урок в 7 классе на тему "Класс Однодольные. Семейство Лилейные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Дэр Валентина Павловна

Урок биологии в 7 классе с использованием УМК по биологии "Сферы", авторы Л.Н.  Сухорукова,  В.С.Кучменко. Урок построен в технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_liliynym.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Класс Однодольные. Семейство Лилейные».

Цели :

         Обучающая :

               на уровне понимания :

  1. закрепить у учащихся знания о классах покрытосеменных растений
  2. изучить на примере семейства лилейных отличительные признаки класса Однодольные.

на уровне применения :

  1. уметь анализировать, сравнивать, находить отличительные признаки растений разных семейств и классов.

на уровне творчества :

  1. овладение учащимися процессом «научения», то есть самостоятельному добыванию знаний;

          Развивающая :  

  1. развивать внимание, память, логическое мышление учащихся, учить умению

сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи , работать с текстом, рисунками, схемами учебника и дополнительной литературой;

   Воспитательная :

  1. способствовать формированию  эволюционного, экологического мышления,      навыков  исследовательской  и поисковой работы;
  2. обеспечить создание на уроке ситуации успеха с целью заинтересованности учащихся в изучении предмета, обеспечить возможность разностороннего развития личности ребенка, повышения общей культуры.

        

Стадии урока

Функции стадии

Приёмы

Содержание  урока

Стадия вызова

Проверка д/з

Информационная.

Коммуникационная.

Да-нетка

Ребята, назовите классы покрытосеменных растений. Какие признаки характерны для каждого из них? (тетрадь-тренажёр, стр. 36) Какие семейства в классе Двудольные мы изучили? Давайте вспомним отличительные признаки растений семейства Паслёновые. Для этого предлагаю сыграть в игру «Да-нетка». Я читаю утверждения,  а  на листочках ставите «да» или «нет» на против номера этого утверждения.

  1. Паслёновые имеют в цветке 4 лепестка (нет).
  2. К паслёновым относится дурман обыкновенный (да).
  3. Все части  растения большинства паслёновых, за исключением спелых плодов, ядовиты (да).
  4. У паслёновых плод стручок или стручочек (нет) .
  5. Клубень картофеля –видоизменённый корень (нет).
  6. На корнях паслёновых находятся клубеньки – результат жизнедеятельности азотфиксирующих бактерий (нет).
  7. К паслёновым относится помидор (да).
  8. Цветок паслёновых имеет двойной околоцветник (да).
  9. Родина картофеля – Беларусь (нет).
  10. Плод  паслёновых –я года или коробочка (да).

Обсудите в парах свои ответы. С какими ответами своих товарищей вы не согласны? Поставьте друг другу на листочках оценки.

Информационная.

Удивляй!

Ассоциации ли,

Корзина идей.

Сегодня я хочу рассказать вам одну легенду, а вы попробуйте догадаться о каком растении пойдёт речь. Все вы были в Великом Новгороде и видели скульптуру Садко. По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли эти цветы- символ чистоты, любви и грусти. (Региональный компонент)

Если дети не догадались, можно продолжить.

В рассветный час, сырой и сумрачный,

Когда роса во тьме блестит,

Горят фарфоровые люстрочки,

Да так, что глаз не отвести.

И дуют ветры прокалённые,

И дождик хлещет на цветок,

Но лес зелёными ладонями

Прикрыл дрожащий стебелёк.

Его широкие , заострённые на концах листья схожи с ушами лани, отчего по-ставропольски его называют «ланье ушко», «ландушко».

А теперь о другом растении. Его луковица служила наглядным пособием для изучения астрономии. Учёные древности, разрезая луковицу поперёк, объясняли своим ученикам строение Вселенной, которая, по их мнению, состояла из нескольких сфер – оболочек, окружающих Землю. А позже выяснилось, что это растение обладает просто необыкновенными свойствами: повышает аппетит, улучшает жизнедеятельность печени. Его запах уничтожает гнилостые  и болезнетворные бактерии.

Сегодня мы познакомимся с семейством, к которому относятся эти  и другие растения. Это семейство Лилейные.

 Какие мысли, ассоциации у вас появляются при слове Лилейные? Все ваши мысли по этому поводу бросаем в Корзину идей. В конце урока мы проверим их правильность.

Стадия осмысления

Систематизационная.

Информационная.

Рыбалка.

Ребята, сейчас мы отправляемся на рыбалку и будем «ловить» умные мысли в тексте учебника. Ваша задача – выловить основные отличительные признаки растений семейства Лилейные и обнаружить что-то особенное, с чем мы не встречались  при изучении других семейств. Весь улов отмечаем в таблице (тетрадь- тренажёр, стр.37)

Класс.

Семейство.

 Формула

цветка

Плод.

Представители.

 Значение в жизни человека.

     Что попалось на ваши крючки? Какие признаки не встречались раньше? Что такое околоцветник? В связи с чем возникли такие видоизменения как луковица и корневище?

Продолжаем рыбалку и ловим ответ на вопрос: какие культурные и дикорастущие растения относятся к Лилейным. Как вы думаете, почему ландыш нуждается в охране?

    Среди комнатных растений также есть представители этого семейства: хлорофитум хохлатый, сансевьера трёхполосная, алоэ древовидный, аспидистра обыкновенная, аспарагус Шренберга. (демонстрируются названные растения).

    Хочу обратить ваше внимание на рисунок с изображением растения  вороний глаз. Какие особенности этого растения обращают на себя внимание? Вороний глаз имеет сетчатое жилкование листьев, хотя относится к классу Однодольные. Это растение ядовито!

Стадия рефлексии.

Оценочная.

Мотивационная.

Информационная.

Синквейн.

Яркое пятно.

Теперь обратим внимание на те мысли, которые вы складывали в «Корзину идей» в начале урока. Есть ли среди них ошибочные?

Предлагаю вам небольшой конкурс на лучший синквейн.

Прежде чем вы получите домашнее задание, хочу  вам  рассказать вом о чём. В 1554 году посланник австрийского императора Огье де Бюсбек увидел в саду турецкого султана цветы, которые привлекли его внимание изяществом и красотой. Посол закупил партию луковиц и привёз их в Вену. Цветы попадают в Венский сад лекарственных растений. Вскоре эти растения появляются при королевских дворах. Очень прижился этот цветок в Голландии, где за одну луковицу вице-король заплатили четыре четверти пшеницы, сорок восемь четвертей ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 4 пуда сыра, связку платьев и серебряный кубок.

Домашнее задание. Всем: стр. 58-59, читать и пересказывать. Придумать по 2 толстых и три тонких вопроса.

Дополнительно на выбор:

  1. найти легенды и стихи о растениях семейства Лилейные.
  2. Нарисовать рисунок или плакат в защиту раннецветущих растений.
  3. Составить ребус или кроссворд.
  4. подобрать рецепты народной медицины, где применяются Лилейные.

 

Прошу вас оценить ваше настроение на уроке с помощью смайлика.

Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок" Семейство лилейные"

урок - практикум с применением ИКТ....

конспект и презентация к уроку "Характеристика растений семейства Лилейные"

Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме «Характеристика растений семейства Лилейные» для учащихся 7 класса, по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства...

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...

Презентация к уроку цветоводства и садово-декоративного садоводства.Семейство Лилейных.

Восточные гибриды или Ориентальные гибриды — это гибриды Лилий, используемые в цветоводстве. Также известны под названием Восточная лилия.Восточные гибриды составляют 10 % всего мирового ассортимента ...

«Класс однодольные. Семейство лилейные».

Дана общая характеристика семейству лилийные, показано многообразие и значение растений семейства лилийные, проводится лабораторная работа по определению растений семейства. Межпредметные связи: биоло...

Класс Однодольные. Семейство Лилейные и Злаки. урок биологии 6 класс

Тип урока: комбинированный с элементами исследования и проектирования.Цель: познакомить учащихся с характерными признаками семейств.Задачи:Образовательные: познакомить учащихся с отличительными ...

6 класс. Биология ФГОС Самостоятельная работа по теме : «Класс Однодольные. Семейство Лилейные и Злаковые».

Самостоятельная работа по теме : «Класс Однодольные. Семейство Лилейные и Злаковые».  Используя текст параграфа по данной теме, выполните тест:...