Главные вкладки

    Рабочая программа (биология, 8 класс) по теме:
    Рабочая программа по биологии для 8 класса

    Яшина Елена Анатольевна

    Рабочая программа по биологии для 8 класса к учебнику Н.И. Сонина расчитана на 70 часов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rab.prog_._bio_8_novaya.doc127 КБ

    Предварительный просмотр:

                Муниципальное образовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа с.Болотниково

                              «Утверждаю»

                                                                              Директор школы:                 М.М.Грунина

                     Приказ №____

                                       от «___»_______20___г.

     

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по учебному курсу  «БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК»

    8 класс

            Рассмотрено на заседании

    МО учителей химии и биологии

    Лунинского района

    (протокол №___ от «___»_____20____г.)

    Одбрено педагогическим советом

    МОУ ООШ с.Болотниково

    (протокол №___ от «___»_____20____г.)

                                             Составитель: Яшина Е.А.

                                 учитель химии и биологии

    МОУ ООШ с.Болотниково

    2012-2013 учебный год

                                                   Пояснительная записка

    Статус документа.

         Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования МОУ ООШ с.Болотниково по биологии.

    Структура документа.

         Рабочая программа по биологии 8 класса  включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 8 класса. В  программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.

    Цели и задачи обучения биологии в 8 классе:

    • освоение знаний о человеке как биосоциальном существ.
    • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, о факторах здоровья и риска, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием  собственного организма.
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения  биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
    • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.
    • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.                                                 

     Общая характеристика учебного предмета.

    Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.          Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности обучающихся.

         В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

    • Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

    • Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

       

    Место учебного предмета в Учебном плане МОУ ООШ с.Болотниково.

        Согласно  учебному плану МОУ ООШ с.Болотниково на изучении биологии в 8 классе отводится 70 часов. Рабочая программа для 8-го класса разработана на 70 часов и предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

    Развитие познавательных ценностных ориентиров содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

    Курс биологии формирует коммуникативные ценности, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

    Курс биологи направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

    Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

    Все  ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

    Требования к результатам освоения учащимися 8 класса программы:

    знать/понимать

    •        признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организма человека

    •        сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

    •        особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

    уметь

    •        объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

    •        изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием человека; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

    •        распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

    •        сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организма человека) и делать выводы на основе сравнения;

    •        анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека и влияние собственных поступков на здоровье человека;

    •        проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    •        соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

    •        оказания первой помощи при отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

    •        рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

    •        проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 

          Основное содержание учебного предмета

    Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч.)

    Человек – часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы.

    Тема 2. Происхождение человека (3 ч.)

    Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы эволюции человека разумного. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство. Расизм.

    Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1 ч.)

    Понятия анатомии, физиологии и гигиены человека. Вклад различных ученых в развитие наук о человека.

    Тема 4. Общий обзор организма человека (4 ч.).

    Клеточное строение организма. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Органы и системы органов. Организм – единое целое.

    Лабораторная работа:

    1. Изучение микроскопического строения тканей.

    Практическая работа:

    1. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

    Тема 5. Координация и регуляция (12 ч.)

    Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.

    Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.

    Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность.

    Лабораторная работа:

    1. Изучение головного мозга человека (по муляжам).

    Самонаблюдение:

    1. Изучение изменения размера зрачка.

    Тема 6. Опора и движение (8 ч.)

    Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.

    Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха.

    Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей.

    Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

    Лабораторная работа:

    1. Изучение внешнего строения костей.

    Самонаблюдения:

    1. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

    2. Измерение массы и роста своего организма.

    Тема 7. Внутренняя среда организма (4 ч.)

    Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Группы крови. Переливание крови. Донорство.

    Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

    Лабораторная работа:

    1. Изучение микроскопического строения крови.

    Тема 8. Транспорт веществ (4 ч.)

    Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Движение лимфы в организме. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

    Самонаблюдения:

    1. Измерение кровяного давления.

    2. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

    Тема 9. Дыхание (5 ч.)

    Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

    Голосовой аппарат. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

    Практическая работа:

    1. Определение частоты дыхания.

    Тема 10. Пищеварение (5 ч.)

    Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.

    Лабораторная работа:

    1. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

    Практическая работа:

    1. Определение норм рационального питания.

    Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 ч.)

    Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы.

    Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание.

    Тема 12. Выделение (2 ч.)

    Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

    Тема 13. Покровы тела (3 ч.)

    Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляция. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке.

    Тема 14. Размножение и развитие (3 ч.)

    Система органов размножения; строение и гигиена.

    Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

    Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч.)

    Поведение человека. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности.

    Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Безусловные и условные рефлексы. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной деятельности. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

    Тема 16. Человек и его здоровье (5 ч.)

    Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

    Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

    Практические работы:

    1. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

    2. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

    Резервное время ( 2 ч) использовано на повторение пройденного материала и тестовый контроль знаний.

    Тематическое планирование курса биологии в 8 классе

    (по учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р. «Биология. Человек»,  8 класс).

    № п/п

    Тема урока.

    Кол-во

    часов.

    Из них

    Лабор. работы

    Диагносработы

    1.

    2.

    3-4.

    5.

    6.

    7.

    8-9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16-17

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    26.

    27.

    28.

    29.

    30.

    31.

    32.

    33.

    34.

    35.

    36.

    37.

    38.

    39.

    40.

    41.

    42.

    43.

    44.

    45.

    46.

    47.

    48.

    49.

    50.

    51.

    52.

    53.

    54.

    55.

    56.

    57.

    58.

    59.

    60.

    61.

    62.

    63.

    64.

    65.

    66.

    67.

    68

    69

    70.

    Тема 1 . Человек как биологический вид .

    Место человека в системе органического мира.

    Особенности человека.

    Тема 2 . Происхождение человека.

    Происхождение человека, этапы его становления.

    Расы человека, их происхождение и единство.

     Тема 3 . Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.

    История развития знаний о строении и функциях организма человека.

    Тема 4. Общий обзор организма человека.

    Клеточное строение организма.

     Ткани. Л. р. № 1. «Ткани организма».

    Органы. Системы органов. Организм.

    Тема 5. Координация и регуляция. 

    Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

    Роль гормонов в обменных процессах. нервно-гуморальная регуляция, её нарушения.

    Нервная система.

    Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

    Спиной мозг. Л.р. №2. Определение безусловных рефлексов

    Строение и функции головного мозга.

    Полушария головного мозга. Л.р. 3.

    Анализаторы.

    Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

    Анализаторы слуха и равновесия.

    Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

    Чувствительность, взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.

    Контрольная работа по темам 6 и 7.

    Тема 6. Опора и движение.

    Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека.

    Строение и свойства костей.

    Типы соединения костей.

    Первая помощь при повреждениях скелета.

    Мышцы, их строение и функции.

    Работа мышц.

    Значение физических упражнений для формирования ОДС. Л.р. №4.

    Взаимосвязь строения и функций ОДС.

    Тема 7. Внутренняя среда организма.

    Внутренняя среда организма и её значение.

    Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Л.р. №5.

    Иммунитет.

    Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

    Тема 8. Транспорт веществ.

    Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

    Работа сердца.

    Движение крови по сосудам. Л.р. 6

    Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

    Тема 9. Дыхание.

    Дыхание. Строение органов дыхания.

    Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

    Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

    Регуляции дыхания. Л.р. №7.

    Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

    Тема 10. Пищеварение.

    Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме.

    Пищеварение в ротовой полости.

    Пищеварение в желудке и кишечнике. Л.р. № 8.

    Всасывание.

    Рациональное питание. Л.р. № 9.

    Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины.

    Обмен веществ и энергии.

    Витамины.

    Тема 12. Выделение.

    Выделение. Строение и работа почек.

    Заболевание почек, их предупреждение.

    Тема 13. Покровы тела.

    Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

    Роль кожи в терморегуляции организма.

    Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

    Тема 14. Размножение и развитие.

    Половая система человека.

    Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды.

    Возрастные процессы. Планирование семьи.

    Тема 15. Высшая нервная деятельность.

    Поведение человека. Рефлекс, его виды и значение.

    Торможение, его виды и значение.

    Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

    Особенности ВНД человека. Познавательные процессы.

    Типы нервной деятельности.

    Человек и его здоровье  

    Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

    Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

    Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

    Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.  

    Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

    Повторение изученного материала

    Тестовый контроль за курс 8 класса.

    2

    1

    1

    3

    2

    1

    1

    1

    4

    1

    2

    1

    2

    1

    1

    5

    1

    1

    1

    2

    5

    1

    1

    1

    1

    1

    8

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    4

    1

    1

    1

    1

    4

    1

    1

    1

    1

    5

    1

    1

    1

    1

    1

    5

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    2

    1

    1

    3

    1

    1

    1

    3

    1

    1

    1

    5

    1

    1

    1

    1

    1

    5

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1 т

    1 т

    1 т

    1 т

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

     Методические пособия для учителя:

    1.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;

    2)        Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

    3)        Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2008;

    Дополнительная литература для учителя:

    1)        Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

    2)        Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про¬свещение, 1997. - 240с: ил.

    3)        Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

    4)        Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

    для учащихся:

    1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010.; имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год)
    2. Н.И.Сонин «Человек. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек.» 8 класс.

    – М.: Дрофа.

           3)        Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий»

     - М.: Дрофа, 2005.-96с

            Интернет – ресурсы:

    www.bio.1september.ru

    www.bio.nature.ru

    www.edios.ru

    www.km.ru/educftion

                   CD-диски:

                   - Биология. 6-9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003

                   Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в    рамках требований Государственного стандарта по биологии.

    Комплект таблиц «Строение тела человека»

    Скелет.

    Мышцы (вид спереди)

    Мышцы (вид сзади)

    Кровеносная и лимфатическая системы.

    Дыхательная система.

    Выделительная система.

    Нервная система

    Женская половая система

    Раздаточный материал- карточки (80 шт.)

    Набор моделей палеонтологических находок «Происхождение человека»

       Череп павиана в натуральную величину

       Кисть шимпанзе в натуральную величину

       Стопа шимпанзе в натуральную величину

       Крестец и таз орангутанга в натуральную величину

       Нижняя челюсть гейдельбергского человека в натуральную величину

       Бюст питекантропа

       Бюст австралопитека

       Бюст неандердальца

       Бюст кроманьонца

       Бюст представителя азиатско-американской расы

       Бюст представителя евразийской расы

       Бюст представителя экваториальной расы

       Бюст шимпанзе

       Рельефная модель с изображением кроманьонца и шимпанзе в вертикальном положении.

    Набор моделей «Органы человека и животных»

       Молекула белка

       Сердце позвоночных

       Почка

       Мозг позвоночных

       Глазное яблоко

    Комплект скелетов человека и позвоночных животных

    Кости черепа человека, смонтированные на одной подставке

    Позвонки

    Косточки слуховые

    Скелет конечностей лошади

    Скелет конечностей овцы

    Микропрепараты

    1 Набор  микропрепаратов по анатомии и физиологии

    Микроскопы

                                                                                                 «Утверждено» на педсовете «__»_______2012г.

                                                                                  Директор школы:          М.М.Грунина

    Календарно-тематическое планирование учебного материала по биологии 8 класса.

    № п/п

    Тема урока.

    Кол-во

    часов.

    Дата проведения

    (по плану)

    Дата проведения

    (факт)

    Примечание

    1.

    2.

    3-4.

    5.

    6.

    7.

    8-9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16-17

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    26.

    27.

    28.

    29.

    30.

    31.

    32.

    33.

    34.

    35.

    36.

    37.

    38.

    39.

    40.

    41.

    42.

    43.

    44.

    45.

    46.

    47.

    48.

    49.

    50.

    51.

    52.

    53.

    54.

    55.

    56.

    57.

    58.

    59.

    60.

    61.

    62.

    63.

    64.

    65.

    66.

    67.

    68

    69

    70.

    Тема 1 . Человек как биологический вид .

    Место человека в системе органического мира.

    Особенности человека.

    Тема 2 . Происхождение человека.

    Происхождение человека, этапы его становления.

    Расы человека, их происхождение и единство.

     Тема 3 . Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.

    История развития знаний о строении и функциях организма человека.

    Тема 4. Общий обзор организма человека.

    Клеточное строение организма.

     Ткани. Л. р. № 1. «Ткани организма».

    Органы. Системы органов. Организм.

    Тема 5. Координация и регуляция. 

    Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

    Роль гормонов в обменных процессах. нервно-гуморальная регуляция, её нарушения.

    Нервная система.

    Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

    Спиной мозг. Л.р. №2. Определение безусловных рефлексов

    Строение и функции головного мозга.

    Полушария головного мозга. Л.р. 3. Изучение головного мозга человека

    Анализаторы.

    Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

    Анализаторы слуха и равновесия.

    Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

    Чувствительность, взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.

    Контрольная работа по темам 6 и 7.

    Тема 6. Опора и движение.

    Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека.

    Строение и свойства костей.

    Типы соединения костей.

    Первая помощь при повреждениях скелета.

    Мышцы, их строение и функции.

    Работа мышц.

    Значение физических упражнений для формирования ОДС. Л.р. №4. Изучение внешнего строения костей.

    Взаимосвязь строения и функций ОДС.

    Тема 7. Внутренняя среда организма.

    Внутренняя среда организма и её значение.

    Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Л.р. №5.

    Иммунитет.

    Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

    Тема 8. Транспорт веществ.

    Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

    Работа сердца.

    Движение крови по сосудам. Л.р. 6 Изучение микроскопического строения крови.

    Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

    Тема 9. Дыхание.

    Дыхание. Строение органов дыхания.

    Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

    Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

    Регуляции дыхания. Л.р. №7. Определение частоты дыхания.

    Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

    Тема 10. Пищеварение.

    Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме.

    Пищеварение в ротовой полости.

    Пищеварение в желудке и кишечнике. Л.р. № 8. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

    Всасывание.

    Рациональное питание. Л.р. № 9. Определение норм рационального питания.

    Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины.

    Обмен веществ и энергии.

    Витамины.

    Тема 12. Выделение.

    Выделение. Строение и работа почек.

    Заболевание почек, их предупреждение.

    Тема 13. Покровы тела.

    Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

    Роль кожи в терморегуляции организма.

    Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

    Тема 14. Размножение и развитие.

    Половая система человека.

    Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды.

    Возрастные процессы. Планирование семьи.

    Тема 15. Высшая нервная деятельность.

    Поведение человека. Рефлекс, его виды и значение.

    Торможение, его виды и значение.

    Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

    Особенности ВНД человека. Познавательные процессы.

    Типы нервной деятельности.

    Человек и его здоровье  

    Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

    Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

    Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

    Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.  

    Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

    Повторение изученного материала

    Тестовый контроль за курс 8 класса.

    2

    1

    1

    3

    2

    1

    1

    1

    4

    1

    2

    1

    2

    1

    1

    5

    1

    1

    1

    2

    5

    1

    1

    1

    1

    1

    8

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    4

    1

    1

    1

    1

    4

    1

    1

    1

    1

    5

    1

    1

    1

    1

    1

    5

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    2

    1

    1

    3

    1

    1

    1

    3

    1

    1

    1

    5

    1

    1

    1

    1

    1

    5

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1