Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии (6 класс) по теме:
    рабочая программа по биологиив 6 классе (по Сонину)

    Изюмова Светлана Васильевна

    рабочая программа по биологии в 6 классе (по Сонину)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rabochaya_programma_po__biologii_v_6_kl._po_soninu.doc263 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО

    _____________Н.В. Миронова

    протокол № ___ от

    «____»____________2010 г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора школы по УР МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка

    _____________ С.В. Изюмова

    «____»____________2010 г.

    «Утверждено»

    Директор МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка ____________

    А.П. Кузьмин

    Приказ № ___ от «___»____2010 г.

    Рабочая программа педагога 

    Изюмовой Светланы Васильевны

    (II квалификационная категория)

    по учебному курсу  «Живой организм»

    6 класс

    (базовый уровень)

    2011 - 2012 учебный год


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    к рабочей программе по  изучению биологии в 6-ом  классе  общеобразовательных учреждений

    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

    Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

     1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

    2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;  

    3. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

    4. Учебного плана МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка Вольского района Саратовской области» за 2011-2012 учебный год;

    5. Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина

    6.        Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-

          М.: Дрофа, 2004.- 174с.

    Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

    Для учащихся:

    Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.

    Для  учителя:

    1. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 6 класс к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». Методическое пособие /Л.Д. Парфилова, И.А. Шмарина – М: Издательство «Экзамен», 2006

    2. Козлова  Т.А.  Биология  в  таблицах.  6-11 кл:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.

    Изучение  биологии  на  базовом  уровне  среднего ( полного )  общего  образования  направлено  на  достижение  следующих  целей:

    1. освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей  роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
    1. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
    1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
    1. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
    1. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

    В  инвариантной  части  учебного плана  на  учебный  предмет  федерального  значения

    « Биология»  в 6  классе  выделено  1 час  в  неделю.

    C  учетом  этого  составлено  календарно- тематическое  планирование  на   35  часов,  включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся  и  реализацию  национально - регионального  компонента.

    Календарно - тематический  план  по  объему  скорректировано  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  средней  школы.

                                           

    Учебно-тематическое планирование.

    Тема.

    Кол-во часов

    1.

    СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

    11 часов

    2.

    ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА

    22 ч

    3.

    ОРГАНИЗМ И СРЕДА

    2 ч.

    Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе

    п/п

    Наименование раздела,

    темы уроков

    Тип

     урока

    Виды деятельности

    Планируемые результаты

    Виды

    контроля

    Использование ИКТ

    Дата проведения

    Домашнее

     задание

    Приме

    чания

    План

    Факт

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    Строение и свойства живых организмов (11 часов)

    1

    Основные свойства живых организмов

    Вводный урок

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Назвать признаки живых организмов, их значение.

    Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.

    Схема «Мир живой природы» или «Основные признаки живого организма»

    Диск Биология. Живой организм.

     6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.4-6,стр.8

    2

    Клетка – элементарная частица живого. Строение клеток.

    Л.Р. №1 по теме : Определение состава семян пшеницы.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение Л.р.

    Различать органические и неорганические вещества клетки.

    Называть признаки живых организмов – клеточное строение,

    неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности, органические вещества, их роль в жизнедеятельности.

    Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о химическом составе клетки.

    Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки.

    Выделять особенности строения ядра.

    Фронтальный опрос.

    Выполнение Л.Р №1. по теме : Определение состава семян пшеницы, и выводы к ней.

    Диск Биология. Живой организм.

     6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.10-11,стр.14-15

    3

    Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.

    Л.Р.№2по теме : « Строение клеток живых организмов».

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Выполнение Л.р.

    Назвать признаки живых организмов – клеточное строение.

    Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки.

    Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.

    Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.

    Фронтальный опрос. Выполнений Л.Р.№2по теме : « Строение клеток живых организмов» и выводы к ней

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 18-19, стр.22.

    4

    Ткани растений.

    Комбинированный урок

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятию ткань.

    Назвать:

    Типы тканей

    Функции тканей растений.

    Различать типы тканей растений.

    Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

    Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

    Р.т

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.30,31

    5

    1.Ткани животных.

    2. Л.Р.№3 по теме :

    « Ткани живых  организмов»

    Комбинированный урок

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Выполнение Л.р.

    Назвать:

    Типы тканей

    Функции тканей животных.

    Различать типы тканей животных.

    Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

    Сравнивать ткани растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

    Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о строении и функциях тканей

    Животных.

    Фронтальный опрос.

    Выполнение

    Л.Р.№3 по теме :

    « Ткани живых  организмов» и выводы к ней.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 32,33,36

    6

    Вегетативные органы.

    Комбинированный  урок

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определения понятиям ткань, орган, определение понятие побег, вегетативные органы.

    Называть:

    Органы цветковых растений, их роль в жизни растений.

    Типы корневых систем.

    Распознавать и подписывать на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы, побег и его части.

    Изучать биологические объекты – органы цветковых растений.

    Находить в тексте учебника и др. источниках информацию об органах цветковых растений.

    Фронтальный опрос.

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 38 - 40

    7

    Репродуктивные органы.

    Комбинированный  урок

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определения понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

    Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

    Описывать многообразие соцветий.

    Приводить примеры многообразия плодов.

    Характеризовать строение цветка как органа размножения.

    Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения.

    Изучать биологические объекты – органы цветковых растений.

    Находить в тексте учебника и др. источниках информацию об органах цветковых растений.

    Р.т.

    Тест

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 41 – 42, стр.44.

    8

     Системы органов животного.

    Комбинированный  урок

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятиям ткань, орган, системе органов.

    Называть

    Органы и системы органов животных;

    Функции органов и систем органов животных.

    Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

    Изучать биологические объекты - органы и системы органов животных.

    Фронтальный опрос.

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 46 – 49, стр.50 – 51.

    9

    Обобщение темы:

    Органы и системы органов.

    Л.Р. №4  по теме « Распознавание органов растений и животных.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Выполнение Л.р.

    Давать определение понятиям ткань, орган, системе органов.

    Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.

    Выполнение Л.Р. №4  по теме « Распознавание органов растений и животных. И выводы к ней.

    Тест.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Жизнедеятельность организма ( 22 часа)

    10

    Организм как единое целое.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятиям ткань, орган, системе органов.

    Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.

    Характеризовать причины нарушения целостности организма.

    Доказывать что организм – единое целое.

    Проверочная работа.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.52 – 55.

    11

    Особенности питания растительного организма.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез

    Описывать сущность биологических процессов: почвенное питание, фотосинтез.

    Объяснять

    Значение почвенного питания в жизни растений.

    Назвать органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах.

    Характеризовать роль корня в почвенном питании растений.

    Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений.

    Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

    Фронтальный опрос.

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 58

    12

    Фотосинтез и его значение в жизни растений.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятию фотосинтез.

    Описывать сущность биологических процессов: воздушное питание растений – фотосинтез.

    Объяснить:

    Значение воздушного питания в жизни растения;

    Значение фотосинтеза для жизни на Земле.

    Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах.

    Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза.

    Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном питании растений.

    Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

    Тест

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.58

    13

    Особенности питания животных

    Комбинированный урок

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятиям питание.

    Описывать сущность биологических процессов: питание животных.

    Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

    Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбиотов, паразитов.

    Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов симбиоты, паразиты.

    Фронтальный опрос

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 60 – 62, 67

    14

    Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

    Комбинированный урок

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятиям питание, пищеварение.

    Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение.

    Называть органы пищеварительной системы животных.

    Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.

    Проверочная работа.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 63,66.

    15

    Дыхание у растений.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятию дыхание.

    Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать: особенности дыхания растений,

    Роль органов растений в процессе дыхания.

    Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений.

    Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, уход за ними.

    Сообщения учащихся

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 73

    16

    Дыхание у животных.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятию дыхание.

    Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

    Называть органы дыхания у животных, показывать их на рисунке.

    Характеризовать:

    Особенности дыхания животных,

    Роль дыхания в жизни животных.

    Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных.

    Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, уход за ними.

    Фронтальный опрос.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 68-69, 72

    17

    Передвижение веществ в растении.

    П.Р.№1 по теме: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

    Комбинированный урок

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение ПР.р.

    Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

    Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях.

    Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

    ВыполнениеП.Р.№1 по теме: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. И выводы к ней.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.74-75,78

    18

    Передвижение веществ в животном организме.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Описывать сущность процесса переноса веществ в животном, его значение.

    Назвать органы кровеносной системы и узнавать их на рисунах, таблицах,

    Функции органов кровеносной системы;

    Состав крови и ее функции;

    Типы кровеносных систем.

    Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем.

    Характеризовать особенности транспорта веществ у животных.

    Тест

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 76,77,78.

    19

    Выделение у растений, грибов и животных.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение.

    Называть органы выделения растений;

    Органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках и таблицах.

    Характеризовать особенности процесса выделения у растений, особенности процесса выделения у животных.

    Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделение у растений и животных.

    Фронтальный опрос.

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 80 - 83

    20

    Обмен веществ у растений и животных.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятию обмен веществ.

    Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение.

    Называть: органы, участвующие в обмене веществ у животных.

    Органы, участвующие в обмене веществ у растений.

    Характеризовать особенности обмена веществ у растений, особенности обмена  веществ у разных животных.

    Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

    Фронтальный опрос.

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 86-89, 90.

    21

    Значение опорных систем. Опорные системы растений.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Строение организма

    растений и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма.

    Называть значение опорных систем растений.

    Фронтальный опрос.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.95

    22

    Опорные системы животных.

    Л.Р.№5  по теме: «Строение костей»

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение Лр.р.

    Строение организма

    растений и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма.

    Называть значение опорных систем животных, типы скелетов животных.

    Приводить примеры животных с разными типами  скелетов.

    Распознавать и описывать на таблицах части внутреннего скелета.

    Фронтальный опрос. Выполнение

    Л.Р.№4  по теме: «Строение костей» и выводы к ней.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр92 -.95, 96.

    23

    Движение как важнейшая особенность животных организмов.

    Л.Р.№6  по теме: «Движение инфузории туфельки».

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение Лр.р.

    Называть роль движения в жизни  растений и животных.

    Распознавать и описывать органы движения у животных.

    Наблюдать за поведением животных.

    Сравнивать движение растений и животных.

    ВыполнениеЛ.Р.№5 по теме: «Движение инфузории туфельки» и выводы к ней.

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.98 - 107

    24

    Механизмы, обеспечивающие движения живых организмов.

    П.Р.№2 по теме:    Перемещение дождевого червя.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение Пр.р.

    Называть способы движения у животных.

    Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

    Наблюдать за поведением животных.

    Сравнивать движение растений и животных.

    Фронтальный опрос. выполнение

    П.Р.№2 по теме:    Перемещение дождевого червя. И выводы к ней

    Диск Биология. Живой организм.

    6 класс.

    Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 98-108.

    25

    Регуляция процессов жизнедеятельности у животных.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятием: раздражимость, рефлекс.

    Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы.

    Называть:

    Системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, значение нервной  системы, принцип работы нервной системы,

    Типы нервных систем у животных.

    Приводить примеры животных с разными типами нервной системы.

    Находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности.

    Тест.

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

     6 класс.

     Н.И. Сонин «Дрофа»

    26

    Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности у позвоночных животных.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Называть органы,  обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности  у животных, роль эндокринных желез в регуляции   жизнедеятельности   позвоночных.

    Фронтальный опрос.

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

     6 класс.

     Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.110 - 115

    27

    Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений.

    Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений.

    Наблюдать за ростом и развитием растений.

    Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

    Тест

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

     6 класс.

     Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.116 - 121

    28

    Размножение, его виды. Бесполое размножение

    П.Р.№3 по теме : Черенкование комнатных растений.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение Пр.р.

    Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы.

    Называть

    Значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных; органы вегетативного размножения растений.

    Приводить примеры организмов,  для которых характерно бесполое размножение.

    Описывать сущность бесполого размножения растений.

    Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

    Выполнение П.Р.№3 по теме : Черенкование комнатных растений. И выводы к ней.

    Диск Биология. Живой организм.

     6 класс.

     Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.112, стр.126.

    29

    Половое размножение животных.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.  

    Давать определение понятиям размножение, гамета, оплодотворение, зигота.

    Описывать сущность полового размножения.

    Называть

    Значение

    Полового размножения;

    Органы полового размножения животных, женские и мужские половые клетки.

    Объяснить преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.

    Тест

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

     6 класс.

     Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 128-130.

    30

    Половое размножение растений.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.  

    Давать определение понятиям размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение.

    Называть

    Значение

    Полового размножения;

    Органы полового размножения растений.

    Описывать строение цветка как органа полового размножения;

    сущность полового размножения. У растений.

    Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

    Тест.

    Р.т

    Диск Биология. Живой организм.

     6 класс.

     Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 134-136, стр.   138.

    31

    Рост и развитие растения.  Распространение плодов и семян.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.  

    Давать определение понятию индивидуальное развитие.

    Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов.

    Называть роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян.

    Фронтальный опрос

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

     6 класс.

     Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.140-142

    32

    Условия прорастания семян.

    П.Р. №4 по теме: Прорастание семян.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.Выполнение Пр.р.

    Называть условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян.

    Наблюдать за ростом и развитием растений.

    Использовать полученные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

    Фронтальный опрос. Выполнение

    П.Р. №4 по теме: Прорастание семян. И выводы

    Диск Биология. Живой организм.

     6 класс.

     Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр. 140 - 144

    33

    Рост и развитие животных.

    Л. Р.№ 7

    «Прямое и непрямое развитие животных»

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.Выполнение Лр.р.

    Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития.

    Называть: этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных.

    Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

    Наблюдать за ростом и развитием животных.

    Использовать полученные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

    Тест.

    Выполнение

    Л. Р .№ 7

    «Прямое и непрямое развитие животных» и выводы к ней.

    Диск Биология. Живой организм.

     6 класс.

     Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.146-148.

    Организм и среда

    ( 2 часа)

    34

    Среда обитания.

    Факторы среды.

    Комбинированный урок.

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы.

    Называть виды экологических факторов.

    Называть типы взаимоотношений организмов.

    Приводить примеры факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов.

    Приводить примеры взаимосвязей живых организмов.

    Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

    Р.т.

    Диск Биология. Живой организм.

     6 класс.

     Н.И. Сонин «Дрофа»

    Стр.152-168

    35

    Природные сообщества.

    Комбинированный урок

    Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

    Давать определение понятиям: природное сообщество, экосистема, цепи питания.

    Называть три группы организмов в экосистеме.

    Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов.

    Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды.

    Проводить самостоятельный поиск информации о состоянии природных сообществ.

    *Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

    Тест

    Стр.170

    1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ  (11 ч)

    Основные свойства живых организмов (1 ч)

    Многообразие живых организмов. Основные свойства жи вых организмов: клеточное строение, сходный химический со став, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

    Лабораторные работы

    Определение состава семян пшеницы.

    Строение растительной и животной клеток (2 ч)

    Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее ор ганоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

    Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.

    Лабораторная работа

    Строение клеток живых организмов.

    Ткани растений и животных (2 ч)

    Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное ве щество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Тимы тканей животных организмов, их строение и функции.

    Лабораторная работа

    Ткани живых организмов.

    Органы и системы органов (4 ч)

    Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

    Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

    Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю

    веществ.

    Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветии.

    Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы се мян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

    Основные понятия. Система органов. Основные системы ор ганов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

    Лабораторная работа

    Распознавание органов у растений и животных.

    Растения и животные как целостные организмы (1 ч)

    Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

    1. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (22 часа)

    Питание и пищеварение (4 ч)

    Сущность понятия «питание». Особенности питания рас тительного организма. Почвенное питание. Роль корня в поч венном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

    Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

    Пищеварение и его значение. Особенности строения пи щеварительных систем животных. Пищеварительные фермен ты и их значение.

    Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.

    Дыхание (2 ч)

    Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепле ния органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание живот ных. Органы дыхания животных организмов.

    Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорас тающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого га за в выдыхаемом воздухе.

    Передвижение веществ в организме (2 ч)

    Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и кор невого давления в процессе переноса веществ.

    Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

    Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

    Лабораторная работа

    Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

    Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвиже ния органических веществ по стеблю.

    Выделение (2 ч)

    Роль выделения в процессе жизнедеятельности организ мов, продукты выделения у растении и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у расти тельных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

    Опорные системы. (2 ч)

    Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоноч ных.

    Лабораторная работа

    Строение костей.

    Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

    Движение (2ч)

    Движение — важнейшая особенность животных организ мов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспе чивающие движение живых организмов. Движение однокле точных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

    Лабораторные и практические работы

    Движение инфузории-туфельки.

    Перемещение дождевого червя.

    Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)

    Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Ос новные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

    Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жиз недеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые ве щества растений.

    Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми ве ществами.         

                                                                   

    Размножение (3 ч)

    Биологическое значение размножения. Виды размноже ния. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Поло вое размножение организмов. Особенности полового размно жения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размноже ние растений семенами. Цветок как орган полового размно жения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Обра зование плодов и семян.

    Практическая  работа

    Черенкование комнатных растений.

    Демонстрация способов размножения растений, разнообра зия и строения соцветий.

    Рост и развитие (2 ч)

    Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Рас пространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организ мов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмб риональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

    Лабораторные  и практические работы

    Прямое и непрямое развитие насекомых.

    Прорастание семян.

    Демонстрация способов распространения плодов и семян.

    1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2ч)

    Среда обитания. Факторы среды.(1ч)

    Основные понятия. Среда обитания. Факторы среды. Вли яние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

    Природные сообщества (1ч)

    Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

    Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.

    Планируемый результат.

    В результате изучения предмета учащиеся должны приоб рести определенные знания и умения.

    Учащиеся должны знать:

    — основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

    — химический состав клетки, значение основных неорга нических и органических веществ;

    особенности строения ядерных и безъядерных клеток; важнейшие отличия особенностей строения раститель ных и животных клеток;

    — основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

    — типы деления клеток, их роль в организме;

    — особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

    — основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеваре ние, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен ве ществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

    — характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

    Учащиеся должны уметь:

    — распознавать органоиды клетки;

    — узнавать основные формы цветкового растения;

    — распознавать органы и системы органов изученных ор ганизмов;

    — составлять простейшие цепи питания;

    — размножать комнатные растения различными вегетатив ными способами;

    — пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

    При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.

    УСТНЫЙ ОТВЕТ

    ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

    «5»

    Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

    91-100%

    Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

    «4»

    Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

    71-90%

    Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный  результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

    «3»

    При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

    50-70%

    Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

    «2»

    Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

    Менее 50%

    Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

    «1»

    Отказ от ответа.

    Отказ от выполнения теста.

    Отказ от выполнения работы.

    Перечень учебно-методического обеспечения

    Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

    - нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

    - программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

    - материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

    Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:

    - Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2008 г.);

    - Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

    - Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

    - Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

    Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

    Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

    Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.

    Основная  литература:

    1.      Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.

    2.      Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы к учебнику Н.И. Сонина / Автор-составитель М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005.

    3.        Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;

    Программы для общеобразовательных учреждений.  Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010;

    Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.:Дрофа,2006;

    4.      СД. 1С: Репетитор. Биология.

    5.      СД. Открытая биология.

    6.      СД. Биология 6 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина.

     

    Дополнительная литература:

     1.  Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам / авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. - 97с.

    1. Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. - 192с.
    2.  Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006 -218с.;
    3.  И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -М.: Дрофа, 2006;
    4. Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006, -40с.

    Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

    MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм»

    Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб ликанский мультимедиа центр, 2004

    Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное  приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006