Урок биологии на тему "Экологические факторы и их значение" (10 кл.)
методическая разработка (биология, 10 класс) по теме

Носова Марина Владимировна

Урок проводится с компьютерной поддержкой и с использованием опорных схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_faktory.docx21.49 КБ
Файл ekologicheskie_faktory.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

План урока биологии 10 кл. по теме «Экологические факторы и их значение» (к учебнику И.Н. Пономаревой)

Тема: Экологические факторы и их значение

Цель: углубить знания учащихся об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов и об их разнообразии.

Основные понятия: среды обитания – водная, наземно-воздушная, почвенная, живой организм; экологические факторы – абиотические, биотические, антропогенные, лимитирующий фактор, закон ограничивающего минимума, «бочка Либиха».

Оборудование: проектор, презентация, листы с опорными схемами урока (на каждую парту); гербарий растений из разных мест обитания и фотографии животных; карточки заданий для групповой работы.

Используемые педагогические технологии:

- интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В.Ф. Шаталову);

- ИКТ;

- здоровьесберегающие.

Тип урока: традиционный.

Ход урока

1.Организационный момент. Сообщение темы, формулирование задач урока.

(Цель: эмоциональный настрой учащихся; формулировка познавательных задач урока)

2.Актуализация знаний учащихся

(Цель: контроль уровня знаний учащихся изученной темы)

1)Индивидуальный опрос у доски.

Задание: дать развернутый ответ на вопросы.

- Зачем человечество обратилось к экологии для решения проблем сохранения жизни на Земле?

- Каким образом на состоянии биосферы может отразиться увеличение численности населения Земли?

- Есть ли необходимость во всеобщем экологическом образовании населения планеты?

2)Тестирование с дальнейшей взаимопроверкой.

3)Микроитог

3.Изучение нового материала

(Цель: актуализировать и расширить знания учащихся об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов и об их разнообразии )

1)Подготовка к восприятию нового материала

1.Перечислите известные вам среды жизни на Земле.

2.Дайте им краткую характеристику.

3.Приведите примеры типичных обитателей различных сред жизни.

3.Что такое экологический фактор?

4.На какие группы подразделяют экологические факторы? Почему они носят такие названия?

5.Приведите примеры экологических факторов различных групп.

2)Объяснительный рассказ учителя, демонстрация опорных схем.

                              План

1)Среда и экологические факторы

2)Абиотические факторы

3)Биотические факторы

4)Антропогенные факторы

4. Физкультурная минутка

(Цель: способствовать профилактике переутомления и, как следствие, потери внимания учащихся)

5.Закрепление

(Цель: глубокое осмысление учащимися нового материала)

     На столах у школьников лежат листы с опорными схемами урока. Так как изучаемый материал уже знаком детям из курса общей биологии 9 класса, то в рабочую тетрадь их нужно перенести частично. Затем ребята должны воспроизвести новый материал соседу по парте, используя схемы.

6.Выработка умений и навыков

(Цель: способствовать выработке у учащихся умений и навыков по применению полученных знаний для решения познавательных задач)

1)Самостоятельная работа в группах по заданиям карточек.

Карточка №1

1.Какие экологические факторы особенно важны в воде?

2.Каков характер приспособлений организмов к условиям различных сезонов года? Ответ дополните примерами, используя гербарий и фотографии растений.

3.Какие факторы являются ограничивающими для корней в почве?

Карточка №2

1.Какие экологические факторы особенно важны в наземно – воздушной среде?

2. Какие приспособления к жизни в организме хозяина имеют паразиты. Ответ поясните примерами, используя гербарий растений и фотографии животных.

3.Какие факторы являются ограничивающими для жизни организмов в тундре?

Карточка №3

1.Какие экологические факторы особенно важны в почвенной среде обитания?

2.Приведите примеры приспособлений животных и растений к недостатку влаги. При ответе используйте гербарий и фотографии животных.

3.Почему хозяйственная деятельность человека превратилась в экологический фактор?

Карточка №4

1.Какие экологические факторы особенно важны для жизни паразитов?

2.Есть ли что-нибудь общее в характере приспособлений к зиме растений и холоднокровных животных? Ответ поясните.

3.Какие факторы являются ограничивающими в пустыне?

Карточка №5

1.На распространение организмов влияет ограничивающий фактор, а не те из них, которые имеют оптимальное значение. Объясните почему.

2.Какие приспособления к жизни в водной среде имеют организмы. Ответ поясните примерами, используя гербарий и фотографии животных.

3.Какое значение для организмов имеет свет?

2)Коллективная проверка

7.Обобщающий контроль

(Цель: обобщить и проконтролировать знания учащихся по новому материалу)

1)Графический диктант «Верны ли следующие утверждения».

 1. Все компоненты природной среды, влияющих на состояние организмов, популяций и видов называются абиотическими.

2. Закон ограничивающего минимума сформулирован В.И. Вернадским

3. Выпадение осадков – пример абиотического фактора

4. Средой обитания для паразитов является организм хозяина.

5. Воздух относится к биотическим факторам среды.

6. Алоэ – это растение гигрофит.

7. Вырубка лесов ведет к нарушению кислородного режима на планете.

8. К биотическим факторам относится конкуренция.

9. Уменьшение освещенности в водоеме с увеличением глубины – пример антропогенного фактора.

10. Растения, обитающие в условиях слабой освещенности, - это теневыносливые растения.

2)Самопроверка

8.Итог урока. Рефлексия.

(Цель: подвести итог уроку; наладить  «обратную связь» с учащимися)

- Какие задачи стояли перед нами?

- Все ли задачи были решены в течение урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Понравился ли вам урок?

- Что понравилось\ не понравилось в уроке?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу?

9.Домашнее задание. Оценивание.

(Цель: закрепить знания учащихся, полученные на уроке)

1)Изучить §15, уметь объяснять новые термины.

2)Привести примеры ограничивающих факторов для своей местности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологические факторы и их значение Подготовила у читель биологии МБОУ – Чемерновской СОШ Носова М.В.

Слайд 2

Задачи урока 1)Углубить знания о средах жизни, чертах приспособленности живых организмов к условиям разных сред обитания; 2)углубить знания об экологических факторах и их значении; 3)раскрыть взаимосвязь условий жизни и приспособлений организмов к ним; 3)продолжить формирование навыков работы с опорными схемами, гербарием и фотографиями животных; 4)учиться решать экологические задачи.

Слайд 3

Тест «Биосферный уровень жизни» 1.Экология – это наука, изучающая: а)влияние загрязнения на окружающую среду; б)влияние загрязнения на здоровье человека; в)влияние деятельности человека на окружающую среду; г)взаимоотношения организмов с окружающей средой. 2.Учение о биосфере было создано: а)В.И. Вернадским; б)А.Л. Чижевским; в)Л.Н. Гумилевым; г)Н.В. Тимофеевым – Ресовским. 3 .Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется: а)литосфера; б)гидросфера; в)биогеоценоз; г)ноосфера. 4.Общая толщина биосферы составляет около: а)5 км; б)17 км; в)50-70 км; г)170-200 км. 5 .Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км., так как там: а)мало кислорода; б)мало света; в)низкая температура; г)располагается озоновый слой. 6 .Основную массу живого вещества биосферы составляют: а)животные; б)бактерии; в)растения; г)планктон. 7 .В биосфере происходит круговорот серы. Биологическое значение серы состоит в том, что она: а)входит в состав жиров; б)входит в состав нуклеотидов; в)входит в состав некоторых аминокислот и белков; г)является конечным продуктом окислительных реакций. 8.В круговороте азота не принимают непосредственного участия: а)нитрифицирующие бактерии; б)денитрифицирующие бактерии; в)азотфиксирующие бактерии; г)риккетсии. 9 .Участок территории суши или акватории, где ВРЕМЕННО запрещается использование определенных видов природных ресурсов, называется: а)заказник; б)заповедник; в)национальный парк; г)памятник природы. 10.К возобновляемым исчерпаемым природным ресурсам относится: а)энергия солнечного света; б)железные руды; в)нефть газ, уголь; г)лес.

Слайд 4

Правильные ответы 1-г 2-а 3-г 4-б 5-г 6-в 7-в 8-г 9-а 10-г

Слайд 5

Вопросы 1.Перечислите известные вам среды жизни на Земле. 2.Дайте им краткую характеристику. 3.Приведите примеры типичных обитателей различных сред жизни. 3.Что такое экологический фактор? 4.На какие группы подразделяют экологические факторы? Почему они носят такие названия? 5.Приведите примеры экологических факторов различных групп.

Слайд 6

Среды жизни организмов на Земле и экологические факторы Среда – совокупность факторов, окружающих живые организмы и оказывающих на них прямое и косвенное воздействие. Место обитания – наиболее благоприятные места среды обитания. Среды обитания Экологический фактор (от лат. – делающий, производящий) – прямое или косвенное воздействие окружающей среды на живые системы. Лимитирующие (ограничивающие) факторы – фактор, который ограничивает процесс развития или существования организма, вида или сообщества. Почвенная Наземно - воздушная Водная Живой организм Экологические факторы Абиотические Антропогенные Биотические

Слайд 7

Абиотические факторы (- все элементы неживой природы, влияющие на жизнь организмов .) КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЧВЕННЫЕ ОРГАНИЗМ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ рН почвы ФИЗИЧЕСКИЕ АДАПТАЦИЯ < 7 * дневные *теплолюбивые *ночные *холодолюбивые *сумеречные *морозостойкие *жаростойкие *гидатофиты (полностью в воде) *гидрофиты (переувлажненные места) *гигрофиты (обильное увлажнение) *мезофиты (умеренное увлажнение) *ксерофиты (недостаток влаги) * гелиофиты (светолюбивые) *сциофиты (тенелюбивые) *факультативные гелиофиты (теневыносливые)

Слайд 8

Биотические факторы (- факторы живой природы) + + внутривидовые межвидовые + 0 ПРЯМОЕ ОРГАНИЗМ АДАПТАЦИЯ + - КОСВЕННОЕ - - Особенности внешнего и внутреннего строения Особенности физиологических процессов Ритмы активности Особенности расселения Повадки

Слайд 9

Антропогенные факторы (- вся разнообразная деятельность человека, которая приводит к изменению природы) + - * Пополнение * Истощение природных СОЗНАТЕЛЬНЫЕ биоразнообразия ресурсов СЛУЧАЙНЫЕ *Попытки «исправить *Загрязнение окружающей свои ошибки» (борьба с среды загрязнением, охрана *Сокращение окружающей среды и т.д.) биоразнообразия Антропогенные факторы обычно действуют внезапно и нерегулярно, поэтому у живых организмов отсутствуют приспособительные свойства .

Слайд 10

Физкультурная минутка

Слайд 11

Внимание! Разыскиваются хорошие мозги для решения экологических задач!

Слайд 12

Графический диктант «Верны ли следующие утверждения» 1. Все компоненты природной среды, влияющих на состояние организмов, популяций и видов называются абиотическими. 2. Закон ограничивающего минимума сформулирован В.И. Вернадским 3. Выпадение осадков – пример абиотического фактора 4. Средой обитания для паразитов является организм хозяина. 5. Воздух относится к биотическим факторам среды. 6 . Алоэ – это растение гигрофит. 7. Вырубка лесов ведет к нарушению кислородного режима на планете. 8 . К биотическим факторам относится конкуренция. 9. Уменьшение освещенности в водоеме с увеличением глубины – пример антропогенного фактора. 10. Растения, обитающие в условиях слабой освещенности, - это теневыносливые растения. Верно: + Неверно: -

Слайд 13

Ответ: 1-, 2-, 3+, 4+, 5-, 6-, 7+, 8+, 9-, 10+.

Слайд 14

Итог урока - Какие задачи стояли перед нами в начале урока? Все ли задачи решены? Что нового узнали на уроке? Понравился ли вам урок? Что понравилось\не понравилось в уроке? Довольны ли вы своей работой на уроке? Как бы вы оценили свою работу?

Слайд 15

Домашнее задание Изучить §15, уметь объяснять новые термины. Привести примеры ограничивающих факторов для своей местности.

Слайд 16

Список литературы и ссылки 1.Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008.-128 стр. 2.Пономарева И.Н. Биология: 10 класс: базовый уровень для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина ; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб . – М.: Вентана – Граф, 2010. – 224 с.: ил. 3.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. Проф. И.Н. Понамаревой. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 96 с. 4.Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2006. – 224 с. – (Мастерская учителя). 5.Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии (10-11-й класс). – М.: ТЦ СФЕРА, 2003. – 96 с . 6.Вахненко Д.В. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по биологии. Изд. 2-е – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 288 с. 7. http:// www.grandars.ru 8. http:// omen.perm.ru 9. http://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"

Мультимедийная презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"....

урок биологии в 9 классе "Строение и значение кожи"

В материале предлагается разработка урока по теме, презентация для детей к уроку, презентация к уроку для коллег....

конспект урока биологии по теме "Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика."

Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся...

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Многообразие и значение земноводных".

Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Многообразие и значение земноводных". Краеведческий компонент урока....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

разработка урока биологии для 5 класса "Многообразие и значение грибов"

Конспект урока на основе системно-деятельностного метода обучения на тему: «Многообразие и значение грибов» 5 класс по ФГОС. В разработке урока частично использованы идеи педагогов с сайта...

Урок-исследование (интегрированный урок биологии и информатики) «Маленькие органы большого значения»

Урок-исследование (интегрированный урок биологии и информатики)8 класс Тема: «Маленькие органы большого значения». Во время работы на уроке каждый учащийся имеет возможность реализовать себя...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Уважаемые коллеги, буду рада вашим комментариям!

Петрова Ольга Анатольевна

Удачи!

Носова Марина Владимировна

Спасибо!

 Андрей Андрианович Канев

Марина Владимировна! Вы просто умница, Отличный материал- у Вас перспективное будущее! Успехов Вам больших!!!

Удачи Вам!

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052
Спасибо и удачи Вам!

Азимова Марина Валерьевна

Хорошая разработка.

Хохлова Марина Николаевна

Марина Владимировна, отличный урок! Проголосовала за Вас. Буду использовать на своих уроках :)

Носова Марина Владимировна

Рада, что Вам понравился!

Клементьева Тамара Анатольевна

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе.Давайте поддержим друг друга.Я проголосовала за Вашу работу,а Вы проголосуйте за мою. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/657055

Клементьева Тамара Анатольевна

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе.Давайте поддержим друг друга.Я проголосовала за Вашу работу,а Вы проголосуйте за мою. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/657055

Закатимова Елена Дмитриевна

Интересная презентация, разработка урока соответствует теме конкурса.Молодец!!!

Носова Марина Владимировна

Спасибо!

КЕБЕДОВА ЗОЯ ФЕЛИКСОВНА

Таких учителей побольше!!!!)))

Орлова Елена Алексеевна

Марина Владимировна! Очень интересный урок и грамотно выстроен с методической точки зрения! Отличная презентация,которая будет полезна учителям биологии и экологии!

Мудрецов Игорь Вячеславович

Извините меня, пожалуйста, ничего личного, но мне не понятны столь восторженные отзывы коллег. Нахожусь в недоумении, после знакомства с уроком, мягко говоря. А если учесть, что это работа участник конкурса, то и вообще, в шоке. Epistula non erubescit, sed magis amica veritas.