Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Костина Елена Павловна

методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antitsipatsiya.doc32 КБ
Microsoft Office document icon vodorosli.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc146 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya.doc166 КБ
Office presentation icon nizshie_rasteniya_-_vodorosli.ppt135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

До изучения темы прочитай утверждения и отметьте слева, насколько вы с ними согласен/не согласен

V – согласен частично                    VV – согласен полностью                            ~ - не согласен                           – абсолютно не согласен

До изучения темы                                                                                                                                                                       После  изучения темы 

знак

Тело водорослей называется талломом или слоевищем

Знак                        

Почему?

Почему?

Водоросли подразделяют на отделы в зависимости от преобладания пигментов

Почему?

Почему?

знак

Саргассово море получило своё название от названия водоросли

знак

Почему?

Почему?

знак

Некоторые водоросли могут питаться гетеротрофно

знак

Почему?

Почему?

знак

При ухудшении условий водоросли размножаются половым путём

знак

Почему?

Почему?



Предварительный просмотр:

Учитель химии и биологии ГБОУ СОШ № 544

Костина Елена Павловна

Методическая разработка урока биологии

                                         по теме «Низшие растения»

                       

Тема урока:

Группа отделов Водоросли

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  • развитие логического мышления и навыков исследовательской деятельности

Задачи урока:

Образовательные:

  • выяснить особенности внешнего строения водорослей;
  • показать особенности клеточного строения водорослей;
  • раскрыть особенности размножения и развития водорослей;
  • показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека;
  • дать представление о систематике водорослей;
  • сформировать умение вести научный диалог;
  • совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками

Развивающие:

  • продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать;
  • развивать экологическое мышление на основе изучения роли водорослей в природе, умение сравнивать с другими организмами;
  • развитие предметно-речевых навыков

Воспитательные:

  • эстетическое воспитание на основе изучения природы, воспитание экологического поведения в природе, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: познавательного интереса, наблюдательности, способности к самооценке;
  • воспитание совершенствования навыка совместной работы в коллективе

ХОД УРОКА

Содержание урока

Педагогические технологии, приёмы и методы

оборудование

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Введение в тему, информационный ввод учителя

  Сегодня на уроке вы познакомитесь с Низшими растениями – Водорослями.

  До изучения темы вам необходимо дать свою оценку утверждениям и обосновать свой ответ (слева листа)

Слайд 1

  1. Работа по технологической карте
  • Разделение водорослей на отделы
  • Размеры и формы водорослей
  • Строение клетки водоросли
  • Строение водорослей
  • Питание водорослей
  • Размножение водорослей
  • Жизненный цикл водоросли ульвы
  • Значение водорослей

  • Работа по технологической карте
  • Антиципация (после изучения темы)

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Индивидуальные упражнения

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

стр. 40-44, рабочая карта

подготовиться к перекрёстному опросу

Слайд 2

Мотивационный этап урока

Антиципация

(работа в паре)

Приложение 1

Ориентировочно- познавательный этап

Технологическая карта

Приложение 2

Рефлексивно – оценочный этап

Вопросы, кроссворды, тесты



Предварительный просмотр:

Группа отделов Водоросли

Водоросли – древнейшие представители растительного мира: они возникли более 900 млн. лет назад. Общее число видов водорослей составляет более 20 тыс.

Размеры и строение водорослей (заполнить таблицу)

Название водоросли

Рисунок

Форма организма

Хламидомонада

?

?

Вольвокс

Колониальная форма (до сотен клеток)

?

Саргассум

?

Деление водорослей на отделы

Как вы думаете, какие признаки лежат в основе классификации водорослей?

________________________________________________________________________________

                                        

Клетка водоросли

Вставьте  пропущенные слова (вспомните основные признаки растений)

Клетка окружена стенкой, состоящей из ____________________. Внутри клетка заполнена __________________________. Одна крупная или несколько мелких вакуолей заполнены __________________________  ________. В клетке находится одно или несколько _________ и хроматофор, содержащий _______________, которые придают окраску водоросли.

Строение водорослей

Выберите ответ: ризоиды

                                слоевище

Выберите ответ: ризоиды

                                таллом

Питание водорослей

авто… + греч. trophē пища

?

причина:

?

греч. heteros другой + trophē пища

?

?

Размножение водорослей

1.Вегетативное размножение (подписать способы вегетативного размножения)

хламидомонада

спирогира

вольвокс

?

?

?

2. ?_______________________ размножение

3. Половое размножение (при ухудшении условий существования)

1-

2-

3-

4-

5-

6-

Используя термины:

  • Взрослая хламидомонада
  • Зигота (образуется в результате слияния гамет)
  • Гаметы (половые клетки)
  • Делящаяся хламидомонада
  • Делящаяся зигота
  • Маленькая хламидомонада

подпишите цифры 1 - 6 на рисунке

Жизненный цикл водоросли

стр.43

выписать термины, дать им определение

Значение водорослей        

Выписать, используя текст учебника стр. 43 - 44



Предварительный просмотр:

1. Общая характеристика водорослей.

1.1. Водоросли – древнейшие представители царства ___________________________.

1. 2. Общее число видов составляет около_____________________________________.

1. 3. Наиболее важный признак водорослей____________________ настоящих тканей и органов: корней,стеблей, листьев. Поэтому их относят к низшим растениям.

1. 4. Тело водорослей называется ________________ или______________________.

1. 5. Водоросли могут быть одноклеточными, ________________________ и _________
________________________.

1. 6. В клетках водорослей имеется зелёный пигмент _________________, поэтому по способу питания водоросли _____________________________.

1. 7 . Размножаются водоросли _____________________ и_______________ путём.

1. 8. Широко распространены в природе. Обитают в__________________ и _________
_____________________ водоёмах. А также на влажных субстратах: на ___________,
коре деревьев, на ____________________.

1. 9. Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов водоросли делят на на отделы: ____________________, ___________________, _____________________.

1.10. Имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу __________.

Имеют промысловое значение в жизни человека, являясь __________________
для медицинской, пищевой и химической промышленности.

2. ВЫВОД

2.1. Водоросли – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Общая характеристика водорослей.

1.1. Водоросли – древнейшие представители царства ___________________________.

1. 2. Общее число видов составляет около_____________________________________.

1. 3. Наиболее важный признак водорослей____________________ настоящих тканей и органов: корней,стеблей, листьев. Поэтому их относят к низшим растениям.

1. 4. Тело водорослей называется ________________ или______________________.

1. 5. Водоросли могут быть одноклеточными, ________________________ и _________
________________________.

1. 6. В клетках водорослей имеется зелёный пигмент _________________, поэтому по способу питания водоросли _____________________________.

1. 7 . Размножаются водоросли _____________________ и_______________ путём.

1. 8. Широко распространены в природе. Обитают в__________________ и _________
_____________________ водоёмах. А также на влажных субстратах: на ___________,
коре деревьев, на ____________________.

1. 9. Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов водоросли делят на на отделы: ____________________, ___________________, _____________________.

1.10. Имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу __________.

Имеют промысловое значение в жизни человека, являясь __________________
для медицинской, пищевой и химической промышленности.

2. ВЫВОД

2.1. Водоросли – это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По вертикали.

1. Светочувствительное тельце у некоторых одноклеточных водорослей.

2. Другое название красных водорослей.

3. Тело многоклеточной водоросли.

4. Нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде спирали.

По горизонтали

5. Нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде полукольца.

6. Образования внутри клеток водорослей, содержащие хлорофилл и выполняющие функцию фотосинтеза.

7. Орган прикрепления водоросли к грунту.

8. Органоиды передвижения некоторых одноклеточных водорослей.

9. Одноклеточная водоросль, имеющая два жгутика и глазок.

10. Бурая морская водоросль, используемая в пищу и содержащая много йода.

По вертикали.

1. Светочувствительное тельце у некоторых одноклеточных водорослей.

2. Другое название красных водорослей.

3. Тело многоклеточной водоросли.

4. Нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде спирали.

По горизонтали

5. Нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде полукольца.

6. Образования внутри клеток водорослей, содержащие хлорофилл и выполняющие функцию фотосинтеза.

7. Орган прикрепления водоросли к грунту.

8. Органоиды передвижения некоторых одноклеточных водорослей.

9. Одноклеточная водоросль, имеющая два жгутика и глазок.

10. Бурая морская водоросль, используемая в пищу и содержащая много йода.

По вертикали:        

 1. Одноклеточная зеленая водоросль.2. Часть клетки, придающая окраску водоросли.3. Основная среда обитания водорослей.4. Образование, позволяющее водоросли переживать неблагоприятные условия.5. Светочувствительный элемент клетки.6. Образование, обеспечивающее движение у одноклеточных водорослей.

По горизонтали:       

7. Клетка, участвующая в половом размножении.8. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток.

По вертикали:        

 1. Одноклеточная зеленая водоросль.2. Часть клетки, придающая окраску водоросли.3. Основная среда обитания водорослей.4. Образование, позволяющее водоросли переживать неблагоприятные условия.5. Светочувствительный элемент клетки.6. Образование, обеспечивающее движение у одноклеточных водорослей.

По горизонтали:       

 7. Клетка, участвующая в половом размножении.8. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток.

По вертикали:        

 1. Одноклеточная зеленая водоросль.2. Часть клетки, придающая окраску водоросли.3. Основная среда обитания водорослей.4. Образование, позволяющее водоросли переживать неблагоприятные условия.5. Светочувствительный элемент клетки.6. Образование, обеспечивающее движение у одноклеточных водорослей.

По горизонтали:       

 7. Клетка, участвующая в половом размножении.8. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток.

По вертикали:          

1. Одноклеточная зеленая водоросль.2. Часть клетки, придающая окраску водоросли.3. Основная среда обитания водорослей.4. Образование, позволяющее водоросли переживать неблагоприятные условия.5. Светочувствительный элемент клетки.6. Образование, обеспечивающее движение у одноклеточных водорослей.

По горизонтали:       

7. Клетка, участвующая в половом размножении.8. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток.

Кроссворд Водоросли.

1. половая клетка                                                          2. не расчлененное на ткани и органы тело водоросли                                                                      3. органоид в клетках водорослей, содержащий фотосинтезирующие пигменты                                  4. свободноплавающая одноклеточная зеленая водоросль                                                                      5. оплодотворенная яйцеклетка                                  6. специальные клетки для бесполого размножения, способные к передвижению                                        7. растение, образующее споры                                  8. выросты слоевища водорослей, напоминающие корни                                                                              9. водоросли по способу питания                                           10. растение, образующее гаметы

Кроссворд Водоросли.

1. половая клетка                                                          2. не расчлененное на ткани и органы тело водоросли                                                                      3. органоид в клетках водорослей, содержащий фотосинтезирующие пигменты                                  4. свободноплавающая одноклеточная зеленая водоросль                                                                      5. оплодотворенная яйцеклетка                                  6. специальные клетки для бесполого размножения, способные к передвижению                                        7. растение, образующее споры                                  8. выросты слоевища водорослей, напоминающие корни                                                                              9. водоросли по способу питания                                           10. растение, образующее гаметы

Кроссворд Водоросли.  

1. половая клетка                                                          2. не расчлененное на ткани и органы тело водоросли                                                                      3. органоид в клетках водорослей, содержащий фотосинтезирующие пигменты                                  4. свободноплавающая одноклеточная зеленая водоросль                                                                      5. оплодотворенная яйцеклетка                                  6. специальные клетки для бесполого размножения, способные к передвижению                                        7. растение, образующее споры                                  8. выросты слоевища водорослей, напоминающие корни                                                                              9. водоросли по способу питания                                           10. растение, образующее гаметы

Кроссворд Водоросли.

1. половая клетка                                                          2. не расчлененное на ткани и органы тело водоросли                                                                      3. органоид в клетках водорослей, содержащий фотосинтезирующие пигменты                                  4. свободноплавающая одноклеточная зеленая водоросль                                                                      5. оплодотворенная яйцеклетка                                  6. специальные клетки для бесполого размножения, способные к передвижению                                        7. растение, образующее споры                                  8. выросты слоевища водорослей, напоминающие корни                                                                              9. водоросли по способу питания                                           10. растение, образующее гаметы

По вертикали:

1. Одноклеточная зеленая водоросль.

2. Часть клетки, придающая окраску водоросли.

3. Основная среда обитания водорослей.

4. Образование, позволяющее водоросли переживать неблагоприятные условия.

5. Светочувствительный элемент клетки.

6. Образование, обеспечивающее движение у одноклеточных водорослей.

По горизонтали:

7. Клетка, участвующая в половом размножении.

8. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток.

Ответы: 1. Хлорелла. 2. Хроматофор. 3. Вода. 4. Циста. 5. Глазок. 6. Жгутик. 7. Гамета. 8. Зигота.

Кроссворд Водоросли.

1. половая клетка

2. не расчлененное на ткани и органы тело водоросли

3. органоид в клетках водорослей, содержащий фотосинтезирующие пигменты

4. свободноплавающая одноклеточная зеленая водоросль

5. оплодотворенная яйцеклетка

6. специальные клетки для бесполого размножения, способные к передвижению

7. растение, образующее споры

8. выросты слоевища водорослей, напоминающие корни

9. водоросли по способу питания

10. растение, образующее гаметы

------------------------------------------------

1. гамета

2. таллом

3. хроматофор

4. хлорелла

5. зигота

6. зооспора

7. спорофит

8. ризоиды

9. автотрофы

10. гаметофит

7 класс

Проверочная работа « Отдел Водоросли «

Вариант 1.

1.У водорослей в отличие от других растений:

а) тело имеет неклеточное строение.

б) тело состоит из одной клетки.

в) отсутствуют ткани и органы.

г) имеются четко дифференцированные ткани.

2. Ризоиды водорослей служат для:

а) дыхания.

б) вегетативного размножения.

в) прикрепления к субстрату.

г) фотосинтеза.

3. По строению тела водоросли подразделяются на:

а) нитчатые и пластинчатые.

б) ветвистые и кустистые.

в) зеленые, бурые, красные.

г) нитчатые, пластинчатые, ветвистые и кустистые.

4. Хроматофор у водорослей представляет собой:

а) оболочку таллома.

б) хлоропласт.

в) орган размножения.

г) листовую пластинку.

5. Разнообразие окраски водорослей обусловлено:

а) приспособлением к поглощению света с разной длиной волны.

б) привлечением животных.

в) маскировкой.

г) особенностями размножения.

6. Зеленые водоросли обитают:

а) только в морях.

б) только в пресных водоемах.

в) в морях и пресных водоемах.

г) вне воды во влажных местах.

7. К бурым водорослям относится:

а) хлорелла.

б) спирогира.

в) порфира.

г) ламинария.

8. Для водорослей характерно размножение:

а) половое.

б) бесполое участками слоевища.

в) бесполое и половое.

9. В природе водоросли:

а) являются начальным звеном в цепях питания.

б) создают среду жизни для водных организмов ( кислород. корм ).

в) играют роль в обогащении атмосферы кислородом.

г) все ответы верны.

10. Ага-агар, использующийся в пищевой промышленности при производстве мармелада, получают из водорослей:

а) красных.

б) зеленых.

в) бурых.

г) синезеленых.

7 класс

Проверочная работа « Отдел Водоросли «

Вариант 2.

  1. В строении тела водорослей отсутствуют:

а) стебли.

б) листья.

в) корни.

г) стебли, листья, корни.

2. Тело или слоевище водорослей иначе называется:

а) пиреноид.

б) таллом.

в) хроматофор.

г) целом.

3. Хлорофилл в клетках водорослей содержится в:

а) цитоплазме.

б) эндоплазматической сети.

в) митохондриях.

г) хроматофоре.

4. Водоросль, имеющая спиралевидный хроматофор, - это:

а) ламинария.

б) спирогира.

в) улотрикс.

г) хлорелла.

5. По окраски слоевища водоросли подрозделяются на:

а) синие и зеленые.

б) красные и желтые.

в) синие и багряные.

г) зеленые, красные, бурые.

6. Многоклеточной зеленой водорослью является:

а) хлорелла.

б) спирогира.

в) порфира.

г) ламинария.

7. На большой глубине в морях обитает:.

а) ламинария.

б) спирогира.

в) улотрикс.

г) хлорелла.

8. Водоросль, для которой свойствен половой процесс конъюгация, - это:

а) хлорелла.

б) порфира.

в) спирогира.

г) ламинария.

9. Тина в стоячих водоемах, представляющая собой скопление особей водоросли:

а)ламинарии.

б) порфиры.

в) спирогиры.

г) улотрикса.

10. Человеком водоросли используются как:

а) пища.

б) удобрение.

в) сырье для получения йода, брома, агар–агара.

г) все ответы верны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ Тело водорослей называется талломом или слоевищем Водоросли подразделяют на отделы в зависимости от преобладания пигментов Саргассово море получило своё название от названия водоросли Некоторые водоросли могут питаться гетеротрофно При ухудшении условий водоросли размножаются половым путём

Слайд 2

Водоросли – древнейшие представители растительного мира: они возникли более 900 млн. лет назад. Общее число видов водорослей составляет более 20 тыс. Размеры и строение водорослей (заполнить таблицу) Название водоросли Рисунок Форма организма Хламидомонада ? ? Вольвокс Колониальная форма (до сотен клеток) ? Саргассум ?

Слайд 3

Деление водорослей на отделы Как вы думаете, какие признаки лежат в основе классификации водорослей? __________________________________________________________

Слайд 4

Клетка водоросли Вставьте пропущенные слова (вспомните основные признаки растений) Клетка окружена стенкой, состоящей из ____________________. Внутри клетка заполнена __________________________. Одна крупная или несколько мелких вакуолей заполнены __________________________ ________. В клетке находится одно или несколько _________ и хроматофор, содержащий _______________, которые придают окраску водоросли.

Слайд 5

Строение водорослей Выберите ответ : ризоиды слоевище Выберите ответ : ризоиды таллом

Слайд 6

Питание водорослей авто… + греч. trophē пища ? причина: ? греч. heteros другой + trophē пища ? ?

Слайд 7

Размножение водорослей 1.Вегетативное размножение (подписать способы вегетативного размножения ) хламидомонада спирогира вольвокс

Слайд 8

2. ?_______________________ размножение

Слайд 9

3. Половое размножение (при ухудшении условий существования ) Используя термины: Взрослая хламидомонада Зигота (образуется в результате слияния гамет) Гаметы (половые клетки) Делящаяся хламидомонада Делящаяся зигота Маленькая хламидомонада подпишите цифры 1 - 6 на рисунке

Слайд 10

Жизненный цикл водоросли стр.43 выписать термины, дать им определение

Слайд 11

Значение водорослей Выписать, используя текст учебника стр. 43 - 44

Слайд 12

1. Общая характеристика водорослей. 1.1. Водоросли – древнейшие представители царства ___________________________. 1. 2. Общее число видов составляет около_____________________________________. 1. 3. Наиболее важный признак водорослей____________________ настоящих тканей и органов: корней,стеблей, листьев. Поэтому их относят к низшим растениям. 1. 4. Тело водорослей называется ________________ или______________________. 1. 5. Водоросли могут быть одноклеточными, ________________________ и _________ ________________________. 1. 6. В клетках водорослей имеется зелёный пигмент _________________, поэтому по способу питания водоросли _____________________________. 1. 7 . Размножаются водоросли _____________________ и_______________ путём. 1. 8. Широко распространены в природе. Обитают в__________________ и _________ _____________________ водоёмах. А также на влажных субстратах: на ___________, коре деревьев, на ____________________. 1. 9. Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов водоросли делят на на отделы: ____________________, ___________________, _____________________. 1.10. Имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу __________. Имеют промысловое значение в жизни человека, являясь __________________ для медицинской, пищевой и химической промышленности. 2. ВЫВОД 2.1. Водоросли – это _______________________________________________ _______________________________________________________________

Слайд 13

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ стр. 40-44, рабочая карта урока подготовиться к перекрёстному опросу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

Содержание………………………………………………………………..............2Введение…………………………………………………………………………..31.     УУД………………………………………………………………………....42.     УМК……………………………….…………………...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании через использование инновационного интерактивного УМК по биологии «Навигатор».

В основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент.  Формирование и развитие личност...

«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время  активно внедряется введение в школу Федеральных государственных стандартов нового покол...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии с применением информационно-компьютерных технологий

Применение системно-деятельностного подхода в обучении предполагает самостоятельную деятельность каждого учащегося. Главной задачей учителя становится управление  познавательной деятельностью уча...