Тематическое планирование.Биология 6-11 классы. Природоведение 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии по теме

Тематическое планирование по курсу биологии и курсу природоведения по программам

  1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Программа основного общего образования по природоведению»,
  2. Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова «Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы»:

6 класс  Н.И. Сонин «Живой организм» (35 часов, 1 час в неделю),

7 класс В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов»,

8 класс Н.И. Сонин «Человек»,

9 класс В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И.Сонин «Общая биология»,

  1. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов «Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень»

Используемая литература: 

Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 138, (6) с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Используемые программы:

  1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Программа основного общего образования по природоведению»,
  2. Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова «Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы»:

6 класс  Н.И. Сонин «Живой организм» (35 часов, 1 час в неделю),

7 класс В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов»,

8 класс Н.И. Сонин «Человек»,

9 класс В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И.Сонин «Общая биология»,

  1. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов «Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень»

Используемая литература:  

Основная литература:

1.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 138, (6) с.

2. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2006. – 174, (2) с.: ил.

3.Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2007. – 174, (2) с.: ил.

4.Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 255, (1)с.: ил.

5.Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287, (1)с.

6.Биология. Общие закономерности. 9кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 288с.: ил.

7.Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2005. – 368 с.: ил.

Дополнительная литература для учителя:

1. Морзунова И.Б. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс»/ сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа,2010. – 493, (3)с. – (Книга для учителя).

2.Высоцкая М.В. Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина/ авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2006. – 447с.

3.Козачек Т.В. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек»/авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2006. – 328с.

4.Гуменюк М.М. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина \ авт.-сост. М.М. Гуменюк. – Волгоград: Учитель, 2006. – 331 с.

5.Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс.: Тестовые задания/ В.С. Рохлов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002. – 104 с.: ил.

6.Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – м.: Дрофа, 2002. – 128 с.: ил. - -(Дидактические материалы).

7.Дмитриева Т.А.и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 классы: Вопросы. Задания. Задачи./ Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин, С.И. Гуленков, А.А. Медведева. – м.: Дрофа, 2002. – 144 с.: ил. - -(Дидактические материалы).

8.Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 224 с. – (Мастерская учителя).

9. Теремов А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии – М. ТЦ «Сфера», 1999. – 144 с.

10. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1997. – с.240: ил.

11Биология и экология. 10-11 классы: Проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил.

12.Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 352 с.

13.Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология./Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 128 с.: ил. (Серия: «Учиться надо весело»).

Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера. 2002. – 160 с.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                     Согласовано

                                                                                                                                            Зам. директора по УВР

                                                                                                                                            ---------------------------------

                                                                                                                                            Рябенко М.В.

     

Тематическое планирование по природоведению (5 класс), по биологии (5 – 9 классы).

                                                                                                                             Учитель: Соловьева И.П.

«Природоведение» (5 класс).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/понимать:

  1. Многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  2. Строение живой клетки (главные части);
  3. Царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  4. Среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  5. Природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  6. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  7. Важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  8. Основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

  1. Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  2. Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к различным  условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  3. Указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  4. Находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  5. Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  6. Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  7. Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  8. Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  9. Находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  10. Кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  11. Использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  12. Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  13. Следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  1. Определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  2. Измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  3. Определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  4. Составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  5. Оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Тема

Содержание темы

Вид урока

            № урока и основные вопросы

Лабораторные и практические работы, демонстрации

  ИКТ

  Дата

  1.

  2.

  3.

4.

5.

«Изучение природы».

«Вселенная».

«Земля».

«Жизнь на Земле».

«Человек на Земле».

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Комбинированный

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Закрепление новых знаний и выработка умений

Проверка, коррекция и оценка знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Обобщение и систематизация знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Обобщение и систематизация знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Обобщение и систематизация знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Обобщение и систематизация знаний

Урок 1 «Изучение природы человеком. Естественные науки»

Урок 2 «Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований».

Урок 3 «Великие естествоиспытатели».

Урок 4 «Представления о Вселенной древних людей. Взгляды Пифагора о форме Земли».

Урок 5 «Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею».

Урок 6 «Н. Коперник», его модель Вселенной».

Урок 7 «Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника

Урок 8 «Солнечная система, её состав».

Урок 9 «Планеты земной группы».

Урок 10 «Планеты-гиганты. Плутон».

Урок 11 «Спутники планет».

Урок 12 «Астероиды. Кометы».

Урок 13 «Метеоры и метеориты».

Урок 14 «Звёзды. Солнце как ближайшая к нам звезда».

Урок 15 «Многообразие звёзд».

Урок 16 «Созвездия».

Урок 17 П.р. № 4 «Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд», П.р. № 5 «Работа с подвижной картой звёздного неба».

Урок 18 Контрольная работа по темам: «Изучение природы», «Вселенная».

Урок 19 «Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение».

Урок 20 «Гипотезы возникновения Земли. Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы».

Урок 21 «Внутреннее строение Земли».

Урок 22 «Горные породы, минералы, полезные ископаемые».

Урок 23 «Вещества в окружающем мире, их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси».

Урок 24 «Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращений веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Урок 25 «Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры».

Урок 26 «Суша планеты. Материки. Острова».

Урок 27 «Характеристика природных условий материков».

Урок 28 «Атмосфера Земли. Состав воздуха. Облака, их типы. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер.

Урок 29 «Погода. Климат».

Урок 30 «Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Ураганы. Смерчи».

Урок 31 «Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды».

Урок 32 «Воды суши».

Урок 33 «Ледники, айсберги, подземные воды».

Урок 34 «Уникальность планеты Земля».

Урок 35 «Земля - наш дом».

Урок 36 Контрольная работа по теме «Земля».

Урок 37 «Развитие жизни на Земле».

Урок 38 «Животные прошлого».

Урок 39 «Клеточное строение организмов. Главные части клетки».

Урок 40 «Деление. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение».

Урок 41 «Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные организмы».

Урок 42 «Многоклеточные организмы (растения, грибы)».

Урок 43 «Беспозвоночные и позвоночные животные».

Урок 44 «Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней».

Урок 45 «Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней».

Урок 46 «Почвенная среда, приспособленность организмов к жизни в ней».

Урок 47 «Жизнь на разных материках. Растения и животные разных материков».

Урок 48 «Природные зоны Земли».

Урок 49 «Жизнь в морях и океанах».

Урок 50 «Жизнь на Земле».

Урок 51 Контрольная работа по теме «Жизнь на Земле».

Урок 52 «Происхождение человека. Древние предки человека: дриопитеки, австралопитеки».

Урок 53 «Первые люди: человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный».

Урок 54 «Страницы истории географических открытий. Географические представления древних ученых».

Урок 55 «Открытие Америки, Австралии, Антарктиды».

Урок 56 «Великие путешественники - первооткрыватели новых земель».

Урок 57 «Изменения в природе, вызванные деятельностью человека».

Урок 58 «Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы».

Урок 59 «Биологическое разнообразие, его обеднение».

Урок 60 «Пути сохранения биологического разнообразия».

Урок 61 «Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием».

Урок 62 «Важнейшие экологические проблемы».

Урок 63 «Здоровье человека и безопасность жизни. Правила поведения в опасных ситуациях природного характера».

Урок 64 «Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Среда обитания человека».

Урок 65 «Вредные привычки и их профилактика».

Урок 66 «Простейшие способы оказания первой помощи».

Урок 67 «Ядовитые растения и опасные животные своей местности».

Урок 68 «Человек на Земле».

Урок 69 Контрольная работа по теме «Человек на Земле».

Урок 70 «Заключение».

П.р. № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

П.р. № 2 «Проведение наблюдений, опытов, измерений».

П.р. № 3 «Великие естествоиспытатели».

Модель Солнечной системы.

Фотографии планет Солнечной системы, глобус.

Карта звёздного неба.

П.р. № 4, П.р. № 5

Простые и сложные вещества, смесь, опыт горения веществ. П.р. №6 «Описание и сравнение признаков 2-3 веществ», П.р. №7 «Наблюдение признаков химических реакций».

Физические явления, П.р.№8 «Исследование 1-2 физических явлений».

П.р. №9 «Наблюдение погоды, измерение t воздуха, направления и скорость ветра».

П.р. №10 «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей».

П.р. №11 «Исследование влияния t, света, влажности на прорастание семян».

П.р. «Определение (узнавание) распространенных растений и животных с использованием различных источников информации».

П.р. №13 «Изучение примеров приспособлений растений и животных к среде обитания».

П.р.№14 «Знакомство с экологическими проблемами своей местности и путями их решения».

П.р. №15 «Измерение своего роста и массы тела».

П.р. №16 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

Ядовитые растения, опасные животные.

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ



Предварительный просмотр:

Биология (6 класс).

Тема

Содержание темы

Вид урока

№ урока и основные вопросы

Лабораторные и практические работы, демонстрации.

ИКТ

Дата

1.1

1.2

1.3  

1.4

1.5

1.6

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

3.1

«Основные свойства живых организмов»

«Химический состав клеток»

«Строение растительной и животной клеток»

«Ткани растений и животных»

«Органы и системы органов»

«Растения и животные как целостные организмы»

«Питание и пищеварение»

«Дыхание»

«Передвижение веществ в организме»

«Выделение»

«Опорные системы»

«Движение»

«Регуляция процессов жизнедеятельности»

«Размножение»

«Рост и развитие»

«Среда обитания. Факторы среды»

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Комбинированный

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Комбинированный

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Комбинированный

Урок 1 «Основные свойства живых организмов»

Урок 2 «Химический состав клеток»

(изучается на усмотрение учителя)

Урок 3 «Клетка – элементарная единица живого. Различие в строении растительной и животной клеток»

Урок 4 «Деление клетки. Митоз. Мейоз» (изучается на усмотрение учителя)

Урок 5 «Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения»

Урок 6 «Типы тканей животных организмов, их строение и функции»

Урок 7 «Орган. Органы цветкового растения. Корень»

Урок 8 «Побег. Почка – зачаточный побег. Стебель. Лист»

Урок 9 «Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян однодольного и двудольного растений»

Урок 10 «Система органов. Основные системы органов животного организма»

Урок 11 «Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда»

Урок 12 «Питание. Особенности питания растений. Почвенное питание растений»

Урок 13 «Воздушное питание растений. Фотосинтез»

Урок 14 «Особенности питания животных»

Урок 15 «Пищеварение. Пищеварительные системы животных. Пищеварительные ферменты»

Урок 16 «Дыхание, его значение. Дыхание растений и животных. Органы дыхания животных»

Урок 17 «Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении»

Урок 18 «Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система.  Гемолимфа. Кровь»

Урок 19 «Роль выделения. Выделение у растений и животных. Основные выделительные системы животных»

Урок 20 «Обмен веществ и энергии»

Урок 21 «Значение опорных систем. Опорные системы растений»

Урок 22 «Опорные системы животных»

Урок 23 «Движение. Значение двигательной активности»

Урок 24 «Механизмы, обеспечивающие движения живых организмов»

Урок 25 «Связь жизнедеятельности организма с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость»

Урок 26 «Нервная система, особенности строения. Рефлекс. Инстинкт»

Урок 27 «Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений»

Урок 28 «Значение и виды размножения. Бесполое размножение животных и растений»

Урок 29 «Половое размножение. Особенности полового размножения животных»

Урок 30 «Половое размножение растений»

Урок 31 «Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие»

Урок 32 «Особенности развития животных. Развитие зародыша (на примере ланцетника).

Урок 33 «Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие»

Урок 34 «Среда обитания. Факторы среды: влияние факторов неживой природы на организмы. Взаимосвязи живых организмов»

Урок 35 «Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания»

Л.р. * «Определение состава семян пшеницы», Л.р. * «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

Л.р.№1 «Строение клеток живых организмов»

Л.р.№2 «Ткани живых организмов»

Л.р.№3 «Распознавание органов у растений и животных»

Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.

Опыт, демонстрирующий действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал.

Опыты, демонстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Л.р.№4 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю», опыт: передвижение органических веществ по стеблю.

Микропрепараты крови лягушки и человека.

Л.р.№5 «Разнообразие опорных систем», скелеты млекопитающих, распилы костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Л.т.№6 «Движение инфузории-туфельки», Л.р.№7 «Перемещение дождевого червя».

Микропрепараты нервной ткани, модели нервной системы, органов чувств, коленный и мигательный рефлексы.

Растения после обработки ростовыми веществами.

Л.р.№8 «Вегетативное размножение комнатных растений», способы размножения растений.

Разнообразие строения соцветий.

Способы распространения плодов и семян.

Л.р.№9 «Прямое и непрямое развитие насекомых».

Коллекции, показывающие взаимосвязи организмов.

Модели экологических систем

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ



Предварительный просмотр:

«Биология» (7 класс).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/понимать:

  1. особенности жизни как формы существования материи;
  2. фундаментальные понятия биологии;
  3. о существовании эволюционной теории;
  4. основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

Уметь:

  1. пользоваться знаниями биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  2. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  3. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  4. работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план. Конспект, реферат;
  5. владеть языком предмета.

Тема

Содержание темы

  Вид урока

              № урока и основные вопросы

Лабораторные и практические работы, демонстрации

ИКТ

Дата

1.1

2.1

2.2

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

«Введение»

«Царство Прокариоты»

«Царство Грибы»

 

«Царство Растения»

«Царство Животные»

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала  

Усвоение нового материала  

Усвоение нового материала  

Усвоение нового материала  

Комбинированный

Усвоение нового материала  

Усвоение нового материала

 Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Обобщение и систематизация знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Усвоение нового материала

Урок 1 «Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого»

Урок 2 «Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе»

Урок 3 «Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы»

Урок 4 «Происхождение, эволюция, общие свойства прокариот. Формы бактерий. Строение бактериальной клетки»

Урок 5 «Понятие типах обмена у прокариот, особенности их организации и жизнедеятельности»

Урок 6 «Распространенность и роль прокариот в биоценозах, их экологическая роль и медицинское значение» (на примере п/ц Настоящие бактерии)

Урок 7 «Происхождение, эволюция, основные черты организации многоклеточных грибов, особенности строения клеток, жизнедеятельности»

Урок 8 «Распространенность, экологическое значение грибов. Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности, распространение, роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека»

Урок 9 «Отдел Настоящие грибы (продолжение). Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль»

Урок 10 «Симбиоз. Лишайники: общая характеристика, строение, жизнедеятельность, распространенность, экологическая роль»

Урок 11 «Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы, системы органов растений; особенности  и регуляция жизнедеятельности»

Урок 12 «Систематика растений. Низшие и высшие растения»

Урок 13 «Водоросли как древнейшая группа растений, их общая характеристика, строение тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли»

Урок 14 «Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Распространение в биоценозах, экологическая роль, практическое значение.

Урок 15 «Происхождение, общая характеристика, особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения: характеристика, происхождение»

Урок 16 «Отдел Моховидные, особенности организации, жизненного цикла, распространение и роль в биоценозах»

Урок 17 «Отделы Плауновидные и хвощевидные, особенности организации, жизненного цикла, распространение и роль в биоценозах»

Урок 18 «Отдел Папоротниковидные,

особенности организации, жизненного цикла, распространение и роль в биоценозах»

Урок 19 «Происхождение и особенности организации голосеменных растений, строение тела, жизненные формы»

Урок 20 «Многообразие распространение голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение»

Урок 21 «Происхождение и особенности организации покрытосеменных  растений, строение тела, жизненные формы»

Урок 22 «Многообразие распространение покрытосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. Классы Однодольные и Двудольные»

Урок 23 «Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства розоцветных»

Урок 24 «Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых»

Урок 25 «Класс Однодольные. Характерные особенности растений семейства злаковых»

Урок 26 «Класс Однодольные. Характерные особенности растений семейства лилейных»

Урок 27 «Царства Прокариоты, Грибы, Растения»

Урок 28 Контрольная работа по темам: «Царство Прокариоты», «Царство Грибы», «Царство Растения»

Урок 29 «Животный организм как целостная система. Систематика животных.

Урок 30 «Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм»

Урок 31 «Разнообразие простейших, их роль в биоценозах, жизни и практической деятельности человека. Типы Саркожгутиконосцы, Споровики, Инфузории.

Урок 32 «Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии, клетки, ткани. Простейшие многоклеточные – губки, их распространение и практическое значение»

Урок 33 «Особенности организации кишечнополостных»

Урок 34 «Бесполое и половое размножение кишечнополостных»

 Урок 35 «Многообразие и распространение кишечнополостных (гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы), их роль в природных сообществах»

Урок 36 «Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви, их многообразие и роль в биоценозах»

Схемы возникновения одноклеточных и многоклеточных эукариот, развития царств растений и животных.

Строение прокариотических клеток.

Схемы строения различных систематических групп грибов, представителей царства Грибы.

Л.р.№1 «Строение плесневого гриба  мукора».

Л.р.№2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

Схемы строения лишайников, различные представители.

Рисунки, отображающие строение и жизнедеятельность представителей царства.

Схемы основных направлений эволюции растений.

Л.р.№3 «Изучение внешнего строения водорослей»

Схемы строения водорослей разных отделов.

Л.р.№4 «Изучение внешнего строения мхов», схемы строения и жизненных циклов мхов, представители.

схемы строения и жизненных циклов хвощей и плаунов, представители

Л.р.№5 «Изучение внешнего строения папоротника»,

схемы строения и жизненных циклов папоротников, представители, древние папоротники.

Схема строения, жизненный цикл сосны, представители

Л.р.№6 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

Схемы строения цветкового растения, цветка, цикла развития, двойного оплодотворения.

Л.р.№7 «Изучение строения покрытосеменных растений».

Представители

Представители

Представители

Представители

Л.р.№8 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека».

Л.р.№9 «Строение инфузории-туфельки», схемы строения представителей простейших.

Типы симметрии, многообразие губок.

Схема строения гидры.

Медузы, колонии кораллов, биоценоз кораллового рифа».

Представители ресничных червей.

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

 



Предварительный просмотр:

«Биология» (8 класс).

Тема

Содержание темы

Вид урока

№ урока и основные вопросы

Лабораторные и практические работы, демонстрации

ИКТ

Дата

1

   2

   3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  16

«Место человека в системе органического мира»

«Происхождение человека»

«Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека»

«Общий обзор строения и функций организма человека

«Координация и регуляция»

«Опора и движение»

«Внутренняя среда организма»

«Транспорт веществ»

«Дыхание»

«Пищеварение»

«Обмен веществ и энергии»

«Выделение»

«Покровы тела»

«Размножение и развитие»

«Высшая нервная деятельность»

«Человек и его здоровье»

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Обобщение и систематизация знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Обобщение и систематизация знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Обобщение и систематизация знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Обобщение и систематизация знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Закрепление новых знаний и выработка умений

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Обобщение и систематизация знаний

Урок 1 «Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян»

Урок 2 «Человек разумный»

Урок 3 «Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека»

Урок 4 «Расы человека, их происхождение и единство»

Урок 5 «Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Гален, Везалий.

Урок 6 «Клеточное строение организма»

Урок 7 «Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная»

Урок 8 «Органы человеческого организма. Системы органов»

Урок 9 «Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза»

Урок 10 «Контрольная работа по темам 1,2,3,4, или тестирование»

Урок 11 «Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции»

Урок 12 «Гормоны, их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция»

Урок 13 «Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы»

Урок 14 «Рефлекс, проведение нервного импульса»

Урок 15 «Строение и функции спинного мозга»

Урок 16 «Строение и функции отделов головного мозга»

Урок 17 «Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий, её значение и связи с другими отделами головного мозга»

Урок 18 «Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения»

Урок 19 «Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха»

Урок 20 «Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств»

Урок 21 «Координация и регуляция работы организма»

Урок 22 «Скелет человека, его отделы»

Урок 23 «Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью»

Урок 24 «Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости»

Урок 25 «Типы соединения костей. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей»

Урок 26 «Заболевания опорно-двигательной системы, их профилактика»

Урок 27 «Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции»

Урок 28 «Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани»

Урок 29 «Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы»

Урок 30 «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения»

Урок 31 «Внутренняя среда. Тканевая жидкость. Лимфа. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма»

Урок 32 «Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Донорство»

Урок 33 «Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Значение работ Мечникова и Пастера в области иммунитета»

Урок 34 «Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение»

Урок 35 «Сердце, его строение и регуляция деятельности»

Урок 36 «Движение крови по сосудам. Кровяное давление»

Урок 37 «Заболевания органов кровообращения, их предупреждение»

Урок 38 «Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Голосовой аппарат»

Урок 39 «Дыхательные движения»

Урок 40 «Газообмен в легких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови»

Урок 41 «Регуляция дыхания»

Урок 42 «Искусственное дыхание»

Урок 43  Контрольная работа по темам «Транспорт веществ», «Дыхание».

Урок 44 «Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение»

Урок 45 «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы. Этапы процессов пищеварения в ротовой полости»

Урок 46 «Этапы процессов пищеварения в желудке»

Урок 47 «Этапы процессов пищеварения в кишечнике. Всасывание питательных веществ»

Урок 48 «Исследования И.П. Павлова в области пищеварения»

Урок 49 Тестирование по теме «Пищеварение»

Урок 50 «Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь»

Урок 51 «Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз»

Урок 52 «Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи»

Урок 53 «Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ»

Урок 54 «Строение и функции кожи»

Урок 55 «Роль кожи в теплорегуляции»

Урок 56 «Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи, их предупреждение»

Урок 57 «Обмен веществ и энергии. Выделение. Покровы тела»

Урок 58 «Система органов размножения: строение и гигиена»

Урок 59 «Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Роды. Лактация»

Урок 60 «Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи»

Урок 61 «Рефлекс. Виды рефлексов. Формы поведения. Торможение. Исследования Сеченова, Павлова, Ухтомского, Анохина»

Урок 62 «Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена»

Урок 63 «Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Речь. Мышление. Сознание. Память. Эмоции»

Урок 64 «Типы нервной системы. Особенности психики человека. Гигиена умственного труда»

Урок 65 «Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни»

Урок 66 «Оказание себе и окружающим первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обмораживании»

Урок 67 «Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека»

Урок 68 «Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения в окружающей среде»

Урок 69 «Человек и его здоровье»

Скелеты человека и позвоночных животных, плакат «Сходство человека и животных».

Модели «Происхождение человека», остатки первобытной культуры.

Расы человека

Портреты ученых

Л.р.№1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Л.р.№2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов», схемы систем органов.

Схема строения эндокринных желез.

Рисунки с изображением строения, биологической активности и точек приложения гормонов, больных с расстройствами эндокринных желез.

Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Л.р.№3 «Изучение головного мозга человека по муляжам», модели головного мозга.

Л.р.№4 «Изучение изменения размера зрачка», модель органа зрения.

Модель органов слуха.

Скелет человека.

Л.р.№5 «Изучение внешнего строения костей», отдельные кости, распилы.

Приемы оказания первой мед. помощи при повреждениях опорно-двигательной системы.

Л.р.№6 «Выявление влияния статической и динамической работы мышц».

Л.р.№7 «Измерение массы и роста своего организма».

Л.р.№8 «Изучение микроскопического строения крови», схема «Состав крови».

Схема «Группы крови».

Схема строения клеток крови и органов кровообращения.

Л.р.№9 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений», модель сердца.

Л.р.№10 «Измерение кровяного давления».

Модели гортани и легких.

Схема механизма вдоха и выдоха.

Л.р.№11 «Определение частоты дыхания».

Приемы искусственного дыхания.

Торс человека, муляжи внутренних органов.

Л.р.№12 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал».

Л.р.№13 «Определение норм рационального питания».

Модель почек

Строение кожных покровов и производных кожи.

Л.р.№14 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

Л.р.№15 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ



Предварительный просмотр:

«Биология» (9 класс).

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс.

Знать/понимать:

  1. Особенности жизни как формы существования материи;
  2. Роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  3. Фундаментальные понятия биологии;
  4. Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  5. Основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  6. Соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  7. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Уметь:

  1. Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  2. Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  3. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  4. Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
  5. Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  6. Владеть языком предмета.

Тема

Содержание темы

   Вид урока

              № урока и основные вопросы

Лабораторные и практические работы, демонстрации

ИКТ

Дата

1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

2

2.1

2.2

2.3

 

3

3.1

3.2

4

4.1

4.2

4.3

5

5.1

«Введение»

«Эволюция живого мира на Земле»

«Структурная организация живых организмов»

«Размножение и индивидуальное развитие организмов»

«Наследственность и изменчивость организмов»

«Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии»

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Обобщение и систематизация знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Обобщение и систематизация знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Закрепление новых знаний и выработка умений

Закрепление новых знаний и выработка умений

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Закрепление новых знаний и выработка умений

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Обобщение и систематизация знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Обобщение и систематизация знаний

Урок 1 «Введение в общую биологию, её значение для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли»

Урок 2 «Многообразие живого мира»

Урок 3 «Основные свойства живых организмов»

Урок 4 «Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных»

Урок 5 «Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка»

Урок 6 «Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина»

Урок 7 «Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе»

Урок 8 «Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид Элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточность потомства»

Урок 9 «Борьба за существование»

Урок 10 «Естественный отбор»

Урок 11 «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»

Урок 12 «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации»

Урок 13 «Вид как генетически изолированная система. Популяционная структура вида. Популяция – элементарная эволюционная единица»

Урок 14 «Пути и скорость видообразования. Географическое и экологическое видообразование»

Урок 15 «Эволюционная теория, её теоретическое и практическое значение»

Урок 16 «Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса»

 Урок 17 «Главные направления эволюционного процесса»

Урок 18 «Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции»

Урок 19 «Органический мир как результат эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Естественная классификация организмов»

Урок 20 «Возникновение и развитие жизни на Земле. Этапы развития живой природы»

Урок 21 «Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую эры»

Урок 22 «Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры»

Урок 23 «Происхождение человека, его место в живой природе, систематическое положение вида человек разумный. Стадии эволюции человека. Свойства человека как биологического вида. Человеческие расы. Антинаучная сущность расизма»

Урок 24 «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Урок 25 Контрольная работа по разделу «Эволюция живого мира на Земле»

Урок 26 «Химическая организация клетки. Неорганические молекулы живого вещества»

Урок 27 «Органические молекулы. Биополимеры – белки. Углеводы. Жиры. ДНК. РНК»

Урок 28 «Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пиноцитоз. Фагоцитоз»

Урок 29 «Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез»

Урок 30 «Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии. Расщепление глюкозы»

Урок 31 «Прокариотические клетки»

Урок 32 «Эукариотическая клетка. Особенности строения растительной клетки»

Урок 33 «Клеточное ядро. Структуры клеточного ядра»

Урок 34 «Деление клеток. Митоз. Клетки в многоклеточном организме»

Урок 35 «Клеточная теория строения организмов»

Урок 36 Контрольная работа по разделу «Структурная организация живых организмов»

Урок 37 «Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных»

Урок 38 «Половое размножение животных и растений»

Урок 39 «Эмбриональный период развития»

Урок 40 «Постэмбриональный период развития, его формы: прямое и непрямое. Старение»

Урок 41 «Общие закономерности развития. Биогенетический закон»

Урок 42 Тестирование по разделу «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Урок 43 «Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности»

Урок 44 «Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и неполное доминирование»

Урок 45 «Закон чистоты гамет, его цитологическое обоснование. Множественные аллели»

Урок 46 «Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования»

Урок 47 «Анализирующее скрещивание»

Урок 48 «Сцепленное наследование генов. Закон Моргана. Карты хромосом»

Урок 49 «Генетическое определение пола. Сцепленное с полом наследование»

Урок 50 «Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков»

Урок 51 «Решение генетических задач и составление родословных»

Урок 52 «Решение генетических задач и составление родословных»

Урок 53 «Основные формы изменчивости»

Урок 54 «Генотипическая изменчивость»

Урок 55 «Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии»

Урок 56 «Комбинативная изменчивость, её эволюционное значение»

Урок 57 «Фенотипическая изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств»

Урок 58 Лабораторная работа №7 «Построение вариационной кривой (размеры листьев, антропометрические данные учащихся)»

Урок 59 «Селекция организмов. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм»

Урок 60 «Методы селекции растений и животных»

Урок 61 «Достижения и основные направления современной селекции»

Урок 62 «Значение селекции для развития сельского хозяйства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности»

Урок 63 Контрольная работа или тестирование по разделу «Наследственность и изменчивость организмов»

Урок 64 «Биосфера, её структура. Круговорот веществ в природе»

Урок 65 «Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Биоценозы. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Смена и формирование новых сообществ»

Урок 66 «Абиотические факторы среды, их роль в жизнедеятельности сообществ, интенсивность действия. Пределы выносливости. Ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды»

Урок 67 «Формы взаимоотношений между организмами»

Урок 68 «Природные ресурсы, их использование. Антропогенные факторы. Последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы»

Урок 69 «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии».

Схемы структуры царств живой природы

Портрет и биография ученого

Портрет и биография ученого

Портрет и биография ученого, маршрут экспедиции, находки.

Л.р.№1 «Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений», коллекции сортов, пород.

Л.р.№2 «Изучение изменчивости», коллекции, рисунки, иллюстрирующие индивидуальную изменчивость организмов.

Результаты приспособленности организмов к среде обитания

Л.р.№3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

Л.р.№4 «Изучение критериев вида»

Схема географического видообразования, результаты видообразования.

Схемы соотношения путей эволюции, растения и животные Красной книги.

Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения.

Схемы возникновения одноклеточных эукариот и многоклеточных организмов, развития царств растений и животных

Картины флоры и фауны разных периодов, схемы развития царств живой природы, окаменелости, отпечатки организмов.

Картины флоры и фауны разных периодов, схемы развития царств живой природы, окаменелости, отпечатки организмов.

Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Объёмные модели белков, нуклеиновых кислот, искусственных полимеров.

Схема строения светового и электронного микроскопов, методы препаративной биохимии и иммунологии.

Л.р.№5 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом», модель клетки, схемы строения органоидов.

Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме.

Микропрепараты клеток разных организмов, портреты и биографии ученых, изучавших клетки.

Плакаты со способами вегетативного размножения растений

Микропрепараты яйцеклеток, Фото – разнообразие потомства одной пары родителей.

Метаморфоз у членистоногих и позвоночных (плакаты).

Плакат «Сходство зародышей позвоночных», схема преобразования органов в филогенезе.

Карты хромосом.

Фото хромосомных аномалий человека и их фенотипического проявления.

Л.р.№6 «Решение генетических задач и составление родословных»

Л.р.№6 «Решение генетических задач и составление родословных»

Примеры модификационной изменчивости.

Л.Р.№7

Сравнительный анализ пород, сортов и их далеких предков.

Коллекции сортов культурных растений с наибольшей урожайностью.

Схемы структуры биосферы и отдельных её частей, круговорота веществ, видов разнообразных организмов биосферы.

Л.р.№8 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)», карты биомов суши,

 геологической истории материков.

Л.р.№9 «Изучение и описание экосистем своей местности, выявление типов разных взаимодействий  в данных экосистемах», Примеры симбиоза представителей разных царств живой природы

Л.р.№10 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах», карта заповедных территорий.

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ



Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки выпускников:

Знать/понимать:

  1. Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  2. Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  3. Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, формирование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  4. Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  5. Биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  1. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; Отрицательное влияние алкаголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;
  2. Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  3. Описывать особей видов по морфологическому критерию;
  4. Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные  изменения в экосистемах своей местности;
  5. Сравнивать биологические объекты ( тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  6. Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  7. Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  8. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках ( учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкаголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  2. оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях. Отравлении пищевыми продуктами;
  3. оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии ( клонирование, искусственное оплодотворение).

Биология (10 класс).

Тема

Содержание темы

Вид урока

              № урока и основные вопросы

Лабораторные и практические работы, демонстрации

ИКТ

Дата

1

1.1

1.2

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

«Биология как наука. Методы научного познания»

«Клетка»

«Организм»

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых

знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Обобщение и систематизация знаний

Урок 1 «Краткая история развития биологии. Система биологических наук»

Урок 2 «Сущность жизни, основные свойства живой материи»

Урок 3 «Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы»

Урок 4»История изучения клетки. Клеточная теория»

Урок 5 «Химический состав клетки. Неорганические вещества: вода, минеральные соли, их значение в жизни клетки и организма»

Урок 6 «Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения. Липиды»

Урок 7 «Углеводы. Белки»

Урок 8 «Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение ДНК в клетке»

Урок 9 «Эукариотическая клетка, органоиды, их строение и функции. Основные отличия в строении растительной и животной клеток»

Урок 10 «Клеточное ядро. Хромосомы. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках»

Урок 11 «Прокариотическая клетка. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки»

Урок 12 «Реализация наследственной информации в клетке»

Урок 13 «Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа»

Урок 14 Контрольная работа или тестирование по разделу «Клетка»

Урок 15 «Организм – единое целое. Многообразие живых организмов»

Урок 16 «Обмен веществ и превращения энергии. Энергетический обмен»

Урок 17 «Пластический обмен. Фотосинтез»

Урок 18 «Деление клетки. Митоз»

Урок 19 «Размножение бесполое и половое. Типы бесполого размножения»

Урок 20 «Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз»

Урок 21 «Оплодотворение у животных и растений, его биологическое значение»

Урок 22 «Индивидуальное развитие организмов»

Урок 23 «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»

Урок 24 Контрольная работа или тестирование  по темам «Обмен веществ и превращения энергии», «Размножение», «Индивидуальное развитие организмов».

Урок 25 «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики»

Урок 26 «Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Закон чистоты гамет»

Урок 27 «Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание»

Урок 28 «Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме»

Урок 29 «Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование»

Урок 30 «Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость»

Урок 31 «Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика»

Урок 32 «Основы селекции: методы и достижения»

Урок 33 «Биотехнология: достижения и перспективы развития»

Урок 34 Контрольная работа или тестирование по темам «Наследственность и изменчивость», «Основы селекции. Биотехнология»

Урок 35 Экскурсия «Многообразие сортов растений, пород животных (ферма, селекционная станция, с/х выставка).

Портреты ученых, схемы: связь биологии с другими науками, система биологических наук.

Схема «Свойства живой материи»

Схема «Уровни организации живой материи».

Схема «Многообразие клеток»

Диаграммы: распределение элементов в неживой природе. Распределение элементов в живой природе; периодическая система элементов.

Строение молекулы белка.

Строение ДНК, РНК, типы РНК, удвоение ДНК.

Схемы строения эукариотической, прокариотической, растительной и животной клеток.

Л.р.№1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений», Л.р.№2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах», Л.р.№3 «Сравнение строения клеток животных и растений», строение хромосом.

Строение прокариотической клетки.

Генетический код, биосинтез белка.

Строение вирусов, профилактика СПИДа.

Многообразие организмов.

Схема: пути метаболизма в клетке.

Схемы митоза и мейоза.

Типы бесполого размножения.

Гаметогенез, строение яйцеклетки и сперматозоида.

Стадии онтогенеза, прямое и непрямое развитие.

Данные о влиянии факторов среды на развитие организма.

Л.р.№4 «Составление простейших схем скрещивания», схема моногибридного скрещивания.

Схема дигибридного скрещивания.

Схема сцепленного наследования признаков и перекрёста хромосом.

Л.р.№5 «Решение элементарных генетических задач», схема наследования сцепленного с полом.

Л.р.№6 «Изучение изменчивости»

Л.р.№7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм», влияние мутагенов на организм.

Сорта растений, породы животных, схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Л.р.№8 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии», генномодифицированные организмы, схема клонирования, материалы о достижениях в биотехнологии.

По возможности.

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ  

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ



Предварительный просмотр:

Биология (11 класс).

Тема

Содержание темы

Вид урока

               № урока и основные вопросы

Лабораторные и практические работы, демонстрации

  ИКТ

 Дата

   

   4

4.1

 

4.2

 

 4.3

4.4

5

5.1

5.2

5.3

5.4

Вид»

«История  эволюционных идей»

«Современное эволюционное учение»

«Происхождение жизни на Земле»

«Происхождение человека»

«Экосистемы»

«Экологические факторы»

«Структура экосистем»

«Биосфера — глобальная экосистема»

«Биосфера и человек»

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний  

Усвоение новых знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Обобщение и систематизация знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Проверка, оценка и коррекция знаний

Урок 1 «История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея»

Урок 2 «Значение учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье»

Урок 3 «Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина»

Урок 4 «Эволюционная теория Ч. Дарвина, её роль в формировании естественнонаучной картины мира»

Урок 5 «Вид, его критерии»

Урок 6 «Популяция — структурная единица вида и единица эволюции»

Урок 7 «Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор, их влияние на генофонд популяции»

Урок 8 «Естественный отбор, его формы: движущий и стабилизирующий»

Урок 9 «Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора»

Урок 10 «Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования»

Урок 11 «Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс, биологический регресс. Причины вымирания видов»

Урок 12 «Доказательства эволюции органического мира»

Урок 13 Контрольная работа или тестирование по темам «История эволюционных идей», «Современное эволюционное учение»

Экскурсия «Многообразие видов» (в окрестности школы проводится по усмотрению учителя, при наличии свободного времени из резерва)

Урок 14 «Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни»

Урок 15 «Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна»

Урок 16 «Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции»

Экскурсия на усмотрение учителя «История развития жизни на Земле» (в краеведческий музей)

Урок 17 «Гипотезы происхождения человека»

Урок 18 «Положение человека в системе животного мира»

Урок 19 «Эволюция человека, основные этапы»

Урок 20 «Расы человека, их происхождение. Видовое единство человечества»

Урок 21 Контрольная работа или тестирование по темам «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека»

Экскурсия на усмотрение учителя «Происхождение и эволюция человека» (в краеведческий музей)

Урок 22 «Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов»

Урок 23 «Закономерности влияния экологических факторов на организмы»

Урок 24 «Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз»

Урок 25 «Видовая и пространственная структура экосистем»

Урок 26 «Пищевые связи. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах»

Урок 27 «Причины устойчивости и смены экосистем»

Урок 28 «Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы»

Урок 29 «Структура экосистем»

Урок 30 «Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере»

Урок 31 «Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере воды и углерода)»

Урок 32 «Биосфера и человек»

Урок 33 «Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов»

Урок 34 Тестирование по темам «Структура экосистем», «Биосфера — глобальная экосистема», «Биосфера и человек».

Схема маршрута путешествия Дарвина; гербарии, коллекции, демонстрирующие индивидуальную изменчивость, разнообразие сортов и пород.

Л.р.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию», схема «Критерии вида».

Л.р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида», схема «Движущие силы эволюции.

Л.р.№3 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»; гербарии, коллекции, демонстрирующие приспособленность организмов.

Схема образования новых видов.

Схема «Сходство эмбрионов позвоночных», картины и коллекции аналогичных и гомологичных органов, рудиментов и атавизмов.

Л.р.№4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Схемы возникновения одноклеточных организмов, эволюции растений, животных; картины флоры и фауны различных эр и периодов; окаменелости, отпечатки организмов.

Л.р.№5 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

Л.р.№6 «Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих как доказательства их родства», скелеты человека и млекопитающих.

Схема этапов эволюции человека.

Материалы, отражающие влияние экологических факторов на живые организмы.

Примеры симбиоза в природе.

Плакат «Пространственная структура экосистемы (ярусы)»

Л.р.№7 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме», картины, иллюстрирующие круговорот веществ, экологические пирамиды, цепи питания.

Л.р.№8 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»,

 Л.р.№9 «Решение экологических задач».

Л.р.№10 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»,

Л.р.№11 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

Схема «Структура биосферы».

Схемы круговоротов воды и углерода; наглядность, отражающая видовое разнообразие биосферы.

Л.р.№12 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде».

Л.р.№13 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения», материалы, иллюстрирующие экологические проблемы, последствия деятельности человека, карты национальных парков, заповедников, заказников Р.Ф.

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование биология 9 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс. К учебнику И.Н. Пономарева «Основы общей биологии», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

тематическое планирование. Биология.6 класс.2 часа в неделю

Тематическое планирование. Биология.6 класс.2 часа в неделю. Автор учебника И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Издательский центр "Вентана-Граф"2009 год. Программа для учащихся VII вида обуч...

Календарно-тематическое планирование биологии 6 класс УМК Пономаревой И.Н.

Программа составлена по курсу "Растения. Бактерии. Лишайники" 6 класс авторов И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко Предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 70 часов за год). В рабоче...

Тематическое планирование БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 8 класс

Тематическое планирование "БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК  И ЕГО ЗДОРОВЬЕ" (68 часов, 2 часа в неделю)Программа: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы....

календарно-тематическое планирование биологии в 5 классе ФГОС

КТП по биологии в соответствии ФГОСам было составлено на основе программы "Школа 2100", по учебнику А.Вахрушева "Обо всём живом", 5 класс, издательство "Баласс" 2012 год....

Календарно тематическое планирование Биология 6 класс

Календарно тематическое планирование Биология 6 класс...

Тематическое планирование Биология. Животные. 7 класс.

Тематическое планирование для преподователей, работающих по программе В.В.Пасечника для 7 класса....