ПОБЕРЕГИТЕ СЕРДЦЕ ДЛЯ ЛЮБВИ !
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Белецкая Татьяна Владимировна

Урок по натомии в 8 классе по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы" -  «Поберегите сердце для любви !»                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poberegite_serdtse_dlya_lyubvi.doc147 КБ
Office presentation icon testy_serd.-sosud._sistema.ppt975.5 КБ
Файл pesni_serdtse.rar40.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА :                    «Поберегите сердце для любви !»                                                                                        

                           ( Гигиена сердечно-сосудистой системы ).

ЦЕЛИ :            

1. Сформировать    знания   о   причинах    заболевания   сердца   и   сосудов, раскрыть   сущность  механизмов,  приводящих  к  патологии ССС, закрепить

знания о функции сердца и кровеносной системы.          

2.  Раскрыть   роль  вредных  привычек   в  развитии   заболеваний   сердечно-сосудистой системы.

3.Сообщить   учащимся    о   различных   методах   лечения   и  профилактики сердечно-сосудистых  заболеваний,  в том числе и нетрадиционных (аромате-

рапия ), с растениями произрастающими на северном Кавказе, применяемы-

ми при лечении заболеваний сердца и сосудов.

4.  Познакомить    детей   с  наукой   кардиологией.

5. Научить детей оказывать первую помощь при острых  неотложных состоя- ниях   при   заболеваниях   ССС.                          

6. Продолжать      знакомить    учащихся    с   историей    отечественной        и мировой медицины,   с   достижениями   Ростовских кардиологов, с работами ростовского кардиолога  А. Дюжикова.

7. Продолжать   знакомить   детей  с такими науками,  как медицина, гигиена,

фармакология. Познакомить с методом  ароматерапия.

8. Познакомить учеников с эпидемиологической  обстановкой   по   заболева- ниям сердечно-сосудистой системы  в Ростове - на - Дону   и   области.

9.  Помочь   каждому   ребенку в овладении знаниями,  умениями и навыками

с   учетом   его   индивидуальных  способностей.

10. Развивать грамотную устную речь детей, умение выступать перед аудито-

рией.

11. Продолжать формировать у учащихся культуру  общения, коммуникатив-   ные навыки  и  умения, способность работать в коллективе.  

12. Развивать интеллектуальные способности  детей,  расширять их кругозор,   прививать  интерес  к   познанию   и   саморазвитию.

13. Воспитывать чувство патриотизма и  гордости по отношению к России,  к   родному  донскому  краю  и  его великому наследию.

ОБОРУДОВАНИЕ :

                   

Учебник   « Биология 8 класс»,   тетради,  портреты ученых   Бакулева А. Н., Вишневского    А. А.,   Демихова В. П. и др.   Рефераты    учащихся   о   вреде курения и алкоголя на сердечно-сосудистую систему, стенд   «Твоё здоровье-

в твоих руках»   с  заметками  о здоровом питании,  вреде гиподинамии и т. д.

План  проведения  урока  (очередность выступающих),  Ромашка – сердце  со съёмными    лепестками,  на  которых  с одной стороны   обозначена причина,

провоцирующая заболевание, с другой стороны дети в ходе урока запишут её  антоним   ( например: ожирение–нормальный вес; курение - отказ от вредных

привычек , артериальная   гипертония  –  нормальное   давление  и  т. д.).

Электронный тонометр – автомат японской формы A&D.

Компьютер, мультимедийный   проектор,  электронные  наглядные    пособия

для демонстрации анимационных клипов о работе сердца, о влиянии курения

и алкоголя на кровоток.( диск  «БИОЛОГИЯ»   6-9 кл., библиотека  электрон. наглядных  пособий ).  Телевизор,   видеомагнитофон.   Образцы   различных эфирных масел.

На  партах у учащихся тесты, которые они выполнят в заключительной части урока.

Предварительная   подготовка   учащихся   будет  заключаться в подготовке к выступлениям   на   заданные  темы  в  группах  (например,   для    освещения проблемы  «Гипертония»,  трое   учащихся   заранее   проведут  исследования с помощью учеников школы,обработают информацию и представят её в виде электронной презентации, четвертый ученик  расскажет о мерах профилакти-

ки гипертонии, пятый  о  её  лечении  травами,  шестой  расскажет о правилах пользования  электронными  тонометрами  и  научит   измерять артериальное давление и правильно обрабатывать полученную информацию и т.д.).Группы

нужно сформировать  заранее, каждая из групп помимо устного выступления готовит  и  письменное  сообщение  в  виде   газеты,   санбюллетеня,  листка – молнии, которые будут вывешены в классе на достаточно долгий срок.

Учащиеся, готовящие   сообщение о гиподинамии  проведут исследования по

выявлению уровня   тренированности  сердечно - сосудистой системы во вне-

урочное время, снимут об этом фильм.

При  чтении  сообщений об ароматерапии ученик будет демонстрировать раз-

личные образцы эфирных масел.

 Начинать   подготовку к этому уроку  следует  уже  на  первом уроке по теме  «Сердечно-сосудистая система».

ХОД УРОКА,

  1. Организационный момент.

Вступительное   слово учителя, сообщение темы, целей, подробного плана урока    и    очерёдности    выступающих. Создание   положительного  эмо- ционального  настроя  на урок.

2.  Изучение новой темы, выступления детей.

Вступительное   слово  учителя,   раскрывающее  актуальность  данной темы.

УЧИТЕЛЬ:

«Вторая    половина   20  века и вступивший  в свои права 21 век продолжают держать  первенство  по  заболеваниям  сердечно-сосудистой системы. Благо-

даря    улучшению   условий   жизни,   развитию   медицины и фармакологии, различным   мерам   профилактики,  значительно увеличилась продолжитель-   ность жизни человека. Многие инфекционные заболевания отступили. В этих условиях  на  первое место вышли заболевания сердца и сосудов. Сегодня мы с  вами  узнаем,   какие   заболевания   сердца   и   сосудов  приводят к потере

трудоспособности   человека  и  даже  к  смерти. Рассмотрим   причины   этих заболеваний и роль факторов риска в их  возникновении.  Поговорим  о  роли никотина   и  алкоголя   в   развитии   болезней   сердца,   затронем    вопросы

профилактики и лечения.

УЧЕНИК 1:

«Ребята, я  хочу рассказать вам о нашем великом земляке – кардиологе.

Дюжиков  Александр  Акимович  -  род. 21 окт. 1941г. Закончил РГМИ

и  работал  хирургом  в  Багаевском  р-не  Ростовской области.В 1968 г.

защитил  кандидатскую и был призван  в  ряды Советской Армии. Про-

ходил  службу  в  качестве хирурга на подлодках Черноморского Флота.

После  демобилизации  работал  хирургом  в ЦГБ-1 и Областной клини-

ческой   больнице  хирургом,  затем  зав.  отделением  сердечно - сосу-

дистой  хирургии. В 1980 Дюжиков защитил докторскую диссертацию.

Под  его  руководством  был  создан  Областной  центр  кардиологии и

сосудистой  хирургии. В нем впервые  на Юге  России с  использовани-

ем   искусственного  кровообращения  у  больных   с  пороками  сердца.

Александр   Акимович   выполнил    более  10 тыс.  операций  на  ЖКТ ,

сердечно-сосудистой системе, легких.Он является автором более двух-

сот работ и 4 монографии по актуальным проблемам сердечно-сосудис-

той  хирургии. Он  руководитель  Ростовского  областного  Центра кар-

диологии  и  серд.-сосуд.  хирургии,  член  президиума  Всероссийского

общества  серд.-сосуд.  хирургов;  действительный  член  Международ-

ной  Академии  информации  по  медицине  и  биологии».При наличии материала можно привести количество заболеваний сердца и сосудов в

Ростове и области за прошедший год.

УЧЕНИК 2 :

Рассказывает   о   строении   сердца  и  сосудов, демонстрируют электронную таблицу  «Строение сердечно-сосудистой   системы»   и  анимационный клип «Работа сердца»,  проводят конкурс «Вспомни про сердце».

«В процессе   эволюции строение сердца усложнялось и совершенствовалось.

У ланцетника  роль сердца   играет сосуд – брюшная   аорта,  у  рыб  оно  уже двухкамерное, появляется кровяное давление,  у   земноводных  и  пресмыка-

ющихся   сердце    трехкамерное,   у     птиц   и   человека    четырёхкамерное.

Сердце   перекачивает   кровь   из левой половины в аорту, из неё в артерии и артериолы к органам и тканям, от  них по венулам и  венам возвращает кровь в  правую   половину. Венозная   кровь  из  верхней   части   тела собирается в верхнюю полую вену, из нижней части – в нижнюю полую вену.»

Демонстрация строения сердца и сосудов в качестве повторения (интер. таб.).

« Нет   никакого  другого органа,  который был    бы   изучен  так  же хорошо, как  сердце, но оно всё еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и

по сей день. Сердце всегда вызывало интерес и внимание не только учёных и врачей,  но  и  поэтов  и  композиторов. О  сердце  слагают  стихи,   сочиняют песни,   придумывают  пословицы и поговорки, снимают фильмы. Предлагаю вам их вспомнить ! Поиграем   в  такую игру : каждая   команда   по   очереди называет  стихотворение,   песню,   кинофильм,   пословицу   или   поговорку.  

Выбывает   тот , кто  задерживает  ответ     более  10 секунд.  Номера   команд соответствуют рядам».

Затем команды по очереди дают ответы, пока какая-то из команд не  выбыва-

ет. Далее соревнование  идёт между двумя  командами, до выявления победи-

теля. Например, пословицы и поговорки :

- сердцем чувствую,

- у меня болит за него сердце,

- люблю всем сердцем,

- сердечная рана,

- сердечный друг,

- бессердечный человек,

- сердце в пятки ушло,

- затаил на сердце обиду,

- с тяжелым сердцем,

- положа руку на сердце,

- чистосердечное признание,

- на сердце не спокойно.

 

Строчки из песен:

«Сердце, тебе не хочется покоя!»,   «Моё  сердце  болит,  мучается,  мается!»,

«Легко   на сердце от песни весёлой»,   «Колечко на  память  колечко, твоё не свободно   сердечко!»,    «Напои   меня   водой   своей   любви,   чистой,    как душа младенца. Прилети  ко мне стрелой, восхитительной стрелой в сердце, в сердце!», «Я всё сумею, всё смогу сердце моё не камень» и т. д..

УЧЕНИК 3 :

« Самое   распространенное   заболевание   сердца – это поражение миокарда,

вызванное      нарушением   баланса   между      коронарным     кровотоком   и потребностью    миокарда  в  снабжении    кровью.  Называется это состояние ишемической  болезнью   сердца  (ИБС).    ИБС   может   быть     вызвана  как функциональными   нарушениями, так  и  органическими   поражениями.  Ос-

новные  причины  ИБС – изменение  в  сосудах  сердца  и нарушение сверты-

вания крови. Статистика  потрясает : смертность  в  конце 20 века в  США  от ИБС   составила  почти  30%,  в  России – 29%.   Основная  причина  смерти – инфаркт   миокарда   ( омертвение  участка    сердечной   мышцы   вследствие нарушения  его  питания  кровью ). Если  свёртываемость  крови высока,  то в мелких  сосудах  могут   возникнуть  тромбы.  Они  перекрывают  кровоток  и мышца   сердца   перестаёт   снабжаться   кислородом.   Такое   же  состояние возникает,  если  сосуды  сердца находятся  в спазмированном  состоянии. Их просвет сильно  сужается  и  кровь  перестает  поступать  к  миокарду. Есть  у

сердца   коварный   враг – АТЕРОСКЛЕРОЗ. Он   формирует  на   сосудистых стенках   бляшки,   сужающие   их   просвет   и,   как   следствие,    нарушение кровообращения этой области миокарда.

Каковы  же  причины столь грозного недуга?  Перечень  известных  факторов можно разделить на две группы :

 - те, которые изменить невозможно;

 - те, на которые можно повлиять.

К первой группе относятся :

ПОЛ.  Мужчины   подвержены   этому   заболеванию  больше, чем женщины.

ВОЗРАСТ. У мужчин – 40 лет и старше, у женщин планка  сдвинута на 8 – 12 лет.    Этот  факт  объясняется  оберегающим   действием   женских   половых гормонов . Но   наступающая  к  50 годам гормональная  перестройка  лишает женщин этого преимущества. К 70 годам процент обоих полов, страдающих ИБС, сравнивается.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.   Если    кто-то   из   ваших  родственников  перенес инфаркт, ваши   шансы   повторить   его   судьбу   достаточно  велики.

Родственников  и пол менять не стоит, возраст не изменить. Но есть факторы, на которые мы в силах повлиять».

УЧИТЕЛЬ :

«Что  же  провоцирует   поражение   сосудов  и  создает условия для развития атеросклероза и тромбообразования?»

Учитель   вывешивает   на   стенд   «ромашку»   в   виде сердца. На каждом из лепестков   написаны  причины   заболевания   сердца   и   сосудов:   курение,

употребление  алкоголя, артериальная  гипертония, ожирение,   гиподинамия, сахарный диабет, психоэмоциональный стресс.

Далее   выходит  группа   учащихся,   которые   подготовили  выступления по какой-то    из    причин,   придерживаясь     следующей     схемы   сообщения :

раскрыть     механизм   патологического     воздействия   фактора,     привести статистические  данные,  перечислит всевозможные способы профилактики и лечения  в  данном случае,   в   том  числе  и   нетрадиционные.

Прослушав    выступление    группы,    остальные    учащиеся      анализируют сказанное   и   делают    вывод   в   виде   «доброго совета»,   который один из выступающих  запишет  на  обратной  стороне  лепестка  и  вставит обратно в

ромашку. Таким  образом к концу  урока все лепестки с  «добрыми советами»

будут на ромашке-сердечке.

УЧИТЕЛЬ:

«Ребята, перед вами шесть основных причин заболеваний сердца.

С некоторыми из них человек может расстаться просто, на некоторые из них повлиять довольно тяжело. Но бороться с ними необходимо. А, как известно,

болезнь легче предупредить, чем лечить. Сердце просит о помощи, и в наших силах её оказать.

Выходит   группа   учащихся  с  сообщением  об  артериальной    гипертонии.

УЧАЩИЙСЯ - 1 :

« При сокращении сердца  давление крови в левом желудочке доходит до 140 – 150 мм рт. ст.   В аорте   оно   падает   до 130 – 140 мм рт. ст. Чем дальше по сосудам   движется   кровь, тем  ниже в них  давление. В капиллярах  оно уже составляет   30 – 40 мм рт. ст. В  мелких  венах  давление 5 – 10 мм рт. ст., а в

крупных  может  быть  даже   отрицательным. За   счёт   разницы   давления в артериях  и венах кровь течёт в направлении от артерии к венам.

Впервые  это давление  было измерено английским священником С. Хейлсом

в 1733 г. Оно было  очень  травматично  и могло привести к смерти пациента.

В 1896 году итальянский врач  С. Рива-Роччи изобрёл аппарат для измерения

давления в плечевой артерии. Но он позволял измерять только систолическое давление. В 1905 г. русский врач Н. С. Коротков видоизменил этот метод, что дало возможность измерять ещё и  диастолическое давление. Сегодня во всех странах мира перешли на  использование электронных тонометров. Я покажу вам,    как  пользоваться    электронным    тонометром - автоматом.  Воздух  в манжетку   такой   аппарат   накачивает  сам,  с  помощью мотора.   Наложите манжетку на плечо пациента чуть выше локтевого  сгиба  и  попросите его не двигаться   и   не   разговаривать  во  время  измерения. Подсоедините трубку манжетки  к аппарату  и  включите  кнопку «старт». Спина  пациента  должна быть с   опорой. В течение 20 – 30 секунд аппарат будет измерять давление, в конце    выведет    показания    на    дисплей.    Недавно  в  аптеках  появились «говорящие    тонометры»    для    слабовидящих   людей,  они  ещё  и озвучат результат   измерения .

УЧАЩИЙСЯ – 2 :

Заболевание гипертония  существует как самостоятельное  заболевание ( при-

чины  которого до сих пор не ясны )  и   как симптом многих других болезней

(пороков сердца, заболеваний  почек,  щитовидной железы , надпочечников ).

По   статистике  гипертонией болеют 42 млн россиян, а получают правильное лечение  только  2,5 млн. Треть  населения  страны болеет,  а лечатся  из   них

только   малая   часть. А   ведь   среди  осложнений    гипертонии   -   инфаркт миокарда  и  инсульт! Мы можем сделать вывод, что население недостаточно информировано   о   проблеме   и   не   пытается  противостоять этому недугу. Этому способствуют существующие мифы.  Попытаемся  их  развеять.  Итак,

миф  первый : Если ты  хорошо себя чувствуешь, то гипертонии нет. Правда :

Один известный  профессор  назвал  гипертонию  драмой  в  двух действиях :

в первом героев нет, а во втором все умерли. Артериальная гипертония зачас-

тую  не  проявляет  себя ничем, вплоть  до печального финала. По статистике

на каждые 100 инфарктов  68  происходят  на  фоне повышенного давления, а

из  каждых 100 инсультов – 75.   Инсульт – это  острое  нарушение мозгового кровообращения  вследствие  резкого  спазма  сосудов мозга или кровоизлия-

ния при разрыве   сосуда. Определённый участок мозга перестаёт снабжаться кровью и функционировать.

Но  не  всегда  гипертония  молчит. Она может проявляться в виде   головных болей  ( в затылочной части ),  головокружений,  сердцебиений,  пульсаций  в голове и т. д.

Миф    второй :   Лекарство    от    гипертонии    можно    подобрать    самому.

Правда :  Люди   по   наивности   полагают,   что  лекарство, которое помогло соседу, поможет и им. Но,  при одинаковых цифрах  давления, у одного чело-

века  гипертония  из-за  болезни  почек,  у  другого – из-за   болезни сердца, у третьего – заболевание  щитовидной  железы. Понятно,  что  лечение каждого из    них   будет   индивидуальным.   Ведь    гипертония   –  симптом    многих заболеваний   внутренних органов. Между тем, фармацевтические препараты против гипертонии делятся аж на 6 групп.

Миф третий : Артериальную гипертонию можно не лечить, она пройдет сама.

Правда :   Если гипертония выявлена,  это заболевание навсегда. Исключения составляют те случаи, в которых гипертония – всего лишь симптом какого-то другого    заболевания.  Устранив   его,    исчезнет   и  гипертония. Например, некоторые  пороки  сердца могут сопровождаться   повышенным   давлением.

Прооперировав   порок сердца   и   устранив  его, исчезает и сама гипертония.

На   сегодняшний  день   фармпрепараты   являются   единственной  терапией гипертонии.  Главное   требование   к    ним  –  снижать   давление   плавно  и действовать   целые   сутки.  При    оказании    первой    помощи   человеку   с повышенным   давлением   можно  предложить  ему  таблетку   валидола  или нитроглицерина,  поставить горчичники  на  шейно - воротниковую   область.

Мягкое  воздействие  на  повышенное  давление  оказывает сбор трав, состоя-

щий из корневища валерианы, травы донника, чабреца, душицы, пустырника.

Более   сильный   эффект   оказывает   прием   отвара   омелы  ( она ядовита!).

Нужно проконсультироваться с врачом, заниматься самолечением опасно !»

Один   из   участников  группы    спрашивает  у  остальных   учеников,   какие выводы   они  сделали  из   их   выступления. Дети отвечают, что необходимо  постоянно  контролировать  артериальное  давление,  выполнять   назначения врача  и  не  заниматься   самолечением. Затем   он   записывает   на обратной

стороне лепестка  «гипертония»  фразу – вывод :  «Контроль  АД,  адекватное лечение гипертонии». Вставляет   лепесток   в   ромашку-сердечко,  но  уже  с написанной   фразой.

Далее – выступление   группы,   подготовившей сообщение о вреде курения и

его роли в  развитии   заболеваний сердца. Их выступление   проходит  в виде электронной   презентации.

В своем выступлении дети рассказывают о влиянии курения на весь организм

в   целом,  приводят  различную статистику  по  данной  теме.   Впоследствии можно   использовать   данную   презентацию   для    проведения   уроков   по профилактике   вредных    привычек,  на    классных    часах  и   родительских собраниях.

 За  1 – 2 недели до выступления группа детей из старших классов предлагает учащимся   класса  провести   исследования   влияния   курения   на    уровень артериального давления. В качестве исследуемых предлагают взять  курящих членов  своей  семьи,  друзей,  соседей,  знакомых.   Методика   исследований проста:  измеряем  АД  пациента  до и после курения. Делаем это неоднократ-

но, в течении  нескольких  дней. Обработав полученные данные,дети пришли

к    выводу,   что   курение     повышает    уровень   АД;  более  ощутимы   эти последствия у лиц молодого возраста.

Один   из   участников   группы   записывает   на   обратной  стороне лепестка «курение»  выводы  детей  -  «Отказ от курения» и вставляет лепесток назад в сердце.

Выходит  следующая группа, подготовившая  сообщение о сахарном диабете.

Сахарный диабет  приводит к нарушению микроциркуляции  во всех жизнен-

но   важных   органах ( сердце, печени, почках ).Он - первый  шаг  на  пути   к развитию  ишемической болезни сердца. Когда поджелудочная железа произ-

водит недостаточное количество  инсулина, возникают различные нарушения в организме, уровень сахара  в крови начинает повышаться. Иногда инсулина достаточно, но   клетки не  усваивают его. В первом случае появляются такие симптомы,   как    снижение  веса,   частое    мочеиспускание,  жажда,   голод, постоянная    слабость,   плохое    настроение.   Во   втором  случае, наоборот, ожирение,  плохое  заживление  ран, ухудшение   зрения, онемение рук и ног.

Дыхание  больных  сахарным    диабетом  напоминает запах гнилых яблок, на их теле заметны рубцы от заживших фурункулов.

Сахарный   диабет разрушает сосуды, а они есть во всех органах нашего тела.

Большую  роль в  профилактике  этого заболевания играет своевременное об-

следование, здоровое питание, наследственный фактор.

Это  пожизненное    заболевание,   но     человек    может    управлять    своим заболеванием и жить нормальной жизнью.  Поддерживать   себя   в   хорошем состоянии    помогут :

- режим питания,

- физическая нагрузка,

- назначенное врачом лечение,

- регулярный   контроль  уровня    сахара.  В    этом   помогут   приборы    для определения уровня сахара в крови.

Один из участников  группы  предлагает  детям сделать выводы и записывает на обратной стороне лепестка  «сахарный диабет»   фразу-вывод   «Лечение и профилактика сахарного диабета». Затем он вставляет этот   лепесток   назад.

УЧИТЕЛЬ :

Ребята,  вам  нравится  каждый день  таскать за собой тяжелый чемодан ? Так

же  тяжело   и   сердцу  человека  с  избыточной   массой тела.  Помимо  этого страдает  сосудистая  стенка  и  становится  более  вязкой  кровь.   Появление

излишних   жировых   отложений   на   животе   поднимает   диафрагму выше положенного уровня,  сжимая  легочную   ткань   и   затрудняя   газообмен   в лёгких, создавая условия для гипоксии.

Выходит    группа    учащихся      с    сообщениями    о    здоровом     питании.

«Причиной   многих заболеваний является пренебрежение здоровым образом жизни. К одному  из важнейших факторов риска можно отнести переедание и

чрезмерное      потребление       насыщенных      жиров    (топлёное сливочное масло,  густая  сметана, жирный творог  и  животные жиры). Это  приводит  к повышению      в   крови   уровня   холестерина.  Он   откладывается   в    виде холестериновых  бляшек,  которые   сужают  просвет сосудов и препятствуют   нормальному кровотоку  в  этой  области. Необходимо ограничить продукты,

содержащие большое количество холестерина ( яичные желтки, икра, печень, почки, мозги ).  Следует есть больше овощей, фруктов.  Каждый день необхо-

димо    употреблять   20 – 30 г   растительного   масла,    т.  к.   оно   содержит полиненасыщенные  жирные  кислоты, которые подавляют процесс образова-

ния   холестерина  в  организме.   Очень   полезно   есть   жирную рыбу, в ней содержатся вещества, препятствующие образованию тромбов и холестерина.

А   это   является   своеобразной  профилактикой инфаркта миокарда и ИБС.»

УЧЕНИК – 2 :

«Я   продемонстрирую  вам  пирамиду   питания человека,  рассчитанную на сутки.» Демонстрирует   интерактивную таблицу с пояснениями и расчётом суточной калорийности продуктового набора.

Этот  же  ученик   вынимает  из  ромашки  лепесток   «ожирение», предлагает детям сформулировать  вывод  и  записывает  на  обратной  стороне  лепестка «здоровое питание, нормальный вес».

УЧИТЕЛЬ :

«Ребята, среди факторов, влияющих на здоровье человека,особое место зани-

мает  алкоголь».

УЧЕНИК-1 :

Принято  считать, что  сердце молодого человека обладает большими резерв-

ными     возможностями,   нежели    сердце     пожилого.  Но,  тем   не   менее,

патологические    изменения    в    мышце    сердца  молодого  человека  более выражены,  чем у взрослых людей. Острые  отравления алкоголем у молодых людей     протекают  более  тяжело,   так  как   сопровождаются   нарушением регуляции    тонуса   сосудов   и   тяжёлым   сбоем   в   работе  всей сердечно-сосудистой   системы.   Это  состояние   напоминает   состояние        тяжёлого токсического  шока и может быть вызвано небольшим количеством алкоголя.

В словаре  Даля  есть  много русских народных пословиц и поговорок о вреде пьянства:

Кто чарку допивает, тот век не доживает;

Полно пить, пора ум копить;

Вино уму не товарищ;

Честна свадьба гостями, а пьянка дракой;

Хмель шумит, ум молчит;

Вином жажды не запьешь, только беды наживёшь;

Хорошо было ремесло, да хмелем заросло;

Пить добро, а не  пить – лучше того;

Лучше знаться с дураком, чем знаться с кабаком;

Не вини вино, вини пьянство.

Далее ученик  демонстрирует  видеоклип о влияние  алкоголя  на  кровоток  и

просит остальных учеников сделать выводы, записывает на обратной стороне лепестка   «алкоголь»  фразу-вывод «Отказ от алкоголя». Вставляет его назад

в сердечко.

Далее   выходят   учащиеся,   подготовившие   сообщение   о   гиподинамии и

психоэмоциональном стрессе.

УЧАЩИЙСЯ-1 :

« По  результатам  опросов, около 2/3 населения нашей страны не занимается спортом вообще. А ведь всем известно, что регулярные физические упражне-

ния  способствуют  укреплению  сердечно-сосудистой   системы и предотвра-

щают появление гипертонии, ожирения, депрессии. Доказано, что адекватная физическая    нагрузка    создаёт   механизмы  защиты    сердца  и  сосудов.  В результате  регулярных  тренировок   число   сердечных  сокращений  в покое значительно урежается, а значит, потребность в кислороде снижается. А ведь при нарушенном коронарном кровотоке это очень положительно сказывается

на  состоянии сердечной мышцы. Кроме   того,  улучшается   стрессоустойчи-

вость    организма.    Более   того,   ученые   выяснили,   что  занятия  спортом повышают   показатели    памяти   на    30 %, так   как   улучшается   мозговое кровообращение». Далее  этот  учащийся демонстрирует видеофильм, снятый им  на  катке. Ребята  собрались  воскресным  утром  и  пошли  на  каток. Они измерили свой пульс в начале тренировки  и  через   10 минут  с  интервалами

10, 30, 60, 90, 120, 150, 180 сек.   Данные  были занесены в таблицы и обрабо-

таны. Выводы  представлены  в  виде  графика. Таким   образом ,  каждый   из участников исследования узнаёт уровень тренированности своего  организма, делает выводы. На обратной стороне  лепестка  «гиподинамия»  записывается фраза  « Регулярные занятия спортом ».

УЧАЩИЙСЯ-2 :

« В развитии  ИБС  и  гипертонии  большое значение имеют психологические факторы : чрезмерное  психологическое  напряжение,  расстройство   сна,  ус-

ловия постоянного  соперничества,  стремление  к  лидерству,  агрессивность, несдержанность.  Августин  Блаженный сказал : «Злой человек навредит себе самому прежде, чем навредит другому».

При возникновении стрессовой ситуации   в кровь   поступает адреналин. Его выброс  вызывает  спазм сосудов,  подъём артериального давления, учащение сердцебиения. Если такое состояние возникает часто, то повышение давления становится   постоянным,  переходя в гипертоническую болезнь. Постоянный спазм коронарных сосудов ведет к развитию хронической гипоксии миокарда

и, как   следствие, возникновение хронической ишемической болезни сердца.

Так  может быть изменить взгляд на какие-то проблемы и не раздражаться по любому   поводу? Ведь наше здоровье – в наших руках! Ещё Шекспир сказал,

что наша личность – это сад, а наша воля – его садовник».

УЧАЩИЙСЯ -3 :

« Я хочу рассказать  вам  о природном методе лечения посредством вдыхания запахов – об   АРОМАТЕРАПИИ. Термин  «ароматерапия  был введён с 1928 года французским химиком Р.-М. Гаттерфосом. Во времена  Первой мировой войны  он  лечил  раны  солдат ароматическими маслами. Рукописи, которым более   4000лет,   свидетельствуют,   что   в   Древнем   Египте   использовали эфирные    масла  и  ароматные    специи  во  время    религиозных   ритуалов, бальзамирования,  медицинских процедур. Сегодня ароматерапия нашла под-

тверждение в научных   исследованиях  и  постепенно внедряется в практику.

Мы живём в  мире запахов. Их  разнообразие огромно, только ароматических растений     насчитывают   до   3000   видов   помимо   запахов   животного   и промышленного  происхождения.   Основу   ароматов   составляют  вещества, которые  за летучесть названы  «эфирными», а за внешнее сходство с жирны-

ми  маслами – «маслами». Известно несколько тысяч эфирных масел, исполь-

зуемых   в   медицине  и  фармацевтике.  Как   же   запахи    воздействуют   на восприятие  и   чувства?  Молекулы   пахучего   вещества раздражают особый отдел мозга – лимбическую систему, отвечающую за эмоции, память, чувства

и аппетит. В лимбической системе мозга под действием аромамолекул проис-

ходят  стимуляция  и   высвобождение  эндорфинов, способных гасить боль и

вызывать  положительные  эмоции,  а   также   серотонина,  способствующего расслаблению.   Ароматерапия   призвана   не    только   облегчать  различные недуги,  но  и предупреждать их, улучшать настроение, придавать бодрость и

уверенность, расслаблять и успокаивать. Японские исследователи утвержда-ют, что использование ароматов розмарина, бергамота, эвкалипта и мяты при работе  на  компьютере   снижают   риск   возникновения   ошибок   на 54 %».

Далее  один   из   участников  группы   демонстрирует  ароматы      различных эфирных    масел,  а  другой демонстрирует таблицу применения аромамасел.

Возможно    также   раздать    ксерокопии    таблицы    всем    учащимся    для ознакомления.

      А Р О М А Т  Ы

     О П И С А Н И Е

  ЭФИРНЫЕ МАСЛА

Восстанавливающие

ароматы

Бодрят, питают    энергии-

ей, восстанавливают силы

Апельсин, лаванда,

мускат, лимон

Стимулирующие

ароматы

Улучшают внимание и па-

мять,   бодрят,   помогают бороться    с    депрессией

Жасмин, апельсин,

роза, корица

Защитные ароматы

Сохраняют равновесие и

целостность ауры

Жасмин, миндаль,

гвоздика, розмарин,

можжевельник, лимон, ладан

Седативные ароматы

Успокаивают, снимают

Стресс, переутомление

Герань, сандал, ладан,

майоран, ваниль,фиал-

ка,лаванда

«Семейные» ароматы

Создают ауру уюта, сбли-

жают родственников, способствуют общению

Жасмин, апельсин,

роза, корица

«Любовные» ароматы

Стимулируют интерес к

противоположному полу,

смягчают ссоры.

Апельсин, жасмин,

имбирь,фиалка,сандал  

кедр,корица,мандарин,

иланг-иланг

Ароматы для медитаций

Расслабляют, погружают в себя

Сандал, мирра, ладан, мускат, нероли, роза

Можно использовать эфирные масла по-разному:

- с помощью аромалампы,

- добавив несколько капель в гель для душа,

- добавив несколько капель в лосьон для тела или крем для рук,

- смешав 2-3 капли с ложкой меда, растворить в ванне с тёплой водой.

- капнуть 1-2 капли на носовой платок, положить в сумочку или под      подушку.

Сейчас  в  аптеке  можно  купить  даже  зубную  пасту  с  эфирными маслами.

Эфирные  масла  очень концентрированные вещества, при нанесении на кожу в  чистом  виде  могут  вызвать  ожоги.

Противопоказания к ароматерапии : аллергические заболевания, беременность отрицательное отношение к какому-то запаху.

Один    из    участников       группы     вынимает     из     ромашки    лепесток «психоэмоциональный   стресс»   и   записывает   на  его  обратной   стороне «Способность  противостоять  стрессу».

УЧИТЕЛЬ :

Подводя   итоги   нашего   урока,   хочется   ещё  раз обратить ваше внимание

на   основные   принципы   здорового  образа  жизни.     Посмотрите  на  нашу ромашку – сердечко.   Теперь   мы   знаем,   что   можно  и  нужно  бороться с вредными   привычками,   стоит   только   захотеть   и   проявить   силу   воли.

Попрошу   вас   перечислить   основные  принципы   здорового образа жизни.

Дети  перечисляют :   отказ  от  алкоголя   и   курения,  физическая   нагрузка, занятия      спортом,   обследования    у    врача    и    своевременное    лечение обнаруженных  заболеваний,  здоровое питание и способность противостоять стрессам.

Анатоль  Франс   сказал : «  Природа    безжалостно   издевается   над   нашим невежеством».

Наше     невежество      сокращает   продолжительность    жизни,   толкает   на преступление   перед  своим организмом. Я надеюсь, что полученные на этом уроке   знания   помогут  вам   и   вашим   родным  жить без болезней долго и счастливо. Не   заставляйте   ваше   сердце   расплачиваться  за ваши ошибки, поберегите его для тёплых чувств, для любви!

Ребята, благодарю всех вас за проделанную работу, за интересные сообщения

и содержательные  доклады. Предлагаю  вам  выполнить тестовые задания на закрепление знаний.

3. Закрепление полученных знаний.

ТЕСТЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ НА УРОКЕ.

На карточке  в левом столбце под цифрами записаны начала фраз,   в   правом их окончания.

  1. Инфаркт миокарда развивается вследствии. . .
  2. При остром нарушении мозгового кровообращения развивается . . .
  3. При стойком повышении артериального давления возникает . . .
  4. Кардиология – наука о  . . .
  5. Если в организме недостаточно инсулина или он не воспринимается

клетками, уровень сахара в крови повышается, при этом  развивается    

заболевание . . .

     6.  На развитие заболеваний сердца влияет образ жизни и такие вредные                                                            

          привычки, как . . .

7.  Самый крупный сосуд нашего организма называется . . .

8.  При сердечном приступе необходимо принять . . .

9.  Для профилактики инфаркта и ИБС необходимо сократить потребление

     продуктов, содержащих . . .          

10.В понятие «здоровый образ жизни» входят такие понятия, как . . .

11.Верхней границей нормального артериального давления можно считать

      цифры . . .              

12.Оптимальным артериальным давлением для взрослого человека      

          считают . . .

-----------------------------------------------------------------------------------------

     а)  аорта.

     б)  гипертония.

     в)  омертвения  участка  сердечной  мышцы  из-за   нарушения  его

          питания  кровью.

     г)  наука, изучающая сердечно-сосудистую систему.

     д)  сахарный диабет.

     е)  инсульт.

    ж)  курение, алкоголизм, переедание, гиподинамия.

     з)  валидол или нитроглицерин.

     и) физическая активность, отказ от курения и алкоголя, сбалансированное          

          питание, противостояние стрессам.

     к)  140/90 мм. рт. ст.

     л)  110/70, 120/80 мм. рт. ст.

     м)  холестерин.

Ответы : 1-в, 2-е, 3-б, 4-г, 5-д, 6-ж, 7-а, 8-з, 9-м, 10-и, 11-к, 12-л.

Ответы проверяются в парах, выставляются оценки за урок.

4.Задание на дом.

Прочесть     параграф  «Гигиена  сердечно - сосудистой системы, ответить  на вопросы  в  конце параграфа.

Рассказать  домочадцам  о  принципах  здорового  образа  жизни, всем вместе

составить    план    искоренения    вредных   привычек,   разработать   систему поощрений  за  выполнение поставленных задач, по возможности записать на видеокамеру    отзывы    родителей    и    их    мысли    на   заданную  тему. На классных часах   прослушать эти записи, обсудить успехи и неудачи. Можно использовать камеру мобильного телефона.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т Е С Т Ы

Слайд 2

Выбери верные утверждения Сердце человека состоит из предсердия и двух желудочков. Кровь омывает органы и ткани, унося углекислый газ и продукты распада и принося кислород и питательные вещества. При артериальном кровотечении кровь тёмно – бурого цвета, вытекает каплями, медленно. Тромбоциты участвуют в переносе кислорода к органам и тканям. В сердце человека в норме не происходит смешивания венозной и артериальной крови. Сердечная мышца – особый вид мышц.

Слайд 3

Верные утверждения Сердце человека состоит из предсердия и двух желудочков. Кровь омывает органы и ткани, унося углекислый газ и продукты распада и принося кислород и питательные вещества. При артериальном кровотечении кровь тёмно – бурого цвета, вытекает каплями, медленно. Тромбоциты участвуют в переносе кислорода к органам и тканям. В сердце человека в норме не происходит смешивания венозной и артериальной крови. Сердечная мышца – особый вид мышц. 2, 5, 6.

Слайд 4

Выбери кровеносную систему

Слайд 5

Назови части сердца человека

Слайд 6

Объём крови взрослого человека составляет 3 – 4 л 4 – 6 л 6 - 8 л

Слайд 7

Объём крови взрослого человека составляет 3 – 4 л 4 – 6 л 6 - 8 л

Слайд 8

Верхняя граница нормального АД взрослого человека составляет: 130\80 120\70 140\90 160\90

Слайд 9

Расскажи об этапах свертывания крови.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

Открытое тематическое мероприятие праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности, 8 июля «И долог век любви….»

Семья- это основа человеческой жизни, гарантия счастливого детства, спокойной юности и успешного будущего, это надежная пристань каждого из нас....

Классный час в 8 классе "В ком нет любви к стране родной,те сердцем нищие калеки" Т.Г.Шевченко

классный час в 8 классе "В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки" Т.Г.Шевченко...

Статья " В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие-калеки..."

Данная статья - попытка поделиться собственным опытом работы с коллегами -единомышленниками....

Тренинг для замещающих родителей "Каждому детскому сердцу - луч добра, тепла, любви!"

Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку....

Классный час "Побереги своё здоровье..."

разработка классного часа по теме ЗОЖ...