк.

Биолог. 1. С ударением на первом слоге – птица, с ударением на втором слоге – непроезжая улица.      ( Тýпик – тупúк.)

         2. С ударением на первом слоге – часть живого организма, с ударением на втором слоге – музыкальный инструмент.

        (Óрган – оргáн.)

Филолог. 3. С ударением  на первом слоге – мельчайшее отверстие на поверхности кожи, с ударением на втором слоге – продолжительный период жизни.                         (Пóра – порá.)

        4. С ударением  на первом слоге – металлические щипцы,  с ударением на втором слоге – мелкие членистоногие отряда паукообразных.                          (Клéщи – клещú.)

Биолог. 5. С ударением  на первом слоге – небольшие лесные зверьки с пушистым хвостом,   с ударением на втором слоге – белые части варёных яиц.                      (Бéлки – белкú.)

           6. С ударением  на первом слоге – город и порт в Швеции, с ударением на втором слоге – морской головоногий моллюск.

        (Кáльмар – кальмáр.)

Филолог. 7. С ударением  на первом слоге – имя существительное, обозначающее птицу семейства фазановых, с ударением на третьем слоге – глагол в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде.                                         (Пéрепел – перепéл.)

                  8. С ударением  на первом слоге – семейство ночных бабочек или род сов, с ударением на втором слоге – родственники лопатки у домашних хозяек, в детских песочницах.

         (Сóвки – совкú.)

Подведение итогов тура, вручение жетонов.

Пятый тур

Конкурс «Метаграммы».

1. Биолог.  Замените букву К на букву П, и рыба семейства лососей превратится в млекопитающее семейства тюленей.

        (Нерка – нерпа.)

2. Замените Г на Х, и рыба семейства осетровых превратится в млекопитающее семейства дельфиновых.

         (Белуга – белуха.)

3. Замените Л на Н, и рыба отряда камбалообразных превратится во французский бальный танец.                   (Калкан – канкан.)

4. При замене предпоследней буквы в названии ископаемого твёрдого горючего вещества на другую букву вы получите название рыбы со змеевидным телом.                    (Уголь – угорь.)

5. Травянистое растение, засоряющее посевы, заменой последней буквы превратится в большую водоплавающую птицу семейства утиных с длинной, красиво изогнутой шеей.

          (Лебеда – лебедь.)

6. Как превратить полок в название змей семейства ужей?

           (Полок – полоз.)

Подведение итогов тура, вручение жетонов.

Шестой тур

Конкурс «Биологические омонимы».

Филолог.

1. Глагол в повелительном наклонении, в форме второго лица единственного числа и птица тропических стран с ярким оперением. Назовите их.

        (Попугай.)

2. Наречие и неядовитая змея отряда чешуйчатых.

         (Уж.)

3. Глагол совершенного вида в прошедшем времени в единственном числе, в мужском роде и морские млекопитающие семейства дельфинов.                                                       (Нарвал.)

4. Астрономический прибор и порода золотой аквариумной рыбки – близнецы. Как их зовут?                              (Телескоп.)

5. Каким словом одинаково названы род пресноводных улиток и цилиндр, стержень, на который наматывается что-нибудь.

           (Катушка.)

Подведение итогов тура, вручение жетонов.

Седьмой тур

Конкурс «Анаграммы».

Филолог. Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное на основе другого слова или словосочетания перестановкой букв, составляющих его. Например, раз – дар.

Задания: на доске написано первое слово.

1. Биолог.  Из букв, входящих в название соцветия злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля, путём перестановки букв получите название хищной птицы, отличающейся быстрым парящим полётом.                                          (Колос – сокол.)

2. Перестановкой букв из поста охраны получите крупную хищную птицу с голой головой и шеей.                      (Кордон – кондор.)

3. Не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном предметы производства перестановкой букв превратите в десятиногое ракообразное животное.           (Брак – краб.)

4. Перестановкой буквы в названии земельной меры так, чтобы получилось название покрытого панцирем пресноводного или морского членистоногого с клешнями и брюшком.

        (Акр – рак.)

Подведение итогов тура, вручение жетонов.

Восьмой тур

Конкурс «Знаете ли вы предлоги?».

Филолог.

1. Название какого домашнего животного  составлено из двух предлогов?                                                         (К–от, кот.)

2. Какие три предлога животных согревают?

                                                                            (По-по-на, попона.)

3. Какие три предлога куры любят клевать?

                                                                            (Про-со, просо.)

4. Какие пять предлогов имеются в названии примитивного млекопитающего отряда однопроходных – утконоса?

                                                                            (у, к, о, о, с)

5. Название какого североамериканского лугового волка состоит из предлога, междометия, предлога?                  ( К-ой-от, койот.)

Подведение итогов тура.

Девятый тур

Конкурс «Грамотный биолог».

Биолог.      

1. Верно ли, что кинолог – это специалист в области кино?   (Нет, это специалист, изучает собак.)

2. Как правильно – «белёк или «беляк»?   (Белек-детёныш тюленя, беляк-заяц зимой.)

3. Какой вариант написания животного правильный: «апоссум», «опассум», «опосум», «опоссум»?                 («Опоссум».)

4. Как правильно – «пятнистый пятон» или «питнистый питон»?

                                                                     (Пятнистый питон.)

5. Верно ли, что несушки – это дамы, несущиеся на большой скорости в иномарках?

     (Нет, несушки – это куры, несущие яйца.)

Подведение итогов тура.

Одиннадцатый тур

Игровой конкурс «Кто больше?»

Биолог.

1. Кто больше назовёт животных, название которых начинается с трёх согласных)?

     (Стриж, стрекоза, скворец, стрепет, страус.)

2. Кто больше назовёт животных с удвоенной согласной в названии?

(Саккулина, трихограмма, гуппи, геккон, опоссум, аллигатор, кораллы, колли, моллюски.)

3. В названии каких животных  можно встретить наречие «уж»?

(Жужжало - род мух, жужелица, кружевница.)

4. В названии каких животных притаилось личное местоимение «я»?

(Ястреб, зяблик, трясогузка, гарпия, рябчик, стервятник, тетеревятник.)

5. В названии каких животных есть противительный союз «но»?

( Носорог, утконос, норка, енот, горностай, колонок, носач.)

Ведущие!     Вот и закончился наш занимательный урок.

                       Подведём итоги конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Цель урока обобщить,  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследс...

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

Методическая разработка интеллектуальной игры по теме "Литература и биология - мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе

   Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Я считаю, что предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои спо...

Газета в рамках интегрированной недели географии и биологии

В газете содержится материал ко Дню Земли и ко Дню воды...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Занимательно