Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии.Методическая разработка урока по теме "Лишайники"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Костина Елена Павловна

методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Лишайники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lishayniki.doc99.5 КБ
Office presentation icon lishayniki.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии и биологии Е.П. Костина

Методическая разработка урока биологии

                                                                 по теме «Лишайники» (1 час)

                                                                                     Ведущая педагогическая методология:

                                                                                 реализация системно-деятельностного

                                                                           подхода в преподавании биологии

Тема урока:

Лишайники

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  • развитие умения использовать информационные ресурсы;
  • развитие логического мышления и навыков исследовательской деятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования – лишайниками,
  • сформировать понятие о лишайниках как симбиотических организмах,
  • показать особенность лишайников как индикаторов чистоты воздуха,
  • познакомить со строением, питанием, размножением лишайников,
  • научить умению узнавать лишайники в природе,
  • научить классифицировать лишайники по внешнему виду,
  • показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами, а также привить практические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников;
  • развивать экологическое мышление на основе изучения роли лишайников в природе, умение сравнивать с другими организмами.

Воспитательные:

  • эстетическое воспитание на основе изучения природы, воспитание экологического поведения в природе, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: познавательного интереса, наблюдательности, способности к самооценке;
  • воспитание совершенствования навыка совместной работы в коллективе

ХОД УРОКА

Содержание урока

Педагогические технологии, приёмы и методы

оборудование

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Введение в тему, информационный ввод учителя

Сегодня на уроке вы познакомитесь с удивительными организмами. Что это за организмы вы поймете сами, после того, как я прочту вам одну сказку. Я читаю, а вы внимательно слушаете и попробуйте определить о каких организмах идёт речь и тогда вы сами сможете сформулировать тему урока.

Слайд 1

Тема урока – Лишайники

Слайд 2

2. Новая тема

Начнём изучение лишайников со среды их обитания

Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли
Обломок от скалы, обнаружив свежий, не выветренный
Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под
Землей, везде на голой бесплодной поверхности,
Первым появляется лишайник, разлагая горную породу,
Превращая её в плодоносную почву. Он забирается.
Далее всех растений на север, выше всех в горы
Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;
Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли.
И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.

Отрывок из книги К. А. Тимирязева “Жизнь растений”

Проблемный вопрос :

почему лишайники встречаются во всех природных зонах? 

Слайд 3

Строение лишайников

В настоящее время насчитывают 26 тысяч видов лишайников. На доске представлено несколько видов.

Попробуйте распределить их на группы на основе  внешнего строения

Типы лишайников

накипные

листоватые

кустистые

Слайд 4

Внутреннее строение

Слайд 5

Как слова загадки связаны со строением лишайников?

Я смотрел кору на ветке,
Сквозь стекло точеное:
Там в ячейках белой сетки
Рыбки спят зеленые

Слайд 6

рассмотрим рисунок в учебнике и заполним таблицу        « Внутреннее строение лишайников»

Слой

Функции

Верхний корковый

Слой водорослей

Сердцевина

Нижний корковый

- Обсуждение таблицы

Слой

Функции

Верхний корковый

Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения

Слой водорослей

Образует органические вещества

Сердцевина

Проводит воздух к клеткам водорослей

Нижний корковый

Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения

Определение понятия «лишайники»

На основании строения, дайте определение – «лишайники»

Слайд 7

Образ жизни

Большинство лишайников ведут прикрепленный образ жизни. Но среди них есть и «кочующие» виды. Например,  аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах образует наносы.

Сообщение учащегося

Аспицилия  съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах, образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда. В ней говорится о том, что по бесплодной пустыне шли люди истощенные голодом и трудным переходом встретили на земле массу мелких сухих крупинок подгоняемых ветром. Ветер поднимал их к верху, и казалось, что они падают с неба: “Манна! Манна! С неба падает Манна!”. Изможденные люди стали есть эти крупинки и насытившись обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки и есть этот съедобный лишайник.

Слайд 8

Питание лишайников

Слайд 9

  • Какие типы питания вам известны?

(автотрофный и гетеротрофный)

  • Как вы думаете, лишайники – авто- или гетеротрофы?
  • Какие организмы составляют лишайник?

(гриб и водоросль)

  • Как питаются грибы?

(гетеротрофно)

  • Каков тип питания у водорослей?

(автотрофный)

  • Сделайте правильный вывод о типе питания лишайников

(автогетеротрофные организмы)

  • Водоросль, входящая в симбиотический организм лишайника, отделённая от гриба как вы думаете, может ли существовать самостоятельно?

(да, т.к. синтезирует органические вещества)

  • А гриб может отдельно существовать от водоросли? Почему?

(нет, т. к. он питается готовыми органическими веществами)

Размножение лишайников

Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения:

 -специальными органами – группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

-  мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба;

- просто отламывающимися кусочками слоевища;

- особые выросты содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой;

- гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения – спорами и вегетативно.

Слайды 10-14

Значение лишайников

Самостоятельная работа с текстом учебника – стр. 35-36

Слайд 15

Наш урок  подходит к концу. После занятий вы привычной дорогой пойдете домой. Посмотрите внимательно по сторонам. Теперь у вас появились новые знакомые. Не сдирайте их с коры деревьев, не топчите, не ворошите палкой. Вспомните, о том, какие усилия прилагают лишайники что бы выжить на планете, о том что они бесценный дар природы. И если вы после занятия стали с уважением относиться к лишайникам, не взирая на кажущееся внешнее безобразие, я буду считать, что одна из целей моей деятельности на уроке достигнута.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  Всем – стр. 28-33

 Задание на выбор:

составить кроссворд по теме «Лишайники»                           (оценка – «4»)

Подумайте и ответьте, почему лишайники называют “пионерами растительного покрова” ? Отчет представьте в интересной форме (в виде рисунков, стихов и т.д.)            (оценка – «5»)

Слайд 16

Дополнительные задания:

1. Почему лишайники Климент Тимирязев назвал первопроходцами?

2. Почему лишайники Климент Тимирязев назвал сфинксами?

3. Может показаться странным, но наиболее пострадавшей социальной группой после ядерных испытаний в Арктике оказались коренные народы севера – саамы, лапландцы, эскимосы, ненцы. Почему?

4. Лишайник ягель, или “олений мох”, в определенную пору года является основной пищей северных оленей. Ранее в тундре он покрывал огромные пространства. Почему же оленеводы, кочуя по тундре со стадами оленей, возвращаются на старые пастбища через годы, а то и десятилетия, в то время как пастухи овец, например, в горах возвращаются уже через год-два?

Примерные ответы на каждый вопрос таковы:

1. Лишайники поселяются там, где не выживет никакое другое растение. Это первопроходцы, пионеры растительности. Лишайники находили в Антарктиде на 86 градусе южной широты (показывают на карте) и на раскаленных камнях пустынь (в опытах они переносили 200-градусную жару. Они живут на таких малопригодных для жизни предметах, как застывшая вулканическая лава, кирпичи, бронзовые памятники, старинные пушки, фарфор, стекло. Эти организмы выделяют особые лишайниковые вещества, которые разъедают и разрушают горные породы, и тем самым создают почву для других растений. Наиболее неприхотливы накипные лишайники, напоминающие разноцветные корочки. Они настолько плотно врастают в скалы и горные породы, что их невозможно отделить, не повреждая. Некоторые лишайники продолжают фотосинтез при температуре до -35 градусов по Цельсию.

2. Сфинкс 1) в греческой мифологии крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив; задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, не получив ответа, пожирала их. Загадку сфинкса (''кто утром ходит на 4 ногах, в полдень на двух, вечером на трех'') разгадал Эдип (его ответ: ''человек – в детстве, зрелости и старости''); после чего сфинкс бросилась со скалы. 2) В Др. Египте статуя фантастического существа с телом льва и головой человека, реже животного.

Лишь во второй половине 19 века удалось ученым разгадать главную тайну лишайников. Открытие заключалось в том, что лишайник состоит из двух совершенно разных организмов: гриба и водоросли. Ученым давно было известно, что в лишайниках имеются какие-то зеленые шарики, оплетенными нитями, похожими на нити грибницы. Но никто не предполагал, что эти шарики могут жить сами по себе. В 1867 году русские ботаники Андрей Фоминцын и Осип Баранецкий проделали несложный опыт. Они размельчили лишайник и положили его в банку с водой. Вскоре грибные нити сгнили, а зеленые шарики спокойно продолжали жить и размножаться. Они оказались обыкновенными одноклеточными водорослями. В том же году немецкий ботаник Швенденер повторил этот опыт и сделал смелый вывод о том, что лишайник представляет собой симбиоз (совместная жизнь) гриба и водоросли. Гриб защищает водоросли от высыхания, а водоросли создают органические вещества в процессе фотосинтеза.

3. Так случилось потому, что основой рациона этих народов является оленина. А до 90% рациона оленей в зимнее время составляют лишайники. Лишайники – многолетние организмы, они покрывают большие площади и усваивают питательные вещества и микроэлементы из атмосферных выпадений, потому что не имеют корней. То есть, это идеальная система для сбора и концентрирования любых веществ, поступающих из атмосферы, в том числе и загрязнителей – тяжелых металлов и радионуклидов. Олени объедают лишайники с больших площадей, и радионуклиды накапливаются в них, а потом переходят в организм человека. Поэтому лишайники являются индикаторами чистоты воздуха). Особенно чувствительны лишайники к сернистому газу. При большом загрязнении первыми исчезают кустистые формы, затем листоватые, в последнюю очередь – накипные.

4. Ягель, или олений мох – группа лишайников рода Кладония:  Растет как в холодном, так и теплом климате, в хорошо осушаемой, открытой среде. В основном произрастает в альпийской тундре, обладает чрезвычайно высокой морозостойкостью. Имеет кустистое, сильно ветвистое слоевище.

Растет очень медленно: 3–5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий.

В течение долгих зимних месяцев эти лишайники – единственный корм северных оленей. Олени добывают лишайники из-под снега, разрывая его копытами. Хотя в лишайниках недостаточно белков, и поэтому летом оленям обязательно надо подкрепляться сочной травой, но без лишайников олени гибнут от кишечных болезней. Сохранять здоровье оленям помогают лишайниковые вещества.

Мотивационный этап урока: использование интригующего начала, определение темы урока

(тема урока формулируется по прочтении сказки)

Приложение 1

Ориентировочно- познавательный этап

Рассуждение после прочтения текста

Проблемный вопрос

Приложение 2

Анализ рисунка с целью выделения признаков, составление схемы

Беседа

Анализ рисунка, самостоятельное заполнение таблицы, беседа

Приложение 3

Самостоятельное формулирование определения на основании анализа строения лишайника, запись в тетрадь

Сообщение учащегося

Беседа

Анализ схем, записи в тетрадь

Самостоятельная работа с текстом учебника – стр. 35-36

Рефлексивно – оценочный этап урока

Запись домашнего задания

Приложение1

На краю соснового бора одиноко стоял Дуб. Его крона высоко уходила в небо и защищала выступающие кое-где на поверхность земли корни от палящего солнца. И было этому дереву хорошо и спокойно, но очень скучно.

И вот как-то раз Дуб увидел, что на его коре сидит маленькое существо.

- Ты кто? – спросил Дуб.

- Я -Гриб,- гордо ответил незнакомец.

- А где ты живешь?

- Пока нигде,- с грустью сказал Гриб.

Дуб задумался на секунду:

-А ты не причинишь мне вреда?

- О, нет! Я ведь не трутовик и не разрушаю древесины.

Услышав такой ответ, Дуб обрадовался и сразу предложил Грибу поселиться на его коре.

Так прошло несколько дней. Гриб очень удобно устроился на грубой, морщинистой коре.

И вот однажды на освещенной поверхности коры радом с собой Гриб увидел Водоросль. Она была так прекрасна, что он предложил ей жить вместе. Водоросль согласилась. Дуб тоже не был против этого. «Втроем нам будет веселее», - подумал он.

Водоросль и Гриб очень сдружились, что стали составлять как бы единое целое. Гриб оплел своими грибными нитями Водоросль и тем самым оберегал ее от пересыхания и перегрева. Он доставлял ей достаточное количество воды и растворенные в ней соли, которые поглощал из коры Дуба и из воздуха. Благодарная ему за это Водоросль снабжала Гриб пищей, ведь она могла производить ее на свету. А вместе они образовывали вещества, защищающие Дуб от трутовиков-разрушителей.

Так прошло несколько лет. Как-то днем их идиллию нарушили два человека, присевшие отдохнуть под Дубом. Люди разговаривали между собой, и один из них, показывая на Гриб и Водоросль, сказал своему спутнику: «Посмотри, какой великолепный организм!  Такие организмы  растут только там, где очень чистый воздух!»

Так Гриб и Водоросль поняли, что не только они чувствуют себя единым целым, но даже люди называют их одним словом.

- Что же это за организм?

Приложение 2

Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли
Обломок от скалы, обнаружив свежий, не выветренный
Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под
Землей, везде на голой бесплодной поверхности,
Первым появляется лишайник, разлагая горную породу,
Превращая её в плодоносную почву. Он забирается.
Далее всех растений на север, выше всех в горы
Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;
Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли.
И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.

Отрывок из книги К. А. Тимирязева “Жизнь растений”

Приложение 3

Слой

Функции

 Верхний корковый

Слой водорослей

Сердцевина

Нижний корковый


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании информатики.

Задачей учителя на уроках информатики является формирование у   ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит об...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

"Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики"

При  системно-деятельностном подходе к обучению у детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания, а уровневая организация учебной де...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании через использование инновационного интерактивного УМК по биологии «Навигатор».

В основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент.  Формирование и развитие личност...