Главные вкладки

    Методическая разработка по биологии (6 класс) по теме:
    Познавательная игра по биологии "Своя игра.Живая планета"для учащихся 6 - 7 классов

    Кузнецова Альфреда Накиповна

    Познавательную игру "Своя игра. Живая планета"  можно провести как внеклассное мероприятие и урок обобщения за 1 полугодие в 6-7классах, изучающих раздел биологии "Бактерии. Грибы. Растения". Вопросы и задания позволяют не только обобщить, углубить знания, но и содействуют формированию познавательного интереса к биологии,а также развитию памяти, речи, сообразительности и находчивости. Разработка включает сценарий игры, презентацию, видеофрагмент с физкультминуткой.

    Скачать:

    Подписи к слайдам:

    Жизнеспособность
    Объясните, какая особенность бактерий позволяет им выживать в неблагоприятных условиях, например, в организме человека, несмотря на активное лечение антибиотиками.

    Способность образовывать споры
    Тело многоклеточных грибов
    Вспомните осенний лес. Запах грибов. Наконец, вы нашли гриб и срезали его. Объясните, почему срезанный вами подберезовик представляет собой только часть организма?
    Срезанный гриб- плодовое тело, а в лесной подстилке остаётся грибница.
    Питание одноклеточных водорослей
    Благодаря какому свойству хлореллу и хламидомонаду можно использовать для очистки воды?

    Благодаря способности поглощать в темноте органические вещества, т. е.питаться
    гетеротрофно
    .
    Опыт (30 баллов)
    Возьмите пучок сухого мха сфагнума. Один конец опустите в стакан с водой, а другой перегните и опустите в сухой стакан. Что произойдет и почему?
    Мох перекачивает воду из одного стакана в другой, поэтому вскоре в сухом стакане появится вода.
    У сфагнума листья и стебель имеют, кроме живых, ещё и мертвые водоносные клетки, которые способны поглощать воды больше в 20-25 раз, чем их массы.
    Внимание – черный ящик
    В черном ящике видоизменённый побег культурного растения. Назовите его.
    П
    римерно 14 тыс. лет назад, его не только использовали в пищу, но и поклонялись ему, считая одухотворённым существом. 
    Если вы съедаете суточную норму - 300 грамм в день - то полностью обеспечиваете свой организм в углеводах, калии и фосфоре, а в 100 граммах содержится до 20 мг витамина С.
    Плоды-ягоды ядовитые, но в народе его называют вторым хлебом.
    Если у вас гипертония, то почаще ешьте его печеным.

    Клубни картофеля
    Соблюдая правила,
    вы
    можете заставить их работать на себя
    .

    Неизвестный
    автор
    «
    Счастливый случай
    »

    - команда получает число баллов, указанных в данном вопросе.
    «
    Несчастный случай
    »

    - команда штрафуется на указанное количество баллов.
    «
    Кот в мешке
    »

    - вопрос можно отдать команде – сопернику.
    «
    Вопрос-аукцион
    »

    - одна команда может перекупить у другой вопрос, назначив более высокую цену.
    «
    Своя игра
    »

    - команда имеет право уменьшить или увеличить число баллов за вопрос.
    «
    Музыкальная пауза
    »-
    физкультминутка.
    Роль органоидов клетки пресноводных водорослей
    Предположите, что случилось бы с хламидомонадой, если бы у неё исчезли светочувствительный глазок и пульсирующая вакуоль.
    Без светочувствительного глазка водоросль не смогла бы «обнаружить» свет, необходимый для фотосинтеза. Сократительные вакуоли необходимы для выделения избытка воды. Если бы их не стало хламидомонада бы лопнула бы от избытка воды.
    Семя (40 баллов)
    Какие преимущества имеет семя голосеменных перед спорами папоротников?
    В отличие от спор, семя имеет запас питательных веществ, зародыш находится внутри семени и лучше защищен от неблагоприятных условий.
    Интернет ресурсы
    Изображение цифра единица.
    http://i5.pixs.ru/storage/5/4/0/0692abb624_7011035_6868540.jpg
    Бацилла.
    http://pics2.pokazuha.ru/p442/b/i/6843417qib.jpg
    Изображение цифра два
    .
    http://s018.radikal.ru/i517/1201/43/1782376a318b.gif
    Изображение кокки
    .
    http://www.sickchirpse.com/wp-content/uploads/2011/12/miracle_draco-e1324573282408.jpg
    Изображение спирилла.
    http://www.pforster.ch/CSAPics/PicsInfectSpl/Treponema_pallidum_bacterium-SPL.jpg
    Изображение пустыня.
    http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2009/07/16/10/03/13686/nature_806-crop.jpg

    http://f3.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/4ec1d76b-5dce-d5c4-9f54

    8235c28c0aa2/
    Подберёзовик.
    jpg
    Изображение мухомор.
    http://www.anafor.ru/forums/uploads/post-13076-1289509676_thumb.jpg
    Изображение лисички.

    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/102/642/102642873_2565092_grib_lisich.jpg
    Изображение опята.
    http://www.uzhgorod.ws/grafica/gribu1.jpg
    Изображение моховик.
    http://3.firepic.org/3/images/2012-09/02/ypnwkpm9xpt6.jpg
    Изображение кота в мешке:
    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/715/73715531_4062230_kot_v_meshke.jpg
    Изображение спирогира.
    http://900igr.net/datai/biologija/Otdel-vodorosli/0011-010-Otdel-zelenye-vodorosli.png
    Изображение очистные сооружения.

    http://www.biogenial.de/images/Chlorellapond.jpg
    Изображение хлорелла.
    http://static.akvarista.cz/web/imgs/clanky/tmp/0006217.jpg
    Изображение хламидомонада.
    http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=290088465-24-72&n=21
    Изображение ламинария.
    http://www.sarreg.ru/uploads/posts/201201/1326911131_24240238_1209923214_f.jpg
    Изображение лягушки:
    http://www.fotka2009.narod.ru/carevna_lyaguschka.html
    Изображение физкультминутка.
    http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
    Изображение папоротник.
    http://bukitbrown.com/main/wp-content/uploads/2012/03/cu-of-edible-fern-at-OSL-Angie-Ng.jpg
    Изображение щитовник.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D9%E8%F2%EE%E2%ED%E8%EA_%EC%F3%E6%F1%EA%EE%E9
    Изображение древние споровые.
    http://lyc.zelenogorsk.ru/project/2007/lavrel/c3_landscape.jpg
    Формы клеток
    Назовите данные формы бактериальных клеток.


    1
    2
    3
    1- кокки
    2- спириллы
    3- бациллы
    Найди лишнее и объясни свой выбор
    1
    2
    3
    4
    Лишнее : 3 – это ядовитый гриб
    Клетка водорослей
    В какой части клетки, находятся вещества, определяющие цвет водорослей?
    В хроматофоре
    Гербарий (20 баллов)
    Рассмотрите гербарные образцы зеленой водоросли и кукушкина льна. В чём выражается более сложное строение мхов, чем водорослей?
    Тело большинства мхов расчленено на стебель и листья.
    Хотя для мхов характерна простая внутренняя организация, имеются слабо выраженные ткани.
    Кот в мешке
    + 20 баллов
    Двойное оплодотворение
    (30 баллов)
    В эндосперме семян томата 36 хромосом. Сколько хромосом в клетках листа томата?
    Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом, центральная клетка диплоидный.
    24 хромосомы - диплоидный набор



    Своя игра «Живая планета»

    познавательная биологическая игра
    7 класс



    Автор: Кузнецова Альфреда
    Накипова

    учитель химии и биологии
    МБОУ «
    Новоаганская
    ОСШ №2»
    ХМАО,
    гп
    .
    Новоаганск
    Как связаны данные понятия?
    «Манна небесная»
    Симбиоз гриба и водоросли
    Индикатор чистоты воздуха
    Есть мнение, что «манна небесная» из библейского предания –это лишайник леканора, слоевище которого съедобно и может переноситься ветром на многие километры. Лишайники- симбиотические организмы, очень чувствительные к промышленному загрязнению воздуха
    Ламинария
    Витя утверждает, что ламинария высшее растение, ведь её слоевище может достигать 20 метров в длину. Опровергнете его мнение.
    Тело ламинарии не имеет настоящих тканей и органов- стеблей , листьев и корней, типичных для высших растений, поэтому «морская капуста» относится к низшим растениям.
    Лист щитовника
    Два лесника, разглядывая лист щитовника мужского, поспорили. Один сказал, что лист простой, другой утверждал, что сложный. Разрешите спор.
    Лист у папоротника щитовника мужского - простой, рассеченный.
    Музыкальная остановка
    Найден фрагмент шпаргалки. Восстановите утраченный текст!
    в цитоплазме бактерий содержатся мелкие рибосомы, включения, но нет митохондрий ,
    пластид и даже
    ядра
    Клетка грибов
    Юные микологи задумались: какого вещества в стенках клеток грибов содержится больше - глюкозы, целлюлозы, пектина или хитина? Помогите им.
    Больше хитина.
    Счастливый случай
    +10 баллов
    Органы (30 баллов)
    Почему голосеменные получили такое название? Какие органы они имеют?
    У голосеменных тело представлено корневой системой, стволом, листьями, семенами. Такое название они получили потому что семяпочки
    ,
    а затем и происшедшие из них семена не имеют замкнутого вместилища и расположены на поверхности чешуи.
    Своя игра (20 баллов)
    Какие признаки отличают однодольных от двудольных растений?
    Одна семядоля, мочковатая корневая система, листья простые с дуговым или параллельным жилкованием, цветок трехчленного типа,

    проводящие пучки располагаются без видимого порядка по всему поперечному сечению стебля
    Готовимся к экзамену
    Почему почку покрытосеменного растения считают зачаточным побегом?
    Приведите не менее трех доказательств.
    В почке в зачаточном состоянии находятся все органы побега.
    Строение почки включает: зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки.
    3. Из почки развивается побег - стебель с расположенными на нем листьями и почками.
    Живая планета
    Бактерии
    10
    20
    30
    40
    50
    Грибы
    10
    20
    30
    40
    50
    Водоросли
    10
    20
    30
    40
    50
    Клубничное варенье
    Бабушка обнаружила, что клубничное варенье заплесневело, убрав верхний слой, она все же решила использовать в пищу оставшуюся часть. Однако, внучка убедила её этого не делать.
    Почему нельзя есть заплесневевшие продукты?
    Плесневые грибы выделяют ядовитые вещества, способные накапливаться в печени и почках человека и вызвать отравление или даже смерть.
    Мир высших растений
    Споровые

    10
    20
    30
    40
    50
    Голосеменные
    10
    20
    30
    40
    50
    Покрытосеменные
    10
    20
    30
    40
    50
    (40 баллов)
    У бактерий спора является приспособлением к переживанию неблагоприятных условий.
    А у папоротника?
    Какой набор хромосом характерен для споры папоротника?
    Споры папоротника служат для размножения и воспроизведения. Они гаплоидны.
    Строение покрытосеменных
    Объясните,
    какой основной особенностью строения,
    отличающей их от других отделов растений,
    обладают покрытосеменные.
    Наличие
    цветков и
    покрытосемянность
    .

    С
    емяпочка
    находится внутри завязи. Зародыш защищен семенной кожурой и околоплодником.
    Роль бактерий
    В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.
    Песок пустынь безводен и малопригоден для размножения бактерий гниения. Поэтому трупы животных мумифицируются , а не разрушаются.
    Аукцион – 30 баллов, кто больше?
    Почему одна из этих водорослей привлекла внимание конструкторов космических кораблей и космонавтов? Как её называют?
    Хлорелла поглощает углекислый газ и выделяет кислород , обеспечивая дыхание космонавтам.
    Происхождение (20баллов)
    От какой группы растений произошли голосеменные?
    От разноспоровых папоротников.
    РАУНД
    Питание бактерий
    Два ученика поспорили: один утверждает, что тип питания бактерий такой же как у животных, другой считает, что как у растений. Как вы разрешите спор?
    Одни бактерии питаются
    гетеротрофно
    , другие
    автотрофно
    . Правы оба ученика.
    Кот в мешке
    + 20 баллов
    РАУНД
    Музыкальная физкультминутка
    Несчастный случай
    - 10 баллов
    Уберите лишнее и объясните свой выбор (50 баллов).
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    4 - пальма относится к покрытосеменным.
    Интернет-ресурсы
    Изображение
    гинко
    .
    http://pazitiff.info/uploads/posts/2011-04/thumbs/1302804889_631f1f0262b2.jpg
    Изображение саговник.
    http://ponsetilandscaping.com/wp-content/uploads/2012/08/db_sago11.jpg
    Изображение можжевельник.
    http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=437857759-30-72&n=21
    Изображение кедр.
    http://www.stroikaural.ru/usr/all/dc749bdf34c178d944dbe583830eb9ee.jpg
    Изображение пальма кокосовая.
    http://canadianletters.com/journey/wp-content/uploads/2010/04/tropical02.jpg
    Изображение ель европейская.
    http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=287003606-12-72&n=21
    Изображение признаки классов растений.
    https://infogr.am/app/uploads/sizes/550_dya4ckova_1374865249.jpg
    Изображение двойное оплодотворение.
    http://ppt4web.ru/images/111/14614/310/img12.jpg
    Изображение картофель.
    http://barnaul.freeadsin.ru/content/root/users/2012/20120829/osa-ola-mail-ru/offers/201208/f20120829062429-kartofeli.jpg
    Изображение вегетативная почка.
    http://distant-lessons.ru/wp

    content/uploads/2013/08/pochki-rastenij.jpg
    Изображение нотный стан.
    http://www.allfons.ru/pic/201206/640x480/allfons.ru-14303.jpg

    Предварительный просмотр:

    Кузнецова Альфреда Накиповна, учитель химии и биологии

    МБОУ «Новоаганская ОСШ №2», ХМАО, гп. Новоаганск

    Сценарий внеклассного мероприятия

    «Своя игра. Живая планета»

    Мероприятие может быть проведено в рамках декады биологии или как обобщающий урок  в первом полугодии  для учащихся 7 класса, занимающихся по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов».

    Цель: формирование  познавательного  интереса  к  предмету биология, обобщение и систематизация знаний о бактериях, грибах, растениях.

    Задачи:

    • активизировать и расширить субъективный опыт учащихся;
    • развивать внимание, память, речь, сообразительность, находчивость, аналитико- синтезирующее мышление;
    • воспитывать устойчивый интерес к биологии, положительное отношение к знаниям.

    Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная доска,   презентация  Power Point, гербарные образцы кукушкина льна и  зеленой водоросли, растение сфагнума, два стакана (один с водой), «черный ящик» с клубнями картофеля.

    Форма проведения:   познавательная игра по принципу ТV- игры.

    Методы и приемы: частично-поисковый,  словесно – наглядно – практический.

    Подготовка мероприятия: в кабинете организовано рабочее место для команд, работы жюри, подготовлены призы, команды сформированы заранее и получили здание придумать название и девиз.

    Содержание и правила:

    Игра состоит из 2 раундов, в каждом члены  команды по очереди выбирают тему, затем вопросы (максимально 5 вопросов). За каждый ответ команда может получить от 10 до  50 баллов, в зависимости от сложности выбранного  вопроса. На обдумывание ответа у вас в первом раунде 1\2 минуты, во втором 1 минута.  Если ответ неправильный, команда штрафуется  соответственно номиналу вопросу. Есть особенные  вопросы:

     «Счастливый случай» - команда получает указанное число баллов.

    «Несчастный случай» - команда штрафуется на указанное  количество баллов.

    «Кот в мешке» - вопрос можно отдать команде – сопернику.

    «Вопрос-аукцион» - одна команда может перекупить у другой вопрос, назначив более высокую цену.

    «Своя игра» - команда имеет право уменьшить или увеличить число баллов за вопрос.

    «Музыкальная пауза» - физкультминутка.

    В случае проведения игры на обобщающем уроке,  организовать работу 2 команд, а на внеклассном мероприятие трех команд. Каждая из команд, может выбрать по 5 вопросов в раунде. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

    Ход мероприятия

    Слайд

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Слайд 1

    I.Организационный момент

    Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я приглашаю ваш на состязание команд  «Своя игра. Живая планета».  Сегодня трем замечательным командам выпала удача показать свои знания, находчивость и смекалку. Прошу представиться команды!

    У нас в гостях жюри (представляет жюри)

     Жюри оценивает представление команд: максимально 3 балла

    Команды представляются (название и девиз).

    Слайд 2

    Для успеха в любой игре нужно знать правила.

    Девиз игры: 

    Соблюдая правила, вы можете заставить их работать на себя.                    

     Неизвестный автор

    Знакомит команды с правилами игры.

    Изучают правила игры.

    Слайд 3

    II. Основной этап игры

    Внимание!

    Начинаем 1 раунд! «Живая планета».

    Первая выбирает вопрос команда, получившая максимальный балл.

    Слайд 4

    «Живая планета»

    - слайд 20

    Слайд 13 «Кот в мешке»

    Слайд 18

    «Аукцион»

    Команды по очереди выбирают тему и вопросы 1 раунда.

    Темы: бактерии, грибы, водоросли.

    Гиперссылка переводит на слайд с  текстом вопроса. После устного ответа команды, по щелчку, открывается правильный ответ на этом же слайде. С каждого слайда, значок  возвращает игру  на слайд 4 «Живая планета».

    Переход к самому вопросу по щелчку на знак

    Переход к вопросу на 30 баллов  в теме «Водоросли» через правую кнопку мышки «Переход к слайду 18»

    Команды выбирают, обсуждают задания и отвечают на вопросы устно. . Сопоставляют свои ответы с предложенными учителем.

    Команда  может отдать вопрос сопернику. Если ответ правильный, количество баллов увеличивается на 20 (по сравнению с номиналом).

    Любая команда может «перекупить» вопрос, увеличив стоимость вопроса, но в случаи ошибки  получает штраф.

    Слайд 21

    «Раунд 2»

    Слайд 22

    Мир высших растений»

    Слайд 23

    «Счастливый случай»

    Слайд 26 «Музыкальная физкультминутка».

    Слайд 29

    «Несчастный случай»

    Слайд 32 «Кот в мешке»

    Слайд 36 «Своя игра»

    Слайд 37

    Переход к слайду 21 по значку  на слайде 4

    Начинаем  2 раунд!

    Называется раунд «Мир растений»

    Темы вопросов: споровые, голосеменные, покрытосеменные.

    Вопрос  на10 баллов в теме «Споровые»  переход к слайду 23.

    Вопрос  на 40 баллов в теме «Споровые»  переход к слайду 26 «Музыкальная физкультминутка». Переход к вопросу по щелчку на значок  .

    Вопрос  на 10 баллов в теме «Голосеменные»  переход к слайду 29.

    Вопрос  на 40 баллов в теме «Голосеменные»  переход к слайду 32.

    Вопрос  на 20 баллов в теме «Покрытосеменные»  переход к слайду 36.

    После принятия решения командой, учитель по щелчку открывает  вопрос, а после ответа, повторный щелчок открывает правильный ответ.

    Возможна подсказка, появляющаяся по щелчку, повторный щелчок открывает правильный ответ.

    Команды выбирают, обсуждают задания и отвечают на вопросы устно. Сопоставляют свои ответы с появляющимися на слайде.

    Команда получает призовые баллы без ответа на вопрос.

    Все участники игры участвуют в физкультминутке.

    Команда получает штрафные баллы.

    Команда  может отдать вопрос сопернику. Если ответ правильный, количество баллов увеличивается на 20 (по сравнению с номиналом).

    Команда принимает решение об уменьшении или увеличении баллов за вопрос, до его появления на слайде.

    Слайд 40

    «Музыкальная остановка»

    Переход к слайду 40 по значку  на слайде 21

    Пока жюри подводит итоги, проведем конкурс «Узнай песенку».

    Учащиеся отгадывают детские песни по отрывку мелодии.

    Слайды 41,42

    «Интернет –ресурсы»

    III. Подведение итогов игры.

    Жюри  объявляет итоги игры. Поздравляют победителей, награждают  всех участников сладкими призами.

    Литература

    1. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». – М.: Дрофа,2011.-255с.
    2. Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин и др. «Биология: 1600 задач, тестов, проверочных работ для школьников и поступающих в вузы». – М.: Дрофа,1999.- 432с.

    Интернет- ресурсы.

            http://f3.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/4ec1d76b-5dce-d5c4-9f54 8235c28c0aa2/Подберёзовик.jpg 


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Интеллектуально-познавательная игра по тепловым явлениям для 8 классов "Своя игра"

    Игра предназначена для  закрепления и проверки знаний учащихся по теме "Тепловые явления".Данная игра проводится в ...

    Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

     Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств». ...

    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра" для 10-11 класса

     Данная методическая разработка представляет собой адаптированный аналог телевизионной передачи «Своя игра» (канал ...

    Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

    Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.&nb...

    Познавательная игра для 7-х классов "Микромир"

    Игра предназначена для одаренных детей, интересующихся биологией. Может быть использованна во внеурочной деятельности и ...

    Познавательная игра для 6-х классов "Интересные зеленые"

    Игра предназначена для одаренных учащихся, интересующихся биологией. Может быть использована во внеурочной деятельности ...

    Обобщающий урок-игра по биологии для учащихся 8 классов.

    Обощающий урок по биологии 8класс, дает возможность учащимся повторить весь материал пройденный за год в игровой форме....

    Внеклассное мероприятие (игра) по биологии для учащихся 5-6 классов на тему: "Живущие вместе"

    Цель данного мероприятия - развить у учеников представление о связи (прямой и косвенной) между деятельностью человека и ...

    Игра-викторина по биологии для 5-6 классов.

     Игра-викторина для 5-6 классов.  Цель:- воспитание бережного отношения к  окружающей природе, живот...

    Междисциплинарная интеллектуально – познавательная игра по географии, биологии, химии для 9 – х классов «Звёздный час по географии, химии, биологии, экологии»

    Междисциплинарная интеллектуально – познавательная  игра по географии, биологии, химии для 9 – х классов«Звёздный ч...