Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вилючанский лицей-интернат им. В. Г. Акимова»

  «Согласовано»

Руководитель кафедры

Предметов естественного

цикла

________Михайлова Н. В.

Протокол № ___ от

«____»___________2012 г.

         «Согласовано»

Заместитель директора

По учебной части

___________ПотаповаН. В.

«____»____________2012

             «Утверждено»

Директор лицея-интерната

_____________  Максимов А. А.

Приказ № _____ от «___»____________2012г.

                     

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Федоровой Ульяны Гаврильевны

по учебному предмету «Биология» 8 класс.

                                                                           

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на  биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Программа рассчитана на 65 часов + 5 часов резервное время. Резервное время на те уроки, которые попадают на праздничные дни. (8 «а» 02.05;09.05; 8»б» 23.02; 08.03; майские).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (70 часов, 2 часа в неделю)

Введение 1 час. Предметы изучения наук о человеке: анатомия, физиология, гигиена, психология.

Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения

Тема 1. Общий обзор строения и функций организма человека (5 часов)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■        Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 2. Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■        Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  1. Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
  1. Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 3. Опора и движение (5 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*.

Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 4. Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 5. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■        Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■        Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 6. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■        Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■        Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Тема 7. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■        Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■        Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 8. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 9. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■        Демонстрация модели почек.

Тема 10. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■        Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 11 Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 12. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 13. Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Резервное время — 5 часов.

 Календарно-тематическое планирование.

 урока

Кол-во

часов

Дата

По

плану

Дата фак

тическая

Тема

урока

Тип урока

Содержание урока

Что должен

Уметь ученик

оборудование

Домашнее

задание

1

1

Введение.

анатомия, физиология, гигиена, психология.

Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения.

Описывать методы изучения человека

– различать предметы изучения наук о человеке

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (5 часов)

2

Строение и химический состав клетки

Органоиды, Белки, жиры, углеводы, ферменты, нуклеиновые кислоты, хромосомы

Органоиды клетки:

-Называть органоиды клетки и их функции

- узнавать органоиды на немых рисунках

-Находить соответствие между органоидами и их функциями

Таблица «Клетка»

Практическая работа

Текст учебника §1

§1 таблицы на стр. 8

«Строение клетки»,

«Химический состав клетки»

3

Физиология клетки

Биосинтез, обмен веществ, раздражимость

Процессы

Обмен веществ, деление клетки

Называть основные группы тканей;

Узнавать на немом рисунке виды тканей;

Узнавать по немому рисунку строение нейрона;

Приводить примеры расположения тканей в органах;

Называть функции тканей и их структурных компонентов

Анализировать содержание определений основных понятий

Таблица «Деление клетки»

§2.  вопросы 1,3,4

4

Ткани. Типы тканей и их свойства.

Ткань, нервное, мышечное волокно,  межклеточное вещество, эпителий, нейрон, возбуждение, торможение

Свойства нервной ткани: возбудимость, проводимость

Свойства мышечной ткани: возбудимость и сократимость

Таблица «Ткани», текст

§3 рис. 8, таблица «Ткани и их функции» заполнить.

5

Органы. Системы органов

Орган, системы органов

Давать определение понятию ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Называть основные группы тканей.

Таблица «Ткани» «Органы человека

§4 вопросы

Таблица на странице 18 «Строение и функции систем органов»

В – 1, 2, 3, 4

6

Зачет по теме Общий обзор строения и функций организма человека

УУД

- Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций.

- Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

- Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ

Тема 5. Координация и регуляция (11 часов).

7

Регуляция функций в организме. Строение нервной системы и ее свойства..

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы.

Работать с различными источниками знаний, извлекая нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной или письменной форме.

Таблиц: схема строения н.с., нервные клетки и схема рефлекторной дуги.

Стр. 46- 59.

8

Рефлекс. Спинной мозг.

Рефлекс, рефлекторная дуга, нервный центр, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Таблицы «Схема строения нервной системы», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса».

Стр 60-69 составить таблицу

9

Головной мозг. Полушарии большого мозга.

Строение и расположение спинного мозга. Функции: рефлекторная и проводящая.

Сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.

Таблицы «Схема строения нервной системы» «Спинной мозг и схема коленного рефлекса» «Головной мозг человека», разборные модели головного мозга.

 составить таблицу по отделам головного мозга.

10

Вегетативная нервная система.

Функциональное разделение нервной системы на соматическую и автономную (вегетативную).

Усвоить строение и классификацию н.с., строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов, понятия «рефлекс» «рефлекторная дуга

Таблицы «Схема строения нервной системы»,♫

Стр.54-60

11

Железы внутренней секреции.Нарушение нейрогуморальной регуляции.

Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах.

Работать с различными источниками знаний, извлекая нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной или письменной форме.

Таблицы с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы, вегетативной н.с., модель почки с надпочечником.

Стр 46-54 подготовиться к зачету.

12

Зачет по теме нервная система.

Анализаторы. (5 ч.)

13

1

Органы чувств, роль в жизни человека

УОНМ.

Органы чувств, их роль в жизни. Анализаторы.Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны.

Стр.77-83. Стр 83 в 8,9

14

1

Орган зрения

КУ.

Вспомогательный аппарат глаза. Строение ифункции оболочек. Нарушения зрения, их профилактика.

Выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником.

Таблица «Зрительный анализатор», разборная модель глаза.

15

1

Орган слуха и равновесия.

КУ.

Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Строение и функции анализаторов слуха и равновесия, гигиену органа слуха. Показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой, работать с текстом учебника и рисунками учебника, правила гигиены, логически мыслить.

Таблица «Анализаторы слуха и равновесия», модель уха.

Стр84-90. Стр 91 (1,2)

16

1

Кожно-мышечная чувствительность

КУ.

Кожная чувствительность: тактильное чувство, вибрационное чувство, осязание.

Самостоятельно работать с текстом учебника, мыслить, оформлять устно и письменно.

Таблица «Обонятельные и вкусовые анализаторы»

Стр 91-99. Стр 99 (1,2)

17

1

Зачет по теме анализаторы.

КЗУ.

Знать тему, уметь пересказывать.

УУД.

- умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; 

- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ

- Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
-  Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
- Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

Тема 3. Опора и движение (5 ч.)

18

1

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение

УОНМ.

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, распознавать части опорно-двигательного аппарата, показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета.

Модели скелета и черепа; «Скелет млекопитающего животного», «Скелет и мышцы человека

Стр100-107

19

1

Строение, свойства костей, типы их соединения

УОНМ.

Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать текст, сравнивать, обобщать и оформлять в письменной или устной форме результаты логических мышлений.

таблица «Строение костей и типы их соединения»

Стр 108-115. Стр 115 в.8,4.

20

1

Мышцы, их строение и функции.

УОНМ

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать текст, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций.

таблица «Скелетные мышцы», микроскопы, микропрепараты мышечных тканей.

Стр. 116-121.

21

1

Работа мышц.

КУ.

Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать текст, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций

Таблицы «Скелетные мышцы», портрет Сеченова И.С.,

Стр 122-126

22

1

Контрольная работа№1 по теме: нервная система, анализаторы, опорно-двигательная система.

КЗУ.

Уметь работать с тестом.

УУД

- умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; 

- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- . Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.


- Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ

- Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий

- . Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

- Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

Тема 4. Внутренняя среда организма (4 часа)

23

1

Внутренняя среда организма и ее значение.

КУ.

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Таблицы «Эпителиальные, соединительные мышечные ткани» «Кровь»

Стр 127-129.

24

1

 Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.

УОНМ.

Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Стр 130-135. Стр 135 в.5,

25

1

Иммунитет

КУ.

Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова. Мечникова в области

Самостоятельно работать с учебником, дополнительной

 литературой,

логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Таблица «Кровь», портреты И.И. Мечникова, Л.Пастера.

Стр 136-143. Стр. в.8.

26

1

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

УОНМ.

Групповая совместимость, резус фактор.

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Таблица «Кровь человека» «Ткани».

Стр. 137-140

Тема5. Транспорт веществ (4 часа)

27

1

. Органы кровообращения

УПЗУ.

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

Работать с текстом учебника, рисунками. .

Таблица «Кровеносная система человека», «Схема кровообращения», «Сердце» модель сердца».

Стр. 144-149. Стр 148 в.9,10.

28

1

Работа сердца.

КУ.

Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Таблицы «Схема кровообращения», «Сердце», «Фазы работы сердца», муляжи сердца.

Стр. 149153.

29

1

Движение крови и лимфы по сосудам.

КУ.

Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Подсчитывать пульс, измерять артериальное давление, самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, логически мыслить: сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

таблицы «Круги кровообращения»

Стр. 153-157.

Подготовиться к зачету.

30

1

Контрольная работа по теме кровь, кровообращение.

КЗУ.

УУД

- умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; 

- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.

- Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

Тема 6.  Дыхание (5 часов)

31

1

Строение органов дыхания

КУ.

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, выполнять несложные практические задания.

таблицы «Органы дыхания, гортань. Органы полости рта при дыхании и глотании»

Стр. 158-163. Стр 162 (1,2)

32

1

Газообмен в легких и тканях

УОНМ.

Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, характеризовать изменения состава вдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу.

таблицы «Органы дыхания, гортань. Органы полости рта при дыхании и глотании»

Стр. 163-166

33

1

Курить – здоровью вредить.

Краткая история курения, состав табачного дыма

Характеризовать состав таьачного дыма по влиянию на организм..

Стр 166-168

34

Зачет по теме дыхание.

 Тема 7. Пищеварение (5 часов)

35

1

Пищевые продукты и питательные вещества

КУ.

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Таблица «Схема строения органов пищеварения

Стр  171-174.

36

1

Пищеварение в ротовой полости.

УОНМ.

Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Строение зубов.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Таблица «Схема строения органов пищеварения», «Зубы», накрахмаленный сухой бинт, чашка Петри(блюдце) со слабым раствором йода; ватные палочки.

Стр. 174-179. Стр 179 (1,2)

37

1

Пищеварение в желудке и кишечнике

УОНМ.

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебником; извлекать из них быстро и точно нужную информацию; логически мыслить; выполнять несложные эксперименты, делать предположения и выводы.

Модель торса человека; Таблица «Схема строения органов пищеварения»; пробирки; водяная баня; желудочный сок; хлопья белка куриного яйца, полученные при кипячении ½ белка куриного яйца в 0.5 л воды.

Стр. 180-186.

Тема 8. Обмен веществ и энергии (3 часа)

38

1

Обмен веществ.

УОНМ.

Общая характеристика обмена веществ и энергии.Пластический и энергетический обмен.Значеник\е для организма белков жиров углеводов.

Объяснять биол. роль обмена в-в. Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Таблицы «Схема строения живой клетки», «Схема кровообращения», «Схема строения органов пищеварения».

Стр 187-194.

39

1

Витамины.

УОНМ.

Витамины, их роль в обмене веществ.Гиповитаминоз, гипервитаминоз.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Стр.194-198.таблица.

40

1

Контрольно-обобщ урок по теме Пищеварение. Обмен в-в. Витамины

УОСЗ. КЗУ.

Уметь работать с тестами, находить главное

УУД

- умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; 

- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- . Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
- Владение умениями совместной деятельности: 
согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

- Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
- Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

- Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

 Тема 9. Выделениеи  покровы тела (4 часа)

41

1

Выделение.

Строение и работа почек.

КУ.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Значение и строение выделительной системы. Особенности внешнего  строения и локализации почек в организме, взаимосвязь строения  почек с выполняемой функцией. Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебником; распознавать органы выделительной системы по таблицам.

Таблицы «Эволюция органов выделения», «Органы выделения человека».

Стр.199-204.

42

1

Строение и функции кожи.

УОНМ.

Строение и функции кожи.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи. Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  в учебнике

Таблица «Строение кожи».

Стр 205-209

43

1

Роль кожи в терморегуляции организма.

КУ.

. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение

Разъяснять механизм терморегуляции, оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции.

Таблица «Строение кожи».

Стр. 209-211. Стр 211 в.5.

44

Зачет по теме кожа, органы выделения.

Тема 10. Размножение и развитие (3 часа)

45

1

Размножение в органическом мире.

КУ.

Типы размножения: половое, бесполое. Значение размножения..

Использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека. Находить черты сходства и  отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих жив-ых и плода человека.

Таблица т «Размножение в органическом мире».

По тетради

46

1

Половая система человека

УОНМ.

Строение половой системы.

Гигиенические требования к режиму будущей матери.  Сущность процесса оплодотворения и его значение.

Называть особенности строения женской и мужской половой системы. Распознавать и описывать на таблицах.

таблица «Зародыши позвоночных животных». Схема «Размножение».

Стр. 212-216.

47

1

Возрастные процессы

УПЗУ.

Роль генетических знаний в планировании семьи.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебнике, дополнительной литературой

таблица «Зародыши позвоночных животных». Схема «Размножение».

Стр.221-224.

УУД

- умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; 

- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.

- Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

Тема 11.Высшая нервная деятельность (6 часов)

48

1

Поведение человека. Рефлекс

КУ.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме.

Таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга» «Строение головного мозга»

Стр.225-234. Стр. 235 в.1.

49

1

Биологические ритмы. Сон, его значение

УОНМ.

Биологические ритмы. Фазы сна.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме, выступать с сообщениями.

Таблица «Головной мозг».

Стр. 235-238. Стр. 238 (1,2)

50

1

Сознание и мышление.

УОНМ.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга.

Таблица «Головной мозг».

Стр.238-242.

51

1

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

КУ.

Познавательные процессы: восприятие, память, воображение, мышление. Характеристика интеллекта.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме, выступать с сообщениями.

Таблица «Головной мозг».

Стр. 242-245. Стр.245 (1)

52

1

Память

КУ.

. Основные понятия:

Аффект, внимание, воля, рассеянность память.

Таблица «Головной мозг».

Стр. 246-249.

53

1

Характер, темперамент, личность

КУ.

Основные понятия:

Личность, интересы, склонность, способность, характер, воля, темперамент

Знать сущность понятий «темперамент», «характер», «личность».

Таблица «Головной мозг».

Стр. 250-253. Стр. 253 в.3,5,6.

Тема 12. Человек и его здоровье (5 часов)

54

1

Оказание первой доврачебной помощи.

КУ.

УПЗУ.

Экологические проблемы и здоровье. Влияние социальных условий.

Оказание первой помощи.

Знать факторы, влияющие на здоровье человека.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  в учебнике.

Стр.  254

-265

Заполнить таблицу. Составить сообщение на тему «Влияние алкоголяи курения на здоровье»

55

1

Вредные привычки.

КУ.

КУ.

Влияние курения. Состав сигарет.

Влияние алкоголя на органы.

Таблица «Вредное влияние алкоголя на организм»

Стр.265-267.

56

1.

Заболевания человека.

КУ.

Профилактика болезней органов дыхания. Приемы оказания первой помощи утопающему, пострадавшему от отравления угарным газом.

Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей: гайморит, фронтит, тонзиллит, дифтерия.

Разъяснять необходимость проветривания в жилых помещениях; оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности; обосновывать вредное воздействие курения.

Таблицы «Органы дыхания», «Гигиена дыхания», куклы (муляжи);. Марлевые салфетки.

Стр 268-271.

57

1.

Укрепление здоровья

КУ.

УПЗУ.

осанка, плоскостопие, остеохондроз.

Факты

Степени и факторы нарушения осанки. Корригирующая гимнастика. Причины искривления позвоночника. Предупреждение и лечение плоскостопия.

Различные методы закаливания.

Внимательно слушать и слышать устную речь; коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить.

Модель скелета человека; таблицы «Скелетные мышцы» «Влияние физических упражнений на организм человека» «Предупреждение искривлений позвоночника» «Предупреждение плоскостопия».

Стр.271-274.

Стр..274-277.

58

1

Гигиена человека.

КУ.

Гигиена одежды и обуви; гигиена питания; гигиена опорно-двигательного аппарата; гигиени сердечно-сосудистой системы; гигиена дыханияя4 гигиена органов чувств.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебником; извлекать из них быстро и точно нужную информацию; логически мыслить; свободно формулировать вопросы и отвечать на них

Таблица «Схема строения органов пищеварения», «Гигиена питания», «Предупреждение ЖК заболеваний

Стр 278.

59

1

Повторение.

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Нервная система, анализаторы

Повторить стр 5- 91 тесты.

60

1

Повторение

Опора и движение. Внутренняя среда организма. Кровообращение, дыхание

Повторить стр 100-163  тесты.

61

1

Повторение.

Пищеварение, обмен веществ. Выделение, кожа. Размножение

62

1

Итоговая контрольная работа.

КЗУ

УУД

- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.

- Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
- Владение умениями совместной деятельности: 
согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

- Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
- Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
- Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

63-68

Резервное время

Так как наш лицей является, техническим большинство после окончания поступает в учебные заведения технического профиля. Но в каждом классе учатся дети, которые выбирают биологию, химию для сдачи ЕГЭ. химии. В 2012-2013 учебном году в нашем лицее восьмых 2 параллели.    Есть учащиеся (8 «а» -3, 8 «б» -2), которые хотели бы химию и биологию выбрать как профильный предмет. С ними требуется отдельная работа. Добиться, чтобы они занимались не только по учебнику ,но использовали возможности интернета, работали с дополнительной литературой.

В условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. Слабоуспевающий ученик не может освоить программу по предмету, отстает от сверстников, не воспринимает учебный материал. Всё это не способствует его личностному становлению и развитию.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. С учащимися, которые много пропускают вести работу по ликвидации отставаний. Для этого нужно назначить день консультаций.

Работа с отстающими .

Ф.И.О. ученика

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

.

1. Контрольная карта.

2. Индивидуальные и

групповые консультации.

3. Оказание помощи

при выполнении

домашнего задания

(карточки. инструкции,

помощь сильных учеников.)

Назначить день для консультаций.

Назначить консультантов.

Планируемые результаты.

- участие в молодежном предметном чемпионате не менее 3 человек ( Центр развития одаренности г. Пермь)

- добиться  к концу года планируемых результатов по успеваемости и качеству.

класс

Кол-во учащихся

успеваемость

качество

1

8 «а»

9

100

66,66 (6)

2

8 «б»

11

100

54,54 (6)

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
– биологический смысл разделения функций и органов;
– как обеспечивается целостность организма;
– интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
– о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– о строении и функциях органов размножения;
– элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
– основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
^ Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
– находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
– оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
– пользоваться медицинским термометром;
– объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
ЛИТЕРАТУРА

Материально-техническая база.
Ламинированные таблицы:

- Деление клеток

-Уровни организации живого

- Строение клетки

Таблицы по биологии человека.

Рельефные таблицы по темам.

Микроскопы.

Микропрепараты.
Модели по биологии человека:

Скелет человека

 Глаз человека.

Торс человека.

Сердце человека

Набор слуховых косточек.

Мозг позвоночных.

Позвонки

Почка в разрезе.

Кости черепа человека.

Мультимедийное пособие по биологии 1-5 части

Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина Биология. Человек.

Мультимедийный проектор.

Перечень лабораторных работ:

 -Изучение микроскопического строения тканей*.

 -Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

-Изучение микроскопического строения крови*.

Перечень контрольных и зачетных работ: 

Зачет по теме Общий обзор строения и функций организма человека

Зачет по теме нервная система.

Зачет по теме анализаторы.

 Зачет по теме дыхание.

Зачет по теме кожа, органы выделения.

Контрольная работа№1 по теме: нервная система, анализаторы, опорно-двигательная система.

 Контрольная работа по теме кровь, кровообращение.

Контрольная работа  по теме: Пищеварение. Обмен веществ. Витамины .

 Итоговая контрольная работа.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

 1. Оценка устного ответа

 Отметка «5»:

 - ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

 - материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

 - ответ самостоятельный.

  Ответ «4»;

 - ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

 - материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

 Отметка «З»:

 - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

 Отметка «2»:

 -  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

 2. Оценка экспериментальных умений.   Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

 Отметка «5»:

 - работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

 - проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

  Отметка «4»:

 -  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

  Отметка «3»:

 - работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

 Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

 - работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

4. Оценка письменных контрольных работ

  Отметка «5»:

 - ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

  Отметка «4»:

 - ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

 Отметка «3»:

 - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

 - работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

 - работа не выполнена.

 При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

 5. Оценка тестовых работ

 Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

 При оценивании используется следующая шкала:

 для теста из пяти вопросов

 нет ошибок — оценка «5»;

 одна ошибка — оценка «4»;

 две ошибки — оценка «З»;

 три ошибки — оценка «2».

 Для теста из 30 вопросов:

 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;

19-24 правильных ответов — оценка «4»;

13-18 правильных ответов — оценка «З»;

 меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

 6. Оценка реферата.

 Реферат оценивается по следующим критериям:

соблюдение требований к его оформлению;

необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Литература.

Учебник: Заxapoв В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2011.

Методическая литература:

Сивоглазов В. И. Методические рекомендации по использованию инновационного учебно-методического комплекта «Навигатор».- М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

1. Сивоглазов В. И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа,2011. (Навигатор).

2. Весь школьный курс в таблицах.- Минск: Современная школа; Кузьма,2011.

3.  Заяц Р. Г. И др. Пособие для абитуриентов.- Мн.: Выш. Шк,1990.

  4.  Кирилленко А. А. Биология 9 кл. Подготовка к ГИА 2012: учебно-метод. Пособие.- Ростов н/Д6 Легион, 2011.

  5.  Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа,2004.

  6.  Каменский А. А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: Учебное пособие для поступающихв ВУЗ-ы.- М.: Книжный дом «Университет»,1998.

7. Козлова Т. А. Биология в таблицах. 6-11 классы. Справочное пособие.- М.: Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа

Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....

Рабочая программа по биологии 6 класс, Сонин Н.И., 70 ч/год и 2ч/нед

Программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарное планирование, требования к уровню знаний учащихся, список литературы....

Рабочая программа по биологии 8 класс, Сонин Н.И., 70 ч/год и 2ч/нед

Программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарное планирование, требования к уровню знаний учащихся, список литературы....

7 класс рабочая программа по биологии. Н.И.Сонин (6 - 9 классы)

Планирование содержит перечень уроков  по биологии с лабораторными уроками по программе Н.И.Сонина...

Рабочая программа по биологии 10 класс Сонин

Рабочая программа по биологии 10 класс Сонин, 2 часа в неделю, 70 часов в год....

рабочая программа по биологии 10 класс. Сонин. 1 час по программе 105 часов 10-11 класс

рабочая программа по биологии по Сонину 1 часа в неделю. 10 класс по программе 105 часов...