урок-проект ГИГИЕНА СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Шевлякова Татьяна Ивановна

 

Представляю  урок с использованием одной из форм коллективного учебного проекта в 8 классе на тему «Гигиена сердечно-сосудистой системы» - это заключительный урок в теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ» раздела «Человек и его здоровье» в Федеральной программе концентрического курса биологии, разработанной Н.И.Сониным. Урок является логическим продолжением первых пяти уроков темы «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ», на которых изучаются анатомические и физиологические особенности кровеносной системы человека, а также органически вписывается в последующую систему уроков, на которых изучаются способы сохранения здоровья человека. Это обобщающий урок-проект. Данный урок направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся  в процессе разработки проекта. В этом возрасте учащиеся владеют навыками работы с компьютером, интернетом, ориентируются в потоке информации, способны анализировать и оформлять полученную информацию, обладают работоспособностью, владеют навыками самостоятельного умственного труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Комитет администрации г.Славгорода по образованию

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                «Средняя общеобразовательная школа №13»

                              УРОК – ПРОЕКТ

ГИГИЕНА СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Разработала:                                              Шевлякова Татьяна Ивановна        учитель биологии высшей категории

206-525-214

                             г.Славгород     2012


                                                206-525-214

Урок-проект по биологии в 8 классе на тему:                                                                    «Гигиена  сердечно-сосудистой системы».

 Цели:                                                                                                                          Образовательные:                                                                                                                  выяснить, как качество состояния сердечно-сосудистой системы влияет на здоровье человека, и какие меры профилактики необходимо в связи с этим предпринимать;      Развивающие:                                                                                                                        развивать навыки проектно-исследовательской работы через постановку проблемных вопросов;                                                                                                                      Воспитательные:                                                                                                              воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.                   Задачи:                                                                                                                                                   -провести аналогию: работа сердца – жизнь; снабжение всех органов кровью – жизнь всего организма;                                                                                                                                   -полученные знания на уроке о вреде курения, алкоголизма, гиподинамии превратить в систему личных убеждений.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.                                                                             Методы обучения: наблюдение, проблемный, проектный.                                              Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, практическая работа, проектирование.                                                           Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания об органах кровообращения, конкретизируют знания о гигиенических правилах органов кровообращения, первой помощи при кровотечениях.


Используемые учебники и учебные пособия:

1.Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология.Человек».Учебник 8 класс. – М.:«Дрофа», 2010                                                                                              2. Д.И.Колесов «Биология.Человек». Учебник 8 класс. – М.: «Дрофа», 2008                                                                                                     3.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Пособие для учащихся. - М.: «Просвещение», 1971

Используемая методическая литература:

  1. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология.Человек».Учебник 8 класс. – М.:«Дрофа», 2010
  2.  Д.И.Колесов «Биология.Человек». Учебник 8 класс. – М.: «Дрофа», 2008  
  3. И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Пособие для учащихся. - М.: «Просвещение», 1971                                         4.http://www.specialist-centr.ru/pervaya pomosch/

Используемое оборудование: Приложение: презентация по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы»

Мультимедиа проектор, индивидуальные инструктивные карты, марлевые салфетки, бинт, деревянные палочки, альбомные листы, маркеры.

                                                                                                                                                                       


                                                              Ход урока:

? Проблемный вопрос:                                                                                                                             - Какое значение для работоспособности всего организма имеет его обильное кровоснабжение?   (слайд №2)    

 1.Оргмомент. ( Игра «Пожелай удачи»)                                                                                                                                                             Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, пожмём руку товарищу и пожелаем удачи в работе, настроимся на поиск и творчество, и начнём урок.

2.Целеполагание, мотивация. (слайд №3, 4)

Проблемная задача.                                                                                                             Итальянский учёный Анджело Моссо положил на весы человека поверх больших, но очень чувствительных  весов и уравновесил их. Когда он предложил испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз. Объясните этот опыт. (Вызов – «Корзина идей». Учащиеся  записывают на листочках свои объяснения, выходят к доске и складывают их в корзину, затем учитель озвучивает их.)                           На доске учитель пишет:  сердце, кровообращение.                                                                      - Какие  ассоциации у вас вызывают эти слова?                                                                       Самые важные слова, обобщающие все ваши идеи – жизнь.                                                     Итак, цель нашего урока выяснить, как качество состояния сердечно-сосудистой системы влияет на здоровье человека, и какие меры профилактики необходимо в связи с этим предпринимать.                                                                                                                           Чтобы достичь этой цели, сегодня на уроке:                                                                                      мы обсудим: механизм движения крови по сосудам, регуляцию кровоснабжения;                               вы узнаете: как окружающая среда влияет на наше здоровье;                                                          вы научитесь: самостоятельно проводить исследования, создавать собственный проект;                       вы попробуете себя в роли: физиолога, валеолога, гигиениста, спасателя;                                       вы будете готовы превратить в личные убеждения те знания, которые приобретёте на этом уроке.

3. Актуализация знаний учащихся об органах кровообращения, кругах кровообращения, работе сердца.

Для начала проведём «Биологическую перестрелку». Разделимся на четыре группы. В каждой группе необходимо выбрать координатора, который будет фиксировать вашу работу на уроке в оценочных листах самоконтроля (за правильный ответ – 1 балл, если с пояснением – 2 балла) Устно подготовьте ответы на предложенные вопросы своих противников. Если группа «противника» не отвечает на вопрос, тогда отвечает группа задающих и баллы получают они.

Перекрестный опрос по вопросам:                                                                                                      1. Задание с выбором одного правильного ответа. (Координаторы фиксируют результаты). (Слайд №5)  




4. Проектирование работы учащихся.

Для этого класс делится на четыре группы. Каждая группа выполняет проект, в результате которого доказывает, что работа сердца – это жизнь и представляет доказательства в виде сообщения и правила гигиены.                                                              Учащиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты по здоровью. По итогам мини-проектов в 8 классе идёт реализация проекта «Гигиена сердечно-сосудистой системы». В него включены мини-проекты:

  1. Исследовательский мини-проект «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.»  – реализует группа «Физиологи»;
  2. Информационный мини-проект «Гигиена сердечно-сосудистой системы» - разрабатывает группа «Гигиенисты»;
  3. Творческий мини-проект «Курить и пить – здоровью вредить!» – разрабатывает группа «Валеологи»;
  4. Творческий ролевой мини-проект «Репортаж с места происшествия» - над проектом работает группа «Спасатели».

1. Группа «Физиологи». Исследовательский проект «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения».   (слайд №6,7) 

Приложения:                                                                                                                                         1. Распечатка слайда                                                                                                                              2. Инструкция «Измерение артериального давления»                                                                            3. Учебники                                                                                                                                 Алгоритм (пошаговая работа) проекта:                                                                                    Первый шаг– изучение теории вопроса, (Учебник Н.И.Сонин  стр.153-155, Д.В.Колесов с.115-120 ).                                                                                                                                    Второй шаг – исследование особенностей собственного организма, проведение  практической работы «Измерение кровяного давления» (инструкция прилагается)      1.Манжетку наденьте на плечо и с помощью резиновой груши накачайте в неё воздух.                                                                                                        2.Приложите фонендоскоп к месту локтевого сгиба там, где проходит плечевая артерия.                                                                                                            3. Создать давление, превышающее верхнее давление крови в плечевой артерии.                                                                                                                4.Открыть винтовой клапан и выпустить воздух.                                                                   5.Момент появления в фонендоскопе пульсирующих звуков соответствует верхнему давлению, а их исчезновение – нижнему.

Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может привести к нарушению артериального давления?)                                                                Четвёртый – составление правил деятельности по устранению или снижению остроты проблемы                                                                                                                                    Форма представления результатов проекта:                                                                                      1. Проведение занятия с одноклассниками по составленной инструкции;                                         2. Написание сообщения.                                                                                                                       3. Формулирование правила гигиены кровообращения.



   Мы постоянно находимся в движении. Под действием постоянных нагрузок изменяется              

работа сердца.                                                                                                                  Проблемный вопрос: Как под действием постоянных нагрузок и правильной тренировки изменяется работа сердца?                                                                                             Это выяснят: 2. Группа «Гигиенисты». Информационный проект «Гигиена          сердечно-сосудистой системы» (слайд № 8-11)

Приложения:                                                                                                                                        1. Учебники;                                                                                                                                   2. Чистые листы бумаги                                                                                                                      3. Фломастеры                                                                                                                                   4. Скотч, ножницы.                                                                                                                Алгоритм:                                                                                                                             Первый шаг– изучение теории вопроса, (Учебник Н.И.Сонин   стр. 155, Д.В.Колесов с.125)                                                                                                                                         Второй шаг – исследование особенностей собственного организма, (проведение практической работы, инструкция прилагается)                                                             1.Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте измерения за 10 с, значение умножьте на 6.                                                                                                                       2.Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте пульс за 10 с.                                                                                             3.Результаты запишите в тетрадь.                                                                                        Оценка результатов.                                                                                                       Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если – наполовину – результаты средние, а если больше чем наполовину – результаты неудовлетворительные.                                                               Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может привести к нарушению сердцебиения?)                                                            Четвёртый – составление деятельности по устранению или снижению остроты проблемы (написание сообщения по исследуемой теме или подготовка рекламных листовок, пропагандирующих здоровый образ жизни)                                                      Форма представления результатов проекта:                                                             1.Сообщения по заданной теме;                                                                                                    2. Выставка рекламных листовок                                                                                                     3. Формулирование правила гигиены сердечно-сосудистой системы.

Проблемный вопрос: Всегда ли большая масса сердца – признак здоровья? Каковы последствия вредных привычек?   (слайд № 12-21)                                                                                           Весь мир сегодня борется с вредными привычками и, в первую очередь,  с алкоголизмом и  курением. Выяснить, насколько пагубно пристрастие к табаку и алкоголю нам поможет: 3. Группа «Валеологи» (специалисты по здоровому образу жизни).

Творческий проект «Курить и пить – здоровью вредить!»                                      Приложения:                                                                                                                                           1. Распечатки слайдов о вреде курения и алкоголизма.                                                            2. Учебники.                                                                                                                            3.Листы бумаги.                                                                                                                             4. Фломастеры, карандаши.                                                                                                               5. Скотч, ножницы.                                                                                                                      Алгоритм:                                                                                                                                    Первый шаг - изучение теории вопроса, (Учебник Д.В.Колесов стр. 122-123, распечатки слайдов о вреде курения.)                                                                                                          Второй шаг – формулирование проблемы (Всегда ли большая масса сердца – признак здоровья? Каковы последствия вредных привычек?)

Третий - написание сценария ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?» и распределение ролей в группе;                                                              Четвёртый – написание сообщения на исследуемую тему.                                              Форма представления результатов проекта:                                                                             1. Театрализованное представление по собственному сценарию ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?»                                                                          2.Выставка листовок по теме.                                                                                                       3. Формулирование правила гигиены .

      Проблемный вопрос: К чему может привести нарушение работы сердца и кровопотери? Первая помощь при нарушении работы сердца и повреждении органов кровообращения. Как помочь человеку, у которого приступ стенокардии, гипертонический кризис или кровотечение  выяснит:4. Группа «Спасатели». Творческий ролевой проект «Репортаж с места происшествия»   (слайд №22-25)                         Оборудование: марлевая салфетка, карандаш, носовой платок, вата.                              Алгоритм (пошаговая работа) проекта:                                                                             Первый шаг - изучение теории вопроса (текст учебник  Д.В.Колесов стр. 123-124; 125-126)                                                                                                                                               Второй шаг – формулирование проблемы (К чему может привести нарушение работы сердца и кровопотери?)                                                                                                                Третий написание сценария происшествия и распределение ролей в группе;                   Четвёртый – составление памятки по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях, остановке сердца.                                                                                            Форма представления результатов проекта:                                                                                      1. Театрализованное представление по собственному сценарию в виде репортажа с демонстрацией приемов первой помощи при кровотечениях;                                                2. Чтение памятки.

Учитель выступает в роли консультанта и координатора работы учащихся.

 5. Отчёт групп.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что следить за состоянием своей сердечно-сосудистой системы – очень важно. Учащиеся делают выводы о гигиенических правилах сердечно-сосудистой системы.

6.Закрепление материала.

А) Решение задач.(Работа в группах) (Слайд №26)

Б) Игра «Дополни словечко».  (Слайд №27-28)                                                                                                                

Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить.
- Какое значение для работоспособности всего организма имеет его обильное кровоснабжение?   (Ответы учащихся)   

Учитель делает вывод: Работа сердца – это жизнь. От его работы зависит снабжение кровью всего организма. Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состояние здоровья взрослого человека. Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться упражнять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды. (слайд №29)

7.Рефлексия. Игра «Комплементы».   (Слайд № 30)                                                                                                                

8.Задание на дом: выполняйте те несложные правила, которые мы сегодня с вами выработали. Будьте здоровы! Спасибо за урок.  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы

Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...

Инструктивная карта к уроку по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы" 8 класс

Материал может быть использован при проведении урока по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы" для учащихся 8 класса...

открытый урок : "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Открытый урок: "Гигиена сердечно-сосудистой системы человека."  Тип урока: изучение нового материала с элементами проектной деятельности....

Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы" в 8 классе...

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Нарушения в работе органов кровообращения

узнать, какие сердечно-сосудистые заболевания распространены. как оказать первую медицинскую помощь. опрделить факторы, которые негативно влияют на сердечно-сосудистую систему...

разработка урока по теме гигиена сердечно- сосудистой системы

оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, инфарктах и инсультах...

Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...