Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Андрианова Ирина Анатольевна

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».

Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».

Цель урока:  освоение  учащимися знания о вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Задачи. Сформировать у учащихся

  • - знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности;
  • - понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;
  • - умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы,  объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
  • - развитие информационно – интеллектуальной компетентности.

Основные понятия: высшая нервная деятельность, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, временная связь, центральное торможение, подкрепление и угасание условного рефлекса, растормаживание (восстановление), положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы, закон взаимной индукции возбуждения-торможения, внешнее торможение, внутреннее торможение, доминанта.

Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности  (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок  рассчитан на 45 минут.

УМК: "Биология. Человек". 8 класс. Учебник. Авторы: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. ;

"Биология: Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь".Авторы: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».

Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».

Цель урока:  освоение  учащимися знания о вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Задачи. Сформировать у учащихся

  1. - знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности;
  2. - понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;
  3. - умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы,  объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
  4. - развитие информационно – интеллектуальной компетентности.

Основные понятия: высшая нервная деятельность, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, временная связь, центральное торможение, подкрепление и угасание условного рефлекса, растормаживание (восстановление), положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы, закон взаимной индукции возбуждения-торможения, внешнее торможение, внутреннее торможение, доминанта.

Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности  (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок  рассчитан на 45 минут.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы.

Актуализация уже имеющихся знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств», активизация учащихся

мотивация для дальнейшей работы.

I. Самоопределение к учебной деятельности.

 Стадия вызова. Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию, задают уточняющие вопросы.

Выяснение и уточнение известной информации, рассказ – предположение по ключевым терминам, систематизация материала.  Индукция (предъявление намёка на предполагаемый результат). Индивидуальная работа и фронтальная.


Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к  «новому». Типы вопросов: простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические.

II. Период. Учебно-познавательная деятельность. Обмен информацией разных групп по отдельным блокам, благодаря чему должно сложиться общее представление по изучаемому вопросу.

Работа в рабочей тетради:

№197: составление схем условного и безусловного рефлекса;

№198: работа с таблицей на основе изученного материала:

Факты

Объяснение



Заполнение таблицы с целью сравнения характеристик сущности закона взаимной индукции

  Индивидуальная работа (самоконструкция) Презентации учащихся

 (информационно-иллюстративные).

Социализация (предъявление результатов своей работы другим, обсуждение, оценка).

Групповая работа (социоконструкция).

Вернуть учащихся к первоначальным  исходным данным по изучаемой проблеме, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.

III. Период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Стадия рефлексии. Учащиеся соотносят  «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведётся в парах и в группах.

Установление причинно- следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым терминам, ответы на поставленные вопросы, обобщение и формулирование выводов. Социализация (обсуждение, оценка)

Тема

Тема «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Урок «Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период». 

Цель изучения темы

Сформировать знания  об особенностях постэмбрионального развития.

Планируемый результат

Сформировать у учащихся:

знание  этапов постэмбрионального развития;  

понимание  биологического значения и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;  

умение устанавливать взаимосвязь эмбрионального и постэмбрионального развития, умение сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы;

развитие информационно-интеллектуальной компетентности в процессе изучения темы;

воспитание ответственности за состояние  личного здоровья (влияющего на здоровье потомства) и поведения, соответствующего нормам права и морали, принятым в  обществе.

Основные понятия

Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое постэмбриональное развитие.

Методы работы с информацией

«Контекст»,  «Глосс»,  «Структур»,  «Конструкт», «Реконструкт»,  «Аргумент»

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

УУД

Биология. География. История.

Работа фронтальная,

индивидуальная,

в парах,

в малых группах

Учебник А.А.Каменский, Е.А. Крикскунов, В.В.Пасечник. «Общая биология».10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа».

Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания.

Презентации учащихся:

«Дети-вундеркинды», «Демографическая ситуация в РФ»

I период. Самоопределение к деятельности.

                  Личностные УУД.

II период. Учебно-познавательная деятельность.

III период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Познавательные УУД, Личностные УУД.

IV. Рефлексивная деятельность.


Технология проведения.

I. Проверка знаний 

Цель:  Проверка знаний о периодизации онтогенеза и событиях, предшествующих постэмбриональному периоду.

Метод «Конструкт» (1,2,4)

Метод «Структур» (3)



1. Раскройте смысл термина «эмбриональное развитие».

2. Каким образом и где происходит имплантация зародыша у плацентарных животных?

3. Укажите связи: какие ткани и органы формируются из зародышевых листков? (интерактивное задание)

4. Каким образом происходит взаимное влияние частей развивающегося зародыша? 

I Период. Самоопределение к учебной деятельности.

(Стадия вызова)

Цель:  

Мотивирование  учащихся к учебной деятельности





Метод «Реконструкт» (1)

Метод «Аргумент» (2)

Проблемная ситуация.

 «Дети – наше будущее»… 

 Влияют ли особенности эмбрионального развития на дальнейшее развитие организма, т.е. на будущее потомства?  Может ли многоклеточный организм быть бессмертным?

Задание.

В процессе знакомства с проблемой, определите, что для ее решения вы уже знаете, а что вам еще надо узнать.

Вопросы  §37 учебника:

1. Вспомните формулировку биогенетического закона.

2. Почему дробление оплодотворенной яйцеклетки у курицы и кролика происходит по-разному?

II Период. Учебно-познавательная деятельность. 

Целеполагание

и методы

Обучающие задания каждого этапа

Диагностическое  задание

каждого этапа


Цель. Освоить понятия и их характеристики:

периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое постэмбриональ-

ное развитие.


Метод «Контекст».

(З-1)

 Метод «Структур».

(З-2) Метод«Конструкт»

(П-1,2; У-1)

 Метод «Аргумент».

 (П-3, 4, 5, 6;  У-2)

Структура содержания этапа.

Задания на «знание» (З):

1. Прочитайте статью и найдите (подчеркните) в тексте термины и высказывания, характеризующие понятие «постэмбриональное развитие»

2. На основании статьи назовите периоды постэмбрионального развития.


Задания на «понимание» (П):

(Демонстрация авторской презентации, созданной в программе Mimio Studio и выполнение учащимися интерактивных заданий).

1. Раскройте смысл терминов: «ювенильный», «пубертатный», «старение».

2. Укажите отличия между прямым и непрямым развитием.

3. Объясните: в чем заключается биологическая роль непрямого развития.

4. Сравните развитие  однояйцовых близнецов и разнояйцовых: могут ли однояйцовые близнецы иметь разный пол?


Задания на «умения» (У).

1. В рабочей тетради составьте и заполните таблицу: « Этапы постэмбрионального развития»

Этап постэмбрионального развития

Характеристика этапа








2. Проанализируйте возможности клонирования. Стоит ли заниматься решением проблемы клонирования человека? Ответ обоснуйте.

(Демонстрация авторской презентации, созданной в программе Mimio Studio).

Задание (Д)

(Интерактивные задания) «Знание»:

З-1. Укажите последовательность этапов развития с полным превращением (с помощью стилуса).

 «Понимание»

П-1. Подберите к  этапам постэмбрионального развития соответствующие характеристики (с помощью стилуса).

П-3.1. Объясните: на каких стадиях развития колорадского жука и почему человеку следует вести борьбу с этим вредителем?

П-3.2. Объясните: почему у насекомых с полным превращением большее число видов, чем у насекомых, которые имеют неполное превращение?(Можно дать учащимся вопросы для ответа одновременно по вариантам -

 1 и 2 вариантам).

III Период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цель –  формировать способность к самоорганизации в решении проблемной ситуации.


Метод «Аргумент»

Метод «Пробдемус»

Задание на интеллектуально-преобразовательную деятельность (ИПД).

1) Для репродуктивного варианта.

Обоснуйте (аргументируйте) биологический смысл старения и смерти?

 2)  Для импровизационного варианта.

  Какое влияние оказывает внешняя среда на развитие организма? Ответ аргументируйте.

3) Для эвристического варианта. 

Предварительные задания: презентация или сообщение (доклад)

1. «Вундеркинд – врожденно и пожизненно?»

2. «Демографическая ситуация в РФ: причины, проблемы и возможные решения».

IV период. Рефлексивная деятельность


Цель – научить соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности

Продолжите предложение.

1. Целью моего освоения темы было ---------В результате я  получил ---

2. Для того, чтобы выполнить задания: -я сделал следующее ---- ; я воспользовался источниками---

3. На уроках по теме «…» я :     - узнал……  - понял……  - научился…

4. Наибольшего успеха я достиг в …..    Наибольшую трудность я испытал в …..

5. Изменения, которые произошли у меня:- в знаниях….  в понимании…  в умении…..

6. В дальнейшем стоит обратить свое внимание на…

Домашнее задание.

Подготовиться к проверочной работе по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Повторить §28-37: термины и понятия; записи в рабочих тетрадях (таблицы, схемы, тезисы).

ГОУ СОШ №619 Калининского р-на г. Санкт-Петербурга. Учитель биологии Андрианова И.А.

*Использованы материалы образовательного курса «Инновационная технология: теория и практика». 

 Проект «Творческая лаборатория». Руководитель службы научно-методического сопровождения ОУ: Панфилова Л.Г.

Конструктор заданий в периоде учебно-познавательной деятельности

(Проект «Творческая лаборатория». Руководитель службы научно-методического сопровождения ОУ: Панфилова Л.Г.)

Задания на «знание»

На «понимание»

На «умение»

- назови (дай имя, озаглавь)

- опиши (изложи)

- ознакомься

- сообщи (объяви)

- расскажи, перескажи

- выдели, вырази

- укажи, покажи (уточни)

- сравни,  соотнеси, сопоставь, установи соответствие

- найди

- определи, установи

- рассмотри

- отгадай

- раскройте особенности

- раскрой смысл термина

-объясни, почему термин имеет разное значение

- обоснуйте выбранную структуру

- обоснуйте основания, лежащие в основе данной структуры текста

- ранжируйте... и обоснуйте...

- проанализируйте и дополните

-укажите связи между…

- выделите условия, при которых..

- обоснуйте (аргументируй) свое мнение

- сделайте вывод о ...

- приведите аргументы, подтверждающие..

- подбери и обоснуй  

- подбери близкое (противоположное) по смыслу слово и обоснуйте

- разделите текст на части по смыслу и определите их количество

- найдите в тексте (модели, схеме и т. п.)  подтверждение того….. .

- напишите (конспект,  ключевые слова тезисы, план)

- сформулируй определение понятия, термина на основе выявленной структуры

- предложите новую (свою) классификацию...

- представьте информацию в другой форме (таблица, график, текст  и т.д.)

- составьте (распорядок дня, правила, перечень)

- постройте классификацию

- составьте таблицу, график, кроссворд

- напишите реферат, статью

- восстановите (недостающие данные, классификацию...

- дополните (недостающие данные)

 - решите (задачу, кроссворд, уравнение)

- предложите свой  (вариант., способ, возможный  сценарий развития)...

- разработайте способ решения проблемы

- составьте вопрос к тексту, заданию, иллюстрации; - обведите контуры..

- сосчитайте; - нарисуйте, раскрасьте

- метод «Контекст»  используется для определения однозначного смысла полученной информации, выделения его ведущего содержания;

- метод «Глосс» используется для подготовки ученика к восприятию информации посредством определения смысла всех используемых в тексте терминов;

-метод «Структур» направлен на осмысление информации путем выделения главного, установления последовательности и взаимосвязей внутри текста;

- метод «Конструкт» предполагает создание собственной «информационной конструкции» путем отбора, анализа, систематизации информации из различных источников;

- метод «Реконструкт» предполагает восстановление образа  чего-либо (события, явления, предмета и т.п.) путем  отбора и использования необходимой информации из различных источников;

- метод «Проект» предполагает деятельность по  созданию некого продукта по  решению обозначенной  проблемы на основе заданных критериев;

- метод «Проблемус» предполагает формирование умения ставить вопросы и давать ответы однозначно адекватные друг другу;

- метод «Оптимум» предполагает формирование умения сокращения объема текста с сохранением смысла содержания;

- метод «Планус» предполагает формирование умения составлять план- оглавление;

- метод «Аргумент» предполагает формирование умения обосновывать свою точку зрения, быть убедительным и доказательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс

Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс...

конспект урока биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Конспект урока биологии в 8 классе по теме" Вклад отечественных ученых в разработку теории о высшей нервной деятельности"...

презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"...

Урок по теме: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» 9 класс

В работе дана подробная информация о роли И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Данная работа содержит теоретическую часть, наглядный материал, тестовые задания для учеников по закрепле...


 

Комментарии

Андрианова Ирина Анатольевна

Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.

Андрианова Ирина Анатольевна

Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.

Андрианова Ирина Анатольевна

Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.