Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа (биология, 8 класс) по теме

Бочарникова Тамара Александровна

Рабочая программа по биологии составлена на основе программы авторского коллектива И.Н.Пономарёвой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Докучаевская средняя общеобразовательная школа Таловского района, Воронежская область

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №____от

«____»__________г.

Согласовано:

зам. директора по УВР


«____»__________г.

Утверждено:

директор школы


«____»__________г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ  8 КЛАССА (ООО)

Бочарниковой Тамары Александровны, учителя биологии ВКК

Базовый уровень, срок реализации 1 год

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
  2. Стандарт основного общего  образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год.  БИОЛОГИЯ (утверждён  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885)
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Биология) МТО
  5. Нормы оценок по биологии

Основой для составления рабочей программы являются:

  1.  Примерная программа основного общего образования по биологии
  2. Программы ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. БИОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЯ: 5-11 классы, - М.; Вентана – Граф, 2010

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Структура курса биологии ЧЕЛОВЕК складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.

В программе предусмотрены лабораторные и практические работы. По желанию учителя часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кп.: Рабочая тетрадь. Часть 1,2 — М.:Вентана-Граф, 2006.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М..Вентана-Граф, 2006;

а также методических пособий для учителя:

1), Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;

2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н, Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;

дополнительной литературы для учителя:

1). Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио-погии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М,: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

2). Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;

3). Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;

4). Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». -М.: Дрофа, 2006. -144с.

5). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Виоло-| гия. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

1). Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.— М.: Вентана-Граф, 2006;

2). Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. - М,: Дрофа, 2005. -96с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  1. CD Биология Человек. М:, Вентана – Граф,2007
  2. Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ

http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения биологии ученик должен

знать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  3. особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

находить:

  1. в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  2. в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  3. в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  1. роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  2. родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
  3. взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  4. родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  1. ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  2. по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
  3. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  4. анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  5. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание курса

Введение (1 ч)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

1. Организм человека. Общий обзор (4/1* ч)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

Демонстрация. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторная работа. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.

Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и его торможения.

2. Опорно-двигательная система (7/1* ч)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища.

Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков; строение сустава, мышц и др.

Практические работы. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти. Утомление при статической и динамической работе. Определение нарушений осанки и плоскостопия. Функции основных мышечных групп.

Лабораторные работы. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости. Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.

3. Кровь и кровообращение (8/1* ч)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус- фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления (тонометр и фонендоскоп) и способы их использования.

Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кровью лягушки.

Практические работы. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку — функциональная проба. Повышение плотности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости.

4. Дыхательная система (4/1* ч)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосо- образования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной модели Дондерса.

Практические работы. Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

  1. Пищеварительная система (6/1* ч)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).

Лабораторная работа. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.

Практические работы. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.

  1. Обмен веществ и энергии. Витамины [3 ч)

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитамино- зы А, Вг С, О. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), В, (болезнь бери-бери), С (цинга), О (рахит). Их предупреждение и лечение.

Практическая работа. Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

7. Мочевыделительная система (2 ч)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

8. Кожа (3 ч)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти — роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.

Практическая работа. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

9. Эндокринная система (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.

10. Нервная система (4/1* ч)

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормо- нальная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.

Практические работы. Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.

1 1. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат — орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации. Модели черепа, глаза и уха.

Практические работы. Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении. Определение выносливости вестибулярного аппарата. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение хо- лодовых точек.

1 2. Поведение и психика (6/1* ч)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. A.A. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Демонстрации. Модель головного мозга; двойственные изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.

Практические работы. Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания.

1 3. Индивидуальное развитие человека (4/1* ч)

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.

Распределение учебного времени освоения

основного содержания (70 часов) по разделам

№ п/п

Тема

Количество часов

Демонстрации

Лабораторные работы

Практические работы

Введение

1

1

Организм человека. Общий обзор

5

+

+

+

2

Опорно-двигательная система

8

+

++

++++

3

Кровь и кровообращение

9

+++

+

+++++

4

Дыхательная система

5

++

++

++

5

Пищеварительная система

7

++

+

++

6

Обмен веществ и энергии. Витамины

3

+

7

Мочевыделительная система

2

8

Кожа

4

+

+

9

Эндокринная система

2

++

10

Нервная система

5

++++

++

11

Органы чувств. Анализаторы

5

+

++++++

12

Поведение и психика

6

++++

6

13

Индивидуальное развитие человека

6

+

14

Резерв

2

Итого

70

Существенных изменений в планировании нет. Последовательность изучаемых тем  и структура программы сохранены

Поурочное планирование

8 класс

№ п/п

Дата проведения по плану

Дата фактически

Тема урока

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

03.09.12

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

Введение, §1

ТЕМА 1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (5 часов)

2/1

6.09

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.

§2

3/2

10.09

Клетка,     её     строение, химический          состав, жизнедеятельность.

§3, задания в РТ

4/3

13.09

Ткани  животных  и   человека.

§4

5/4

17.09

Органы,   системы   органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция.

§5, подготовиться к зачёту

6/5

20.09

Зачет «Общий обзор организма человека».

ТЕМА 2.ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (8 часов)

7/1

24.09

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

§6

8/2

27.09

Скелет головы и скелет туловища.

§7

9/3

1.10

Скелет конечностей.

§8

10/4

4.10

Первая     помощь     при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

§9, задания в РТ, проект

11/5

8.10

Мышцы человека. Работа мышц.

§10,11

12/6

11.10

Нарушение    осанки    и плоскостопие.

§ 12. Проверить        правильность осанки (с.59), наличие        плоскостопия (с.61),   гибкость   позвоночника (с.62).

13/7

15.10

Развитие             опорно-двигательной системы.

Подготовиться к зачёту

14/8

18.10

Зачёт по теме «Опорно-двигательная система»

ТЕМА 3. КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ (9 часов)

15/1

22.10

 Внутренняя среда. Значение   крови   и   её   со став.

§14

16/2

25.10

Иммунитет.

§15, сообщение о Мечникове

17/3

29.10

Тканевая         совместимость   и    переливание крови.

§16, сообщение

18/4

1.11

Строение      и      работа сердца.

§17, творческая работа

19/5

12.11

Круги кровообращения.

§17

20/6

15.11

Движение лимфы.

§18

21/7

19.11

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

§19,20

22/8

22.11

Предупреждение    заболеваний сердца и сосудов. Первая     помощь     при кровотечениях.

§21, подготовиться к зачёту, проект

23/9

26.11

Зачет «Кровь и кровообращение».

ТЕМА 4. ДЫХАНИЕ (5 часов)

24/1

29.11

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

§23

25/2

3.12

Газообмен   в  легких   и тканях. Дыхательные      движения.   Регуляция   дыхания.

§24,25,26

26/3

6.12

Гигиена дыхания.

§27, проект

27/4

10.12

Первая помощь при поражении органов дыхания.

§28, подготовиться к зачёту

28/5

13.12

Контроль    знаний    по теме «Дыхание».

Д/з: повторение.

ТЕМА 5. ПИЩЕВАРЕНИЕ (7 часов)

29/1

17.12

Значение и состав пищи

§29, сообщение

30/2

20.12

Органы пищеварения.

§30, задания в РТ

31/3

24.12

Пищеварение в ротовой полости.         Регуляция пищеварения.

§ 31, 32 (до пищеварения в желудке).

32/4

27.12

Пищеварение в желудке. Регуляция      пищеварения.

§ 32, § 34.

33/5

14.01

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

§33,34

34/6

17.01

Гигиена   питания.   Профилактика заболеваний органов пищеварения.

§35, проект, подготовиться к зачёту

35/7

21.01

Контроль знаний по теме «Пищеварение».

Задания «Проверьте себя» на с.145-146 учебника.

ТЕМА 6. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3 часа)

36/1

24.01

Обменные процессы  в организме.

§36

37/2

28.01

Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов.

§37

38/3

31.01

Витамины.

§38, проект

ТЕМА 7. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа)

39/1

4.02

Строение и работа почек

§39

40/2

7.02

Предупреждение    заболеваний   почек.   Питьевой режим.

§40, задания в РТ

ТЕМА 8. КОЖА (4 часа)

41/1

11.02

Кожа. Значение и строение кожи.

§41

42/2

14.02

Роль кожи в теплорегуляции.

§42, сообщение

43/3

18.02

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

§43, подготовиться к зачёту

44/4

21.02

Контроль знаний по темам   «Обмен   веществ. Выделение. Кожа».

ТЕМА 9. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА (2 часа)

45/1

25.05

Железы внешней, внутренней    и    смешанной секреции.

§44

46/2

28.02

Роль гормонов в обмене    веществ,    росте   и развитии организма.

§45, проект

ТЕМА 10. НЕРВНАЯ СИСТЕМА (5 часов)

47/1

4.03

Значение и строение нервной системы.

§46

48/2

7.03

Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция.

§47,48, задания в РТ

49/3

11.03

Строение и функции спинного мозга.

§49

50/4

14.03

Отделы головного мозга, их значение.

§50, сообщение, подготовиться к зачёту

51/5

18.03

Контроль знаний по темам    «Эндокринная    и нервная системы»

§50

ТЕМА 11. ОРГАНЫ ЧУВСТВ И АНАЛИЗАТОРЫ (5 часов)

52/1

21.03

Значение            органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

§51,55

53/2

1.04

Орган    зрения    и   зрительный анализатор.

§52

54/3

4.04

Заболевания и повреждения глаз.

§53, проект

55/4

8.04

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

§54, подготовиться к зачёту

56/5

11.04

Контроль знаний по теме   «Органы   чувств   и анализаторы».

§46-50

ТЕМА 12. ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА (6 часов)

57/1

15.04

Закономерности    работы головного мозга.

§56,57

58/2

22.04

Врожденные   и   приобретенные формы поведения.

§58, сообщение

59/3

25.04

Биологические    ритмы. Сон и его значение.

§59, задания в РТ, сообщение

60/4

29.04

Особенности      высшей нервной   деятельности человека. Познавательные процессы.

§60, сообщение

61/5

6.05

Воля и эмоции. Внимание.

§61, сообщение

62/6

13.05

Динамика      работоспособности. Режим дня.

§62, проект

ТЕМА 13. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (5 часов + 1 час на итоговый контроль)

63/1

16.05

Половая система человека.

§63

64/2

20.05

Наследственные и врожденные   заболевания. Болезни,   передающиеся половым путем.

§64, сообщение

65/3

23.05

Внутриутробное  развитие   организма.   Развитие после рождения.

§65

66/4

27.05

Анализ и оценка   влияния   факторов       окружающей среды, факторов риска на здоровье. О   вреде   наркогенных веществ.

§66, проект

67/5

30.05

Личность и её особенности.

§67, подготовиться к зачёту

68/6

Контроль    знаний     по курсу «Человек».

Практическая часть программы реализуется  через выполнение лабораторных и практических работ.

Перечень лабораторных работ

1

Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей

2

Исследование свойств нормальной, жжёной и декальцинированной кости

3

Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани

4

Сравнение крови человека с кровью лягушки

5

Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

6

Изготовление самодельной модели Дондерса

7

Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки

Перечень практических работ

1

Получение мигательного рефлекса и его торможения

2

Роль плечевого пояса в движении руки

3

Функции костей предплечья при повороте кисти

4

Утомление при статической и динамической работе

5

Определение нарушений осанки и плоскостопия

6

Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение

7

Опыты, выясняющие природу пульса

8

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

9

Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба

10

Повышение плотности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости

11

Измерение обхвата грудной клетки

12

Определение запылённости воздуха в зимних условиях

13

Наблюдение за подъёмом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка.

14

Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка

15

Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки

16

Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки

17

Выяснения действия прямых и обратных связей вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи

18

Выявление функции зрачка и хрусталика

19

Обнаружение слепного пятна

20

Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении

21

Определение выносливости вистибулярного аппарата

22

Проверка чувствительности тактильных рецепторов

23

Обнаружение холодовых точек

24

Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений

25

Иллюзия установки

26

Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения

27

Иллюзии зрения

28

Влияние речевых инструкций на восприятие

29

Опыт с усечённой пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания

Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценок

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: зачёт, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический  диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Отметка «5»:

  1. полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
  2. чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины;
  3. для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
  4. ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  1. раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.

Отметка «3»:

  1. усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
  2. не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие;
  3. не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
  4. допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.

Отметка «1» - ответ па вопрос не дан.

Оценка практических умений учащихся

Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

  1. правильно определена цель опыта;
  2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
  3. научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  1. правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
  2. 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
  3. в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  1. правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
  2. допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.

Отметка «2»:

  1. не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
  2. допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Отметка «1»

  1. полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

  1. правильность проведения;
  2. умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

  1. правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

  1. правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
  2. допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

  1. допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;
  2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»:

  1. допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;
  2. неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдение.

Для контроля в кабинете есть банк разнообразных тестовых заданий по темам

Для контроля используются тренажёры  CD Человек по изучаемым темам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...