Рабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Ларионова Ирина Михайловна

 

Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

Цель биологического краеведения  - осознанная социально значимая деятельность учащихся, направленная на повышение качества жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе

учителя биологии и экологии Ларионовой И.М.

МОУ «Медновская СОШ»

на 2012-2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента государственного образовательного стандарта  2006 г., рекомендованная  ОИУУ Твери.

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучению биологическому краеведению в объеме 1 часа в неделю.

Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю групп, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

        

Цель биологического краеведения  - осознанная социально значимая деятельность учащихся, направленная на повышение качества жизни.

Содержание курса биологического краеведения

Инвариантная часть.

Обязательный минимум содержания

Региональный компонент стандарта

(25 ч.)

Лишайники

Многообразие лишайников Тверской области. Представители различных экологических и морфологических групп лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники, занесенные в Красную книгу Тверской области.

Грибы

Многообразие грибов Тверской области. Представители различных экологических групп грибов (сапрофиты, паразиты, симбионты). Грибы-паразиты, вызывающие заболевания растений и человека. Грибы - микоризообразователи. Микориза. Наиболее распространенные виды шляпочных грибов Тверской области. Съедобные и ядовитые грибы. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами. Роль-грибов в природных сообществах. Правила сбора грибов. Грибы, занесенные в Красную книгу Тверской области.

Водоросли

Основные группы водорослей пресноводных водоемов Тверской области: диатомовые, зеленые, сине-зеленые. Представители одноклеточных и многоклеточных водорослей. Водоросли на стволах деревьев. Почвенные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека.

Мхи

Слоевищные и листостебельные мхи Тверской области. Места произрастания мхов. Роль мхов в природных сообществах. Значение мхов в жизни человека. Мхи Красной книги Тверской области. Охрана мхов.

Папоротники, хвощи и плауны

Дикорастущие папоротники, хвощи и плауны Тверской области. Местообитания, роль в природных сообществах. Редкие и охраняемые виды Тверской области.

Семенные растения

Деревья, кустарники и кустарнички

Многообразие дикорастущих видов деревьев и кустарников Тверской области. Хвойные и лиственные лесообразующие породы деревьев Тверской области. Значение деревьев и кустарников в природных сообществах, их взаимоотношения с другими организмами.  Значение деревьев и кустарников в жизни человека. Декоративные виды деревьев и кустарников, используемые человеком в озеленении городов и поселков.

Травы

Многообразие дикорастущих трав Тверской области. Травянистые растения леса, луга, водоема. Приспособленность трав к недостаточному и избыточному солнечному освещению, к различным условиям почвенного увлажнения, к недостатку питательных веществ в почве, к вытаптыванию. Семейства двудольных растений (одно – по усмотрению учителя, два – по выбору ученика). Семейства однодольных растений (одно – по усмотрению учителя, одно – по выбору ученика). Роль травянистых растений в природных сообществах. Значение трав в жизни человека. Сельскохозяйственные растения. Ядовитые растения.

Природные сообщества Тверской области

Многообразие природных сообществ по Тверской области. Структура и флора  природных сообществ. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах

Охрана природы в Тверской области

Влияние деятельности человека на природу Тверской области. Особо охраняемые природные территории Тверской области: заповедники, заказники, памятники природы. Красная книга Тверской области. Охраняемые растения Тверской области и своей местности.

Вариативная часть.

Школьный компонент стандарта

(9 ч.)

Часы школьного компонента краеведения могут быть использованы учителем:

  1. на расширение и углубление тем обязательного минимума содержания регионального компонента стандарта по биологическому краеведению;
  2. на организацию обобщающих уроков, дополнительных практических работ;
  3. на проведение экскурсий;
  4. на изучение многообразия животных Тверской области и своей местности (в т.ч. распознавание животных по следам жизнедеятельности, распознавание птиц по внешнему виду и голосам и др.)
  5. на организацию фенологических наблюдений;
  6. на изучение приемов выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  7. др.

.

Требования к уровню подготовки

по биологическому краеведению обучающихся, заканчивающих 6 класс

Учащие должны знать* наиболее распространенных представителей живой природы Тверской области, а именно:

  1. приводить примеры биологических объектов:
  1. представителей грибов, лишайников, растений (по названию родов – для грибов, лишайников, водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов; по названию видов – для голосеменных и покрытосеменных растений);
  2. представителей ядовитых грибов, растений;
  3. пищевых дикорастущих, культурных, сорных, лекарственных растений;
  4. грибов и растений, занесенных в Красную книгу Тверской области;
  1. узнавать биологические объекты по внешнему облику на рисунках, фотографиях, таблицах, гербарии, в природе;
  2. называть (показывать) особенности (одну и более, иногда совокупность особенностей) внешнего строения представителей по которым их можно безошибочно распознать в природе

* знать = назвать объект + узнать по изображению (в природе) + назвать (показать) отличительные признаки

Учащиеся должны овладеть практическими умениями:

  1. сравнивать биологические объекты по 4 и более признакам;
  2. выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  3. распознавать биологические объекты по общему описанию, заданным характеристикам, путем сопоставления с образцом;
  4. составлять описание биологических объектов по предложенному плану;
  5. приводить примеры приспособленности растений, лишайников, грибов к условиям обитания, к  среде и месту обитания, к совместной жизни в одном сообществе;
  6. объяснять значение грибов, растений, лишайников в природных сообществах и жизни человека;
  7. устанавливать взаимосвязи между живыми организмами в природных сообществах;
  8. работать с различными видами определителей (текстовые и электронные определители, определительные карточки, ключи для определения, определительные таблицы и др.);
  9. осуществлять поиск биологических объектов (в природе, на рисунках, фотографиях, в Интернете) по заданным признакам.
  10. использовать дополнительные источники (Интернет, справочник, энциклопедии и др.) для подготовки сообщений, поиска необходимой информации об изучаемых объектах;
  11. использовать биологическую терминологию при выполнении практических и лабораторных работ.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные теоретические и практические знания в повседневной жизни, а именно:

  1. объяснять правила поведения в природе, сбора грибов и ягод, заготовки лекарственных растений, необходимость охраны природных объектов;
  2. объяснять правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
  3. определять погоду, наблюдая за растениями и животными;
  4. осуществлять поиск биологических объектов в природе с использованием рисунков и фотографий;
  5. решать ситуативные задачи из повседневной жизни на применение знаний (о лекарственных растениях, грибах, по экологии лишайников и растений для определения чистоты окружающей среды и др.)

Программа по биологическому краеведению

34 часа (1 час в неделю)

Резервное время – 2 ч.

Тема 1. Многообразие грибов и лишайников Тверской области (5 ч.)

Лишайники (2 ч.)

Многообразие лишайников Тверской области. Представители различных экологических групп лишайников: лишайники, растущие на деревьях и кустарниках (эпифитные); лишайники, растущие на обнаженной  мертвой древесине (эпиксильные); лишайники, растущие на почве (эпигейные); лишайники, растущие на камнях (эпилитные). Представители морфологических групп лишайников: листоватые, кустистые, накипные. Значение лишайников в природных сообществах, их взаимоотношение с другими организмами. Значение лишайников для человека. Лишайники – биоиндикаторы чистоты воздуха. Лихеноиндикация: простейшие методики определения чистоты воздуха с помощью лишайников. Лишайники, занесенные в Красную книгу Тверской области.

Демонстрации

Многообразие лишайников Тверской области.

Лишайники, занесенные в Красную книгу Тверской области.

Лишайники – индикаторы чистого воздуха.

Практические работы

Определение принадлежности лишайников к морфологическим группам.

Распознавание наиболее распространенных лишайников по сопоставлению с образцами коллекции, изображениями на фотографиях и рисунках.

Определение чистоты воздуха с использованием простейших методик лихеноиндикации.

Творческие задания*

Сбор и оформление коллекции лишайников,  растущих в окрестностях своего населенного пункта.

Сбор и оформление коллекции «Морфологические типы слоевищ лишайников».

Сбор и оформление коллекции «Экологические группы лишайников».

Сбор и оформление коллекции «Лишайники – биоиндикаторы чистоты воздуха».

*Примечание. Вместо оформления коллекций можно предложить сфотографировать лишайники и подготовить тематическую презентацию в PowerPoint

Грибы (2 ч.)

Многообразие грибов Тверской области. Представители различных экологических групп грибов (сапрофиты, паразиты, симбионты). Источники получения пищи грибами-сапрофитами (почва, подстилка, экскременты, мертвая древесина и др.). Грибы-паразиты плодово-ягодных, овощных и зерновых культур Тверской области. Грибы-паразиты – разрушители древесины деревьев и кустарников. Грибы-паразиты, вызывающие болезни животных и человека. Защита растений от грибов-паразитов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Грибы - микоризообразователи. Микориза. Наиболее распространенные виды шляпочных грибов Тверской области. Признаки внешнего строения шляпочных грибов, используемые для определения: трубчатые, пластинчатые грибы; форма шляпки, форма края шляпки, прикрепление пластинок; частное и общее покрывало. Съедобные и ядовитые грибы. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами. Роль-грибов в природных сообществах. Правила сбора грибов. Грибы, занесенные в Красную книгу Тверской области. Охрана грибов.

Демонстрации

Грибы – микоризообразователи.

Микориза на корнях древесных растений.

Съедобные и ядовитые грибы Тверской области. Виды-двойники.

Грибы-паразиты растений, животных, человека.

Грибы-сапрофиты (сапротрофы).

Грибы, занесенные в Красную книгу Тверской области.

Практические работы.

Распознавание ключевых морфологических признаков грибов.

Составление описание грибов по предложенному плану.

Составление ключа (определительной таблицы, схемы) «Съедобные – ядовитые грибы» для определения видов-двойников.

Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов двойников

Творческие задания

Цифровое фотографирование грибов своей местности и составление тематической фотогалереи (или презентации): «Шляпочные грибы: съедобные и ядовитые», «Грибы-паразиты леса», «Грибы-паразиты культурных растений», «Кто растет на компостной куче?», «Причудливые грибы нашего края» и др.

Тема 2. Многообразие дикорастущих растений Тверской области (8 ч.)

Водоросли (1 ч.)

Основные группы водорослей пресноводных водоемов Тверской области: диатомовые, зеленые, сине-зеленые, их основные морфологические отличия, используемые для визуального определения. Представители одноклеточных и многоклеточных водорослей. Водоросли на стволах деревьев, их морфологическое визуальное отличие от эпифитных мхов и лишайников. Почвенные водоросли. Роль водорослей в природных сообществах. Водоросли - индикаторы качества воды.

Демонстрации

Обрастания водорослями подводных предметов (камни, коряги, подводные части растений).

Обрастание коры деревьев водорослями-эпифитами.

Одноклеточные и многоклеточные представители водоемов Тверской области

Представители диатомовых, зеленых, сине-зеленых водорослей, обитающие в водоемах Тверской области.

Водоросли – биоиндикаторы чистоты воды.

Практические работы.

Рассматривание представителей зеленых, диатомовых и сине-зеленых водорослей под микроскопом.

Мхи (1 ч.)

Слоевищные и листостебельные мхи Тверской области. Места произрастания мхов. Роль мхов в природных сообществах. Значение мхов в жизни человека. Мхи Красной книги Тверской области. Охрана мхов.

Демонстрации

Слоевищные мхи Тверской области.

Листостебельные мхи Тверской области.

Мужские и женские растения мхов.

Гаметофиты и спорофиты мхов.

Практические работы.

Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий.

Папоротники, хвощи и плауны (1 ч.)

Дикорастущие папоротники, хвощи и плауны Тверской области. Местообитания, роль в природных сообществах, значение в жизни человека. Редкие и охраняемые виды Тверской области. Ключевые морфологические признаки папоротников, хвощей, плаунов, используемые для определения.

Демонстрации

Многообразие папоротников Тверской области.

Многообразие хвощей Тверской области.

Многообразие плауновидных Тверской области.

Голосеменные  и покрытосеменные растения Тверской области (4 ч.)

Многообразие дикорастущих видов деревьев, кустарников и кустарничков и трав Тверской области. Хвойные и лиственные лесообразующие породы деревьев Тверской области. Морфология, биология и экология деревьев, кустарников и кустарничков. Семейства двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, бобовые, губоцветные, гвоздичные, лютиковые, сложноцветные, зонтичные и др. (одно – по усмотрению учителя, два – по выбору ученика). Семейства однодольных растений: злаковые, осоковые, лилейные, орхидные и др. (одно – по усмотрению учителя, одно – по выбору ученика).

Демонстрации

Многообразие видов деревьев, кустарников и кустарничков Тверской области.

Голосеменные растения Тверской области.

Многообразие семейств покрытосеменных растений Тверской области.

Практические работы

Определение дикорастущих деревьев и кустарников в безлистном состоянии.

Распознавание деревьев, кустарников и кустарничков как жизненных форм растений.

Определение деревьев, кустарников и кустарничков в период вегетации

Составление описания травянистых растений по предложенному плану.

Определение дикорастущих трав с использованием различных видов определителей.

Сравнение близкородственных видов.

Поиск видов с заданными характеристиками.

Распознавание наиболее распространенных видов дикорастущих трав.

Распознавание трав разных семейств покрытосеменных растений.

Примечание. Курсивом выделены практические работы, проводимые по усмотрению учителя.

Творческие задания

Цифровое фотографирование* растений своей местности и составление тематической фотогалереи (или презентации): «Знакомьтесь, это все клевера (колокольчики, васильки, …», «Малоизвестные, но интересные», «Как цветут наши кустарники», «Мои самые любимые   деревья» и др.

* Примечание. Вместо цифрового фотографирования можно предложить ученику осуществить поиск изображений растений в Интернете или воспользоваться изображениями растений, размещенными в готовых электронных изданиях (учебниках, энциклопедиях, фотоколлекциях, др.)

Тема 3. Растения в жизни человека. Культурные растения Тверской области (5 ч.)

Значение растений в жизни человека. Декоративные виды деревьев, кустарников и трав, используемые человеком в озеленении городов, поселков, приусадебных участков. Виды – интродуценты. Полевые, овощные и плодовые культуры, выращиваемые в Тверской области. Сорные растения, меры борьбы с сорняками. Лекарственные и пищевые дикорастущие растения. Ядовитые растения. Меры профилактики отравления ядовитыми растениями.

Растения – индикаторы состояния окружающей среды. Экологические группы растений. Приспособленность трав к недостаточному и избыточному солнечному освещению, к различным условиям почвенного увлажнения, к недостатку питательных веществ в почве, к вытаптыванию.

Демонстрации

Полевые, овощные и плодовые культуры, выращиваемые в Тверской области.

Ядовитые, сорные, лекарственные, пищевые растения.

Представители различных экологических групп растений

Растения – индикаторы.

Многообразие сортов важнейших сельскохозяйственных культур Тверской области.

Примечание. Курсивом выделены демонстрации, проводимые по усмотрению учителя.

Практические работы

Распознавание ядовитых, лекарственных, дикорастущих пищевых растений.

Определение принадлежности растений к экологическим группам.

Распознавание сорных растений

Распознавание наиболее распространенных видов сельскохозяйственных культур

Примечание. Курсивом выделены практические работы, проводимые по усмотрению учителя.

Тема 4. Природные сообщества Тверской области (5 ч.)

Многообразие природных сообществ по Тверской области. Травянистые растения леса, луга, водоема, болота. Значение деревьев, кустарников, кустарничков, трав в природных сообществах, их взаимоотношения с другими организмами.

Структура и флора  природных сообществ. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах.

Групповой проект «Природное сообщество леса (луга, водоема, болота)»

Практические работы внутри проекта

Составление схемы структуры природного сообщества (леса, луга, водоема, болота)

Выявление адаптаций у животных и растений, обитающих в конкретном природном сообществе.

Выявление различных типов взаимоотношений между живыми организмами в конкретном природном сообществе.

Составление цепей питания в конкретном природном сообществе.

Тема 5. Охрана природы в Тверской области (9 ч.)

Влияние деятельности человека на природу Тверской области. Загрязнение окружающей среды. Сведение лесов. Осушение болот и торфоразработки. Усиление рекреационной нагрузки. Браконьерство.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Тверской области: заповедники, заказники, памятники природы. Центрально-лесной биосферный государственный природный заповедник. Биостанция «Чистый лес». ООПТ своего района. Красная книга Тверской области. Охраняемые растения Тверской области и своей местности. Причины уязвимости видов, занесенных в Красную книгу и меры охраны.

Демонстрации

Растения Тверской области, занесенные в Красную книгу России

Животные Тверской области, занесенные в Красную книгу России

Охраняемые растения своей местности.

Охраняемые животные своей местности.

Слайд-фильм «Центрально-лесной заповедник»

Видеофильм о работе по спасению медвежат на  биостанции «Чистый лес»

Примечание. Курсивом выделены демонстрации, проводимые по усмотрению учителя.

Практические работы

Распознавание видов животных и растений Тверской области, занесенных в Красную книгу России.

Распознавание охраняемых видов растений и животных своей местности.

Итоговая экскурсия «Знакомые незнакомцы»

- узнавание изученных видов в природе

- поиск видов с помощью иллюстраций

- поиск видов с заданными морфологическими характеристиками

- поиск видов, относящихся к грибам, лишайникам, различным группам растений

- поиск видов, имеющих различное значение в жизни человека (например, лекарственные, ядовитые, сорные и др.)

- поиск видов с различными адаптациями к условиям произрастания

- определение типов взаимоотношений между видами.

Календарно – тематическое планирование

по биологическому краеведению для 6 класса

Учитель биологии и экологии: Ларионова И.М.

Учебник: Биология: «Растения, 6 класс». М., Издательский центр «Вентанна- Граф», 2002 г.

Авторы учебника: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко

Методическое пособие: Бахтилова О.Б. ОИУУ 2007 год

Количество часов в неделю/год: 1/34

№ п/п

Наименование темы, урока

Параграф

(количество часов)

Дата

1.

Систематика и эволюция растений.

(8)

1

Водоросли Тверской области

38,39

2

Мхи Тверской области

40

3

Многообразие папоротников, хвощей и плаунов Тверской области.

41

4

Голосеменные растения Тверской области

42,43

5

Покрытосеменные растения Тверской области. Дикорастушие деревья, кустарники, кустарнички.

43

6

Покрытосеменные растения Тверской области.

Травы. Семейства однодольных растений (одно семейство по выбору учителя, 2-по выбору)

43,44

7

Покрытосеменные растения Тверской области.

Травы. Семейства двудольных растений (одно семейство по выбору учителя, 2-по выбору)

2,45

8

Обобщение и повторение по темам: «Систематика и эволюция растений»

6.

Бактерии. Грибы. Лишайники

(5)

9

Грибы Тверской области

54

10

Хочу знать о грибах больше! (Индивидуальная траектория изучения темы)

лр №8 54

11

Многообразие лишайников. Места их произрастания. Лишайники Красной книги Тверской области

55

12

Лишайники - биоиндикаторы чистоты воздуха

55

13

Зачет-рефлексия «Мои учебные достижения» по теме: «Многообразие грибов и лишайников Тверской области».

7

Растения в жизни человека. Культурные растения Тверской области

(5)

14

Декоративные растения, их использование в озеленение.

15

Сельскохозяйственные  и сорные растения Тверской области.

16

Лекарственные, ядовитые растения Тверской области.

17

Растения - индикаторы состояния окружающей среды. Экологические группы растений.

31,с. 111

лр№9

18

Зачет-рефлексия «Мои учебные достижения» по теме: «Растения в жизни человека. Культурные растения».

8

Природные сообщества Тверской области.

(5)

19

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме.

20

Многообразие природных сообществ по Тверской области. Растительность и флора.

56

21

Структура и флора природного сообщества леса (луга, водоёма, болота). Урок-проект.

56

22

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе леса (луга, водоёма, болота). Урок-проект.

57

23

Взаимосвязи организмов в природном сообществе леса (луга, водоёма, болота). Урок-проект

58

9

Охрана природы Тверской области

(9)

24

Влияние деятельности человека на природу Тверской области

25

Особо охраняемые природные территории Тверской области.

26

Многообразие природных сообществ.

27

Смена природных сообществ.

28

Взаимосвязь организмов и неживой природы.

29

Центрально-лесной биосферный государственный природный заповедник

30

Красная книга Тверской области.

31

Охраняемые растения Тверской области и своей местности

32

Зачет-рефлексия по темам: «Природные сообщества» и «Охрана природы Тверской области». (Защита проектов)

Резервное время

2

Всего часов:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс

Аннотация к рабочей программеучебного курса биологическое краеведение6 классРабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального ко...

Рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс

Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента, составлена на основе программы «Биологическое краеведение. 6 класс» под ...

Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"

Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология....

Рабочая программа по биологическому краеведению 7 класс

Рабочая программа по биологическому краеведению 7 класс...