Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс
методическая разработка по биологии на тему

Нечаева Татьяна Александровна

Представлена методическая разработка урока с приложениями  "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использованием инструктивного листа, опорных сигналов и опорных рисунков-схем, которые учащиеся заполняют по ходу урока и тем самым самостотяельно разбираются,  как происходит обмен веществ у растений и животных, формулируют выводы, почему обмен веществ - самое главное свойство живых организмов.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока с использованием методики Шаталова В.Ф.

Нечаева Татьяна Александровна, учитель географии и биологии, МБОУ «Общеобразовательная Долгощельская средняя школа Мезенского район» (филиал «Соянская средняя школа»).

Тема «Обмен веществ и энергии» биология 6 класс (УМК Захаров, Сонин). 2 часа.

Цель урока: В ходе самостоятельной работы с текстом учебника, с помощью инструктивных листов, опорных рисунков, консультаций учителя и ранее приобретённых знаний изучить особенности обмена веществ у растений и животных, доказать, что обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов. 

Ход урока:

1. Определение темы и  цели урока. Мотивация и форма урока.

2. Инструктаж.

3. Самостоятельная работа. Консультация учителя.

4. Закрепление и обсуждение полученных знаний.

5. Первичное применение знаний.

Оборудование: Учебник Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс.  Москва. Дрофа.2009, опорные конспекты-рисунки (Приложение 2,3), инструктивные листы заданий (Приложение 1), лист опорных сигналов (Приложение 4), мультимедийная презентация (далее ММП) «Обмен веществ и энергии у растений», ММП «Обмен веществ и энергии у животных» (Приложение 5,6).

Определение темы и задач урока через актуализацию опорных знаний.      (Учащиеся отвечают на вопросы, учитель кратко записывает их ответы на доске). Примерные ответы учащихся выделены курсивом.

1.Вспомните и перечислите признаки, характерные для живых организмов.

(Питание, дыхание, выделение, обмен веществ, размножение, раздражимость, рост и развитие, движение).

2. Какие из них мы уже изучили?

(Питание, дыхание, транспорт веществ, выделение).

3.Попробуйте сформулировать понятие каждого из них.

Питание – это процесс получения органических веществ и заключённой в них энергии.

Дыхание – это получение энергии из пищи с участием кислорода. И т.д.

4. Питание, дыхание, выделение – всё это стороны одного самого главного признака живых существ, какого?

Самый главный признак живых организмов – это обмен веществ.

5. Постарайтесь вспомнить его понятие.

Обмен веществ – это поступление пищи и кислорода из среды, их использование для получения новых веществ и энергии, выделение ненужных веществ в среду.

Вот мы и определили тему нашего урока. Тема урока – Обмен веществ. А теперь попробуйте определить задачи, которые нам предстоит решить.

Какие вещества поступают в растения и животным из среды? Для чего они используются? Какие вещества организмы выделяют  в среду? Как происходит обмен веществ у растений и животных? И т.д.

Инструктаж. Учитель: Итак, сегодня мы начинаем изучать тему «Обмен веществ у живых организмов». Изучать вы её будете самостоятельно, выполняя задания  инструктивного листа, которые выданы каждому из вас, и используя учебники. Кроме листов вам выданы цветные рисунки – загадки, заполняя которые вы сможете разобраться, как происходит обмен веществ у растений и животных, и поймете, почему обмен веществ – это  важный процесс. Для заполнения предлагаю использовать все подходящие здесь опорные сигналы. Для этого вам выданы листы опорных сигналов. Если вы что-то забыли или не поняли, обращайтесь за помощью к учителю.

Задания к самостоятельному изучению темы  «Обмен веществ у растений» - работай        индивидуально, «открывай окошки» на рисунке.

  1. Какие вещества растение поглощает из окружающей среды? «Откройте» цифры на рисунке под номерами 1,2,3,4. Используйте текст учебника текст учебника стр.91, 2 абзац. (Вода, минеральные соли, углекислый газ, кислород)
  2. Что образуется  у растений в процессе фотосинтеза из поступивших неорганических веществ? «Откройте» цифру под номером 5. Используйте ранее полученные вами знания или  текст учебника стр. 91, 4 абзац. (Сложные ОВ – углеводы, сахара)
  3. Во что превращаются сахара? Заполните схему « 6 Сахара» на опорном рисунке. Используйте текст учебника стр. 91, 4 абзац. (Крахмал, клетчатка, белки и жиры). Учитель поясняет, что в процессе фотосинтеза   образуются углеводы, а все остальные органические вещества образуются из них.
  4. На что они идут (расходуются)? Найдите в тексте учебника на стр. 91, 4 абзац, не менее трёх ответов. Так вы «откроете» на рисунке цифры под номерами 7,8,9. (Идут на построение новых клеток, расходуются в процессе дыхания, откладываются в семенах, плодах). Учитель продолжает подводить учеников к значимости процесса ОВ. Строятся новые клетки, следовательно, обмен веществ обеспечивает … ?. Рост. Расходуются в процессе дыхания, следовательно, обмен веществ обеспечивает растения …? энергией, а значит, все процессы жизнедеятельности растений.  Откладываются в семенах, следовательно, …? запасаются для будущих «деток».
  5. Что выделяют растения в окружающую среду? «Откройте» цифры на рисунке под номерами 10,11,12. ответ на стр. 91, 3 абзац. (Вода, углекислый газ, кислород).

Закрепление – работай «в паре», работай с классом.

  1. Помогите друг другу в поиске тех ответов, которые вы не смогли найти.

Учащиеся обращаются за помощью к соседу по парте или другому однокласснику.

  1. Принимайте активное участие в обсуждение темы.

Учащиеся выходят к доске, где нарисован такой же опорный рисунок и заполняют его. Одновременно учитель «открывает окошки» на рисунке в презентации. Учащиеся сразу оценивают свой ответ.

  1. Сделайте выводы: Что такое обмен веществ? Почему это основное свойство растений, как живых организмов?

Учащиеся совместно с учителем формулируют  выводы: Обмен веществ – это основное свойство живых организмов, потому что:

  1. Обеспечивает рост растений.

2.        Является источником энергии – жизни.

3.      Позволяет заботиться о «потомстве».

  1. Прочитайте дома  заполненный опорный рисунок. Составьте по нему рассказ.

Первичное применение знаний– работай индивидуально.

Внимательно просмотрите заполненные рисунки. Выполните  биологический диктант (Приложение 7). Сдайте работы на проверку учителю.

Задания к самостоятельному изучению темы «Обмен веществ и энергии у животных»- работай индивидуально, «открывай окошки» на рисунке.

  1. Какие вещества животное поглощает из окружающей среды? «Откройте» цифры на рисунке – схеме под номерами 1,2,3,4,5. Используйте текст учебника на стр. 91, 2 абзац. (Белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли, кислород) Учитель дополняет: Животные, в отличие от растений, потребляют готовые ОВ.
  2. Что выделяют животные в окружающую среду? «Откройте» цифры на рисунке под номерами 6,7,8. Ответ на стр. 91, 3 абзац. (Вода, углекислый газ, мочевина).
  3. Что происходит с веществами (белками, жирами, углеводами) в теле животных? Какая система органов принимает в этом участие? Разгадайте зашифрованное слово под номером 9 и дайте ему пояснение. (Превращения (пищеварение) – переводятся в более простые соединения, растворимые в воде, и уже в таком виде усваиваются клеткой). Используйте текст на стр. 91, 5 абзац до слов «Здесь из них…». Укажите систему органов, «открыв» цифру 10. (Пищеварительная система).
  4. Какие два противоположных процесса происходят в клетке с поступившими  в неё веществами? Дайте пояснение схемам на рисунке под номерами 11 и 12. ответ на стр. 91- 92 от слов «Здесь из них…» до слов «Это сопровождается…» (11. Из простых образуются другие сложные вещества, т.е. они превращаются в вещества своего тела). (12. Распад сложных на простые. При этом выделяется энергия)
  5. На что расходуется энергия, которая выделяется при распаде веществ? Заполните схему «13 Энергия» на опорном рисунке. Используйте текст на стр. 92, 1 абзац. (Образование новых веществ, работа внутренних органов – поддержание процессов жизнедеятельности, поддержание температуры тела).
  6. Подумайте, для чего необходимы организму животного новые вещества (Белки, жиры, углеводы)? Разгадайте зашифрованные слова на опорном рисунке под номерами 14,15. (Рост и развитие)
  7. Прочитайте текст на стр. 92 – 95, заполните таблицу

«Особенности обмена веществ у животных» в тетрадях.

Животные

Скорость обмена веществ

Количество энергии

Температура  тела

Такие животные называются…

Закрепление – работай «в паре», работай с классом.

  1. Помогите друг другу в поиске тех ответов, которые вы не смогли найти.
  2. Принимайте активное участие в обсуждение темы.
  3. Сделайте выводы: Чем обмен веществ у животных отличается от обмена веществ у растений? Почему ОВ основное свойство животных, как живых организмов?

Первичное применение знаний– работай индивидуально.

Внимательно просмотрите заполненные схемы. Выполните  биологический диктант (Приложение 7). Сдайте работы на проверку учителю.

Спасибо за работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".

Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют  практическую работу, что позволяет им сф...

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии в 5 -х классах по теме "Среды обитания".

При создании разработки урока использовались здоровьесберегающие технологии. Урок отвечает требованиям ФГОС 2-го поколения....

Методическая разработка урока биологии "Анализирующее скрещивание" 9 класс

Урок "Анализирующее скрещивание"  проводится  в 9 классе  в разделе  "Наследственность  и изменчивость организмов".  На уроке идёт повторение I  и  II зак...


 

Комментарии

Кожухова Людмила Борисовна

Очень живой урок, я вас оценила. Удачи!!

Нечаева Татьяна Александровна

Спасибо за поддержку! Я впервые участвую в конкурсе! Шаталовская методика мне очень близка, она интересна, эффективна, многое позволяет "зашифровать", придумать. Но понимаю, что если за тебя не голосуют, победы не видать. Я живу в такой глубинке Архангельской области, что трудно некоторым представить, какая у меня скорость Интернета. Я не могу всех приглашать за себя голосовать, поэтому уже вам, кто меня "заметил" огромное спасибо!!!

Нечаева Татьяна Александровна

Всем желаю удачи!

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020