Элективный курс "Экология растений с флористическим анализом растительности Ставрополья"
элективный курс по биологии (10 класс) на тему

      Программа курса  рассчитана на 34 часа для учащихся 10 класса.   

      Хочется  при помощи созданного курса показать красоту, богатство и разнообразие растительного мира  Ставропольского края, в том числе и с помощью информационных технологий. Ученые называют природу края музеем под открытым небом. Здесь сосредоточены природные объекты самой разной экологии. Представляет научный интерес и исторические особенности флоры. Занимая центральное положение в Предкавказье, Ставрополье является местом, где пересеклись пути ледниковых и межледниковых миграций флор.

      В настоящее время  на территории края существует реальная угроза исчезновения многих ценных растений. Потеря каждого вида – это невосполнимая утрата генофонда, который формировался в течение миллионов лет эволюции. Основа охраны генофонда базируется на том, что для научных и практических целей должна быть сохранена вся флора целиком. Охрана флоры – непременное условие рационального использования растительных ресурсов. Чтобы охранять и беречь, нужно знать  объект охраны, т.е. растительный мир родного края.  Не только знать, но и любить.

     Ставропольский край – сельскохозяйственный регион, поэтому будут ценными знания,  полученные на спецкурсе, в прикладном плане.

Целью курсаявляется формирование экологической культуры учащихся через экологическое воспитание, совершенствование их знаний в области биологии и экологии, приобретение умений и навыков в научно-исследовательской деятельности.

Задачи курса:

- воспитывать интерес к познанию мира, к изучению биологии и экологии;

- помочь приобрести дополнительные знания, умения в интересующей области.

- усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатств;

- понимание многосторонней ценности природы для общества и человека;

- овладение нормами правильного поведения в природной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

Экология растений  с флористическим анализом растительности Ставрополья.

                                             

                                         Пояснительная записка.

      Программа курса  рассчитана на 34 часа для учащихся 10 класса.    

      Хочется  при помощи созданного курса показать красоту, богатство и разнообразие растительного мира  Ставропольского края, в том числе и с помощью информационных технологий. Ученые называют природу края музеем под открытым небом. Здесь сосредоточены природные объекты самой разной экологии. Представляет научный интерес и исторические особенности флоры. Занимая центральное положение в Предкавказье, Ставрополье является местом, где пересеклись пути ледниковых и межледниковых миграций флор.

      В настоящее время  на территории края существует реальная угроза исчезновения многих ценных растений. Потеря каждого вида – это невосполнимая утрата генофонда, который формировался в течение миллионов лет эволюции. Основа охраны генофонда базируется на том, что для научных и практических целей должна быть сохранена вся флора целиком. Охрана флоры – непременное условие рационального использования растительных ресурсов. Чтобы охранять и беречь, нужно знать  объект охраны, т.е. растительный мир родного края.  Не только знать, но и любить.

     Ставропольский край – сельскохозяйственный регион, поэтому будут ценными знания,  полученные на спецкурсе, в прикладном плане.

Целью курса является формирование экологической культуры учащихся через экологическое воспитание, совершенствование их знаний в области биологии и экологии, приобретение умений и навыков в научно-исследовательской деятельности.

Задачи курса:

- воспитывать интерес к познанию мира, к изучению биологии и экологии;

- помочь приобрести дополнительные знания, умения в интересующей области.

- усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатств;

- понимание многосторонней ценности природы для общества и человека;

- овладение нормами правильного поведения в природной среде.

Знаком «*» обозначены практические работы учебного электронного издания «Экология, 10-11 кл.»

                                             Введение (2 ч).

       Экология – наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой. Цели и задачи  «Экологии растений с флористическим анализом растительности  Ставрополья». Методы  изучения растительного мира. Уровни организации растений.

       Особенности растительности Ставропольского края.

                           Взаимосвязь растений и факторов среды (1 ч).

      Воздействие среды на организм растения. Экологические факторы. Ресурсы, используемые растениями в процессе жизнедеятельности. Оптимальные условия. Ограничивающие факторы.  Закон минимума. Толерантность.

      Особенности абиотических факторов Ставропольского края и их значение в жизни растений  (8 ч).

       Свет как абиотический фактор. Особенности солнечной радиации на Ставрополье. Влияние солнечного спектра, продолжительности, интенсивности, освещенности на рост и развитие растений. Процессы у растений, связанные со светом: фотосинтез, фотопериодизм, фототропизмы, гелиотропизмы, фотонастии. Группы растений относительно света: гелиофиты, факультативные гелиофиты, сциофиты. Короткодневные, длиннодневные растения. Практическая работа: 1. Изучение анатомического строения листьев светолюбивых и тенелюбивых растений. 2*. Изучение влияния факторов среды (света) на растения.

       Вода как абиотический фактор. Особенности водного режима (влажности) Ставропольского края. Значение воды в жизни растения. Морфологические, анатомические и физиологические приспособления растений к условиям водного режима. Организмы-эфемеры. Группы растений относительно влажности: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, суккуленты, склерофиты. Значение транспирации в жизни растения. Гуттация. Практическая работа: 1*. Расчет объема воды, транспирируемого лесным сообществом.

Температура как абиотический фактор. Особенности теплового режима Ставропольского края. Температура и физиологические процессы  растений. Теплолюбивые (термофилы) и холодолюбивые (криофилы) растения. Влияние оптимальных  температур, сезонных и суточных колебаний на рост и развитие растений. Морфологические, физиологические приспособления растений к температурному фактору и его колебаниям. Взаимосвязь между температурой и влажностью. Стратификация. Яровизация.

Жизненные формы растений. Классификация жизненных форм по Раункиеру (фанерофиты, хамефиты, гемикриптофиты, криптофиты, терофиты), по Серебрякову (древесные растения, полудревесные растения, наземные и водные травы). Разнообразие растительных форм жизни на Ставрополье. Практическая работа: 1. Определение деревьев и кустарников по внешнему виду (габитус).

Ранневесенняя флора Ставрополья. Практическая работа: 1. Изучение  особенностей растений-эфемероидов. Определение раннецветущих растений по определительной карточке.

Эдафогенные  факторы. Значение почвы в жизни растений. Структура  и состав почвы. Экологические группы растений  по отношению к разным типам почв: песчаных, глинистых, суглинистых. Растения-индикаторы (ацидофилы, базофилы, нейтрофилы, индифферентные, кальцефилы, нитрофилы, галофиты). Практическая работа: 1. Определение структуры и механического состава почв. 2*. Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений.

         Типы почв Ставропольского края.

         Участие факторов среды в размножении и распространении растений. Практическая работа: 1. Изучение особенностей насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

2*. Изучение строения семян и плодов, распространяемых ветром.

Темы для научно-исследовательской деятельности:

1. Ранневесенняя флора города (села). Инвентаризация и состояние.

2.Растения-индикаторы химического состава почв.

                          Биотические факторы в жизни растений (6 ч).

          Типы биотических взаимодействий: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, синойкия, симбиоз, хищничество, паразитизм, хищничество.

Взаимовыгодные отношения с участием растений: симбиоз, мутуализм, протокооперация. Практическая работа: 1. Изучение взаимовыгодных (мутуализм) отношений между организмами.

Взаимоотношения растений и фитофагов. Ядовитость как средство самозащиты растений от фитофагов. Разнообразие растительных химических средств защиты. Роль фитофагов в растениеводстве.  Карантинные вредители растений Ставропольского края.

         Паразитизм в растительном мире. Разнообразие паразитирующих  на растениях организмов. Роль паразитов в растениеводстве. Карантинные паразитические организмы Ставропольского края.

          Конкурентные взаимоотношения в растительном мире. Правило конкурентного исключения. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Аллелопатия.       Виды-мигранты. Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Понятие карантина. Карантинные сорные растения Ставропольского края.  Практическая работа: 1*. Изучение конкурентных взаимодействий между организмами.

         Изменение среды под воздействием растений.

Темы для научно-исследовательской деятельности:

1. Изучение видового состава фитофагов дикорастущих растений населенного пункта.

2. Изучение видового состава вредителей садов и огородов населенного пункта.

3. Изучение особенностей растений-паразитов.

                    Влияние антропогенного фактора на растения (2 ч).

Растительные ресурсы Ставропольского края. Использование лекарственных, кормовых, пищевых, декоративных растений.

Влияние деятельности человека на организм, популяции, виды, биоценозы, экосистемы. Охрана растений в Ставропольском  крае. Красная книга Ставропольского края. Редкие и исчезающие растения края. Категория и статус охраняемых растений. Популяционно-видовой, экосистемный уровни охраны природы  края. Правовые основы охраны растений.

Темы для научно-исследовательской деятельности:

1. Инвентаризация лекарственных растений населенного пункта и его окрестностей. Оценка состояния.

2. Инвентаризация ядовитых растений населенного пункта и его окрестностей.

3. Инвентаризация редких и исчезающих растений.  Необходимые меры охраны.

4. Охраняемые природные территории. Современное состояние.

                                                 Среды жизни (2 ч).

          Особенности растений суши. Широтная зональность, высотная поясность.

          Особенности  водоемов края. Адаптации растений к обитанию в водной среде.

                                    Растительные популяции (1 ч).

         Демографические показатели: рождаемость, смертность. Продолжительность жизни, возрастной спектр.  Стратегии популяций: r-виды, K-виды. Механизмы саморегуляции у растений.

                                      Фитоценозы (1 ч).

Флористический состав. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши. Ярусность. Обилие. Покрытие. Жизненность. Подвижность растительных сообществ. Формула Жаккара.  Ассоциации. Консорции. Практическая работа: 1.Изучение морфологического критерия двух разных видов местной флоры. 2*. Изучение вертикальной структуры биоценоза (лесной экосистемы). 3*. Изучение устойчивости биоценозов.  

                                      Экосистемы  края (9ч).

          Понятие экосистемы. Вещественно-энергетические связи между живой и косной частями экосистемы. Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Космическая роль растений. Практическая работа: 1*. Изучение пищевых цепей.  

2*. Изучение правила экологической пирамиды.

          Экосистемы лесов Ставропольского края. Экологическое значение лесов. Лесообразующие породы в крае. Полог, подлесок, подрост. Группы лесов по хозяйственному использованию. Рекреационные нагрузки на лесные экосистемы. Деградация лесных экосистем. Лесоразведение в крае. Практическая работа: 1*. Расчет массы выделяемого кислорода участком леса. 2*. Расчет массы газа, поглощенной лесополосой.

             Экосистемы степей и лугов Ставропольского края. Типы степей: ковыльно-типчаковые, ковыльно-типчаково-полынные, типчаково-полынные, полынные, ковыльно-типчаково-разнотравные.

             Горные экосистемы края.            

             Экосистемы полупустыней Ставропольского края.

             Растительность городов Ставропольского края. Экологические группы древесно-кустарниковой растительности города. Экологическое значение растительности города. Индикация загрязнения по состоянию древесно-кустарниковой растительности. Устойчивость древесных пород к загазованности, к вытаптыванию. Композиции зеленых насаждений. Значение рудеральной растительности. Практическая работа:      

1*. Исследование состояния культурных и дикорастущих растений в городе.

Понятие агроценозов и агроэкосистемы на примере Ставропольского края. Экологические особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистеме. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия.

Экологические сукцессии. Причины саморазвития экосистем. Смена видов и изменение продуктивности зарастающего водоема, карьеров, пожарищ, территорий, подвергшихся затоплению во время наводнения.  Неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ. Климаксовые сообщества. Первичные и вторичные сукцессии.

Химические, агротехнические и биологические методы борьбы с вредителями и сорняками в сельском хозяйстве края. Проблема загрязнения окружающей среды ядохимикатами. Практическая работа: 1*. Расчет массы вредителей.

   Темы для научно-исследовательской деятельности:

1. Деградация лесных экосистем.

2. Рекреационные нагрузки на лесные экосистемы.

3. Причины опустынивания территории.

4. Значение древесно-кустарниковой растительности городов.

5. Индикация загрязнения по состоянию древесно-кустарниковой растительности.

6. Смена видов и изменение продуктивности зарастающего водоема, карьеров, пожарищ, территорий, подвергшихся затоплению во время наводнения.

7. Биологические методы борьбы с вредителями и сорняками в сельском хозяйстве.

                                     Место растений в биосфере (1 ч).

             Участие растений в круговороте веществ. Способность растений накапливать вещества. Проблема накопления нитратов в продуктах питания. Практическая работа: 1*. Определение степени накопления свинца в растительных пробах (листовой опад) в зависимости от расстояния до автострады. 2*. Оценка содержания нитратов в продуктах питания.  

3*. Изучение биологического круговорота веществ в биосфере.

                               Обобщение курса. Итоговое тестирование (1ч).

           

 Основные требования к знаниям и умениям учащихся

                                Учащиеся должны знать:

     - определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организма), особенности факторов среды края;

     - о типах взаимодействий растений с другими организмами; разнообразие биотических связей с участием растений;

     -законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике края, при интродукции и акклиматизации видов растений; карантинную сорную растительность края;

     - понятие «популяция», ее демографическая структура, динамика численности, стратегия и регуляция;

     - о строении и функционировании экосистем (понятие «экосистема», «фитоценоз» как основа природной экосистемы, роль растений в круговоротах  веществ и потоках энергии в экосистемах); об особенностях экосистем края;

     - законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

     - о саморазвитии экосистем;

     - о роли растений в биосфере: в круговороте веществ и потоках энергии;

     - о современном состоянии, использовании и  охране растительности в крае (причины и последствия сокращения растительных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений в крае; Красная книга Ставропольского края и ее значение в охране редких и исчезающих видов растений).

                      Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях растений и фитоценозах;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности в крае;

- проводить  простейшие опыты по оценке состояния окружающей среды;

- уметь оценивать состояние окружающей среды при помощи биоиндикаторов;

- уметь определять растения по определителям;


Тематическое планирование спецкурса «Экология растений Ставрополья» для 10 класса (34 часа).

п/п

Название тем курса

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

I. Введение

Экология – наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой. Цели и задачи «Экологии растений Ставрополья».

Особенности растительности Ставропольского края.

II. Взаимосвязь растений и факторов среды Ставропольского края.

Воздействие среды на организм растения.

III. Особенности абиотических факторов Ставропольского края и их значение в жизни растений.

Значение света в жизни растений. Особенности солнечной радиации края. Экологические группы растений относительно света.

Практическая работа №1 . Изучение анатомического строения листьев светолюбивых и тенелюбивых растений.

* Изучение влияния факторов среды (света) на растения.

Значение воды в жизни растений. Особенности  водного режима (влажности) Ставропольского края. Экологические группы растений относительно влажности.

* Расчет объема воды, транспирируемого лесным сообществом.

Значение температуры в жизни растений. Особенности теплового режима Ставропольского края. Адаптации растений к температурным колебаниям.

Разнообразие растительных форм жизни на Ставрополье.

Практическая работа № 2. Определение деревьев и кустарников по внешнему виду.

Ранневесенняя флора Ставрополья.

Практическая работа № 3. Изучение особенностей растений – эфемероидов. Определение раннецветущих растений по определительной карточке.

Структура и состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным типам почв.

Практическая работа № 4. Определение структуры и механического состава почв.

* Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений.

       2 ч

       1 ч

        1 ч

        1 ч

  1ч

  8 ч

  1 ч

  1 ч

  1 ч

  1 ч

  1 ч

  1 ч

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Типы почв Ставропольского края.

Участие факторов среды в размножении и распространении растений.

Практическая работа № 5. Изучение особенностей насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

* Изучение строения семян и плодов, распространяемых ветром.

IV. Биотические факторы в жизни растений.

Типы биотических взаимодействий.

Взаимовыгодные отношения с участием растений.

* Изучение взаимовыгодных (мутуализм) отношений между организмами.

Взаимоотношения растений и фитофагов. Карантинные вредители растений Ставропольского края.

Паразитизм в растительном мире. Карантинные паразитические организмы Ставропольского края.

Конкурентные взаимоотношения в растительном мире. Карантинные сорные растения Ставропольского края.

Практическая работа №6. Изучение влияния густоты кукурузы на урожай.

Изменение среды под воздействием растений.

V. Влияние антропогенного фактора на растения.

Растительные ресурсы Ставропольского края.

Охрана растений в Ставропольском крае.

VI. Среды жизни.

Особенности растений суши. Широтная зональность и высотная поясность Ставропольского края.

Особенности водоемов края. Адаптации растений к обитанию в водной среде.

VII. Растительные популяции

Демографические показатели растительных популяций. Стратегии популяций.

VIII. Фитоценозы.

Особенности фитоценозов края.

Практическая работа № 7. Изучение морфологического критерия двух разных видов местной флоры.

* Изучение вертикальной структуры биоценоза (лесной экосистемы).

* Изучение устойчивости биоценозов.

IX. Экосистемы края.

Понятие экосистем. Основные компоненты экосистем.

Экосистемы лесов Ставропольского края.

Экосистемы степей и лугов Ставропольского края.

Горные экосистемы Ставропольского края.

Экосистемы полупустыней Ставропольского края

1 ч

6 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

9 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Растительность городов Ставропольского края.

* Исследование состояния культурных и дикорастущих растений в городе.

Агроценозы и агроэкосистемы на примере Ставропольского края.

Экологические сукцессии.

Химические, агротехнические и биологические методы борьбы  с вредителями и сорняками в сельском хозяйстве края.

* Расчет массы вредителей.

X. Место растений в биосфере.

Участие растений в круговороте веществ. Проблема накопления вредных веществ растениями и здоровье населения.

Итоговое тестирование

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

* практические работы учебного электронного издания «Экология, 10-11 кл.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)

Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...

Программа элективного курса по литературе. Анализ лирического произведения. 10 класс

Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур...

Методическая разработка элективного курса "Текст:от анализа к синтезу"

Программа элективного курса "Текст:от анализа к синтезу(подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту". Программой предусматривается работа по проведению комплексного анализа текста.Работа ...

рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста"

Рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста" 8 класс...