Задания школьного тура олимпиады по биологии 10 класс
олимпиадные задания по биологии (10 класс) по теме

Васильева Марина Юрьевна

 Задания для школьного этапа олимпиады по биологии, составлены на основе заданий ФИПИ по форме ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_shkolnogo_tura_olimpiady_po_biologii_10_klass.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по биологии 10 класс

При выполнении заданий этой части (А1 – А15) выберите один правильный ответ

A1 Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) клеточный

2) популяционно-видовой

3) биогеоценотический

4) биосферный

A2 О единстве органического мира свидетельствует

1) наличие ядра в клетках живых организмов

2) клеточное строение организмов всех царств

3) объединение организмов всех царств в систематические группы

4) разнообразие организмов, населяющих Землю

A3 Какая структура клетки изображена на рисунке?

1) эндоплазматическая сеть

2) плазматическая мембрана                        

3) комплекс Гольджи

4) вакуоль

А4 Хроматиды – это

1) две цепи одной молекулы ДНК

2) кольцевые молекулы ДНК

3) участки хромосомы в неделящейся клетке

4) две субъединицы хромосомы делящейся клетки

А5 Наибольшее количество крахмала человек потребляет, используя в пищу

1) листья салата и укропа

2) растительное и сливочное масло

3) хлеб и картофель

4) мясо и рыбу


А 6 Рефлекторная дуга заканчивается

1) исполнительным органом

2) чувствительным нейроном

3) вставочным нейроном

4) рецептором

А 7

Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида

1) географическому

2) генетическому

3) экологическому

4) морфологическому

A8 Пример внутривидовой борьбы за существование −

1) соперничество самцов из-за самки

2) “борьба с засухой” растений пустыни

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

А 9 Опорную функцию в организме человека выполняет ткань

  1. соединительная
  2. мышечная
  3. эпителиальная
  4. нервная

A10 Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе

1) паразитов

2) сапротрофов

3) автотрофов

4) симбионтов

A11 Укажите признак, характерный только для царства растений.

1) имеют клеточное строение

2) дышат, питаются, растут, размножаются

3) имеют фотосинтезирующую ткань

4) питаются готовыми органическими веществами

A12 Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство розоцветных, так как у них

1) одинаковые потребности в воде и освещении

2) цветки имеют сходное строение

3) стержневая корневая система

4) сходное строение побегов

A13 Среди беспозвоночных животных более высокий уровень организации имеют

1) кольчатые черви

2) членистоногие

3) моллюски

4) кишечнополостные

A14 Признак приспособленности птиц к полету –

1) появление четырехкамерного сердца

2) образование роговых щитков на ногах

3) наличие полых костей

4) наличие копчиковой железы

А 15 Сколько видов названий растений приведено в списке: мятлик луговой, василек синий, ромашка, ландыш майский, береза, дуб, редька дикая, шиповник коричный ?

  1. 5
  2. 2
  3. 3
  4. 8

В задании В1 выберите три верных ответа из шести.

В 1 Какова роль испарения воды в жизни растений?

  1. Защита от перегрева
  2. Способствует двойному оплодотворению
  3. изменяет химический состав веществ в клетке
  4. ускоряет процесс дыхания
  5. обеспечивает всасывание воды корнями
  6. способствует передвижению веществ в растении

В 2 Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом.

Характеристика размножения

А) происходит без образования гамет

Б) участвует лишь один организм

В) происходит слияние гаплоидных ядер

Г) образуется потомство, идентичное исходной особи

Д) у потомства проявляется комбинативная изменчивость

Е) происходит образование гамет

Способ размножения

  1. бесполое
  2. половое

А

Б

В

Г

Д

Е

В 3 Установите правильную последовательность расположения кровеносных сосудов в порядке уменьшения в них скорости кровотока.

  1. вены
  2. аорта
  3. артерии
  4. капилляры

На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2– полный развёрнутый ответ.

С1 Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

С 2 В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

Ответы:

А 1

1

А 6

1

А 11

3

А 2

2

А 7

4

А 12

2

А 3

2

А 8

1

А 13

2

А 4

4

А 9

1

А 14

3

А 5

3

А 10

2

А 15

1

Выставляется по 1 баллу за правильный ответ.

В 1

1,5,6

В 2

1,1,2,1,2,2

В 3

2,3,1,4


За верное выполнение заданий В1 – В2 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

За верный ответ на задания В3 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов

С 1 Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;

2) глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.

Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С 2 В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность);

2) затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма;

3) возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания 1(школьного) тура олимпиад по биологии

Задания 1 (школьного) тура олимпиад по биологии составлены в соответствии с требованиями Государстенного  общеобразовательного стандарта....

Задание для школьного тура олимпиады по биологии 11 класс

Материалы для проведения школьного тура олимпиады по биологии...

Олимпиадные задания для проведения школьного тура олимпиады по биологии, 6-11 классы

Олимпиадные задания по биологии включают в себя разноуровневые тестовые задания с готовыми ответами и системой оценивания в баллах для экономии времени учителя на этапе подготовки, проведения и провер...

Задания школьного тура олимпиады по биологии 6 класс.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии для 6 класса. Включает разработку заданий и ответы....

Задания для школьного тура олимпиады по биологии, 6 класс

Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.Часть...

Задания для школьного тура олимпиады по биологии, 8 класс

Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.Часть...

Задания школьного тура олимпиады по биологии для 7 класса

Данные задания могут быть использованы для проведения школьного отборочного тура олимпиады по биологии для учащихся 7 классов...