Познавательная игра по биологии "Своя игра.Живая планета"для учащихся 6 - 7 классов
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Кузнецова Альфреда Накиповна

Познавательную игру "Своя игра. Живая планета"  можно провести как внеклассное мероприятие и урок обобщения за 1 полугодие в 6-7классах, изучающих раздел биологии "Бактерии. Грибы. Растения". Вопросы и задания позволяют не только обобщить, углубить знания, но и содействуют формированию познавательного интереса к биологии,а также развитию памяти, речи, сообразительности и находчивости. Разработка включает сценарий игры, презентацию, видеофрагмент с физкультминуткой.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Жизнеспособность
Объясните, какая особенность бактерий позволяет им выживать в неблагоприятных условиях, например, в организме человека, несмотря на активное лечение антибиотиками.

Способность образовывать споры
Тело многоклеточных грибов
Вспомните осенний лес. Запах грибов. Наконец, вы нашли гриб и срезали его. Объясните, почему срезанный вами подберезовик представляет собой только часть организма?
Срезанный гриб- плодовое тело, а в лесной подстилке остаётся грибница.
Питание одноклеточных водорослей
Благодаря какому свойству хлореллу и хламидомонаду можно использовать для очистки воды?

Благодаря способности поглощать в темноте органические вещества, т. е.питаться
гетеротрофно
.
Опыт (30 баллов)
Возьмите пучок сухого мха сфагнума. Один конец опустите в стакан с водой, а другой перегните и опустите в сухой стакан. Что произойдет и почему?
Мох перекачивает воду из одного стакана в другой, поэтому вскоре в сухом стакане появится вода.
У сфагнума листья и стебель имеют, кроме живых, ещё и мертвые водоносные клетки, которые способны поглощать воды больше в 20-25 раз, чем их массы.
Внимание – черный ящик
В черном ящике видоизменённый побег культурного растения. Назовите его.
П
римерно 14 тыс. лет назад, его не только использовали в пищу, но и поклонялись ему, считая одухотворённым существом. 
Если вы съедаете суточную норму - 300 грамм в день - то полностью обеспечиваете свой организм в углеводах, калии и фосфоре, а в 100 граммах содержится до 20 мг витамина С.
Плоды-ягоды ядовитые, но в народе его называют вторым хлебом.
Если у вас гипертония, то почаще ешьте его печеным.

Клубни картофеля
Соблюдая правила,
вы
можете заставить их работать на себя
.

Неизвестный
автор
«
Счастливый случай
»

- команда получает число баллов, указанных в данном вопросе.
«
Несчастный случай
»

- команда штрафуется на указанное количество баллов.
«
Кот в мешке
»

- вопрос можно отдать команде – сопернику.
«
Вопрос-аукцион
»

- одна команда может перекупить у другой вопрос, назначив более высокую цену.
«
Своя игра
»

- команда имеет право уменьшить или увеличить число баллов за вопрос.
«
Музыкальная пауза
»-
физкультминутка.
Роль органоидов клетки пресноводных водорослей
Предположите, что случилось бы с хламидомонадой, если бы у неё исчезли светочувствительный глазок и пульсирующая вакуоль.
Без светочувствительного глазка водоросль не смогла бы «обнаружить» свет, необходимый для фотосинтеза. Сократительные вакуоли необходимы для выделения избытка воды. Если бы их не стало хламидомонада бы лопнула бы от избытка воды.
Семя (40 баллов)
Какие преимущества имеет семя голосеменных перед спорами папоротников?
В отличие от спор, семя имеет запас питательных веществ, зародыш находится внутри семени и лучше защищен от неблагоприятных условий.
Интернет ресурсы
Изображение цифра единица.
http://i5.pixs.ru/storage/5/4/0/0692abb624_7011035_6868540.jpg
Бацилла.
http://pics2.pokazuha.ru/p442/b/i/6843417qib.jpg
Изображение цифра два
.
http://s018.radikal.ru/i517/1201/43/1782376a318b.gif
Изображение кокки
.
http://www.sickchirpse.com/wp-content/uploads/2011/12/miracle_draco-e1324573282408.jpg
Изображение спирилла.
http://www.pforster.ch/CSAPics/PicsInfectSpl/Treponema_pallidum_bacterium-SPL.jpg
Изображение пустыня.
http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2009/07/16/10/03/13686/nature_806-crop.jpg

http://f3.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/4ec1d76b-5dce-d5c4-9f54

8235c28c0aa2/
Подберёзовик.
jpg
Изображение мухомор.
http://www.anafor.ru/forums/uploads/post-13076-1289509676_thumb.jpg
Изображение лисички.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/102/642/102642873_2565092_grib_lisich.jpg
Изображение опята.
http://www.uzhgorod.ws/grafica/gribu1.jpg
Изображение моховик.
http://3.firepic.org/3/images/2012-09/02/ypnwkpm9xpt6.jpg
Изображение кота в мешке:
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/715/73715531_4062230_kot_v_meshke.jpg
Изображение спирогира.
http://900igr.net/datai/biologija/Otdel-vodorosli/0011-010-Otdel-zelenye-vodorosli.png
Изображение очистные сооружения.

http://www.biogenial.de/images/Chlorellapond.jpg
Изображение хлорелла.
http://static.akvarista.cz/web/imgs/clanky/tmp/0006217.jpg
Изображение хламидомонада.
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=290088465-24-72&n=21
Изображение ламинария.
http://www.sarreg.ru/uploads/posts/201201/1326911131_24240238_1209923214_f.jpg
Изображение лягушки:
http://www.fotka2009.narod.ru/carevna_lyaguschka.html
Изображение физкультминутка.
http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
Изображение папоротник.
http://bukitbrown.com/main/wp-content/uploads/2012/03/cu-of-edible-fern-at-OSL-Angie-Ng.jpg
Изображение щитовник.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D9%E8%F2%EE%E2%ED%E8%EA_%EC%F3%E6%F1%EA%EE%E9
Изображение древние споровые.
http://lyc.zelenogorsk.ru/project/2007/lavrel/c3_landscape.jpg
Формы клеток
Назовите данные формы бактериальных клеток.


1
2
3
1- кокки
2- спириллы
3- бациллы
Найди лишнее и объясни свой выбор
1
2
3
4
Лишнее : 3 – это ядовитый гриб
Клетка водорослей
В какой части клетки, находятся вещества, определяющие цвет водорослей?
В хроматофоре
Гербарий (20 баллов)
Рассмотрите гербарные образцы зеленой водоросли и кукушкина льна. В чём выражается более сложное строение мхов, чем водорослей?
Тело большинства мхов расчленено на стебель и листья.
Хотя для мхов характерна простая внутренняя организация, имеются слабо выраженные ткани.
Кот в мешке
+ 20 баллов
Двойное оплодотворение
(30 баллов)
В эндосперме семян томата 36 хромосом. Сколько хромосом в клетках листа томата?
Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом, центральная клетка диплоидный.
24 хромосомы - диплоидный набор



Своя игра «Живая планета»

познавательная биологическая игра
7 класс



Автор: Кузнецова Альфреда
Накипова

учитель химии и биологии
МБОУ «
Новоаганская
ОСШ №2»
ХМАО,
гп
.
Новоаганск
Как связаны данные понятия?
«Манна небесная»
Симбиоз гриба и водоросли
Индикатор чистоты воздуха
Есть мнение, что «манна небесная» из библейского предания –это лишайник леканора, слоевище которого съедобно и может переноситься ветром на многие километры. Лишайники- симбиотические организмы, очень чувствительные к промышленному загрязнению воздуха
Ламинария
Витя утверждает, что ламинария высшее растение, ведь её слоевище может достигать 20 метров в длину. Опровергнете его мнение.
Тело ламинарии не имеет настоящих тканей и органов- стеблей , листьев и корней, типичных для высших растений, поэтому «морская капуста» относится к низшим растениям.
Лист щитовника
Два лесника, разглядывая лист щитовника мужского, поспорили. Один сказал, что лист простой, другой утверждал, что сложный. Разрешите спор.
Лист у папоротника щитовника мужского - простой, рассеченный.
Музыкальная остановка
Найден фрагмент шпаргалки. Восстановите утраченный текст!
в цитоплазме бактерий содержатся мелкие рибосомы, включения, но нет митохондрий ,
пластид и даже
ядра
Клетка грибов
Юные микологи задумались: какого вещества в стенках клеток грибов содержится больше - глюкозы, целлюлозы, пектина или хитина? Помогите им.
Больше хитина.
Счастливый случай
+10 баллов
Органы (30 баллов)
Почему голосеменные получили такое название? Какие органы они имеют?
У голосеменных тело представлено корневой системой, стволом, листьями, семенами. Такое название они получили потому что семяпочки
,
а затем и происшедшие из них семена не имеют замкнутого вместилища и расположены на поверхности чешуи.
Своя игра (20 баллов)
Какие признаки отличают однодольных от двудольных растений?
Одна семядоля, мочковатая корневая система, листья простые с дуговым или параллельным жилкованием, цветок трехчленного типа,

проводящие пучки располагаются без видимого порядка по всему поперечному сечению стебля
Готовимся к экзамену
Почему почку покрытосеменного растения считают зачаточным побегом?
Приведите не менее трех доказательств.
В почке в зачаточном состоянии находятся все органы побега.
Строение почки включает: зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки.
3. Из почки развивается побег - стебель с расположенными на нем листьями и почками.
Живая планета
Бактерии
10
20
30
40
50
Грибы
10
20
30
40
50
Водоросли
10
20
30
40
50
Клубничное варенье
Бабушка обнаружила, что клубничное варенье заплесневело, убрав верхний слой, она все же решила использовать в пищу оставшуюся часть. Однако, внучка убедила её этого не делать.
Почему нельзя есть заплесневевшие продукты?
Плесневые грибы выделяют ядовитые вещества, способные накапливаться в печени и почках человека и вызвать отравление или даже смерть.
Мир высших растений
Споровые

10
20
30
40
50
Голосеменные
10
20
30
40
50
Покрытосеменные
10
20
30
40
50
(40 баллов)
У бактерий спора является приспособлением к переживанию неблагоприятных условий.
А у папоротника?
Какой набор хромосом характерен для споры папоротника?
Споры папоротника служат для размножения и воспроизведения. Они гаплоидны.
Строение покрытосеменных
Объясните,
какой основной особенностью строения,
отличающей их от других отделов растений,
обладают покрытосеменные.
Наличие
цветков и
покрытосемянность
.

С
емяпочка
находится внутри завязи. Зародыш защищен семенной кожурой и околоплодником.
Роль бактерий
В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.
Песок пустынь безводен и малопригоден для размножения бактерий гниения. Поэтому трупы животных мумифицируются , а не разрушаются.
Аукцион – 30 баллов, кто больше?
Почему одна из этих водорослей привлекла внимание конструкторов космических кораблей и космонавтов? Как её называют?
Хлорелла поглощает углекислый газ и выделяет кислород , обеспечивая дыхание космонавтам.
Происхождение (20баллов)
От какой группы растений произошли голосеменные?
От разноспоровых папоротников.
РАУНД
Питание бактерий
Два ученика поспорили: один утверждает, что тип питания бактерий такой же как у животных, другой считает, что как у растений. Как вы разрешите спор?
Одни бактерии питаются
гетеротрофно
, другие
автотрофно
. Правы оба ученика.
Кот в мешке
+ 20 баллов
РАУНД
Музыкальная физкультминутка
Несчастный случай
- 10 баллов
Уберите лишнее и объясните свой выбор (50 баллов).
1
2
3
4
5
6
4 - пальма относится к покрытосеменным.
Интернет-ресурсы
Изображение
гинко
.
http://pazitiff.info/uploads/posts/2011-04/thumbs/1302804889_631f1f0262b2.jpg
Изображение саговник.
http://ponsetilandscaping.com/wp-content/uploads/2012/08/db_sago11.jpg
Изображение можжевельник.
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=437857759-30-72&n=21
Изображение кедр.
http://www.stroikaural.ru/usr/all/dc749bdf34c178d944dbe583830eb9ee.jpg
Изображение пальма кокосовая.
http://canadianletters.com/journey/wp-content/uploads/2010/04/tropical02.jpg
Изображение ель европейская.
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=287003606-12-72&n=21
Изображение признаки классов растений.
https://infogr.am/app/uploads/sizes/550_dya4ckova_1374865249.jpg
Изображение двойное оплодотворение.
http://ppt4web.ru/images/111/14614/310/img12.jpg
Изображение картофель.
http://barnaul.freeadsin.ru/content/root/users/2012/20120829/osa-ola-mail-ru/offers/201208/f20120829062429-kartofeli.jpg
Изображение вегетативная почка.
http://distant-lessons.ru/wp

content/uploads/2013/08/pochki-rastenij.jpg
Изображение нотный стан.
http://www.allfons.ru/pic/201206/640x480/allfons.ru-14303.jpg


Предварительный просмотр:

Кузнецова Альфреда Накиповна, учитель химии и биологии

МБОУ «Новоаганская ОСШ №2», ХМАО, гп. Новоаганск

Сценарий внеклассного мероприятия

«Своя игра. Живая планета»

Мероприятие может быть проведено в рамках декады биологии или как обобщающий урок  в первом полугодии  для учащихся 7 класса, занимающихся по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов».

Цель: формирование  познавательного  интереса  к  предмету биология, обобщение и систематизация знаний о бактериях, грибах, растениях.

Задачи:

  • активизировать и расширить субъективный опыт учащихся;
  • развивать внимание, память, речь, сообразительность, находчивость, аналитико- синтезирующее мышление;
  • воспитывать устойчивый интерес к биологии, положительное отношение к знаниям.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная доска,   презентация  Power Point, гербарные образцы кукушкина льна и  зеленой водоросли, растение сфагнума, два стакана (один с водой), «черный ящик» с клубнями картофеля.

Форма проведения:   познавательная игра по принципу ТV- игры.

Методы и приемы: частично-поисковый,  словесно – наглядно – практический.

Подготовка мероприятия: в кабинете организовано рабочее место для команд, работы жюри, подготовлены призы, команды сформированы заранее и получили здание придумать название и девиз.

Содержание и правила:

Игра состоит из 2 раундов, в каждом члены  команды по очереди выбирают тему, затем вопросы (максимально 5 вопросов). За каждый ответ команда может получить от 10 до  50 баллов, в зависимости от сложности выбранного  вопроса. На обдумывание ответа у вас в первом раунде 1\2 минуты, во втором 1 минута.  Если ответ неправильный, команда штрафуется  соответственно номиналу вопросу. Есть особенные  вопросы:

 «Счастливый случай» - команда получает указанное число баллов.

«Несчастный случай» - команда штрафуется на указанное  количество баллов.

«Кот в мешке» - вопрос можно отдать команде – сопернику.

«Вопрос-аукцион» - одна команда может перекупить у другой вопрос, назначив более высокую цену.

«Своя игра» - команда имеет право уменьшить или увеличить число баллов за вопрос.

«Музыкальная пауза» - физкультминутка.

В случае проведения игры на обобщающем уроке,  организовать работу 2 команд, а на внеклассном мероприятие трех команд. Каждая из команд, может выбрать по 5 вопросов в раунде. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ход мероприятия

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд 1

I.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я приглашаю ваш на состязание команд  «Своя игра. Живая планета».  Сегодня трем замечательным командам выпала удача показать свои знания, находчивость и смекалку. Прошу представиться команды!

У нас в гостях жюри (представляет жюри)

 Жюри оценивает представление команд: максимально 3 балла

Команды представляются (название и девиз).

Слайд 2

Для успеха в любой игре нужно знать правила.

Девиз игры: 

Соблюдая правила, вы можете заставить их работать на себя.                    

 Неизвестный автор

Знакомит команды с правилами игры.

Изучают правила игры.

Слайд 3

II. Основной этап игры

Внимание!

Начинаем 1 раунд! «Живая планета».

Первая выбирает вопрос команда, получившая максимальный балл.

Слайд 4

«Живая планета»

- слайд 20

Слайд 13 «Кот в мешке»

Слайд 18

«Аукцион»

Команды по очереди выбирают тему и вопросы 1 раунда.

Темы: бактерии, грибы, водоросли.

Гиперссылка переводит на слайд с  текстом вопроса. После устного ответа команды, по щелчку, открывается правильный ответ на этом же слайде. С каждого слайда, значок  возвращает игру  на слайд 4 «Живая планета».

Переход к самому вопросу по щелчку на знак

Переход к вопросу на 30 баллов  в теме «Водоросли» через правую кнопку мышки «Переход к слайду 18»

Команды выбирают, обсуждают задания и отвечают на вопросы устно. . Сопоставляют свои ответы с предложенными учителем.

Команда  может отдать вопрос сопернику. Если ответ правильный, количество баллов увеличивается на 20 (по сравнению с номиналом).

Любая команда может «перекупить» вопрос, увеличив стоимость вопроса, но в случаи ошибки  получает штраф.

Слайд 21

«Раунд 2»

Слайд 22

Мир высших растений»

Слайд 23

«Счастливый случай»

Слайд 26 «Музыкальная физкультминутка».

Слайд 29

«Несчастный случай»

Слайд 32 «Кот в мешке»

Слайд 36 «Своя игра»

Слайд 37

Переход к слайду 21 по значку  на слайде 4

Начинаем  2 раунд!

Называется раунд «Мир растений»

Темы вопросов: споровые, голосеменные, покрытосеменные.

Вопрос  на10 баллов в теме «Споровые»  переход к слайду 23.

Вопрос  на 40 баллов в теме «Споровые»  переход к слайду 26 «Музыкальная физкультминутка». Переход к вопросу по щелчку на значок  .

Вопрос  на 10 баллов в теме «Голосеменные»  переход к слайду 29.

Вопрос  на 40 баллов в теме «Голосеменные»  переход к слайду 32.

Вопрос  на 20 баллов в теме «Покрытосеменные»  переход к слайду 36.

После принятия решения командой, учитель по щелчку открывает  вопрос, а после ответа, повторный щелчок открывает правильный ответ.

Возможна подсказка, появляющаяся по щелчку, повторный щелчок открывает правильный ответ.

Команды выбирают, обсуждают задания и отвечают на вопросы устно. Сопоставляют свои ответы с появляющимися на слайде.

Команда получает призовые баллы без ответа на вопрос.

Все участники игры участвуют в физкультминутке.

Команда получает штрафные баллы.

Команда  может отдать вопрос сопернику. Если ответ правильный, количество баллов увеличивается на 20 (по сравнению с номиналом).

Команда принимает решение об уменьшении или увеличении баллов за вопрос, до его появления на слайде.

Слайд 40

«Музыкальная остановка»

Переход к слайду 40 по значку  на слайде 21

Пока жюри подводит итоги, проведем конкурс «Узнай песенку».

Учащиеся отгадывают детские песни по отрывку мелодии.

Слайды 41,42

«Интернет –ресурсы»

III. Подведение итогов игры.

Жюри  объявляет итоги игры. Поздравляют победителей, награждают  всех участников сладкими призами.

Литература

  1. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». – М.: Дрофа,2011.-255с.
  2. Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин и др. «Биология: 1600 задач, тестов, проверочных работ для школьников и поступающих в вузы». – М.: Дрофа,1999.- 432с.

Интернет- ресурсы.

        http://f3.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/4ec1d76b-5dce-d5c4-9f54 8235c28c0aa2/Подберёзовик.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра «Твои соседи по планете» для 8-11 классов

Данное мероприятие позволяе вспомнить,  а  может  быть,  узнать  впервые,  кто  сильнее  в  царстве  зверей,  кто  самый  маленький,...

Сценарий познавательной игры « В мире птиц». ( для учащихся 3-4 классов)

Сценарий познавательной игры   « В мире птиц».( для учащихся 3-4 классов) Цель: Формирование у учащихся  природоохранной деятельности....

Познавательная игра по английскому языку "Крестики-нолики" для учащихся 5-6 классов.к

Разработка мероприятия по английскому языку для 5-6 классов с целью расширения кругозора учащихся об Объединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии....

Сценарий познавательной игры - викторины по истории Древнего мира для учащихся 5 класса «Путешествие во времени»

Предлагаемая викторина может быть использована в качестве итогового повторения в 5 классе или в 6 классе для входного контроля....

Интеллектуально-познавательная игра "Знатоки", посвященная Александровской колонне для учащихся 10 класса

Игра рассчитана для учащихся 10 класса. Проводится как классный час. Играют командами. Игра знакомит учащихся с достопримечательностями Санкт-Петербурга, историей возведения Александровской колонны, а...

Интеллектуально - познавательная игра «Поле чудес». Тема: «Здоровая планета».

Расширять представления детей о связях человека и природы...

Познавательная игра «Пуговкомания» по швейному делу для учащихся 5 классов

Цель: активизация творческих способностей учащихся, поддержание интереса к предмету; совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе...