Мастерская построения знаний по теме "Фотосинтез" в 6 классе.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Жмакина Елена Александровна

Данный урок проводится при изучении темы фотосинтез. В такой форме, я думаю, ребятам будет более понятен материал, так как они сами будут принимать активное участие в познании этого явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fotosintezu.docx18.73 КБ
Файл prezentaciya_k_fotosintezu.pptx455.21 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»

Курская область, Курчатовский район.

Жмакина Елена Александровна

Мастерская построения знаний в 6 классе по теме «Фотосинтез»

I.Организационный  момент.

Учащиеся садятся вдвоем. На партах лежит лист ватмана и фломастеры.

Вступительное слово учителя.

II. Изучение нового материала.

Ребята, скажите, какие темы мы изучали с вами на последних уроках? (внешнее и внутреннее строение листа). А как вы думаете, что мы еще не изучили  про лист? (его функцию). Вот на сегодняшнем уроке мы с вами и познакомимся с основной  функцией зеленого листа. ( запись темы урока на доске и в тетрадях).

Открытие этой функции шло очень медленно и с  большими  трудностями. В очень далекие времена люди считали, что растение - это перевернутые вниз головой животное. В корне, думали они, имеется желудок и рот, и растение, так же как и человек, заглатывает и переваривает пищу, добывая ее в земле. На страницах старинных книг  вместо  корня рисовали маленьких человечков, из головы которых росли зеленые побеги. Позднее  ни один  растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, в какой испытывал это лист. В течение веков до конца прошлого столетия человек упорно отказывался видеть в нем прямую пользу, и лист продолжал пользоваться легкомысленной славой  пышного, но бесполезного наряда. А между тем, мы с вами знаем, что лист, так же как и другие органы, необходим для питания растений.

Считается, что эту функцию зеленого листа обнаружил английский  ученый д. Пристли в конце 18 века. Большой вклад в это внес так же русский ученый  Д.К. Тимирязев.

Сегодня мы с вами попробуем повторить это открытие.

Возьмите лист ватмана и нарисуйте на нем листья растений, которые вам нравятся (учитель тоже рисует на листе, который закреплен на доске). Мне нравятся листья липы. Они простые, а не сложные и имеют листовую пластинку в форме сердечка.

Учащиеся показывают, какие листья нарисовали они и тоже их кратко характеризуют.

Чтобы совершить даже небольшое открытие, нужно поставить вопросы и постараться на них ответить. Это мы с вами и будем сейчас делать.

1-Й вопрос. Какие компоненты нужны для выполнения основной функции зеленого листа?

Я  вам немного подскажу. Для выполнения этой функции  необходимо 4 разных компонента.

Вы отгадываете эти компоненты и записываете на лист, не называя вслух.

1. Для получения первого компонента растения приспособились специально располагать листья в виде мозаики ( свет)

2. Большинство растений имеют листья зеленого  цвета. Благодаря какому веществу, они имеют такую окраску? (хлорофилл)

3. Третий компонент - это газ, который выделяют при  дыхании все живые организмы (углекислый газ)

4. Четвертый компонент - это вещество, которое поднимается из почвы по сосудам корня, стебля и попадает в листья. (вода и минеральные вещества)

Давайте посмотрим, что же у нас с вами получилось.

Итак, листу для выполнения основной  функции  необходимы: свет, углекислый газ, хлорофилл, вода и минеральные вещества.

Вот мы с вами и сделали первую часть своего открытия. Нас ждет второй вопрос. 2-й вопрос. Что же образуется в листьях, с участием  этих веществ?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте  проделаем опыт.

У вас на столах обесцвеченный лист  герани. Перед этим он поглотил все те вещества, о которых мы с вами сейчас говорили. Нам нужно определить, что в нем теперь образовалось. Но вначале сделаем следующее.  У вас  нa столе есть две пробирки -в одной раствор йода, а в другой раствор крахмала.  Капните  раствор йода в раствор крахмала. Что вы видите? Какого цвета стал  раствор крахмала? ( сине-фиолетовой ).

Теперь возьмите обесцвеченный лист герани, окуните его в раствор йода и положите на лист белой бумаги. Какого цвета он стал? Значит, какое вещество в нем образовалось?

(крахмал).

Я  немного вам поясню. Вначале в листе образуется сахар, который затем превращается в крахмал. Оба эти вещества называются углеводами. Кроме этих веществ в листе образуются еще и белки. Все эти вещества--- сахар, крахмал, белки -называются органическими веществами.  (запись в тетрадь).

Физминутка.

З-й вопрос. Что же выделяется в атмосферу из листьев, когда идет этот процесс? Ребята записывают всевозможные вещества и газы, а потом поясняют.

Итак, среди других веществ был назван кислород. Чтобы это подтвердить рассмотрите рисунок, на котором изображен опыт с мышами. (работа с рисунком в учебнике или сделать на карточке)

Как этот опыт можно истолковать? Растения выделяют кислород.

Теперь давайте дадим название этой основной функции зеленого листа.

Как правило, название явлений и процессов обычно образуются от греческих или латинских слов.

По гречески свет-это «фотос», а соединение-«синтезис», поэтому процесс получил название  фотосинтез. записываем на самом верху своего опорного конспекта и в тетрадях.

(вместе формулируем правильное определение и записываем его в тетрадь. )

Еще Тимирязев говорил о том, что, если самому лучшему повару дать сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку  чистой воды и попросить, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений.

Ребята, вот растения за год выделяют в атмосферу 400.м.л.р.д. т. кислорода, поглощают 600 млрд. т. углекислого газа и  образуют в листьях 450 млрд. т. органических веществ. Куда же эти вещества поступают из листьев? Ученики высказывают свои предположения.

Учитель дает детям попробовать кусочек моркови, яблока. Все вместе приходим к заключению, что органические вещества поступают в плоды, корни, ceменa.

Теперь давайте перенесемся в 17 век. Голландский ученый Ян ванн Гельмонт в своей лаборатории поставил эксперимент. Он поместил в сосуд 80 кг почвы и посадил побег ивы массой 2 кг. Почву он поливал только дождевой водой. Через 5 лет дерево весило 68 кг. Он вынул почву из сосуда и взвесил ее, вес ее так и остался 80 кг. Он сделал вывод, что увеличение массы дерева произошло только благодаря поглощению воды. Прав он? Чем объяснить, что вес почвы не изменился?

За счет чего же выросло дерево? Идет обсуждение с ребятами.

Рефлексия.

Что вам запомнилось в нашем открытии?  Что узнали нового? А как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание. Выучить материал урока, опорный конспект перенести в тетрадь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

История открытия фотосинтеза Во второй половине 19 века особенно большой вклад в изучение процесса фотосинтеза внес русский ученый К.А.Тимирязев

Слайд 8

История открытия фотосинтеза Фотосинтез был открыт в конце 18 столетия. В изучение этого процесса внесли свой вклад многие ученые. В 1600 году Бельгийский естествоиспытатель Ян ван Гельмонт поставил первый эксперимент по изучению питания растений. Ян ван Гельмонт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мастерская построения знаний в 6 классе по теме: "Ткани растений"

Данный урок проводится в 6 классе при изучении тканей растений. Урок  проходит в форме мастерской, в которой ребята сами. под руководством учителя добывают новые знания. Как правило, на таких уро...

Мастерская построения знаний по теме "Ткани" в 6 классе

Данный урок проводится в 6 классе при изучении темы "Ткани". Такая форма проведения уроков детям очень нравится, так как они совместно с учителем сами добывают знания, которые потом прочнее запоминают...

Мастерская построения знаний в 6 классе по теме «Луч света в зеленом царстве».

Мастерская построения знаний в 6 классе по теме «Луч света в зеленом царстве»....

Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.

Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё...

Мастерская построения знаний и творческого письма по произведению И. Шмелёва «Как я стал писателем» (8 класс)

Современная педагогическая технология "Мастерская построения знаний и творческого письма" формирует навыки работы с текстом, анализа художественного произведения; извлечения и преобразования необходим...

Урок-мастерская построения знаний по литературе в 9 классе на тему "Биография на фоне памятника (монументальная пушкиниана)"

Мастерская знакомит обучающихся с основными вехами личной и творческой биографии А.С. Пушкина через знакомство с памятниками поэту. В ходе мастерской создаются условия для самостоятельной работы обуча...