Главные вкладки

    Олимпиадные задания по биологии (10 класс) по теме:
    Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии (10-11 классы), 2012-2013 учебный год.

    Бондарь Ольга Васильевна

    Материал разработан в соответствии с положением о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии (10-11 класс) для школ г. Пятигорска.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

                                                        Методические рекомендации

                          по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады по            

                          биологии 2012-13 учебного года.

                                                        Теоретический тур

     Часть I. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать определяется из расчета: 1 балл за каждое тестовое задание. Для 10 и 11 классов - 20 баллов

    Часть II. Участникам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за данную часть, определяется из расчета: 2 балла за каждое тестовое задание. Для 10 и 11 классов - 30 баллов

    Часть III. Участникам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов конкурсанты должны указать вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать определяется из расчета: 1 балл за правильный ответ на каждое суждение. Для  10 и 11 классов -20 баллов.

     Часть IV. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимально за каждое правильно выполненное задание 3 балла. Для 10 и  11 классов - 30 баллов.

               По итогам теоретического тура максимальное количество баллов: 10 и 11 класс- 100 баллов                      

                                                                Практический тур

    10 класс

    Для выполнения задания «Плазмолиз и деплазмолиз» необходимо следующее оборудование:  чешуи лука, предметные и покровные стекла, микроскоп, лезвие бритвы, стаканчики с водой, спиртом, раствором йода и 1 М раствором сахарозы, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, пипетка (Максимальное количество баллов – 10).

              Для выполнения задания «Изучение влияния каталазы на пероксид водорода» необходимо следующее оборудование: сырой картофель, ступка, пестик, песок, 3-% раствор перекиси водорода (Максимальное количество баллов – 10).

              Решение задачи по теме «Биосинтез белка» (Максимальное количество баллов – 10).

    11 класс

    Для определения костей скелета человека возможно использование прилагаемых изображений или муляжи костей (Максимальное количество баллов – 10).

    Определение органоидов клетки проводится по прилагаемым изображениям (Максимальное количество баллов – 10).

              Решение задачи по генетике (Максимальное количество баллов – 10).

    По итогам теоретического и практического тура максимальное количество баллов – 130


    Предварительный просмотр:

    Задания теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады по биологии 2012-13 учебного года.

                          10 класс

    Часть I.

    Вопросы с одним ответом. Максимальное количество баллов - 20

    1. К каким тканям относятся прокамбий, камбий, феллоген?

    а) к основным      б) к покровным

    в) проводящим     г) образовательным

    2. Какой способ деления характерен для клеток апикальных меристем?

    а) митоз                 б) мейоз

    в) амитоз               г) апомиксис

    3. Первое деление мейоза I  называют редукционным, так как:

    а) происходит расхождение к полюсам сестринских хроматид

    б) происходит расхождение к полюсам целых хромосом из гомологичных пар

    в) происходит расхождение фрагментов хромосом

    г) происходит увеличение числа хромосом

    4.Органы боковой линии у земноводных

    а) отсутствуют                 б) имеются у личинок

    в) имеются у взрослых   г) имеются у личинок и взрослых 

    5.Плавательный пузырь костных рыб является

    а) гидростатическим органом     б) органом равновесия

    в) органом дыхания                      г) органом передвижения

    6.Хрящевые рыбы размножаются

    а) откладыванием яиц               б) яйцеживорождением

    в) откладыванием яиц и яйцеживорождением    г) икрометанием

    7.Речной уторь, обитающий в Европе и Северной Америке, нерестится:

    а) каждую весну в ручьях и верховьях рек;

    б) ежегодно летом в озерах и старицах;

    в) раз в 4-5 лет на морских мелководьях;

    г) один раз в жизни в Саргассовом море на глубине в несколько сотен метров.

    8. Какой признак сближает птиц с рептилиями в большей мере, чем остальные: 

    а)  строение нервной системы

    б) перьевой покров

    в)  строение яйца

    г)  строение скелета

    9.Поперечно-полосатые волокна свойственны  мышечным тканям, которые  обеспечивают:
    а) повороты глазного яблока;  б) сжатие стенок лимфатических сосудов;
    в) сужение зрачка;                    г) расширение зрачка.

    10. Функции, характерные для лейкоцитов:

    а) перенос кислорода               б) фагоцитоз

    в) перенос углекислого газа    г) свертывание крови

    11. Вакцина:

            а) усиленная культура возбудителей болезни  б)        сыворотка крови с антителами  в) сыворотка крови  г) ослабленная культура возбудителей болезни

    12. Выдох осуществляется благодаря:

    а) торможению дыхательного центра   б)        расслаблению диафрагмы

    в) сокращению диафрагмы                    г)         расслаблению межреберных мышц

    13. Во время обеда автомобилиста во дворе сработала  автосигнализация. У хозяина торможение возникло в центре:

           а) зрительном;                б) двигательном;

    в) пищеварительном;    г) слуховом.

    14. Возбуждение от ЦНС к органу или железам передается по:

    а) чувствительным нейронам;  б) исполнительным нейронам;

    в) вставочным нейронам;   г) чувствительным и вставочным нейронам.

    15. К железам смешанной секреции относится: 

            а) гипофиз; б) поджелудочная железа;

            в) щитовидная железа; г) надпочечники.

    16. Гормоны — это:

    а) белки, катализирующие химические реакции;

    б) биологически активные вещества, поступающие с пищей;

    в) соединения белков и витаминов;

    г) биологически активные вещества, вырабатываемы
                 организмом.

    17. Действие адреналина на сердечную деятельность сходно с действием:

    а) симпатической нервной системы; б) парасимпатической нервной системы;

    в) соматической нервной системы; г) обоих отделов вегетативной нервной системы.

    18. К кретинизму приводит недостаток:

    а) норадреналина; б) инсулина; в) тироксина; г) адреналина.

    19. Регуляция уровня гормонов в крови осуществляется

    а) только нервным механизмом; б) только гуморальным механизмом;

    в) нейрогуморальным механизмом;  г) инъекциями.

    20. У термитов большинство особей относится к кастам рабочих и солдат. Они не участвуют в размножении и являются:
    а) бесполыми особями;    б) гермафродитами;
    в) самцами и самками с недоразвитой половой системой;
    г) партеногенетическими самками с недоразвитой половой системой.

    Часть II.

    Вопросы с одним ответом. Максимальное количество баллов- 30

    Вначале выбрать правильные ответы, а затем в ответах найти данную комбинацию ответов.

    1. Гидрофиты - водные растения, погруженные в воду только нижней частью. Их почки возобновления находятся в воде. Что из перечисленных элементов имеют листья и стебли большинства гидрофитов. 
      I. Крупные воздухоносные полости. II. Углекислый газ, содержащийся в полостях мезофилла, может использоваться растением для фотосинтеза.
      III. Кислород, который может использоваться растением для дыхания.
      IV. Хорошо выраженную склеренхиму, расположенную в центре данных органов. V. Слабо развитую ксилему.
      а) I, II, III, IV;         б) I. III, V;
      в) I, II, III, V;           г) I, II, III, IV, V.
    2. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе? I. Агава. II. Осока. III. Бамбук.  IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.
      а) I, II, V;    б) I. III;
      в) I, V;         г) I, III, IV.
       
    3. Потребление пищи имеет большое значение для жизнедеятельности животных.  Для хищников важно еще ее и добыть. Какие, из перечисленных морских хищных рыб, используют стратегию активного преследования добычи?
      I. Тунец. II. Зубатка. III. Рыба-меч. IV. Макрель. V. Палтус.
      а) I, III, IV;       б) II, IV, V;
      в) I, II, V;          г) I. II, IV.
    4. Какие из приведенных ниже фактов, указывают на преимущество дыхания в воздухе перед дыханием в воде?
      I. Поскольку воздух имеет меньшую плотность, чем вода, то затраты энергии на движение воздуха по дыхательным поверхностям меньше. II. Кислород диффундирует в воздухе скорее, чем в воде. III. Содержание кислорода в воздухе выше, чем в равном объеме воды.
      а) I и II;     б) I и III;
      в) II и III;   г) I, II и III.
       
    5. У взрослого человека могут отсутствовать ферменты, расщепляющие до мономеров следующие соединения: I. Целлюлоза. II. Лактоза. III. Сахароза. IV. Крахмал. V. Гликоген.
      а) I, II, IV, V;      б) I и II;
      в) только IV;      г) I, IV, V.
    6. Врач диагностирует человека, перенесшего 10 лет назад инфаркт миокарда. Из перечисленных патологий он точно обнаружит: I. Отсутствие зубца R на кардиограмме. II. Рубец из соединительной ткани на месте инфаркта. III. Повышенный уровень холестерина в крови.
      IV. Пониженное артериальное давление. V. Аритмия сердечных сокращений.
      а) I, II, V;    б) I и II;
      в) II и V;     г) I, II, IV, V.
    7. Сено прокипятили в воде. Затем полученный отвар охладили и добавили в него воду из пруда, содержащую только гетеротрофных простейших. После этого полученную смесь содержали в темноте в течение длительного времени. Что из следующего верно?
      I. Будет происходить гетеротрофная сукцессия простейших с возрастанием общей биомассы. II. Энергия системы максимальна в начале своего существования. III. Будет происходить сукцессия, которая, в конечном счете, достигнет устойчивого состояния, при котором будет поддерживаться поток энергии. IV. Сначала в экосистеме будет происходить сукцессия, но в конце все организмы погибнут или перейдут в покоящиеся стадии.
      а) I и III;  б) II и IV;
      в) II и III;  г) I и IV.
    8. Охота на северных морских слонов снизила к концу 19 века численность их популяции всего до 20 особей. Сейчас численность популяции восстановлена до более, чем 30 000 особей. Но их геномы до сих пор несут последствия этого эффекта бутылочного горлышка по сравнению с популяцией южных морских слонов, за которыми не так интенсивно охотились. Этот эффект бутылочного горлышка проявляется в виде:
      I. Изобилия уникальных мутаций. II. Снижения частоты летальных рецессивных аллелей. III. Снижения генетической изменчивости.
      IV. Увеличения размера популяции.
      а) I и II;           б) II и III;
      в) I, II и IV;     г) II и IV.
    9. Что справедливо и для дрейфа генов, и для естественного отбора?
      I. Оба представляют механизмы эволюции. II. Оба являются совершенно случайными процессами. III. Оба обычно приводят к адаптациям.
      IV. Оба влияют на генетический состав популяции.
      а) I и II;       б) I и III;
      в) II и III;    г) I и IV.
    10. Каким образом вода транспортируется через плазматическую мембрану?
      I. Путем пассивной диффузии через мембрану. II. Путем облегченной диффузии с использованием переносчика. III. Активно против градиента концентрации с затратой энергии. IV. Путем обмена на молекулу глицерина.V. Через регулируемые потенциалом каналы.
      а) I, III, IV;  б) I и V;
       в) I, II, г) I и III.

    11. Биологическое значение мейоза заключается в:

     I) поддержании постоянства числа хромосом вида; II) обеспечении процесса роста, развития организмов; III) увеличении изменчивости благодаря случайному расхождению хромосом в анафазе I и кроссинговеру, IV) повышении организации живых существ; V) образовании мужских и женских половых клеток;  VI) обеспечении регенерации и бесполого размножения  

       а) I, III, IV;  б) I , II, V;  

       в) I, II, III  г) III, IV, V

    12. Роль хемосинтезирующих бактерий на земле заключается в:
     I) улучшении плодородия почв; II) образовании и накоплении нитратов; III) очистке сточных вод (серобактерии); IV) образуют залежи мела и мрамора; V) образовании отложений руд железа и марганца VI) образовании озонового слоя Земли

                                 а) I, II, III  б) III, IV, V в)   III, V, VI    б) I , II, V

    13. К отряду парнокопытных относятся:

    I) лось, II) осел, III) кабан, IV) носорог, V) слон,  VI) северный олень

                                 а) I, III, VI;  б) I, II, III  г)   III, V, VI  

    14. Ферменты – это вещества, которые

     I) вырабатываются в железах внутренней секреции, II) являются белками, III) поступают в организм вместе с пищей, IV) являются в организме источником энергии, V) ускоряют протекание химических реакций,  VI) у человека выполняют свои функции при температуре около 36◦С

                          а) I, III, IV;  б) I , II, V;  в) II, V ,VI,  г) I, II, III

    15. Вирусы, в отличие от прокариот:

    I) являются одноклеточными , II) всегда паразиты, III) не имеют клеточного строения, IV) имеют хлоропласты V) имеют рибосомы ,VI) имеют капсид

                            а) I, III, IV;  б) I , II, V;  в) II, V ,VI,  г) II, III, VI            

    Часть III. Определение правильности суждений. Максимальное количество баллов – 20.

    1. У птиц плохо развиты органы чувств.

    2. Копыта, шерсть, ногти, когти – производные эпидермиса кожи.

    3.Позвонок человека состоит из: тела,  дуги, отростков.

    4 . Грудная клетка человека образована: грудными позвонками, ребрами.

    5.Рибосомы являются одномембранными органоидами.

    6. У рыб один круг кровообращения.

    7. Кислород выделяется во время фотосинтеза в световой фазе.

    8. Вторичную структуру белка образуют пептидные и водородные связи.

    9. Мономером инулина является фруктоза.

    10. Вирусы – одноклеточные организмы.

    11. У головастика есть боковая линия.

    12. Дождевые черви улучшают плодородие.

    13. Эвглена зеленая является миксотрофным организмом.

    14. Чем меньше организм, тем реже сокращается его сердце.

    15. Наездники относятся к перепончатокрылым насекомым.

    16. Клетки пчелиного трутня содержат гаплоидный набор хромосом

    17. У высших растений клеточный центр отсутствует

    18. Вибрион не имеет рибосом

    19. Хлорофилл содержится в строме хлоропласта

    20. В яйцеклетке человека содержится 46 хромосом.

    Часть IV. Соотнести. Максимальное  количество баллов - 30.

    1. Соотнесите признаки классам ракообразных и паукообразных

    Класс

    Признаки

    1. Ракообразные

    2) Паукообразные

    А) Органы выделения – зеленые железы

    Б) Органы выделения- мальпигиевы сосуды

    В) Органы дыхания – жабры

    Г) Органы дыхания – легкие и трахеи


    А

    Б

    В

    Г

    1. Соотнесите события в соответствии с фазами клеточного цикла

    Фазы митоза

    События

    А) Профаза

    Б) Метафаза

    В) Анафаза

    Г) Телофаза

    1) Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления.

    2) Образование новых ядер

    3) Расхождение хромосом к полюсам

    4) Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны

    А

    Б

    В

    Г

    1. Установите соответствие между характеристикой клеток крови человека и их видом.

    Вид клеток

    Характеристика  

    1) эритроциты
    2) лейкоциты

    А) транспортируют кислород и углекислый газ
    Б) обеспечивают иммунитет организма
    В) определяют группу крови
    Г) образуют ложноножки
    Д) способны к фагоцитозу
    Е) в 1 мкл 5миллионов клеток

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    4. Установите соответствие между содержанием критерия вида, с которым они связаны.

    Критерий вида

    Содержание критерия вида

    1) экологический
    2) биологический

    А) брачная окраска
    Б) местообитания вида
    В) характер питания
    Г) функция в биогеоценозе
    Д) способы ухаживания самцов
    Е) число хромосом

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    5. Установите соответствие между отделом нервной системой и его функцией

    Отдел нервной системы

    Функции

    1) продолговатый мозг
    2) кора головного мозга

    А) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы
    Б) отвечает за выработку условных рефлексов
    В) содержит дыхательный центр
    Г) анализирует зрительные и слуховые раздражения
    Д) запускает реакцию кашля и чихания
    Е) контролирует тонкие движения пальцев

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    6. Установите соответствие между отделом сердца человека и его признаками.

    Название отдела сердца

    Признаки отдела сердца

    1) левый желудочек
    2) правый желудочек

    А) имеет более толстую стенку
    Б) содержит венозную кровь
    В) создает более низкое давление
    Г) отделен от предсердия двустворчатым клапаном
    Д) выбрасывает кровь в аорту
    Е) выбрасывает кровь в малый круг

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    7. Установите соответствие между отделом пищеварительного тракта человека и его характеристиками.

    Отдел пищеварительного тракта

    Характеристики отдела пищеварительного тракта

    1) желудок
    2) тонкая кишка

    А) способен сильно растягиваться, накапливает пищу
    Б) обеззараживает пищу, создавая сильнокислую среду
    В) обеспечивает всасывание большинства питательных веществ
    Г) принимает проток поджелудочной железы
    Д) имеет эпителий, клетки которого покрыты микроворсинками
    Е) образован тремя слоями гладких мышц

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    8. Установите соответствие между растением и его признаками.

    Растение

    Характеристика

    1) Вишня
    2) Пшеница

    А) цветок трехчленный
    Б) околоцветник двойной
    В) плод костянка
    Г) цветок пятичленный
    Д) плод зерновка
    Е) листья с параллельным жилкованием

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    9. Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой.

    Формы естественного отбора

    Характер действия естественного отбора

    1) движущий
    2) стабилизирующий

    А) действует в постоянных условиях среды
    Б) сохраняет особей со средним значением признака
    В) действует в изменяющихся условиях среды
    Г) вызывает появление новой нормы реакции организма
    Д) снижает уровень генетической изменчивости в популяции
    Е) отбирает особей с уклоняющимися в одну сторону от среднего значения признаками

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    10. Установите соответствие между названием животного и отрядом.

    Отряд

    Название животного

    1) непарнокопытные
    2) парнокопытные

    А) Лошадь Пржевальского
    Б) Носорог
    В) Жираф
    Г) Корова
    Д) Тапир
    Е) Олень

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Не забудьте внести ответы в матрицу!


    Матрица ответов на задания теоретического тура

    Фамилия ________________________                         Шифр _____________

    Имя         ________________________

    Школа   ________________________

    Класс      ________________________

    Шифр     ________________________


    Матрица ответов
    на задания теоретического тура ________________ этапа
    Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2012-13 уч. год
    ______ класс [максимально 100 баллов]

    Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1-10

    11-20

    Часть II. [мах. 30 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ]  ______ баллов.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1-10

    10-15

    Часть III. [мах. 20 баллов] ___________ баллов

    Часть IV. [мах. 30 баллов] ___________ баллов

    1. [мах. 3 балла].  

    А

    Б

    В

    Г

    2.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    3.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    4.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    5.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    6.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    7.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    8.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    9.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    10.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Проверил Ф.И.О.         _____________________


    Предварительный просмотр:

    Задания теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады по биологии 2012-13 учебного года.

                          11 класс

    Часть I

    1. Тот факт, что у цветка ржи рыльца пестиков появляются после высыпания пыльцы, можно объяснить приспособлением к:

    а) самоопылению           б) опылению насекомыми

    в) опылению ветром       г) любому виду опыления

    2. Зная особенности опыления цветковых растений, можно предположить, что их расцвет происходил:

    а) параллельно с наземными животными

    б) незадолго до появления животных

    в) после появления наземных животных

    г) намного раньше возникновения любых животных

    3. Однослойный шарообразный зародыш животных с полостью внутри называется:

    а) гаструлой    б) нейрулой

    в) бластулой     г) бластомером

    4.Легкие и печень являются производными:
         
    а) энтодермы                           б) энтодермы и мезодермы;
        в) эктодермы и мезодермы;     г) только мезодермы.

    5. На какой стадии развития зародыша проводят кишечнополостные всю жизнь: 

    а) зигота    б) бластула     в) гаструла      в) морула

    6.Происхождение крыла птицы от свободной передней конечности свойственной четвероногим позвоночным наглядно иллюстрируется на примере птенцов:
    а) страуса   б) киви     в) гоацина     г) пингвина

    7. Кукушка подкладывает яйца в чужие гнезда, потому что:

    а) ее птенцы слишком велики и их трудно прокормить

    б) птенцы кукушки лучше защищены в чужих гнездах

    в) птенцы кукушки не могут питаться гусеницами, которых поедает  

        взрослая  кукушка

    г) у нее не развиты родительские инстинкты

    8. Дыхательный центр расположен в мозге:

    а) спинном        б) промежуточном    в)        продолговатом        г) среднем

    9. Заболевание, вызываемое палочкой Коха:

    а) оспа        б)туберкулез в) грипп        г) ангина

    10. Крестцовый отдел спинного мозга контролирует:

    а) коленный рефлекс;       б) отдергивание руки при ожоге;

    в) дыхательный рефлекс; г) сокращения сердца.

    11.  Корой головного мозга контролируется:

    а) отдергивание лапы лягушкой при раздражении кислотой; б) кашель;

    в) ходьба; г) моргание.

    12. Центры зрения и слуха находятся в:

    а) среднем мозге;    б) продолговатом мозге;

    в) мозжечке;             г) мосте.

    13. Примитивная кора головного мозга впервые появилась у:

    а) рыб; б) земноводных; в) млекопитающих; г) рептилий.

    14. Если теннисист — правша, то импульсы от мышц его правой руки поступают в:

    а) теменную долю, в правое полушарие;

    б) теменную долю, в левое полушарие;

    в) лобную долю, в левое полушарие;

    г) лобную долю, в правое полушарие.

    15.  В условиях тропической Африки у капусты не образуются кочаны. Какая  форма изменчивости проявляется в данном случае?

    а)  коррелятивная б) мутационная    в) модификационная      г) комбинативная

    16. Гуго де Фриз заметил появление новых форм у энотеры. Он описал одну   гигантскую форму растения, которая имела 28 хромосом вместо 14 Появление  такой формы - результат:

    а)  комбинативной изменчивости   б) геномной мутации  

    в) модификационной изменчивости  г) хромосомной мутации

    17. Обмен участками гомологичных хромосом во время их конъюгации в профазе   мейоза называется:

    а) инбридингом  б) инверсией   в) кроссинговером г) дрейфом

    18. При изучении наследственности и изменчивости человека не применим   метод:

    а) онтогенетический  б) генеалогический  в) биохимический

    г) гибридологический  в) близнецовый

    19. Почему близкородственные браки в популяциях людей нежелательны?

    а) снижают комбинативную изменчивость

    б) создают возможность перехода вредных рецессивных генов в гомозиготное состояние

    в) приводят к увеличению вредных мутаций

    г) потомство не жизнеспособно

    20. Гетерозис - это:

    а) межвидовая гибридизация  б) близкородственное скрещивание

    в) отдаленная гибридизация г) сила гибридов, полученных при скрещивании чистых линий, одна из которых гомозиготна по доминантным, а другая - по рецессивным генам

    Часть II.

    Вопросы с одним ответом. Максимальное количество баллов- 30

    Вначале выбрать правильные ответы, а затем в ответах найти данную комбинацию ответов.

    1. Назовите прогрессивные черты неандертальцев, отличающие их от древнейших людей

    I) умение совместно и эффективно охотиться; II) умение поддерживать огонь; III) умение добывать огонь;  IV) умение использовать примитивные орудия; V) умение создавать примитивные орудия; VI) объем мозга 800 -1200 см3

    а) I, II, III    б) I, III, V   в) II, III, V      г) I, II, V

    2. Какие из перечисленных эволюционных факторов обеспечили развитие человека?

    I) стабилизирующая форма естественного отбора; II) движущая форма естественного отбора; III) мутационный процесс; IV) географическая и экологическая изоляция; V) наследственная изменчивость; VI) модификационная изменчивость.

    а) I, II, III    б) I, III, V   в) II, III, V      г) I, II, V

    3.  Какие из перечисленных факторов обеспечили развитие  

    прямохождения ?

    I) стабилизирующая форма естественного отбора;   II) движущая форма естественного отбора;   III) стадный образ жизни; IV) мутационный процесс;

    V) географическая и экологическая изоляция; VI) развитие мышления и речи.

    а) I, II, III    б) I, III, V   в) II, III, V      г)  II, IV

    4. Видовыми признаками человека являются:

    I) две пары конечностей;   II) живорождение; III) 23 хромосомы в гаметах;      IV) специфическое строение кисти; V) возможность смешанных браков;  

    VI) наличие млечных желез.

    а) I, II, III    б) I, III, V   в) I, III, V      г)  III, IV,V

    5. В семязачатках у семенных растений происходит:

    I) перекрестное опыление; II) мегаспорогенез; III) формирование цветочной почки; IV) формирование женского гаметофита; V) формирование мужского гаметофита; VI) процесс оплодотворения; VII) самоопыление

    а) I, II, III    б) II, III, V   в) I, III, V      г)  II, IV,VI

    6. Семя состоит из:

    I) эндосперма; II) семенной кожуры; III) зародышевого корешка; IV) зародышевого цветка; V) семядолей; VI) зародышевого побега; VII) осевого цилиндра

    а) I, II, III,V,VI    б) II, III, V,VI   в) I, III, V      г)  I, II, IV,VI

    7. Периоды сперматогенеза:

    I) развитие;   II) размножение;   III) рост;   IV) созревание; V) формирование

    а) I, II, III,    б) II, III, IV,   в) I, III, V      г)  I, II, IV

    8. При половом размножении животных:

    I) участвуют, как правило, две особи; II) половые клетки образуются путем митоза; III) исходными являются соматические клетки; IV) гаметы имеют гаплоидный набор хромосом; V) генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей

    а) I, II, III,    б) II, III, IV,   в) I, IV, V      г)  I, II, IV

    9. Свидетельством родства рыб и амфибий являются наличие у головастиков:

    I) кожи, покрытой чешуей;  II) боковой линии;   III) трехкамерного сердца;

    IV) жабр; V) 2 кругов кровообращения;  VI) 1 круга кровообращения

    а) I, II, V,    б) II, III, IV,   в) I, IV, V      г)  II, IV, VI

    10. Нисходящий ток веществ осуществляется:

    I) по флоэме;    II) по ксилеме; III) от листьев к корням; IV) по трахеидам;

    V) ток органических веществ; VI)  по ситовидным трубкам; VII) от корней к листьям

    а) I, II, V,    б) II, III, IV,   в) I, IV, V      г) I. III, V, VI

    11. Выбрать характеристики, относящиеся к кислородному этапу разложения глюкозы:

     I) происходит в цитоплазме клетки: II) происходит в митохондриях; III) завершается образованием пировиноградной кислоты или этилового спирта; IV) энергетический эффект — 2 молекулы АТФ; V) завершается образованием АТФ, двуокиси углерода и воды; VI) энергетический эффект — 36 молекул АТФ.

    а) I,II,III   б) II,IV,VI   в) II,V,VI   г) III, IV,V    д) I ,V, VI

      12. Выбрать правильно названные свойства генетического кода:

       I) код характерен только для эукариотических клеток и бактерий; II) код универсален для эукариотических клеток , бактерий и вирусов; III) один триплет кодирует последовательность аминокислот в молекуле белка; IV) код вырожден,так аминокислоты могут кодироваться несколькими кодонами; V) код избыточен: может кодировать более 20 аминокислот; VI) код характерен только для эукариотических клеток.

    а) II,IV,V б) I,II,III    в) II,V,VI   г) III, IV,V    д) I ,V, VI  

    13. Указать признаки, по которым вибрион отличается от  бактериофага:

    I) состоит из РНК и белка; II) размножается делением; III) имеется кольцевая ДНК, расположенная в цитоплазме; IV) прикрепляется к бактериальной клетке; V) относится к прокариотам; VI) проявляет свойства жизни только внутри организма

    а) II,IV,V  б) I,II,III   в) II,V,VI   г) II,III,V   д) I ,V, VI

    14. Выбрать имена ученых, внесших серьезный вклад в борьбу с инфекционными заболеваниями:

    I) Ч.Дарвин;  II) И.П.Павлов;   III) Л. Пастер; IV) И.И. Мечников; V) И.М. Сеченов; VI) Р. Кох

    а) II,IV,V   б) I,II,    в) II,V,VI ; г) II,III,   д)  III, IV,VI

    15. Грибы, как и растения:

    I) имеют хлоропласты; II) имеют клеточное строение; III) являются прокариотами;   IV) растут в течение всей жизни; V) являются эукариотами; VI) являются автотрофами.

    а) I,II, III,       б) II,IV,V   в) II,V,VI ; г) II,III,   д)  III, IV,VI

    Часть III

    Определение правильности суждений. Максимальное количество баллов- 20

    1. Аккомодация  у человека происходит за счет изменения кривизны хрусталика.

    2. В ротовой полости щелочная среда.

    3. Сигналом для сбрасывания листьев является понижение температуры.

    4. Пресмыкающиеся являются первыми истинно наземными животными.

    5. Земноводные относятся к группе амниот.

    6. Кишечнополостные в своем развитии остановились на стадии гаструлы.

    7. Первыми вторично полостными животными являются кольчатые черви.

    8. У покрытосемянных растений  эндосперм диплоидный.

    9. У рыб плавательный пузырь является гидростатическим органом.

    10. Волосы развиваются из эндодермы.

    11. Чешуекрылые  насекомые имеют прямое развитие.

    12. ДНК хранит информацию о первичной структуре белка

    13.Особенности скелета человека, связанные с прямохождением: прямой позвоночник, грудная клетка округлая, сводчатая стопа.

    14. К костям свободной нижней конечности человека относятся бедренные и тазовые.

    15. Митохондрии и пластиды когда-то были самостоятельными прокариотическими организмами.

    16. В связи с полетом у птиц редуцирован правый яичник.

    17. У сосны есть настоящие сосуды.

    18. Споры бактерий  являются примером бесполого способа размножения.

    19. Рабочая пчела -  это стерильная самка.

    20. В поджелудочной железе хорошо развита гранулярная ЭПС.

    Часть IV. Соотнесите. Максимальное количество баллов - 30

    1.Установите соответствие между видами плодов и представителями растений:

    Плоды

    1.  однолистовка

    2. боб

    3. ягода

    4.орех

    Представители

    А. ольха

    Б. картофель

    В. акация

    Г. живокость

    А

    Б

    В

    Г

    2.Установите соответствие между видами рефлексов и их особенностями

    Рефлексы

    1. Безусловные

    2. Условные

    Особенности

    А. Индивидуальны

    Б.  Видоспецифичны

    В. Рефлекторные дуги постоянны, замыкаются в спинном мозге и стволе

    Г. рефлекторные дуги временны, замыкаются в переднем мозге.

    А

    Б

    В

    Г

    3. Установите соответствие между классами животных и их признаками

    Представители

    Признаки

    1. Земноводные

    2. Пресмыкающиеся

    А)яйцо имеет скорлуповую оболочку

    Б) яйцо не имеет скорлуповой оболочки

    В) развитие яйца завершается образованием личинки

    Г) в процессе развития эмбриона образуется амнион

    А

    Б

    В

    Г

    4. Установите соответствие между типом клетки и ее характеристикой

    Тип клетки

    Характеристика

    1. Растительная клетка

    2. Клетка гриба

    А) запасающий углевод- гликоген

    Б) хитиновая клеточная стенка

    В) гетеротрофный тип питания

    Г) целлюлозная клеточная стенка

    Д) хлоропласты

    Е) автотрофный тип питания

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    5. Установите соответствие между признаком и типом желез

    Тип желез

    Признак

    1) Внешней секреции

    2) Внутренней секреции

    А) выделяют гормона

    Б) имеют выводные протоки

    В) выделяют секрет в кровь

    Г) не выделяют гормоны

    Д) отсутствуют выводные протоки

    Е) выделяют секрет в полости или на поверхность тела

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    6. Установите соответствие между типом экосистемы и ее характерными

     свойствами.

    Тип экологической системы

    Свойства

    1) природная экосистема

    2) агроэкосистема 

    А) ведущая роль естественного отбора

    Б) имеет дополнительные источники энергии, приносимые человеком

    В) значительное разнообразие видов

    Г) значительная часть веществ изымается человеком

    Д) единственный источник энергии- Солнце

    Е) ведущая роль искусственного отбора

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    7. Установите соответствие между форменным элементом крови и признаками, которые ему соответствуют

    Форменный элемент

    Признак

    1. тромбоциты
    2. лейкоциты

    А) отвечают за свертываемость крови

    Б) являются клетками крови

    В) вырабатывают антитела

    Г) захватывают и пожирают бактерии

    Д) имеют ядро

    Е) не имеют ядра

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    8. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и ее видом

    Вид ткани

    Характеристика ткани

    1) поперечно-полосатая

    2) гладкая

    А) сокращается очень медленно

    Б) образует стенки кишечника

    В) управляется соматической нервной системой

    Г) имеет поперечную исчерченность

    Д) состоит яз многоядерных клеток

    Е) образует средний слой кровеносных сосудов

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    9. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов

    Царство

    Признак

    1) Грибы

    2) Вирусы

    А) имеют плазматическую мембрану

    Б) одноклеточные и многоклеточные

    В) имеют неклеточное строение

    Г) являются внутриклеточными паразитами

    Д) имеют клеточное ядро

    Е) вне клетки хозяина не проявляют признаки жизни

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    10. Установите соответствие между двумя типами деления эукариотических клеток и их характеристиками

    Процесс

    Характеристика

    1) митоз

    2) мейоз

    А) приводит к образованию гаплоидных клеток

    Б) состоит из двух последовательных делений

    В) обеспечивает точное копирование наследственной информации

    Г) состоит из одного деления

    Д) приводит к перекомбинации наследственной информации

    Е) приводит к образованию диплоидных клеток

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Не забудьте вставить ответы в матрицу!


    Матрица ответов на задания теоретического тура

    Фамилия ________________________                         Шифр _____________

    Имя         ________________________

    Школа   ________________________

    Класс      ________________________

    Шифр     ________________________


    Матрица ответов
    на задания теоретического тура ________________ этапа
    Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2012-13 уч. год
    ______ класс [максимально 100 баллов]

    Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1-10

    11-20

    Часть II. [мах. 30 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ]  ______ баллов.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1-10

    11-15

    Часть III. [мах. 20 баллов] ___________ баллов

    Часть IV. [мах. 30 баллов] ___________ баллов

    1. [мах. 3 балла].

    А

    Б

    В

    Г

     2.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    3. [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    4. [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    5. [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    6. [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    7. [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    8. [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    9. [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    10. [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Проверил Ф.И.О.         _____________________


    Предварительный просмотр:

    Задания практического тура

                                           БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. 11 класс

            (Максимальное количество баллов – 10)

    Задание 1.

    1. Определите к каким отделам скелета относятся кости, предложенные Вам для изучения.
    2. Дайте им названия.
    3. Опишите строение и функции каждой кости.






    Задание 2.

    Определите, какие структуры клетки представлены на электронных микрофотографиях. (Максимальное количество баллов – 10)


    1

    2


    3


    4


    5


    6


    7

    Задание 3.

    Решите генетическую задачу. (Максимальное количество баллов – 10)

    Какова вероятность появления у мужчины - дальтоника, внука дальтоника.

                 Изучение плазмолиза и деплазмолиза. 10 класс

                                      (Максимальное количество баллов – 10)

    Оборудование:  чешуи лука, предметные и покровные стекла, микроскоп, лезвие бритвы, стаканчики с водой, спиртом, раствором йода и 1 М раствором сахарозы, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, пипетка.

    Ход работы:

    1. Приготовьте микропрепарат эпидермиса лука.
    2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте несколько клеток (рис. 1).
    3. Вызовите явление плазмолиза клеток эпидермиса лука.
      В качестве плазмолитика был использован _______________________
      Сделайте рисунки в начале и конце плазмолиза (рис. 2 и 3).
    4. Получите явление деплазмолиза. Какой процесс (плазмолиз или деплазмолиз) протекает с большей скоростью?
    5. Сделайте рисунок клеток после окончания деплазмолиза (рис. 4).
    6. После окончания деплазмолиза введите под покровное стекло спиртовой раствор йода. Затем замените раствор йода на 1М раствор сахарозы. Рассматривая препарат в микроскоп, установите, что происходит. Сделайте вывод.

     

        ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ФЕРМЕНТА КАТАЛАЗЫ НА ПЕРОКСИД ВОДОРОДА.  10 класс

    (Максимальное количество баллов – 10)

    Оборудование: сырой картофель, ступка, пестик, песок, 3-% раствор перекиси водорода.

    Ход работы:

    1. Налейте в пробирку 3-% раствор перекиси водорода.

    2. Разотрите кусочек  сырого картофеля с песком в ступке пестиком.

    3. Опустите кусочек растертого картофеля в пробирку с раствором перекиси.

    4. Объясните происходящие процессы.

    5. Объясните фразу « Все белки ферменты, но не все белки ферменты».

                                          Решите задачу. 10 класс

                                                 (Максимальное количество баллов – 10)

    В процессе трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.


    Предварительный просмотр:

                                                           10 класс

    Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ]

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1-10

    Г

    А

    Б

    Б

    А

    В

    Г

    В

    А

    Б

    11-20

    Г

    Б

    В

    Б

    Б

    Г

    А

    В

    В

    Г

    Часть II. [мах. 30 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ]  ______ баллов.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1-10

    В

    Б

    А

    Г

    Б

    Б

    Б

    Б

    Г

    Г

    11-15

    Г

    А

    А

    В

    Г

    Часть III. [мах. 20 баллов]  

    Правильные суждения:2,3,6,7,8,9,11,12,13,15,16,17

    Часть IV. [мах. 30 баллов]

    1. [мах. 3 балла].  

    А

    Б

    В

    Г

    1

    2

    1

    2

    2.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    4

    1

    3

    2

    3.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    1

    2

    1

    2

    2

    1

    4.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    2

    1

    2

    1

    2

    2

     5.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    6.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    1

    2

    2

    1

    1

    2

    7.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    1

    1

    2

    2

    2

    1

    8.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    2

    1

    1

    1

    2

    2

    9.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    2

    2

    1

    1

    2

    2

    10.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    1

    1

    2

    2

    1

    2

                                              11 класс

    Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ]

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1-10

    В

    А

    В

    А

    В

    В

    В

    В

    Б

    А

    11-20

    В

    А

    Г

    Б

    В

    Б

    В

    Г

    Б

    Г

    Часть II. [мах. 30 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ]  ______ баллов.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1-10

    Б

    В

    Г

    Г

    Г

    А

    Б

    В

    Г

    В

    11-15

    В

    А

    Г

    Д

    Б

    Часть III. [мах. 20 баллов] Правильные суждения: 1,2,4,6,7,9,12,15,16,19,20

    Часть IV. [мах. 30 баллов]

    1. [мах. 3 балла].  

    А

    Б

    В

    Г

    4

    3

    2

    1

    2.  [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    2

    1

    2

    1

    3. [мах. 3 балла]

    А

    Б

    В

    Г

    2

    1

    1

    2

    4.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    2

    2

    2

    1

    1

    1

     5.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    2

    1

    2

    1

    1

    1

    6.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    7.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    1

    2

    2

    2

    2

    1

    8.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    2

    2

    1

    2

    1

    2

    9.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    1

    1

    2

    2

    1

    2

    10.  [мах. 3 балла]

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    2

    2

    1

    1

    2

    1